Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Саламандра. Живущая в огне

Мне явилась саламандра,

Ночью вышла из огня,

Из оконного скафандра

На нее взглянула я,

 

Мне глаза ее сверкнули

И позвали за собой,

Целые миры уснули

Надо мной и подо мной...

 

На меня она смотрела,

Не старалась ускользнуть,

И прозрачным было тело:

В жилах солнечная ртуть.

 

И сказала: ты просила,

Ты давно меня звала,

Есть во мне такая сила

Из огня и серебра.

 

Я с далекого вулкана,

Что на горной высоте,

Я залечиваю раны,

Только приложи к себе. (с)

 

 

Одно из самых загадочных существ Древнего мира и Средневековья. Саламандра представлялась как маленький дракон, живущий в огне. Средневековые маги и алхимики считали саламандру духом огня. Было принято считать, что для поддержания равенства 4 стихий — огня, земли, воздуха и воды — должны существовать животные, которые могли жить в огне. Таковым животным и стала саламандра.

 

Считалось, что огненная саламандра как-то влияет на появление метеоров, комет и новых звезд, а они в ответ влияют на расположение цветных пятен на ее шкуре. Также имела место связь с различными огненными явлениями, так как вытянутые пятна на шкуре ученые ассоциировали с языками пламени. Символизм в те времена был очень популярен, что принесло известность и этому яркому животному – пятнистой саламандре и нарисовало связь его с огнем.

 

 

 

 

Многие думают, что огненную саламандру можно привлечь огнем. На самом деле это не так. Приманивают огненных саламандр дымом. Видимо чем-то дым огневкам (так их именуют мастера-ловчие) не нравится, вот они и спешат превратить его в полноценное пламя.

Для этого я вымочил в воде хворост и поджег его. Мокрое дерево почти не горело, зато действительно нещадно дымило. Главное было – не дать огню потухнуть совсем.

Из всех представителей своего племени огненная саламандра - самая умная, если про этих существ можно так сказать (а многие верят, что саламандра на самом деле – природный дух). И самая скрытная - встретить их практически невозможно. И конечно же, самая опасная.

И в то же время охота на огненную саламандру - самое необыкновенное и захватывающее действо из всех, которые когда-либо существовали под этим небом.

Я охочусь на саламандр уже много лет. Каменных саламандр я переловил столько, что если собрать все дома, под которыми живут мои саламандры, то можно будет составить небольшой городок.

Мне даже однажды удалось поймать снежную саламандру. Эта саламандра живет у одного градоправителя в подвале, где хранятся съестные припасы. Говорили, что свиной окорок, провисевший там шесть зим, был столь же свеж, как и в первый год своего хранения.

Есть еще речная саламандра, любопытная, но трудноуловимая. Такая саламандра, если посадить ее в бадью с водой, не позволит воде пропасть.

И, говорят, что есть еще морская саламандра, которая превращает обычную воду в соленую, но я, если честно, таких не видел.

Всех остальных саламандр можно словить, а вот огневок нельзя. И если вам вдруг кто-то расскажет, что видел у кого-нибудь в очаге огненную саламандру, можете смело обозвать его лжецом. Огненная саламандра никому не дается. Знал я одного охотника, который пытался словить огневку. Руки у него сгорели по самые локти. Огненных саламандр даже видеть никто толком не видел. Чего там в огне углядишь-то?

Тем не менее, охотников за огненными саламандрами меньше не становится. И каждый ловчий в конце концов приходит к тому, что ему просто необходима огневка. Это считается как бы делом чести. Да только саламандра с каждым годом становится все умнее и сноровистей. И все чаще ловцы возвращаются с охоты ни с чем.

Хворост шипел, испаряя воду, и огонь становился увереннее. Дыма стало намного меньше. Я вытащил флягу с водой и хотел уже залить разгорающееся пламя, да что-то меня вдруг остановило.

Я пригляделся внимательнее.

С тех пор, как я начал охоту на огненную саламандру, я наверное разжег не одну сотню костров и поэтому хорошо знал, как горит мокрое дерево. Не так, это точно. Что-то в этом пламени было необычное.

Я махнул рукой, разгоняя остатки дыма. Вот оно! Языки пламени лишь едва дрогнули от движения воздуха. А это значит, что в мой костер забралась огневка.

Я убрал флягу. Воды огненная саламандра не любит.

Узнать, есть ли в огне саламандра, можно лишь тогда, когда сгорит дерево. Если вдруг сгоревшее дерево продолжает исходить ровным пламенем, то это значит, что в огне у вас сидит огненная саламандра.

И вот тогда останется лишь определить, где у саламандры хвост и схватить его. Да непременно голой рукой. Ничем иным саламандру удержать невозможно.

Если ловцу посчастливится ухватить огненную саламандру за хвост, то она избавится от хвоста, как обычная ящерица, и убежит.

А самая ценность огненной саламандры именно в хвосте. Такой хвост загорается от малейшей искры и может гореть сколько угодно, не сгорая, давая достаточно тепла и света, чтобы и дом в зиму обогреть и еду в очаге сварить. Любой правитель не раздумывая отдаст мешок золота за хвост огненной саламандры. Да только ни один счастливец, которому удалось обзавестись хвостом огненной саламандры, не отдаст его, даже за пять мешков золота. Ведь обладателю хвоста не страшно никакое пламя - огонь его не берет. И поговаривают, даже смерть старается обходить стороной. Хотя последнее, наверняка, досужие вымыслы.

Хворост догорел, однако пламя оставалось сильным и жарким. Мои последние сомнения окончательно растворились в предвкушении невероятной удачи. Я одернул себя – рано радоваться, не завершив охоту, и стал вглядываться в жар костра, где прячется среди языков пламени огненная саламандра – заветная мечта всех ловчих на свете.

Наконец мне вроде бы удалось разглядеть сидящую в пламени огненную саламандру и я, не колеблясь более, резким движением выбросил руку прямо в огонь…

 

 

 

Слово "саламандра" в переводе с греческого означает "живущая в огне". Великий итальянский скульптор эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини упоминает в мемуарах, что, когда был ребенком, видел саламандру, танцующую в огне. Плиний-старший, один из величайших натуралистов древнего Рима, писал: "Саламандра так холодна, что от прикосновения ее гаснет огонь". Великий итальянский скульптор эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини упоминает в мемуарах, что, когда был ребенком, видел саламандру, танцующую в огне. "Самый жуткий из всех зверей - это саламандра", - продолжает Плиний. -"Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…"

 

Такого рода мрачные описания встречаются не в одном старинном трактате. Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество легенд и мифов. В одних - она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней, в других, - это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. В средневековой магии саламандра - дух, хранитель огня, его олицетворение. Но в трактатах XI века византийца Георгия Писидского саламандра отождествляется с библейским символом благочестивого человека, "который не горит в пламени греха и ада".

 

В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так то необычна, а тут - тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы. Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), - это затвердевшие частицы древнего пламени. А посему саламандру можно встретить на склонах во время извержения вулканов.

 

Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая саламандра, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. В британских гербах, например, саламандра означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

 

Путешествуя по фрацузским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно десятки раз встретить изображение саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I. Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля "Nurisco et extinguo" ("Я лелею и изгоняю") встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

 

Такое своеобразное отношение к себе это земноводное заслужило своим необычным видом, скрытным образом жизни и некоторыми свойствами. Хотя саламандры сейчас достаточно изучены, при упоминании о них все же возникает некий суеверный страх.

 

 

 

В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. Рождаясь в огне, они — распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы.

 

Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры.

У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история, - писал Теодор Гомперц.

Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела.

 

 

Раннехристианский "Физиологус" саламандру называет "ящерицей", которая, однако, не живет в огне, а по своей природной склонности может тушить его.

"Физиологус" также содержит не имеющее прикладного значения курьезное предание, согласно которому саламандра - холодная птица ("более холодная, чем все другие птицы"), живущая в вулкане Этна и несгорающая. Может быть, это предание связано с превратным толкованием легенды о мифическом Фениксе.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а ящерицу саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

 

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано:

 

"В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь."

 

О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: Саламандра - не животное, а субстанция. Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандры существуют.

 

Прикладное использование этого мифического животного символа христианами призвано служить подтверждением того, что история о "трех отроках в огненной печи", рассказанная в библейской Книге Даниила, истинна, так как покровительство Божие являет собой не меньшую силу, чем природная склонность животного, в соответствии со словами из Книги Исаии:

 

Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (43:2).

 

Саламандра также была христианским символом безупречного верующего, сопротивляющегося огню искушения; иногда — символом целомудрия.

 

 

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

 

Я, точно Феникс, яростным объят

Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,

И в силе мужеской его я убеждаюсь,

Что он отец, родивший многих чад.

И саламандры пресловутый хлад

Его не гасит, честью в том ручаюсь.

Жар сердца моего, в котором маюсь,

Ей нипочем, хоть мне он сущий ад.

 

 

 

• Саламандры (огненные жены или юноши без крыльев): их видеть как бы в полдень в густой тени, как они на свету превращаются в ящериц, или среди огня в углях – совершенно особенное, отнюдь не в обычном смысле слова, счастье. Их явление и все, что с ними происходит – твое вдохновение, способность к восприятию высокого. Особенно благоприятно: с ними разговаривать, соединять руки, целоваться.

 

• Сон о соитии с саламандрами означает совершенно особенное и малоблагоприятное – обретение особых знаний и вдохновений за счет способности воплощать их в понятные окружающим формы – творческая немота, неразделенное с другими людьми счастье.

 

 

 

Несчастье пришло в семью графа де Валломбрез: когда его дочурке Ренье исполнилось всего шесть лет, неожиданно умерла ее мать. Спустя некоторое время граф всеподданнейше просил королеву Марию

Медичи «принять сироту в ближний придворный круг, дабы воспитать в ней благонравие и богопослушание». Де Валломбрез принадлежал к одному из самых знатных дворянских родов Франции, и потому королева дала свое милостивое согласие. Маленькая графиня стала ее постоянной спутницей.

Добрая, старательная и послушная, смышленая не по летам, она стала всеобщей любимицей.

 

Однажды, когда придворные дамы занимались вышиванием около ярко пылавшего камина, у одной из них с колен упал моток шерсти и закатился прямо в огонь. Женщина даже не успела вскрикнуть, когда сидевшая у ее ног на скамеечке Ренье вскочила, сунула руку в огонь и подала клубок, еще не успевший загореться, неосторожной владелице.

 

- Ты не обожглась? - со страхом и удивлением спросила та.

Ренье только повертела головой и - в доказательство - протянула ручки. Они были холодными и даже не покраснели. Пламя не тронуло и кружевную отделку рукавов.

 

О происшествии вскоре забыли. Но затем произошел более странный случай. Во время Великого Поста все придворные дамы ходили в ближний монастырь доминиканок. Однажды вечером возвращавшиеся из храма женщины услышали пронзительный крик в комнате для гостей. Бросились туда. Их глазам предстало необычайное зрелище. На краю камина сидела маленькая графиня де Валломбрез, опираясь о боковую стенку. Ее голову, длинные волосы и плечи охватывали языки пламени, а она спокойно дремала с закрытыми глазами.

 

Крик монахини, случайно зашедшей в комнату и увидевшей ребенка в огне, а затем и громкие возгласы перепуганных женщин разбудили малышку. Еще мгновение она оставалась в пламени камина, затем вскочила и, увидев перед собой гофмейстерину, вскричала: «Простите, мадам, я задремала и не пошла на молитву!» А потом расплакалась...

 

Девочку осмотрели со всех сторон - ни атласное платье, ни медальон на шее, ни кожа и волосы не пострадали от огня. А ведь все присутствовавшие видели, что она сидела среди языков пламени! Никто не знал, что об этом и думать. На всякий случай капеллан прочитал над Ренье молитву и окропил дитя святой водой. Если бы девочка не принадлежала к знатнейшему роду, дело могло бы дойти до обвинения в колдовстве.

 

Чтобы не создавать себе лишние проблемы, королева отослала маленькую графиню к отцу.

Сопровождавший ее придворный рассказал обо всем графу.

 

Чудесные способности дочери его нисколько не удивили: ими обладала и его покойная жена, о чем он рассказал посланцу королевы, взяв с него предварительно клятву о молчании. Клятва эта была сохранена, и обо всем узнали значительно позже - из воспоминаний придворного, ставших известными после его смерти. Огонь, как явствовало из этих воспоминаний, не только не касался тела мадам де Валломбрез, но также не наносил ни малейшего вреда ее одежде, обуви, украшениям. Эту способность графиня передала дочери. В старинной хронике упоминалось, что прабабушка графини обладала таким же даром, ниспосланным ей, якобы, за особую религиозность.

 

Подобно матери, Ренье прожила недолго. В 22 года она вышла замуж за дальнего родственника, а через несколько месяцев чума оборвала ее жизнь. Ренье не успела оставить потомства, а следовательно, и передать необычную способность по наследству.

 

 

 

Спустя сто лет после смерти Ренье де Валломбрез во Франции жила простая сельская девушка. Она родилась в Провансе, в маленькой деревушке. Звали ее Мария Сонне.

 

Слухи о необычном даре Марии ходили по Парижу в течение нескольких лет, но никто не принимал их всерьез. Наконец они дошли до короля Людовика XV, и он приказал немедленно провести расследование.

Как всегда бывает в подобных ситуациях, Мария была быстро доставлена в Париж вместе с отцом, сестрой и местным священником.

 

12 мая 1731 года Мария была подвергнута невообразимому испытанию. В одной из больших зал Сорбонны на каменном полу разожгли огромный костер из 15 массивных дубовых поленьев. Как заметил очевидец, «огонь был так силен, что можно было испечь вола».

 

На расстоянии 15 футов от костра были расставлены кресла, в которых уселись достойные свидетели. Были среди них дворяне, профессора Сорбонны, парижский епископ со свитой из духовных лиц и бургомистр в сопровождении советников.

 

17-летняя Мария, «невысокая, худощавая, с распущенными волосами, одетая в длинную белую рубашку из полотна», поклонилась присутствовавшим и легла на раскаленные металлические прутья, расположенные над огнем. Прутья опирались на два металлических треножника, служивших опорами для головы и стоп девушки. Пламя быстро охватило ее тело. Испуганный шепот людей постепенно стих, так как всем стало ясно, что пламя не вредит ей. Мария лежала так почти три четверти часа, изредка меняя положение, и в конце концов легла лицом вниз.

 

В протоколе, составленном сразу после эксперимента, записано, что «все время глаза у нее были закрыты и она казалась спящей». Ученые, руководившие испытанием, никак не решались прервать его, ожидая указания присутствовавшего здесь же герцога Ангулемского, занятого беседой с кем-то из придворных.

Наконец Марии разрешили покинуть ее «огненное ложе». Сразу после этого ее осмотрели в боковой зале (ради приличия), куда вместе с испытуемой вошли врачи и придворные дамы.

Все согласились, что тело девушки не было обожжено, целыми оказались также ее волосы, брови и ресницы. Огонь не подействовал и на ткань рубашки.

 

Недоумение ученых было так же велико, как и всех собравшихся. Теологи предпочли уйти от прямого ответа: «Ее сохранила рука Господня, ибо она - без греха».

Позже выяснилось, что девушка-саламандра могла брать без ущерба для себя руками раскаленные докрасна железные предметы, наливать в ладонь расплавленный свинец и даже прикасаться к нему губами.

 

Ее необыкновенные способности, как ни странно, не касались кипящей воды или масла. Сестры Марии рассказывали, как однажды при изготовлении домашнего мыла пара капель кипящего масла попала на ногу «саламандры» и она громко вскрикнула от боли, а на коже появился красный след ожога.

 

Дальнейшая судьба Марии Сонне неясна. Известно только, что вскоре после опыта в Сорбонне она вместе с семьей была увезена из родной деревни. Одни говорили, что на то был приказ Папы Римского Бенедикта XIII, решившего спрятать подальше от глаз христиан девушку, способную своим необычным даром затмить евангельские чудеса. Другие шепотом рассказывали, что поклонники дьявола решили сделать ее своей главной жрицей. Король же, поинтересовавшийся некоторое время спустя судьбой Марии и получивший расплывчатый ответ, небрежно заметил, что подобное «чудо» недостойно внимания «просвещенных особ»...

 

 

 

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акмал Холматович Саидов | ЛЮДИ С МОСТА СВЯТОГО ФЛОРИАНА 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных