Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аристотель. Афинская Полития. 5-12




Отрывок из «Афинской Политии», посвященный реформам Со­лона, проливает свет на деятельность выдающегося афинского законодателя. Аристотель явно сочувствует умеренности Солона и его стремлению не допустить передела имущества и передачи власти беднейшему населению. Он с негодованием отвергает клевету аристократов, обвинявших Солона в том, что он провел отмену, долгов в интересах личного обогащения. Но и сочувствующий Солону Аристотель вынужден признать, что установленный законодателем порядок не оправдал ожиданий народа, и отношение к нему впоследствии резко изменилось к худшему.

 

5. Ввиду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. (2) Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства, после того как он сочинил элегию, начинавшуюся словами:

Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала;

Вижу, как клонится ниц первая прежде страна

Меж Ионийских земель.

В ней он нападает на обе партии, защищая в то же вре­мя одну от другой, разбирает весь спор, а после этого убеж­дает одинаково тех и других прекратить возникший раздор.

(3) По происхождению и по известности Солон принадле­жал к первым людям в государстве, по состоянию же и по складу своей жизни - к средним. Все вообще данные говорят за это, да, кроме того, и сам он свидетельствует об этом в следующем стихотворении, предупреждая богатых, от чрез­мерных притязаний:

Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце:

Много досталось вам благ, ими пресытились вы.

Знайте же меру надменному духу: не то перестанем

Мы покоряться, и вам будет не по сердцу то,

И вообще виновниками этой смуты он всегда выстав­ляет богатых. Потому и в начале своей элегии он говорит, что боится «как сребролюбья людей, так и надменности их», значит, предполагает, что из-за этого и возникла вражда.

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в те­кущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так государственных, что на­зывают сисáхфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя.[5] (2) Насчет этого некоторые пытаются клеветать на него.[6]

Именно случилось так, что, когда Солон собирал­ся произвести сисáхфию, он рассказал об этом некоторым из своих знакомых и после, как говорят демократы, был обманут друзьями; по словам же тех, которые хотят очернить Солона, он и сам принимал в этом участие. Они будто бы, заняв денег, скупили на них много земли, а когда вскоре после этого состоялась отмена долгов, оказались богачами. Вот из их-то среды и вышли, говорят, те люди, которые впо­следствии слыли за «исконных богачей». (3) Однако более правдоподобен рассказ демократов. В самом деле, раз во всех отношениях человек оказался настолько умеренным и беспристрастным, что, имея возможность привлечь к себе одну сторону и таким путем сделаться тираном в государ­стве, вместо этого вызвал ненависть к себе обеих сторон и благо и спасение государства предпочел личным выгодам, то неправдоподобно, чтобы этот человек стал марать себя в таких мелких и ничтожных делах. (4) А что ему действительно представлялась такая возможность, об этом свидетельствуют и расстроенные дела государства, и сам он в своих стихо­творениях упоминает во многих местах; да и все остальные признают это согласно; следовательно, это обвинение надо считать ложным.

7. Государственный строй, который установил Солон,и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах. Написав эти законы на кирбах, афиняне поставили их в «цар­ском портике», и все поклялись их соблюдать. Девять же архонтов, принося присягу у камня,[7] давали обет посвятить золотую статую, если преступят какой-нибудь из законов. Вотпочему они и теперь еще дают такую клятву.

(2) Солон установил эти законы на сто лет и дал госу­дарству следующее устройство.

(3) На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса, каковое разделение было уже и раньше,[8] - на пéнтакóсиомедúмнов, всадников, зевгúтов и фетов. Притом все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиомедим­нов, всадников и зевгитов - должности девяти архонтов, каз­начеев, полетов, одиннадцати и колакретов. Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущест­венной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах.

(4) К пéнтакóсиомедúмнам должен был принадлежать всякий, кто со своей земли получает 500 мер в совокупности, сухих и жидких продуктов;[9] к всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содержать коня. В доказательство они приводят, во-первых, название этого класса, установившееся будто бы от этого факта, а во-вторых, древние посвящения. На Акрополе, на­пример, стоит изображение, на котором написано следующее:

Дифилов,[10] Анфемион, дар сей богам посвятил,

Как из простых батраков всадником сделался он.

И возле стоит конь, явно свидетельствуя о том, что всаднический ценз имеет в виду этот признак. Впрочем, вернее, что этот класс характеризовалсяпо количеству мер дохода, так же как класс пентакосиомедимнов. К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер, того и другого вместе, а остальные - к классу фетов и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности. Поэтому и теперь, когда председательствующий спросит у человека, который хочет избираться по жребию на какую-нибудь должность, к какому классу он принадлежит, никто не скажет, что к фетам.

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных, которых намечала каждая из фил. Намечала же в коллегию девяти архонтов каждая десятерых, и между ними бросали жребий. Вследствие этого еще и теперь остается за филами такой порядок, что каждая избирает по жребию десятерых, а затем из этого числа баллотируют бобами.[11] Доказательством же, что высшие должности Солон сделал выборными по жребию из лю­дей, обладающих цензом, может служить закон о казначеях, который продолжает оставаться в силе еще и теперь: он по­велевает избирать казначеев по жребию из пéнтакóсиомедúм­нов. (2) Вот какие законы издал Солон относительно высших должностей.[12]

(3) Что касается фил, то их было четыре как и раньше,[13] и четыре филобасилевска. Каждая фила разделялась на три триттии и, кроме того, на 12 навкрарий. Во главе навкрарии стоял «навкрар»; эта должность была установлена для приема поступающих взносов и для ведения текущих расхо­дов. Поэтому и в законах Солона, которые теперь уже вышли из употребления, во многих местах значится: «взыскивать предоставляется навкрарам» и «расход производить из навкрарских сумм».

(4) Далее, он учредил Совет четырехсот, по сто из каж­дой филы, а совету ареопагитов назначил охранять законы; как и прежде, он имел надзор за государственным порядком, причем он обязан был не только следить вообще за большин­ством самых важных государственных дел, но, между прочим, и привлекать к ответственности виновных, имея власть нала­гать взыскания и кары, причем штрафы вносили в «город»,[14] не указывая, по какому поводу платится штраф. Наконец, он судил тех, кто составлял заговор для низвержения демократии, в силу того, что Солон издал закон о внесении относительно их чрезвычайного заявления.[15]

(5) Видя, что в государстве часто происходят смуты, а из граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал относительно их особый закон: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и ли­шается гражданских прав». Итак, что касается высших должностей, то дело об­стояло таким образом. По-видимому, вот какие три пункта, в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной ка­балы в обеспечение ссуд; далее - предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особенную силу народная масса, - апелляция к народному суду. И дей­ствительно, раз народ владычествует в голосовании, он ста­новится властелином государства.

(2) Вместе с тем, так как законы не были написаны просто и ясно, но так же, как закон о наследствах и наследницах,[16] то неизбежно возникало много споров, и решать все дела - и общественные и частные - приходилось суду. Некоторые думают, что Солон нарочно сделал законы неясными, чтобы решение дел зависело от народа. Однако это предположение неправдоподобно, а скорее этот факт объясняется тем, что он не умел в общей форме выразить наилучшее. Несправедливо, в самом деле, судить о его намерении с точки зрения теперешних условий, но надо рассматривать его на основании всего вообще введенного им государственного порядка.

10. Итак, вот те пункты в законах Солона, которым он, по-видимому, придал демократический характер. Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а, после всего этого увеличение мep, весов и монеты. (2) Именно при нем и меры были увеличены в сравнении с фидóновскими и мина, имевшая прежде вес в 70 драхм, доведена была до 100.[17] Старинный тип чеканки представлял собой монету двухдрахмового достоинства. Он сделал и вес сообразно с монетой, так что, 63 мины равнялись таланту и эти три мины, пропорционально распределенные, прибавились на каждый стáтер и на другие меры веса.[18]

11. Когда Солон устроил государство таким, как сказано, образом, к нему стали то и дело обращаться с докучливыми разговорами о законах, одни пункты порицая, о других рас­спрашивая. Ввиду этого он, не желая ни изменять их, ни навлекать на себя вражды, оставаясь в своем отечестве, пред­принял путешествие в Египет отчасти по торговым делам, от­части из любознательности, сказав, что не вернется в тече­ние 10 лет. Он не считал себя вправе, если бы лично присут­ствовал, истолковывать законы, но думал, что каждый обязан исполнять написанное. (2) А вместе с тем многие из знати сделались его противниками вследствие отмены долгов. Иобе партии переменили свое отношение к нему оттого, что установленный им порядок не оправдал их ожиданий. Именно народ рассчитывал, что он произведет передел всего,[19] а знат­ные—что он вернет опять прежний порядок или только не­много его изменит. Но Солон воспротивился тем и другим и, хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой пар­тией, достичь тирании, предпочел навлечь на себя ненависть тех и других, но зато спасти отечество и дать наилучшие законы.

12. Что это было именно таким образом, об этом все го­ворят в один голос, да и сам Солон в своих произведениях упоминает в следующих выражениях:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен,

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других.

(2) В другом месте, высказываясь относительно народной массы, как надо с ней обходиться, он говорит:

Будет тогда лишь народ всего лучше идти за вождями,

Коль не живет без узды, не угнетён выше сил.

От пресыщенья родится надменность, коль средствабольшие

Людям приходят таким, меры не знает чей нрав.

(3) И еще где-то в другом месте он говорит относительно тех, которые хотели поделить между собой землю:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных