Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






и прекращения применения принудительных мер медицинского характера




В ходе применения принудительных мер медицинского характера, учитывая цели их применения, может изменяться психическое состояние лиц, подвергнутых этим мерам. В интересах соблюдения прав этих категорий лиц, названных в ч. 1 ст. 97 УК, исходя из факта невозможности прогнозирования времени, достаточного для излечения или улучшения их психического состояния, уголовное законодательство регламентирует вопросы продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК). Принципиальными в этом вопросе следует считать положения закона о том, что только суд принимает решение о продлении [18], изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 102 УК), а также осуществление регулярного комиссионного освидетельствования лиц, находящихся на принудительном лечении, что позволяет не только решать, но и осуществлять судебный контроль за ходом применения этих мер [19]. Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров, которая проводит такие освидетельствования не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. В УК Федеральным законом от 20.03.2001 внесены изменения, касающиеся положения о том, что освидетельствование может осуществляться и вне зависимости от установленных в законе сроков, с учетом психического состояния лица, по инициативе лечащего врача, по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника через администрацию учреждения. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц.

Представление в суд заключения комиссии врачей-психиатров осуществляет администрация стационара.

Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд по истечении 6 месяцев после его начала, а в дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу, а заключение о необходимости продления этих мер направляется в суд один раз в год.

Суд продляет принудительные меры медицинского характера при отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 102 УК), иными словами, врачи-психиатры в заключение должны прийти к выводу об отсутствии существенных изменений либо отсутствии данных о стойкости состояния больного и учесть это состояние с точки зрения опасности для него и других лиц. Изменение принудительных мер медицинского характера может произойти как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более жесткому его виду. Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы не только отпала необходимость в применении ранее назначенной меры, но и возникла необходимость в


назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК). Имеются в виду основания применения различных видов принудительного медицинского характера, раскрытых в ст. 100, 101 УК. Практика показывает, что улучшение психического состояния психически больного позволяет врачам-психиатрам в заключение ставить вопрос о переводе этого лица из стационара специализированного типа в стационар общего типа, а возможно, и использование перехода к амбулаторному принудительному наблюдению и лечению; а при ухудшении психического состояния — наоборот [20].

Основанием для прекращения применения принудительных мер является либо выздоровление лица, либо такое изменение его психического состояния, при котором отпадает его общественная опасность, а следовательно, отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры. Наиболее ярким показателем прекращения применения принудительного лечения является выздоровление, хотя чаще психиатры имеют дело с улучшением клинического состояния, а нередко его ухудшением, но результатом является уменьшение опасности этих лиц. В случае если эти изменения расцениваются как достаточно стойкие, есть основания ставить вопрос перед судом об отмене принудительных мер [21]. Суд может передать органам здравоохранения необходимые материалы в отношении этих лиц для дальнейшего лечения или направления в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

[I] См.: Протченко Б.А. Принудительные меры медицинского характера по советскому уголовному
праву. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. С. 15.

[2] См.: Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве. М., 2000. С. 6; Батанов А.Н., Друзин А.И., Рагулина А.В., Чучаев А.И. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России. Ульяновск, 2002. С. 69.

[3] См.: Закон РФ от 02.07.92 № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» — ч. 4 и 5 ст. 11 // ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

[4] См.: Комментарий к УК РФ /Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 240; Курс уголовного права. Общая часть. Учебник для вузов. Т. 2 / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.,1999. С. 325.

[5] БВС РФ. 1997. № 10. С. 8.

[6] Обоснованным можно признать предложение о дополнении критериев невменяемости еще одним — временным, раскрывающим, что именно во время совершения общественно опасного деяния у лица имелись отклонения в психике, не позволяющие ему правильно оценивать свое поведение (это прямо вытекает из смысла ст. 21 УК) (см.: Батанов А.Н., Друзин А.И., Рагулина А.В., Чучаев А.И. Указ. соч. С. 17).

[7] См., например: Иванов Н.Г. Аномальный субъект преступления. М., 1998. С. 161, 162.

[8] См.: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. С. 35.

[9] Расширение в уголовном законе категорий лиц, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера за счет лиц, совершивших преступления и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, как показывает анализ судебной практики, свидетельствует о неподготовленности не только судей, но и экспертов к этому вопросу (см.: Аргунова Ю. Применение нормы об ограниченной вменяемости // РЮ. 1999. № 7. С. 40-42).

[10] См.: Шишков С.Н. О принудительном лечении осужденных с психиатрическими аномалиями // РЮ.1998. № 4. С. 49, 50; Козаченко И.Я., Спасенников Б.А. Вопросы уголовной ответственности и наказания лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости // Государство и право. 2001. № 5. С. 69-74.

[II] См.: Уголовное право. Т. 1. Общая часть /Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М., 1999. С. 553,
554.

[12] См.: Комментарий к УК РФ /Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 243.

[13] См.: Максимов С.В. Цель в уголовном праве (методологические аспекты). Ульяновск, 2002. С. 124, 125.

[14] См.: Максимов С.В. Указ. соч. С. 126.

[15] См.: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26.04.84 № 4 «О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера» с изм. на 01.11.85 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986 г. М., 1987.

[16] В УК ряда бывших союзных республик (Украины, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана) была подобная мера, и в юридической литературе поддерживалась идея включения ее в УК РСФСР; в частности, см. Б.А. Протченко. Принудительные меры медицинского характера. М., 1976. С. 21, 22. Судебные психиатры Ф.В. Кондратьев, Т.А. Котова, М.М. Мальцева внесли определенный вклад в разработку этого вопроса.

[17] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева (М., 1996. С. 282) и Временную инструкцию о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния (утв. приказом МЗ СССР от 21.03.88 № 225, согласовано с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Минюстом СССР, МВД СССР).


[18] По сравнению с УК РСФСР УК РФ 1996 г. ввел новые требования о том, что решение о продлении принудительной меры принимает только суд, а не комиссия врачей-психиатров, как было ранее.

[19] Норма, предусмотренная ст. 102 УК, соответствует Конституции РФ (ст. 2) и некоторым положениям международного права, в частности «Принципам защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшение здравоохранения в области психиатрии», утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19.12.91 № 46/119.

[20] Следует учитывать, что если при изменении психического состояния осужденного, в отношении которого применено амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, требуется стационарное лечение, помещение его в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК).

[21] В УПК РФ вопросы прекращения, изменения и продления применения принудительных мер медицинского характера регламентированы ст. 445.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных