Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Серяков М.Л. – Богини славянского мира 26 страница




В чем же заключается причина подобной исключительной жизнестойкости образов древних отеческих богинь, когда связанные с ними представления не просто сохранились до нашего времени, но и смогли в ряде случаев достаточно существенно изменить новые монотеистические представления, навязываемые нашему народу всей силой государственного и церковного принуждения? Этот удивительный факт можно объяснить лишь тем, что древнейшие народные представления об источнике жизни и смерти оказались

сильнее всех догм чужеземной религии. Огромная мощь подсознательного влияния архетипов, идущая из глубин тысячелетий, не может не поражать. Каждый, в ком бьется русское сердце, по- прежнему воспринимает родную землю как свою Мать, хоть ему уже может быть не знакомо выражение Мать Сыра Земля. Еще до недавнего времени практически каждый русский с детства знал из пушкинской сказки величественный образ Царевны Лебеди, хоть о его истинном значении не догадывались даже взрослые. А в это самое время, когда читатель держит в руках эту книгу, точно также, как и почти тысячу лет назад, когда на Руси происходила смена религии, в высоте неба продолжает свой величественный полет созвездие Лебедя, далекого от суетных попыток людей своей волей отменять начертанные в небесах божественные образы. И этот вечный полет в конце концов вновь приведет эту красивую и гордую птицу в самую северную точку нашего мира, на вершину мирового древа. И все эти образы настолько глубоко укоренились в коллективном бессознательном, что над ними оказалась невластной никакая смена религий, которой лишь удалось лишить наш народ осознанного их восприятия, однако полностью уничтожить которые ей оказалось не под силу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001. Стб. 79.

2 Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 385.

3 Этимологический словарь славянских языков (далее — ЭССЯ). Вып. 1.М., 1974. С. 193.

4 Луна, упавшая с неба. М., 1977. С. 214.

5 Азбукин А. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе // Русский философический вестник. 1896. № 2. С. 249.

6 Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII — XX вв.. М., 1960. С. 36.

7 Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 93—94.

8 Маторин Н. Женское божество в православном культе. Пятница-богородица. М., 1931. С. 36.

9 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 677. Прим. 1.

10 Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // СЭ, 1978. № 3. С. 34.

11 Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3. М., 2009. С. 70.

12 Срезневский И.И. Материалы к словарю древнерусского языка. Т. І.СПб, 1893. С. 295.

13 Там же. С. 270.

14 Там же.

15 Рут М.Э. Русская народная астрономия. Свердловск, 1987. С. 15.

16 Там же. С. 34.

17 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 239—240.

18 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М., 1973. С. 63.

19 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. 3. Ч. 2. М., 1989. С. 963.

20 Серяков М.Л. «Голубиная книга» — священное сказание русского народа. М., 2012. С. 222—223.

21 Серяков М.Л. Забытый прародитель человечества. М., 2012.

22 Никитинский И.Ф. Тиуновское святилище — школа кокшаров XV века? Вологда, 2007. С. 52.

23 Матерь Лада. М., 2004. С. 385.

24 Там же. С. 375—376.

25 Там же. С. 377—378.

26 Там же. С. 379.

27 Буслаев Ф.И. Сочинения. СПб., 1910. Т. 2. С. 14.

28 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С. 297.

29 Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды ГИМ. М., 1926. Вып. 1. С. 8.

30 Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв. М., 1957. С. 113.

31 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 139—140.

32 Матерь Лада. М., 2004. С. 346.

33 Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963. С. 129.

34 Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982. С. 194.

35 Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды ГИМ. М., 1926. Вып. 1. С. 18.

36 Там же. С. 19.

37 Апулей. Золотой осел. Лукиан. Диалоги. Л., 1992. С. 179—182.

38 Грейвс Р. Белая Богиня. Екатеринбург, 2005. С. 89—90.

39 Античные гимны. М., 1988. С. 136.

40 Гесиод. Теогония. М., 2001. С. 24—25.

41 Здесь и далее все ссылки на «Ригведу» даются по изданию: Ригведа. Мандалы I—IV. М., 1989; Ригведа. Мандалы Ѵ-ѴІІІ. М., 1995; Ригведа. Мандалы ІХ-Х. М., 1999.

42 Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. С. 247—248.

43 Авеста в русских переводах (1861—1996). СПб., 1998. С. 177.

44 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 440.

45 Семенов В.А. Первобытное искусство. СПб., 2008. С. 43.

46 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 243.

47 Там же. С. 244.

48 Там же. С. 333.

49 Голан А. Миф и символ. М., 1993. С. 166—167.

50 Семенов В.А. Первобытное искусство. СПб., 2008. С. 117.

51 Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Материалы к сравнительной характеристике женских мифологических персонажей // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-восточной Европы. София, 30.ѴІІІ.89—6.ІХ.89. Проблемы культуры. М., 1989. С. 99.

52 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. З.М., 1869. С. 478-479.

53 Бой на Калиновом мосту. JI., 1985. С. 115—116.

54 Жарникова С.В. Архаичные мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях). Автореферат кандидатской диссертации... М., 1988. С. 21.

55 Ттам же. С. 9—10.

56 Семенов В.А. Первобытное искусство. СПб., 2008. С. 56—57.

57 Там же. С. 225.

58 Там же. С. 206.

59 История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М., 1988. С. 75—76.

60 Виноградов В. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1908. Вып. 1. С. 66.

61 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. З.М., 1869. С. 506—507.

62 Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т. 1. М., 1984. С. 290—291.

63 Легенды и предания Волги-реки. Нижний Новгород, 2002. С. 113.

64 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 662.

65 Гомер. Илиада. Л., 1990. С. 128—129.

66 Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С. 8.

67 Серякоб М.Л. Забытый прародитель человечества. М., 2012.

68 Матерь Лада. М., 2004. С. 251.

69 Михайлов НА. Балтийские боги в сербо-лужицком пантеоне А. Френцеля // Балто-славянские исследования, 1997. М., 1998. С. 394.

70 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 377.

71 Юнг К.Г. Психологические типы. СПб., 2001. С. 330.

72 Там же. С. 325.

73 Берзин Э. О. Почему враждовали боги? // Атеистические чтения. Выпуск 18. М., 1989. С. 45—46.

74 Семенов В.А. Первобытное искусство. СПб., 2008. С. 41.

75 Там же. С. 115.

76 Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 124—125.

77 Там же. С. 134.

78 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 75.

79 Гринцер П.А. Притхи // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 336.

80 Иванов В.В. Корова // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 5.

81 Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. Тбилиси, 1984. С. 519.

82 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 660.

83 Романов Е. Белорусский сборник. Т. 1. К., 1885. С. 322, 324, 329.

84 Липец Р.С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор. М., 1972. С. 106.

85 ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001. Стб. 321.

86 Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884. С. 236.

87 Там же. С. 236.

88 ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001. Стб. 63—64.

89 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 537.

90 Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982. С. 264.

91 Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности // Киевская старина, 1887. Т. 17. С. 77.

92 Липец Р. С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор. М., 1972. С. 107.

93 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 163.

94 Галъковский Н.М. Борьба христианства... Т. 2. С. 187.

95 Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. Тбилиси, 1984. С. 565—566.

96 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1955. С. 149.

97 Словарь Вологодских говоров. Вологда, 1983. С. 53.

98 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 659, 666.

99 Топоров В.Н. Божья коровка // Мифы народов мира. Т. 1. М.,

1991. С. 181—182.

100 http://www.symbolarium.ru/index.php/BbiK

101 Толстые Н.И и С.М. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 115.

102 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 659.

103 Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885. С. 131.

104 Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. 1. Рождественские обряды // ЧОИДР, 1865. Кн. 2, апрель—июнь. С. 52.

105 Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885. С. 124—125.

106 Ровинский П. Черногория в ее прошлом и настоящем. Т. 2. Ч. 1. СПб., 1897. С. 687—688.

107 Маринов Д. Народна вера и религиозни народ ни обичаи // Сборник за народни умотворения и народопис. Кн. XXVIII. София, 1914. С. 64—66.

108 Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 2. М., 1967. С. 115.

109 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 118.

1.0 Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Материалы к сравнительной характеристике женских мифологических персонажей // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-восточной Европы. София, 30.VIII.89—6.IX.89. Проблемы культуры. М.,

1989. С. 92.

1.1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 712.

1.2 Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 117—118.

113 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 75.

114 Максимов С.В. Нечистая неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 298.

1,5 Липец Р.С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор. М., 1972. С. 105.

116 Гильфердинг А. Собрание сочинений. Т. 4. История балтийских славян. СПб., 1874. С. 182, прим. 697.

117 Маринов Д. Народна вера и религиозни народни обичаи // Сборник за народни умотворения и народопис. Кн. XXVIII. София, 1914. С. 64—66.

118 Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т. 1. М., 1984. С. 216—225.

119 Фирдоуси. Шахнаме. Т. 1. М., 1993. С. 613.

120 Там же. С. 52.

121 http://statehistory.ru/books/15/01ga-Kuzmina_Respublika- Svyatoy-Sofii/2

122 Белова О.В. Славянский бестиарий. М., 2000. С. 149.

123 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 160.

124 Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988. С. 50—51.

125 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 277, 280.

126 Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 287.

127 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. С. 51.

128 Голан А. Миф и символ. М., 1993. С. 53.

129 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 659.

130 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. З.М., 1869. С. 304—305.

131 Анучин Д.Н. Сани, ладьи и кони как принадлежность похоронного обряда // Труды Московского археологического общества. Т. 14. М., 1890. С. 136.

132 Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С. 18.

133 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 377—378.

134 Еврипид. Трагедии. Т. 2. М., 1999. С. 415.

135 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1967. С. 100.

136 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исто- рико-этнографический источник. М., 1978. С. 87.

137 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. З.М., 1869. С. 132.

138 Бой на Калиновом мосту. Л., 1985. С. 291.

139 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. З.М., 1869. С. 588—589.

140 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 535.

141 Бой на Калиновом мосту. Л., 1985. С. 54.

142 Толстые Н.И и С.М. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 103—104.

143 Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском // ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 3. С. 187—188.

144 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 190.

145 Былины. Л., 1984. С. 217.

146 Демидович П. Из области верований и сказаний белорусов // ЭО, 1896. № 1.С. 118.

147 Василенко В.М. Образ дракона-змия в новгородских деревянных ковшах // Древности славян и Руси. М., 1978. С. 330.

148 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 166.

149 Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1976. С. 35.

150 Былины. Л., 1984. С. 238.

151 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 551.

152 Толстая С.М. Материал к описанию полесского купальского обряда // Славянский и балканский фольклор. М., 1978. С. 138.

153 Формозов А. А. Материалы к изучению искусства эпохи бронзы юга СССР //СА, 1958. №2. С. 141.

154 Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л., 1974.

155 Сказки и предания Самарского края. Собр. и зап. Д.Н. Садов- никовым. СПб., 1884. С. 363.

156 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 100—101.

157 Былины. Л., 1984. С. 237.

158 Матерь Лада. М., 2004. С. 386.

159 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 36.

160 Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. С. 178.

161 Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Т. 1.М., 1971. С. 308.

162 Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. М., 1969. С. 145—146.

163 Попов Л. Каменный питон раскрыл секрет самого первого культа на Земле // http://www.membrana.ru/particle/592

164 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 260.

165 Романов Е.Р. Белорусский сборник. Т. 1. Вып. 1—2. К., 1885. С. 369.

166 Там же. С. 370.

167 Толстой Н.И. Из наблюдений над полесскими заговорами // Славянский и балканский фольклор. М., 1986. С. 137.

168 Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 350.

169 Там же. С. 351.

170 Белова О.В., Виноградова Л.Н.У Топорков А.Л. Земля // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 315.

171 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 260.

172 Березкин Ю.Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог // http://www.ruthenia.ru/folklore/ berezkin/144_27.htm

173 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 544—545.

174 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 307.

175 Песни южных славян. М., 1976. С. 26.

176 Петров В. Мітологема «сонца» в украинских народных віру- ваннях та візантійско-гелліністичний культурный цикл // Етно- грфічний вісник. Кн. 4. К., 1927. С. 100—101.

177 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 80.

178 Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1912. № 1. С. 156.

179 Чешские и словацкие народные сказки. М., 1990. С. 21.

180 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 475—476.

181 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 390.

182 Срезневский И.И. Роженицы у славян и других языческих народов. М., 1855. С. 11.

183 Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Т. 1.М., 1971. С. 228.

184 Безсонов П. Калики перехожие. М., 1861. Вып. 2. С. 287.

185 Виноградов В. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1908. Вып. 1. С. 61.

186 Даль В. Толковый словарь русского языка. М., 1999. Т. 1. С. 673.

187 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С 151.

188 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 1.4. 1.С. 771.

189 Святский Д.О. Очерки истории астрономии... Ч. 2. С. 25.

190 Романов Е.Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 5. С. 17.

191 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 73.

192 Романов Е.Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 5. С. 26.

193 Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // СЭ, 1978. №> 3. С. 38.

194 Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916. С. 48.

195 Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869. С. 75.

196 Виноградов В. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1909. Вып. 2. С. 9.

197 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 85.

198 Там же. С. 86.

199 Там же. С. 273—274.

200 Там же. С. 481.

201 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 587.

202 Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 199.

203 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 401.

204 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.З. М., 1869. С. 791.

205 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 785.

206 Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Ч. 1 //Историко-астрономические исследования. М., 1961. Вып. 7. С. 123.

207 Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916. С. 56.

208 Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 69—70.

209 Легенды і паданні. Мінск, 1983. С. 37.

2.0 Лелеков Л.А. Спандармат // Мифы народов мира. Т. 2. М.,

1992. С. 466.

2.1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 145.

2.2 Комаровин В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв. // ТОДРЛ. Т. 16. 1960. С. 99.

2.3 Гимбутас М.Г. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М., 2006. С. 247—248.

2.4 Соколова В.К. Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начала XX века. М., 1979. С. 75.

215 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 790.

2,6 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 145—146.

217 Монгайт А.Л. Археологические заметки // КСИ А, 1951. № 41. С. 130—133.

218 Матерь Лада. М., 2004. С. 383.

2,9 Вагнер Г.К. Четырехликая капитель из Боголюбова // Славяне и Русь. М., 1968. С. 391—392.

220 Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) // СЭ, 1978. № 3. С. 33—34.

221 Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Т. 1. М., 1898. С. 551—552.

222 Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // С А, 1966. № 1. С. 65—66.

223 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 485.

224 Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,

1994. С. 405.

225 Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 75—76.

226 Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингво-религиозных традиций. М., 1998. С. 151.

227 Рыбаков Б.А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 98.

228 Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 72.

229 Ончуков Н. О расколе на низовой Печере // Живая старина, 1901. Вып. 3—4. С. 438.

230 Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 94.

231 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1.М., 1865. С. 148.

232 Славянский фольклор. М., 1987. С. 146.

233 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 681.

234 Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910. С. 184.

235 Там же. С. 188.

236 Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 78.

237 Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв. // ТОДРЛ. Т. 16. 1960. С. 99.

238 Белова О.В. Николай // Славянские древности. Т. 3. М., 2004. С. 399.

239 Белова О.В., Виноградова Л.Н., Топорков А.Л. Земля // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 316.

240 Славянская мифология. М., 2002. С. 48.

241 Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987. С. 101.

242 Федотов Г. Стихи духовные. М., 1991. С. 56.

243 ЭССЯ. М., 1990. Вып. 17. С. 257.

244 Там же. С. 254—257; Словарь древнерусского языка. М., 1991. Т. 4. С. 513.

245 ЭССЯ. Вып. 17. С. 254.

246 Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1958. С. 516.

247 Даниленко В.Н. Энеолит Украины. К., 1974. С. 119.

248 Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Т. 1.М., 1971. С. 220.

249 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1967. С. 93.

250 Меркулова В.А. Очерки по русской народной номенклатуре растений. М., 1967. С. 77.

251 Гаты Заратуштры. СПб., 2009. С. 175.

252 Иванов В.В. Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии // Труды по знаковым системам. Т. IV. Тарту, 1969.

253 Авеста в русских переводах (1861 —1996). СПб., 1998. С. 198.

254 Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. Тбилиси, 1984. С. 530—531.

255 Членова Н.Л. Волга и Южный Урал в представлениях древних иранцев и финно-угров во II — начале I тыс. до н.э. // С А, 1989. № 2. С. 234.

256 Топоров В.Н. Мифопоэтический образ бобра в балтийско-сла- вянской переспективе: генетическое, ареальное и типологическое // Балто-славянские исследования, 1997. М., 1998. С. 428.

257 Белова О. В. Славянский бестиарий. М., 2000. С. 64.

258 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 345.

259 Топоров В.Н. Асуры // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 118.

260 Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977. С. 121.

261 Матье М.Э. Избранные труды по мифологии древнего Египта. М., 1996. С. 267.

262 Бадж Э.А. У. Египетская книга мертвых. СПб., 2011. С. 152.

263 Матье М.Э. Избранные труды по мифологии древнего Египта. М., 1996. С. 197.

264 Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. M.-JI., 1956. С. 54.

265 Тураев Б.А. Египетская литература. Т. 1. М., 1920. С. 181.

266 Клочков И. С. Ашшур // http://www.colecta.ru/select. php?idf= 1655

267 Лундин А.Г. Асират // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 113.

268 Аверинцев С.С. Ашер // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 113.

269 Jobes G. Dictionary of mythology. V. 1. NY, 1962. P. 135.

270 Якобсон P. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Т. 5. М., 1970. С. 609.

271 Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 454.

272 Толстой Н.И. Богородица // Славянские древности. Т. 1. М.,

1995. С. 218.

273 Матерь Лада. М., 2004. С. 386—387.

274 Там же. С. 388.

275 Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв. // ТОДРЛ. Т. 16. 1960. С. 104.

276 Седое В.В. Восточные славяне в VI—ХШ вв. М., 1982. С. 267.

277 Кабакова Г.И, Толстая С.М. Зачатие // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 282.

278 Агапкина Т.А. Дерево // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 63.

279 ПСРЛ. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 76.

280 Там же. С. 400—401.

281 Толстая С.М. Душа // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 166.

282 Виноградова Л.Н., Усачева В.В. Зелень // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 311.

283 Там же. С. 311.

284 ЭССЯ. Вып. 3. М., 1976. С. 104.

285 Толстая С.М. Душа // Славянские древности. Т. 2. М., 1999. С. 166.

286 Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1986. С. 127.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных