Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение самооценки ученика




 

Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.

Т. Манн

Методические рекомендации:

1. Познакомьтесь до занятия в школе и подготовьтесь к проведению методик «Лесенка» и «Нарисуй себя» (Методика изложена по:

Прихожан А.М. «Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет» Детский практический психолог, Июль. 1995г)

2. Фронтально дети выполняют задания к методике «Нарисуй себя». Для выполнения задания детям даются шесть карандашей разного цвета. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист бумаги. Первая страница остается чистой. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой перед ребенком вертикально, наверху написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребенку соответственно: «Плохой мальчик \ девочка.», «Хороший мальчик \ девочка». «Я», Предложите детям вначале выбрать карандаши, которыми они будут рисовать, причём себя ребёнок может изображать всеми карандашами,

Фиксируйте ход выполнения задания наблюдаемым вами ребенком. Вмешиваться допустимо лишь при нарушении инструкций. После завершения всей работы побеседуйте с ребенком о том, что понравилось рисовать больше всего, а что - меньше. Что можно рассказать о каждом рисунке? Кто ему больше нравится? Почему? Каким ребенком он хотел нарисовать себя?

 

3.Предложите детям игру «Это волшебная лесенка. На самой высокой ступеньке нарисован человек – он самый счастливый. На самой нижней ступеньке человек – он самый несчастный. Где ты? Поставь «Я». На какую ступеньку тебя поставят мама, папа, учительница?». Можно предложить «Лесенку ума».

Обработка результатов:

Считается нормой, если ребенок младшего школьного возраста ставит себя посередине и чуть выше середины лестницы. Если ребенок ставит на нижних ступеньках, то это говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Для более глубокого анализа полученных результатов познакомьтесь с методикой Щур В.Г. «Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей» («Психология личности: теория и эксперимент» пр. Давыдова В.В., М., 1982г.)

 

4.Уточните у учителя, насколько точны ваши предложения по поводу сложившейся самооценки ученика.

 

5.Продумайте возможные пути коррекции самооценки (в случае необходимости).

 

 

 

 

 

 

Диагностика особенностей «Я - образа»

Методические рекомендации:

I. Цель: выявление отношения ребенка к себе.

Стимульный материал: 8 кругов.

 

 

Инструкция: «Где ты? Поставь точку «Я».

Анализ результатов. Чем левее ребенок ставит точку «Я», тем лучше он к себе относится. Норма для младшего школьника — 3—4 круг.

2. Цель: выявление на кого ребенок ориентируется в своем «Я-образе».

Стимульный материал:

В кружочки в левой колонке вписать: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра (брат)» «учитель», «друзья» и др.

Ход проведения: ребенок должен поставить точку «Я» в каждом ряду.

Анализ результатов. Норма — младший школьник (7 лет) ориентируется на учителя, школьник 6 лет ориентируется на маму. Ученик 2-3 класса — на друзей.

3. Цель: Определить, насколько ребенок чувствует себя частью общества.

Стимульный материал:

 


Инструкция: «Где ты? Поставь точку «Я».

Ход проведения. Ребенку не указывают, куда нужно по­ставить точку. Анализ результатов: наиболее благоприят­ный результат, если точка стоит посередине треугольни­ка. Чем дальше от треугольника, тем больше вероятность того, что ребенок ощущает свою ненужность. Норма для первоклассника — ближе к родителям или к учителю.

4. «Подковка»

Цель: Определить, чье влияние над собой признает ребенок.

Стимульный материал:

Я

 

Ход проведения: ребенка просят написать, в каком кру­жочке мама, папа, учитель, сестра, брат, друг, собака и т.д.; в зависимости от того, сколько человек в семье, ко­личество кружочков может быть разным.

Анализ результатов: обычно над собой ребенок распо­лагает тех, чье влияние признает, внизу — кем он сам командует.

5. Цель: определение эгоцентризма, насколько ребенок важен для самого себя.

Стимульный материал: круг диаметром 4 см

 

Инструкция: поставь точку «Я» внутри круга.

Анализ результатов. Чем ближе к центру поставлена точка, тем выше эгоцентризм. Младшие школьники — точка не должна быть в самом центре.

6. Цель: определение «Я-образа», т.е. каким образом ре­бенок себя воспринимает (простым, сложным).

Стимульный материал: 8—10 фигур, различных по степени сложности:

Инструкция: «Поставь точку «Я» в одной из этих фигур».

Анализ результатов: чем более сложную фигуру выбирает ребенок, тем более интересным он себе кажется. Норма для младших школьников — одна из средних фигур.

7. Цель: определение того, как ребенок осознает себя: «Я — как все» или «Я — другой».

Стимульный рисунок:

 

Инструкция: поставь точку «Я» в одном из нижних кружочков.

Анализ результатов: если точка ставится в кружочке, закрашенном, как все остальные, то «Я — как все», если точка ставится в кружочке, отличающемся от остальных, то «Я — другой».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных