Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 4 страница




• В доме живут

• старые люди, только один человек – депрессия или субдепрессия; чувство одиночества;

• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей.

РИСУНОК ДЕРЕВА

• Экзотические породы (пальма, эвкалипт...) – демонстративность.

• Засохшее, сломанное (срубленное), без листьев – сниженное настроение, депрессия.

• Преобладание корней – ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей.

• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы (например, у беженцев).

• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье.

• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами.

• Подробное изображение коры, заштрихованный ствол – боязнь агрессии, потребность в защите; иногда соматические (чаще – психосоматические) заболевания; ипохондрия.

• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма;

• подчеркнутое – соматические (чаще – психосоматические) заболевания;

• в дупле птица (белка) – потребность в защите и уюте.

• Ветви

• Расходятся в стороны – экстраверт - ность.

• Закрыты линией кроны – скрытность.

• Подробно структурированы – упорядоченное общение; склонность к детальному планированию действий.

• Не структурированы – случайные контакты; импульсивность, отсутствие планирования действий.

• Оканчиваются остриями – агрессивность.

• Направлены вверх – активность.

• Опущены вниз (как у плакучей ивы) – астения; депрессия или субдепрессия.

• Обрублены или обломаны – депрессия; психотравма.

• Крона

• отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив;

* узкая – интровертность;

* большая, подробно проработанная – хорошо развито планирование;

* большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование.

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

* Положительная оценка своих результатов – демонстративность; гиперкомпенсация сниженной самооценки.

* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность; завышенный уровень притязаний.

* Автобиографические высказывания - экстравертность; вербализм; гиперактивность.

* «Люблю такие занятия...» – демонстративность, направленность на сотрудничество.

* «Не люблю такие занятия...» – негативизм; тревожность.

* Уточнения инструкции – тревожность; перфекционизм.

* Интерес к оценке проверяющего – тревожность; демонстративность.

* Попытки отказа от выполнения задания; мотивировка

* неспособность к данной деятельности – тревожность, тенденция к уходу от трудностей; сниженная самооценка;

* «не люблю», «надоело», «скучно» – низкая социализированность; негативизм;

* усталость – астения; стремление уйти от обследования;

* отказ без мотивировки – трудности в общении.

ТЕМП РАБОТЫ

* Высокий – высокий уровень активности.

* Сверхвысокий – импульсивность; гиперактивность; иногда негативизм.

* Сниженный – пассивность; астения; депрессия или субдепрессия; ригидность; тревожность.

* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность.

ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессия (агрессивность) – стремление причинить вред окружающим. Вербальная агрессия – склонность ругаться, грубить, делать замечания и т. п. Защитная агрессия – агрессия, вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих.

Невротическая агрессия – агрессия, вызванная общим неблагоприятным самоощущением.

Адаптация – приспособление к новым условиям.

Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе.

Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.

Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам.

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее до степени патологии.

Амбивалентность – двойственность, сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т. п.).

Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка.

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание.

Астения, астеническое состояние – нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость. Астеничность – склонность к возникновению астении.

Аутизм – тяжелое психическое отклонение, характеризующееся грубыми нарушениями общения.

Аутизация – ослабление контактов с окружающими.

Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей.

Вытеснение – один из механизмов психологической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний.

Вязкость – см. Ригидность.

Гиперактивность (двигательная растор - моженность) – пограничное нервно - психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.

Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.

Гиперконтроль – см. Тревожный гиперконтроль.

Гиперопека – система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.

Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям.

Гипертимный тип – психотип, характеризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительностью, слабым самоконтролем. Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип.

Гипомания, гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (приподнятое, возбужденное состояние).

Двигательная расторможенность – см.

Гиперактивность. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, не соответствующее социальным нормам.

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип – психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности.

Депрессия, депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности.

Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии.

Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции. Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость).

Диагностика (психологическая) – выявление психологических особенностей человека.

Дисфория – мрачная раздражительность.

Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.

Жизненная сфера – определенная сторона жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школьная, сфера межличностного общения, интимная).

Задержка психического развития (ЗПР) - см. Нарушение обучаемости. Защитное фантазирование – см. Ком ■ пенсаторное фантазирование. Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий. Интровертность – замкнутость, высокая избирательность в общении. Интровертный тип – психотип, характеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склонностью к умозрительным построениям. Инфантилизм – незрелость, «детскость». Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физиологическим признакам. Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье.

Истерия – психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических (телесных) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин. Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний. Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией.

Когнитивные (познавательные) процессы – психические процессы, направленные на познание окружающего мира (восприятие, мышление, память, внимание).

Компенсаторное (защитное) фантазирование – один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания.

Компенсация – выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.

Конформность – стремление быть «таким как все».

Личностные особенности – устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.

Нарушение обучаемости (задержка психического развития, ЗПР) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций.

Невроз, невротическое состояние – пограничное психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности деятельности, эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.

Негативизм – противодействие требованиям.

Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.

Олигофрения – см. Умственная отсталость.

Организация действий – навыки построения своей работы: ее планирование, проверка и др.

Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др.

Паранойяльность – подозрительное, настороженное отношение к окружающим.

Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния.

Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.

Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.

Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения, необходимого ребенку с отклонениями в развитии.

Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно.

Пограничные состояния – отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.

Познавательные процессы – см. Когнитивные процессы.

Проекция – один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.

Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер) – сильно повышенная тревожность, недостаток уверенности в себе, выраженная ас - теничность.

Психоз, психотическое состояние – психическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т. п.).

Психологическая защита – механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов.

Психологическое состояние – особенности человека, существенно меняющиеся со временем.

Психомоторный тонус – напряжение мышц, связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением.

Психопатия – патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию.

Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность, нарушение социальных норм.

Психосоматические заболевания – телесные болезни, вызванные психологическими причинами.

Психотип – общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с людьми и с миром. Рационализация – один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.

Резонерство – склонность к рассуждениям, не относящимся к выполняемой деятельности.

Ригидность (вязкость) – склонность по -, долгу застревать на каких - либо переживаниях.

Ригидный тип – психотип, характеризующийся высоким уровнем активности, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.

Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением. Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам.

Сензитивный тип – психотип, характеризующийся высокой чувствительностью, астеничностью и тревожностью.

Соматические заболевания – телесные (не нервные и не психические) заболевания. Социализированность – владение социальными нормами.

Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам, нарушение их иерархизации. Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса. Субдепрессия – снижение настроения, не

доходящее до уровня депрессии. Тик – непроизвольное подергивание мышц.

Тревога – беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности.

Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи. Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизированных действий.

Тревожно - мнительный характер – см. Психастеническая акцентуация.

Умственная отсталость (олигофрения) – общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.

Уровень притязаний – степень успешности, на которую человек претендует; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой.

Фобия – навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др.

Фрустрация – неудовлетворенность потребности.

Шизоидная акцентуация – интроверт - ность, трудности в общении, преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной.

Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам.

Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний.

Эмоциональная напряженность – возбуждение, ощущение, что необходимо срочно что - то сделать, но неясно, что именно.

Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность, повышенная готовность к действию.

Энурез – недержание мочи.

Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных