Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Извлечение информации из различных источников

Понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.

Текст как продукт речевой деятельности.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников

(задание ГИА А1, А2, А3)

Необходимая терминология.

Текст - функционирующая в устной или письменной речи упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенная общей темой и идеей. Важнейшим признаком текста является цельность и связность.

Тема текста – то, о чем в нем говорится; изображаемое явление. Часто тема отражается в заглавии текста.

Основная мысль текста, идея – то, ради чего создавался текст, к чему призывает, в чем убеждает.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст - текст, предложенный для анализа.

Идея авторская - главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел (от лат.communico - делаю общим) – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция - способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение –собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд; точка зрения.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

 

 

Проблему можно формулировать в виде:

 

Вопроса конструкции со словами

«проблема», «вопрос»

Например:

Как долго человек может быть один?

Именно эта проблема – в центре внимания А.Иванова.

Или:

Разве может быть любовь односторонним процессом?

Любить без взаимности возможно?

Именно эти вопросы волнуют писателя А.Иванова.

Или:

…. Именно над этой проблемой заставляет задуматься писатель….

Позиция автора- отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Характеристика героя - раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно – прямой речи, а также в описании её особенностей автором.

 

 

Вариант 1

(1)Я рассматриваю письма читателей и вспоминаю многочисленные устные высказывания на литературных встречах. (2)Они, те письма и высказывания, пополняют мой писательский блокнот новыми абзацами и страницами.

(3)Многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (4)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (5)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (6)Аркадий Исаакович Райкин мне говорил, что самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?» (7)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает все хорошо?!

(8)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (9)Ведь если даже у тебя все вроде бы сложилось благополучно, кто-то в это самое время испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью...

(10)Классики русской литературы проникли в глубочайшие глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов и постигли непостижимые сложности бытия людского.

(11)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (12)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (13)Под волей он разумел свободу. (14)Лермонтов искал «свободы и покоя», и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (15)Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим. (16)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!».

(17) «Покой нам только снится...» – через много лет печально констатировал Александр Блок. (18)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится, но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой обществу.

(19)Сергей Есенин писал: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно...». (20)Вряд ли можно согласиться с поэтом, что годы свои он «растратил» попусту. (21)Думаю, он один из первых поразительно осознал, предвидел, в какой непроглядный мрак погрузят разного рода коллективизации российское крестьянство, а стало быть, и всю Россию, которая страной-то в ту пору была крестьянской.

(22)Недолгие годы свои Сергей Александрович прожил далеко не напрасно, но и далеко не счастливо:

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

(23)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (24)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (25)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы, скорее всего, и всю жизнь свою почитал счастливой.

(26)На памятнике отцу Лермонтова в Тарханах читаю:

Ты жизнь мне дал,

Но счастья не дал.

Ты сам на свете был гоним,

Ты в жизни только зло изведал...

(27)Тяжко приходилось бессмертным. (28) «В жизни только зло изведал...» (29)Это относилось и к самому гению.(30)Но сколько мудрости и света подарил людям он? (По А. Алексину)

 

А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик перечитывает старые письма и вспоминает литературные встречи прошлых лет»?

1) Это приятные воспоминания.

2) Это дает толчок литературному творчеству.

3) Он любит переписывать содержание писем в блокнот.

4) Это дает ощущение диалога с читателями.

 

А 2.Почему рассказчик, говоря о Лермонтове, сказал, что он «в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!»?

1) Жизнь Лермонтова не была счастливой.

2) Лермонтов «плыл» по жизни, как парус по морю.

3) Лермонтов имел активную жизненную позицию.

4) Лермонтов любил не штиль, а бурю.

 

А3. Как характеризует творчество С. Есенина информация, заключённая в предложениях 19 – 21?

1) С. Есенин растратил попусту лучшие годы жизни.

2) С. Есенин не растратил попусту лучшие годы жизни.

3) С. Есенин писал для крестьян.

4) Поэт предвидел будущее России.

 

Вариант 2.

(1)Детские мечты редко сбываются. (2)Хочешь стать дворником, а становишься академиком. (3)Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильцами – все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя – некуда, не уволят – самим улицы мести придется, а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой – в художественную, с портфелем пособий – на курсы английского языка. (4)Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных. (5) Сессии, курсовые, диплом, распределение…(6) Мама в обмороке, папа звонит старым друзьям. (7) Женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.

(8)И без остановки: начальству нужны статьи, жене – шуба и машина, детям – штаны и велосипеды, потом – карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жены и мужья, а тебе нужна неотложка.

(9)Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают тебе писать, хорошо еще поздравляют с праздниками, ты становишься дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать все, что душе твоей угодно.

(10)И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. (11)И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12)И я поливают асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? (13)Наверное, это неправильно. (14)И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают. (М. Веллер)

 

А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик говорит, что детские мечты сбываются редко»?

1) Это мечты о нереальном, фантастическом.

2) Дети не думают о статусе, престиже, поэтому их мечты наивны, а в зрелые годы они сменяются более практическими предпочтениями.

3) Родители не дают сбыться детской мечте.

4) С годами люди начинают думать только о деньгах.

 

А2. Почему рассказчик сказал: «… выходишь на пенсию и получаешь возможность делать все, что душе твоей угодно»?

1) Это самый лучший период жизни человека.

2) В это время человек не обременен служебными обязанностями.

3) В пенсионном возрасте все возвращаются к детским мечтам и реализуют их.

4) Пенсионный возраст – время подведения итогов.

 

А3. Как характеризует жизнь человека информация, заключённая в предложениях 2 – 9?

1) Жизнь – это гонка за материальными благами.

2) Детские мечты препятствуют жизненным достижениям.

3) Взросление ребенка приводит родителей в ужас.

4) Реальный образ жизни часто не соответствует идеальному.

 

Вариант 3.

(1)В 1941 году началась война. (2)Мне исполнилось уже четыре года, и я помню, хоть и смутно, первые месяцы ленинградской блокады.

(3)Отец был на фронте, а мы с мамой, оставив квартиру на проспекте Науки, бывшем проспекте Бенуа, и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи, перебрались к деду Куприяну Алексеевичу, в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии. (4)Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.

(5)Отец, командир медсанбата, находился тогда недалеко от Ленинграда, на знаменитом ораниенбаумском «пятачке», в 40 километрах от города. (6) «Пятачок» этот был небольшим участком земли на южном берегу Финского залива, где удалось закрепиться нашим войскам. (7)Вражеская артиллерия простреливала его вдоль и поперек, но солдаты держались там 28 месяцев, с сентября 1941 года до января 1944 года, до времени прорыва блокады. (8)Условия, в которых приходилось держать оборону, были невыносимые, и о том, как тяжело приходилось нашим бойцам, я узнал много позже из рассказов отца и его сослуживцев по медсанбату.

(9)Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. (10)Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. (11)Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

(12)И вот в одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых. (13)Он шел впереди грузовика в темноте, чтобы указывать водителю дорогу, держа в руках специальный карманный фонарик, свет от которого пробивался через маленькую щелочку. (14)Только так можно было хоть как-то ориентироваться на расстоянии нескольких десятков метров, оставаясь при этом необнаруженными. (15)Но немцы все равно обстреливали залив. (16)Услышав свист летящего в их сторону снаряда, отец упал на лед. (17)Раздался взрыв, отца волной отбросило в сторону. (18)Когда он встал и пошел искать грузовик, то добрался по своим следам до полыньи, образовавшейся в результате взрыва. (19)Машина ушла под лед вместе с водителем и ранеными. (20)Они не доехали до города совсем немного...

(21)Поскольку это произошло уже недалеко от Ленинграда, то отец решил, что не успеет за оставшееся время вернуться обратно на плацдарм, и стал пробираться в город, чтобы заодно узнать что-нибудь и о своих родных. (22)Когда отец, замерзший, опухший от голода, вдруг появился в квартире деда и увидел, в каком положении оказалась его семья, он пошел в гарнизонный госпиталь, чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю, как тогда говорили.

(23)Ему удалось договориться, и на машине, перевозившей раненых, нас в феврале 1942 года вывезли из города через Ладогу. (Ю. Сенкевич)

А 1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему немцы постоянно простреливали трассу, проложенную по льду Финского»?

1) Это место хорошо просматривалось.

2) Там были важные стратегические объекты.

3) Там были сосредоточены советские войска.

4) Там проходила единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с ораниенбаумским «пятачком».

А2. Как рассказчик объясняет нежелание деда Куприяна Алексеевича уезжать из блокадного города?

1) Дед считал, что война скоро кончится.

2) Он не хотел оставлять свой дом

3) Дед служил в госпитале.

4) Дед не имел возможности уехать.

А3. Как характеризует отца Ю. Сенкевича информация, заключённая в предложениях 21 – 23?

1) Это был мужественный человек.

2) Он очень заботился о своей семье.

3) Он был выносливым.

4) Он побоялся возвращаться на плацдарм.

 

 

Вариант 4.

(1)Сад залило неспокойной водой. (2)Огромные банановые листья, юкковые шапки, сбитые волнами ветви мушмулы, лавра и магнолий колыхались в воде. (3)Высокая многолетняя пальма была сломана волной, и ее большую и прекрасную зеленую голову унесла вода.

(4)Погода была особенной в этот день: тяжело, низко стояла над морем черная туча, вспыхивали молнии. (5)Ноябрьский воздух был необычайно теплым, и при каждом набеге волны ощущался влажный жар, шедший из моря.

(6)Люди невольно отступали, когда волна, склонив чугунную голову, неслась по финишной прямой к берегу, заслоняя своим огромным телом не только море, но и все небо. (7)Над морем вспыхивали молнии, а в горах шел снег. (8)На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зеленой листвы сияла новорожденная зима.

(9)Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег... (10)Море в этот день было сильней земли. (11)В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. (12)Вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка. (13)И из этой полукаменной, тяжелой и черной воды рождались ворохи белых летучих брызг. (14)Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы – море казалось живым.

(15)От пушечных ударов дрожала набережная, высокие эвкалипты, дома, и казалось, что горы дрожали тоже.

(16)Да, это была самая тяжелая артиллерия, артиллерия резерва главного командования, но не того командования, которое осуществляют земные маршалы и генералиссимусы. (17)Это был гнев грозного и милосердного главного командования, чья ставка и штаб артиллерии были скрыты за нависшими тучами.

(18)Истопники и уборщицы, подавальщицы из столовой, вытаскивая из затопленного водой дома ковры, кресла, свернутые в узлы портьеры, свертки постельного белья, то и дело оглядывались на море и говорили с восторгом:

– Красиво как, как красиво...

(19)Праздничный подъем и оживление испытывали оглушенные грохотом люди, с лицами, мокрыми от водяной пыли...

(20)Какое-то странное желание томило душу, и хотелось, чтобы еще сильней дрожала земля от морских ударов. (21)Люди словно участвовали в гневе моря; сила моря не принижала человека, а делала счастливым, наполняла его торжеством. (По В. Гроссману)

А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор пишет, что погода была особенной в этот день»?

1) В этот день было затмение.

2) Тепло, исходящее от моря, контрастировало со снегом в горах.

3) Был ливень, гром и молния.

4) Гром и шторм на море пугали людей.

А 2.Почему рассказчик, описывая море, говорит, что оно «в этот день было сильней земли»?

1) Оно было теплым.

2) Сила моря наполняла человека торжеством.

3) От ударов морской стихии дрожали горы.

4) Огромные волны рушились на землю, сметая все на своем пути.

А3.Как характеризует восприятие стихии людьми информация, заключённая в предложениях 18 – 21?

1) Люди пугались грома и были подавлены разгулом стихии.

2) Они были заворожены силой и великолепием морской стихии.

3) Люди любовались снегом, покрывшим разноцветные листья.

4) Люди были обеспокоены тем, что дома затопило.

 

 

Вариант 5.

(1)В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями... (2)И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3)От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности. (4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7)Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый. (8)Воздух был действительно тонок и опасен. (9)Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с ее мягким уличным говором и смехом.

(10)Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12)Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13)Я часто испытывал это на себе. (14)Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15)Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

(16)Все эти переулки состояли из оград, дома в них скрывались в глубине садов за глухими калитками. (17)Переулки приводили на Черноморскую улицу, которая тянулась по краю высокого обрыва над морем. (18)Слово «тянулась», однако, здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная: ее можно было пройти за несколько минут.

(19)С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20)Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта. (По К.Г. Паустовскому)

 

А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик, описывая одесский воздух, говорит, что он был «тонок и опасен»?

1) Это был холодный зимний воздух.

2) От этого воздуха можно было легко простудиться.

3) Этот воздух рождал желание остановить время и наслаждаться прекрасной осенью вечно.

4) В воздухе приятно пахло спелыми овощами и фруктами.

 

А 2. Почему рассказчик, говоря об одесском морском береге, сказал: «Побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному»?

1) Автор считал, что столь глубокое наслаждение красотой побережья доступно ему одному.

2) Побережье было безлюдным.

3) Автор владел собственностью на побережье.

4) Автор никого не пускал в свой мир.

 

А3. Как характеризует Черноморскую улицу информация, заключённая в предложениях 10 – 25?

1) Это была одна из больших центральных улиц Одессы.

2) С Черноморской улицы открывался прекрасный вид на море.

3) На этой улице располагался порт Одессы.

4) Улица упиралась в крутой обрыв над морем.

 

 

Вариант 6.

(1)Школа наша была удивительная: в ней еще сохранялись некоторые приметы былой гимназической жизни.

(2)Должен сказать, что с учителями нам повезло. (3)Литературу у нас вела мать будущих писателей Александра Ивановна Стругацкая, замечательная женщина, настоящая русская красавица с косой. (4)Именно Александра Ивановна привила нам любовь к своему предмету. (5)Раньше, до ее появления, я заведомо не хотел читать того, что было положено по школьной программе, но с ее приходом у меня появился интерес к литературе. (6)Я стал много и увлеченно читать. (7)Естественно, среди любимых мною книг был Жюль Верн: сначала я прочитал «Таинственный остров», а потом все, что мог найти из других его произведений. (8)Конечно, прочел я и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, но особенно потряс меня Дюма – его «Трех мушкетеров» я люблю до сих пор.

(9)Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и, пока хозяин книги то ли отвлекся, то ли вышел, начал читать. (10)С первых же страниц я так был захвачен сюжетом, что потом стал судорожно искать, у кого бы найти эту книгу, взять домой и прочитать. (11)Ни у кого из наших знакомых ее не оказалось, но кто-то посоветовал мне пойти в читальный зал. (12)Я тогда даже и не подозревал, что есть такое учреждение. (13)Библиотека с читальным залом находилась на Кондратьевском проспекте, около кинотеатра «Гигант». (14)И вот я не ленился ездить туда, записывался в очередь, приходил в читальный зал и терпеливо дожидался, когда предыдущий читатель освободит книгу, которую выдавали каждому на час-два.

(15)Моему увлечению чтением способствовали мама и отец, которые сами любили читать. (16)Они не раз дарили мне книги на день рождения. (17)Хотя родители и ругали меня постоянно, что я читаю, лежа в постели, но я уже не мог отвыкнуть от этого. (18)И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном.

(19)Я очень полюбил книги Паустовского, особенно мне нравились его повести о художниках. (20)Прочитав о жизни Гогена, я потом увидел его картины в Эрмитаже, когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены. (21)Помню, как они потрясли меня, и я стал мечтать о том, как было бы хорошо попасть на Таити, куда я, кстати, всё-таки попал несколько лет назад.

(22)Потом я открыл для себя Александра Грина, а когда во времена «оттепели» стало издаваться все больше настоящей литературы, появилась возможность читать Есенина, Бунина...

(23)Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети, Любовь Федоровна, которую в семье все звали Люсей. (24)Тетю Люсю я запомнил всегда читающей. (25)Мне казалось, что она знает о литературе все. (26)Видимо, это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (26)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она ее или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у нее. (27)При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу». (По Ю. Сенкевичу)

 

А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «С чего началась любовь рассказчика к чтению»?

1) Эту любовь воспитали родители.

2) Рассказчику посоветовали посетить читальный зал.

3) Он случайно увидел у кого-то в руках роман «Граф Монте-Кристо».

4) Любовь к книгам привила учительница литературы.

 

А 2.Что в тете Люсе больше всего впечатляло рассказчика?

1) Она была дочерью бывшего владельца букинистического магазина.

2) Тетя Люся всегда читала.

3) Она знала о книгах все.

4) Она строго следила за тем, как мальчик выбирал книги.

 

А3. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложениях 9 – 14?

1) Он был трудолюбивым человеком.

2) Рассказчик был предан увлечению книгами и читал вопреки неудобствам.

3) Рассказчику нравилось открывать для себя что-то новое.

4) Рассказчик всегда слушал советы.

 

Вариант 7.

(1)По дороге на озеро стояло несколько ив. (2)Под ивами спал сивый мерин. (3)Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрел следом за нами.

(4)Всегда бывает немного жутко, когда ночью лошадь увяжется за тобой и не отстает ни на шаг. (5)Как ни оглянешься, она все идет, покачивая головой и перебирая тонкими ногами.

(6)Но старый мерин нас не испугал, хотя и шел сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. (7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. (8)Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь под ивой и прислушиваться, не ржет ли где-нибудь его приятель, гнедой одноглазый конь.

(9)На озере, пока мы разводили костер, старый мерин подошел к воде, долго ее нюхал, но пить не захотел. (10)Потом он осторожно пошел в воду.

(11)– Куда, дьявол! – в один голос закричали мы оба, боясь, что мерин распугает рыбу.

(12)Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул, будто сказал: «Эх вы, ничего-то вы не понимаете!» (13)Мы дали ему корку хлеба. (14)Он осторожно взял ее теплыми губами, сжевал, двигая челюстями из стороны в сторону, как теркой, и снова уставился на костер – задумался.

(15)Мне казалось, что если мерин о чем-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости. (16)Что он слышал за всю свою жизнь? (17)Одни только несправедливые окрики: «Куда, дьявол!», «Заелся на хозяйских хлебах!», «Овса ему захотелось – подумаешь, какой барин!». (18)Стоило ему оглянуться, как его хлестали вожжой по потному боку и раздавался все один и тот же угрожающий окрик: «Но-но, оглядывайся у меня!» (19)Даже пугаться ему запрещалось – тотчас возница начинал накручивать вожжами над головой и кричать тонким злорадным голосом. (20)Хомут всегда затягивали, упираясь в него грязным сапогом, и тем же сапогом толкали мерина в брюхо, чтобы он не надувал его, когда затягивали подпругу.

(21)Благодарности не было. (22)А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой. (23)Иногда в песках он останавливался отдохнуть. (24)Бока его тяжело ходили, от гривы поднимался пар, но возницы со свистом вытягивали его ременным кнутом по дрожащим ногам.

(25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (27)Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.

(28)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

(По К.Г. Паустовскому)

А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик не испугался старого мерина ночью»?

1) Он знал мерина уже давно.

2) Он не заметил мерина.

3) Мерин был не страшный.

4) Рассказчик вообще ничего не боялся.

А 2.Почему рассказчик называет мерина «сивым»?

1) Мерин был больным.

2) Он был серой масти.

3) Он был старым.

4) Мерина никто не любил.

А 3.Как характеризует отношение людей к мерину информация, заключённая в предложениях 15 – 24? 1) Люди жалели мерина.

2) Люди ненавидели мерина.

3) Люди эксплуатировали мерина.

4) Люди издевались над мерином.

 

Вариант 8

(1)…Надо мной простиралось небо. (2)Тихое небо над притихшей землей, полное беззвучие. (3)Даже склеротический щебет крови в ушах – весенний лес, который всегда со мной, – замолк, пристыженный великим покоем мироздания. (4)И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.

(5)Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня. (6)Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, все же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы. (7)Были среди них фотографы с Чистых прудов, лодочники с разных пристаней – от Клязьмы до Ангары, милиционеры, зеленщики, продавцы ирисок и мороженого, охотнорядские мясники, школьные учителя, хранительница моего детства Вероня и вся ее бесчисленная родня. (8)Мать в расцвете бесшабашной молодости, уводившей ее от меня, и старый врач, лечивший бесплатно всех детей нашего дома. (9)За доброту ему платили травлей, потому что был он рассеян, беззащитен, горд и обидчив. (10) И кажется, тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения, если только я действительно плакал, а не омывал сновидения воображаемыми слезами.

(11)И сколько тут было людей, но не было ни одного лишнего, они все нужны мне, и я бы не поступился ни одним фотографом, обещавшим птичку, которая так и не вылетела, ни одним зеленщиком и уж подавно ни одним мороженщиком, ни одним таксистом и ни одной легкомысленной девицей. (12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди? (13)Да, но им здесь не было места. (14)Воображение вызвало лишь тех, кто хоть чем-то помог моей жизни: морковкой с лотка, леденцовым петухом, пятикопеечной порцией мороженого в вафлях, добрым словом, или взглядом, или осуждающим молчанием. (15)Как много надо людей, чтобы прожить и не сломаться, не рухнуть! (16)Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни от смерти, мои товарищи, не вернувшиеся с войны.

(17)И мне представилось, что и я участвую в чужих хороводах, ведь и у других людей случаются минуты тишины, когда они могут оглянуться на тех, кто им сопутствовал или просто мелькнул блестинкой добра в их жизни. (18)Как велика людская взаимосвязь, о которой мы забываем в повседневной суете! (19)«Мы одной крови – ты и я», – почему пароль обитателей джунглей, подслушанный Киплингом, не стал правилом человеческого общежития? (20)А ведь мы так слабы, немощны в одиночестве, мы ничего не можем, если другие нам не помогают. (21)Азбучная истина. (22)Но ничто так легко не забывается, как азбучные истины. (По Ю. Трифонову)

 

А 1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик вдруг представил, что и он участвует в «чужих хороводах»?

1) Он вспомнил хороводные танцы детства.

2) Он никогда не был в хороводе.

3) Он считал, что другие люди так же, как и он, вспоминают «хороводы» людей, встречавшихся ранее в жизни.

4) Он считал, что его друзья помнят о нем.

 

А2. Почему рассказчик называет мысль о слабости одинокого человека «азбучной истиной»?

1) Это научная аксиома.

2) Это мысль, о которой написано в азбуке.

3) Это старая и избитая идея.

4) Это истина, которую все знают, с которой никто не будет спорить.

 

А3.Как характеризует взаимоотношения автора с людьми информация, заключённая в предложениях 11–16?

1) Автор – корыстный человек, он общался лишь с теми, кто был полезен.

2) В воспоминаниях автора не нашлось места плохим людям, так как автор помнил только хорошее.

3) Автор – мизантроп.

4) Автор – неутомимый мечтатель и фантазер.

 

Вариант 9.

(1)В детские годы мои мне часто приходилось в ранних зимних сумерках возвращаться домой, и на некрутом углу двух этих улиц я оказывался как раз в момент зажигания вечерних фонарей.

(2)Сначала на окраинной Нюстадтской редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, по-моему даже еще не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками, в виде поставленных на меньшее основание четырехгранных усеченных пирамид, сверху прикрытых такими же четырехгранными железными крышами. (3)В каждом таком «скворечнике» была неприглядная керосиновая лампочка с узким стеклом-фонарем; точно такие же лампы продавались в керосиновых и посудных лавках на общую обывательскую потребу.

(4)В сумеречные часы позднего ноября или снежного декабря всюду на окраинах можно было видеть пропахших керосином фонарщиков. (5)С коротенькой легкой лесенкой на плече и с сумкой, где был уложен кое-какой аварийный запас – несколько стекол, моток фитиля, – фонарщик стремглав несся вдоль уличных сугробов, неустанно перебегая наискось от фонаря на четной к фонарю на нечетной стороне: расставлены фонари были в шахматном порядке.

(6)На исходе первого десятилетия XX века старые простенькие столбы вырыли, металлические «скворечники» свезли в переплавку, и на моей Нюстадтской осенью меня встретили незнакомцы – керосинокалильные фонари. (7)Они были вдвое выше тех. (8)Теперь улица была освещена несравненно ярче. (9)Висящие на своих кронштейнах груши этих фонарей раскачивал ветер; длинные тени метались по стенам шестиэтажных домов, и нам, жившим тогда в этих домах, уже казалось, что наступил век совершенного торжества осветительной техники.

(10)На улицах средней руки – скажем, на набережных Невы – уже тогда светили совсем иной силы и устройства светильники, никому из нас теперь не известные, – газовые фонари. (11)Издали его было проще простого принять за старого знакомца, но то была уже новая техника – газ. (12)Их своеобразный зеленовато-белый свет, отражавшийся в черных водах осенней или весенней Невы, в ее полыньях, в лужах талой воды на поверхности неоглядных ледяных полей, не спутал бы ни с каким другим светом ни один мой ровесник. (13) Только где увидишь их теперь?

(14)Это о них, о газовых фонарях той поры, думал Александр Блок, когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута», с его людными проспектами и дикими трущобами, с его роскошью, нищетой и самоубийствами, мраком и холодом:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

(15)Уже тогда, в раннем моем детстве, в десятых годах века, был в городе и электрический свет. (16)На Малой Итальянской высились высоченные фонари-столбы, напоминавшие Эйфелеву башню в миниатюре. (17)А главные улицы связываются в воспоминании с совершенно другими фонарями. (18)У них были очень высокие столбы, такие же, как у нынешних наших: стройные, сваренные из труб разного поперечника. (19)Вечером эти фонари загорались уже без фонарщика, все сразу по всему Невскому и по Большой Морской; сначала в них что-то начинало потрескивать, слегка посверкивать. (20)Потом молочно-белые яйца становились слегка лиловатыми, и сверху на головы проходящих начинало литься вместе с чуть-чуть сиреневым, трепещущим светом задумчивое, на что-то намекающее пчелиное жужжание.

(21)В этом жужжании, в этом полупризрачном свете и являлись поэтам того времени их Незнакомки и Прекрасные Дамы, лукавые, неверные, двусмысленные фантомы предсмертных годов того мира! (22)В этом жужжанье и падал тихо на панели, на мостовые, на медвежьи полости, на собольи палантины, на синие сетки лихачей, на крыши неуклюжих тогдашних автомобилей мягкий, пушистый, убаюкивающий снег.

(23)Ах, фонарики, фонарики Петербурга! (По Л. Успенскому)

А 1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как автор относится к старым фонарям Петербурга»?

1) Это приятные воспоминания.

2) История фонарей, по мнению автора, неотъемлемая часть истории города.

3) Автор не проводит параллели между историей фонарей и историей города.

4) Автор рад наступлению эпохи технического прогресса и возможности избавления от старых тусклых фонарей.

А 2.Почему рассказчик, говоря об электрических фонарях начала ХХ века сказал, что «в этом жужжании, в этом полупризрачном свете и являлись поэтам того времени их Незнакомки и Прекрасные Дамы»?

1) В ту пору принято было назначать свидания под фонарями.

2) В стихотворениях начала ХХ века часто встречается образ фонаря.

3) Загадочный свет тех фонарей навевал поэтам мысли о романтических незнакомках.

4) Именно в освещенных фонарями скверах поэты читали свои стихи дамам.

А 3.Как характеризует газовые фонари информация, заключённая в предложениях 10 – 14?

1) Золотистый свет газовых фонарей освещал Невский проспект.

2) Газовые фонари зажигались без фонарщиков.

3) Газовые фонари вдохновляли А. Блока, вызывая у него романтические чувства.

4) Газовые фонари были шагом вперед по сравнению с керосиновыми.

 

Вариант 10.

(1)Официально этот вид транспорта именовался «конно-железная дорога». (2)По улице проложены рельсы, всюду только одна колея. (3)Кое-где эта колея образует «разъезды» с раз и навсегда переведенными стрелками: тут «вагоны конно-железной дороги» встречаются и расходятся на своем пути.

(4)Вообразите на крыше современного трамвая двойную скамью во всю длину, на которой можно сидеть спинами друг к другу, лицами – к двум противоположным сторонам улицы. (5)По бортикам крыши – легкие перильца, а к ним с внешней стороны прикреплены длинные рамки выполненных на жести вывесок и рекламных объявлений. (6)Высота всего сооружения получалась довольно солидная, с теперешние двухэтажные автобусы и троллейбусы. (7)По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным, но только, конечно, не современным четырехосным, а двухосным, легким, в высоту же они намного превосходили их.

(8)Вот она погромыхивает тяжко и неторопливо по рельсам: ну с какой скоростью может двигаться огромный железный вагон, влекомый двумя пусть даже и хорошо кормленными лошадьми? (9)Для каждого из граждан 1917 года не представило бы ни малейшего труда слезть на ходу с этого рыдвана где-нибудь на углу Пушкарской и Введенской, наддать ходу, догнать вагон у Народного дома и снова вскочить в него.

(10)Внутри коночный вагон был оборудован двумя длинными крашенными масляной краской скамьями вдоль окон, из конца в конец. (11)Над обеими дверьми висели фонарики, и по вечерам в них горели, тускло освещая внутренность конки, свечи. (12)Билеты были разных сортов: за пятак – вовнутрь, за три копейки – на верхотурку. (13)Были еще и «пересадочные», на копейку дороже: взяв такой билет, вы могли доехать до пересечения двух линий и пересесть бесплатно в вагон другого маршрута.

(14)Вот на такой конке и ездил в те годы весь демократический, для которого уже «извозец» был великой роскошью, Петербург: рабочие с далеких заводов, если нельзя было пройти пешком, студенты, когда был дождь или сильный холод, мелкие чиновники ежедневно, чиновники повыше рангом – от случая к случаю, горничные, модистки, хористки из мелких театриков... (15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж... (16)Шляпки, шляпки, черные котелки, мягкие панамы... (17)И вдруг – дождь, и вся конка сразу покрылась множеством черных зонтов, точно на ней вмиг выросло три или четыре десятка грибов.

(18)Смешно все это? (19)Да, конечно, смешно. (20)Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...

(21)Но когда я закрываю глаза и передо мной встает в зимнем туманчике, вметели, в питерском июньском дожде высокий призрак дребезжащей на ходу всеми стеклами синей громады, мне приходит в голову, что по ступенькам таких конок поднимался иной раз на империал Александр Блок и оттуда видел свои улицы, свои фонари и аптеки, своих Незнакомок и Фаин. (22)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин. (23)И тут смех уходит в сторону, и на его место встает почтение к прошлому, большая гордость, что оно было и что я его помню.

(24)Каждому овощу свое время. (25)Конке – тоже. (По Л. Успенскому)

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как автор относится к старому транспортному средству – конке»?

1) Это приятные воспоминания.

2) Автор не проводит параллели между историей конки и историей города.

3) История конки, по мнению автора, неотъемлемая часть истории города.

4) Автор рад наступлению эпохи технического прогресса и возможности передвигаться с помощью современного транспорта.

 

А3. Как характеризует конку информация, заключённая в предложениях 8 – 13?

1) В конки запрягали самых лучших лошадей.

2) Из конки разрешено было выскочить там, где хочется, а потом снова запрыгнуть в вагон.

3) Конка была комфортабельным транспортным средством.

4) Конка шла очень медленно

 

  А1 А2 А3
Вариант 1      
Вариант 2      
Вариант 3      
Вариант 4      
Вариант 5      
Вариант 6      
Вариант 7      
Вариант 8      
Вариант 9      
Вариант 10   -  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Призначення, бойові властивості, загальна будова


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных