Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОСТРАДАНИЕ К БЕСНОВАТЫМ




 

Наряду с нищими Старец по милосердию своему принимал и бесноватых, приходивших из мира. Они приходили поесть хлеба, приходили и в поисках исцеления. Они оставались, сколько хоте­ли, а затем сами уходили. Бесноватые не могут долго оставаться на одном месте. Все, у кого нет в душе утешения от Бога, ищут утеше­ния, меняя места и людей.

И Старец мой был очень опытен в изгнании бесов.

 

* * *

 

Когда Старец был еще в скиту Святого Василия, пришел к нему один бесноватый по имени Харалампий. Его отовсю­ду выгоняли. Старец сжалился над ним и не стал прогонять. Он думал: «Оставлю-ка я его, пусть передохнет немного, пусть согреется его сердце, ведь и он человек». Чтобы он выздоро­вел, Старец возложил на него строгий пост, ведь Христос го­ворит: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

Однажды пошел Старец с отцом Арсением на вершину Афона помолиться, а когда они вернулись, Старцу сказали, что Харалам­пий заперся в кладовке и не выходит. Он запер изнутри все двери и окна, захватив при этом с собой ключи. Он сидел там и ел все, что мог найти: лук, чеснок, все без разбора. Он начал грызть там даже ботинки.

— Харалампий! — закричал Старец. — Выходи!

— Я хочу подвизаться!

— Выходи, говорю тебе!

— Я стану подвижником!

— Давай, выходи, открой дверь, и я тебя сделаю подвижником.

Безрезультатно. Как его ни упрашивали, тот ни за что не от­крывал.

— Сейчас я тебе все устрою, — сказал Старец. — Арсений, принеси отвертку.

Открутил он петли, чтобы снять дверь. И как только дверь от­крылась и Харалампий вышел наружу, Старец отвесил ему оплеуху. Да, досталось Харалампию. Бесноватые обычно пугливы, и Хара­лампий упал в ноги Старцу. Старец спросил его:

— Зачем же ты заперся и не давал нам войти?

— Затем, — отвечал тот, — что там были лук и картошка. Я хо­тел сам подвизаться — есть лук и картошку.

— Сумасшедший! Ты съел весь наш лук! Теперь придется та­скать его на своих плечах.

Он вскоре выздоровел, но, когда ушел, вновь стал бесновать­ся. Он трижды приходил к нам, и трижды Старец его исцелял. Но лишь только он выздоравливал, как уходил и снова сходил с ума, и им овладевали бесы. В конце концов его поместили в психбольницу.

Этот Харалампий впоследствии убил одного юношу-рабочего. Он, бедняга, приходил туда работать, а у Харалампия оказался то­пор, которым он его и убил. Харалампия спросили:

— Зачем ты его убил?

— Я диавола убил.

Диавол, который был у него внутри, вышел и явился впереди того юноши. Харалампий, увидев диавола, схватил топор и ударил лукавого, чтобы тот не причинил ему зла. Но вместо того чтобы ударить диавола, он убил юношу. Так он оказался в тюрьме.

Однажды выехал Старец в мир и повстречался с каким-то чело­веком, который ему сказал, что недавно вышел из тюрьмы. Старец спросил:

— Из какой тюрьмы?

— Из такой-то.

— Слушай, а был там Харалампий?

— А как же, там он. Ох, подходит он к нам как-то вечером и хлоп рукой по столу: «Оп! Ребята, вечерня!» Мы все застыли. Начал он читать вечерню: «Бур-бур-бур...» Мы боялись слово сказать — всех поубивает! Только крестом себя осеняли. А когда он делал поклоны, бил себя сзади по ногам. «Зачем ты так дела­ешь?» — спросили мы. А он: «Поклоны с хвостом!» Так бывший в нем бес издевался над ним.

 

* * *

 

Вскоре после того как я пришел на Святую Гору, нас посетил один полицейский. Это был высокий крепкий парень. Он был зи­лотом, но ревность его была немного не по разуму. Старец ему говорил:

— Смотри, впадешь в прелесть, и тебя придется связывать.

Тот ни в какую:

— Меня?! Мои помощники — святой Пантелеймон и святая Марина!

В конце концов, как сказал Старец, так и случилось. Он за- бесновался, и его связали. Позднее, поскольку он не был буй­нопомешанным, его выпустили на свободу, и он бродил там и сям. Старец из человеколюбия давал ему приют. Как-то он ему сказал:

— Чтобы не сидеть без дела, пойди наруби дров.

Но поскольку тот долго не возвращался, пошли его искать. Нашли его сидящим и глубоко задумавшимся.

— Что с тобой случилось?

— Я не нарубил дров, потому что был озабочен судьбами Церквей.

Некоторое время он прожил с нами и затем ушел. Вскоре умер его отец, и его сродники, из-за наследства, поместили его в псих­больницу.

Старец мне говорил, что разные бесы входят в человека в зависимости от его характера. Если жизнь его была бурная, у него будет соответствующий бес. А если он был тихим, то и бес будет тихим.

Как-то привели одного ребенка, страдавшего лунатизмом, что­бы он у нас исцелился. Бес хватал его, бросал на землю и повора­чивал ему голову набок. Мы его из милосердия оставили у себя. В последний день своей жизни мальчик испускал изо рта пену, и Ста­рец мне сказал:

— Дитя мое, отнеси-ка еду в его келлию и оставь рядом с ним.

В свой последний день ребенок прошел мимо нас, глядя нам всем в глаза. Вечером, когда я зашел к Старцу положить поклон, перед тем как служить литургию, Старец мне сказал:

— Сегодня вечером мальчику очень досталось от беса. Нынче случится одно из двух: или бес выйдет, или мальчик умрет.

И в этот вечер бес задушил мальчика. И так как он был непороч­ным ребенком, он ушел от нас как ясное солнышко.

 

* * *

 

Была бесноватая женщина, одна из дочерей которой тоже бес­новалась: она унаследовала беса от своей матери. Доходило до того, что она едва не выпрыгивала из окна. Дочь услышала о Старце и написала ему письмо, описывая их несчастье и прося его молитв за себя и за свою мать. Старец сжалился над ними и начал строгий пост на сорок дней, ничего не вкушая, кроме сухого хлеба и воды. После этого поста он получил извещение от Бога и написал этой девушке ответ: «Дитя мое, из твоей матери бес выйдет, а твой — не выйдет». Действительно, из ее матери вышел бес, тогда как из нее не вышел, но ей стало немного лучше. Когда с ней случался припадок, она только мычала. Позднее она стала монахиней. Как только она постриглась в великую схиму, все это прекратилось. Единственное, чем она иногда страдала, это головокружения, как при высоком давлении, и ничего больше. Таких припадков, какие случались раньше, у нее больше не было.

 

* * *

 

Один бесноватый монах, отец Иоанн, когда его болезнь утих­ла, пришел посетить Старца Иосифа. Согласно нашему порядку и наказу Старца, я должен был удалиться. Как только я видел посе­тителя, я сразу же прятался. Поэтому, когда тот пришел, я зашел в соседнюю келлию и там занялся рукоделием.

Старец сидел на скамеечке, отец Иоанн сел рядом с ним. Я знал от Старца, что этот человек бесноватый, потому что Старец часто мне говорил о нем ради наставления и дабы я знал, что бывает. Итак, я сидел в соседней келлии и, не желая того, слышал каждое слово, ибо он громко кричал:

— Старче! Когда мной овладевает бес, он меня поднимает вверх, бьет меня, я произношу бессвязные слова, совершаю неразумные поступки. Я вижу себя снаружи, как я все это делаю, и оказываюсь зрителем всего, что делает мое тело и говорят мои уста. И хотя я все это вижу, я ничего не могу поделать, и все члены моего тела послушны диаволу.

Лишь только ушел отец Иоанн, я сказал Старцу:

— Старче, прости меня. Он кричал, и уши мои все это услы­шали. Можешь ты мне все это объяснить, Старче? Я не могу по­нять, как душа этого человека может быть двойной? Как бес вошел внутрь него и действует? Каким образом он мучается и одновре­менно видит, как он танцует, прыгает, не владея собой?

— Так бывает потому, что бес — это другая сущность. Это лич­ность. Что такое ангел? Что такое святые в ином мире? Это духов­ные личности, без тела, которые могут войти внутрь человека. Бес входит вовнутрь, и овладевает им, и управляет его умом, управляет его языком, и тот говорит все, что хочет бес. Так человек подчиня­ется, как послушное орудие.

 

* * *

 

Я, конечно, поверил тому, что сказал мне Старец. Такого лич­ного опыта у меня не было. В тот день мы поели, поспали, подня­лись на молитву. Я сел в своей каливе на скамеечку, начал говорить Иисусову молитву. Прошло два-три часа. Я подумал: «Поднимусь- ка я, схожу в пещерку, посмотрю время». Я оставлял часы там, чтобы не слышать их тиканья и не отвлекаться на это. «Посмотрю время и начну делать поклоны, молиться по четкам, а затем отдохну, потому что утром мне рано подниматься, готовить трапезу отцам. Надо вставать», — подумал я. То есть соображал я хорошо, ведь я не спал, я молился. И в то время, когда я уже собрался встать, я увидел, что встаю. Я встал, сходил посмотрел время и взял большие четки, чтобы молиться по ним на террасе и делать поклоны. Когда я вышел из пещерки и спустился на террасу, некое облако, как шар, окружило меня и вошло в меня. И тут я как бы раздвоился. Я уви­дел самого себя танцующим, прыгающим, поющим и понял, что не владею самим собой. И услышал голос: «Так происходит и с отцом Иоанном».

В конце концов я увидел себя в теле, сидящим на прежнем месте и творящим Иисусову молитву. Я встал, взял четки, начал поклоны. Вышел из своей каливы Старец, я подошел к нему.

— Старче, вот что со мной случилось.

— Это тебе Бог показал, как бывает на деле. То, что ты не мог понять в теории, когда я тебе рассказывал, Бог показал тебе на деле. Завтра, может быть, Бог тебя сделает духовником, ты будешь учить других, и тогда ты сможешь объяснить и истолковать эти вещи. Как иначе они могут быть истолкованы? Можно ли объяснить беснование с помощью науки? Нет. Бог тебе это показал, чтобы у тебя был опыт, ибо тебе это встретится в жизни. Я помолился, что­бы Бог тебе показал на деле, как бывает с бесноватым человеком. Чтобы ты знал, когда увидишь бесноватого, что с ним происходит. Другие не смогут тебе помочь с этим разобраться, так как ничего этого знать не будут.

А в завершение разговора Старец мне сказал:

— Ах, брат, я думал собрать всех дураков и ненормальных, что­бы сделать из них людей, но они людьми не становятся. И тогда я решил: хватит, возьму кого-нибудь нормального, чтобы хоть кто-нибудь у меня остался. Поэтому-то я вас и взял.

 

 

ДАР ПРОЗОРЛИВОСТИ

 

Наш Старец был опытным человеком и глубоким знатоком духовной жизни. Когда мы приходили к нему ночами на ис­поведь, он часто брал инициативу на себя и подробно объяс­нял каждому его проблему и способ ее решения прежде, чем мы ему рассказывали, что нас беспокоит. То есть он знал наше внутреннее состояние и объяснял нам, каким образом оно воз­никло и как нам следует с ним работать, касалось ли это по­мыслов, страстей или действия благодати. Ему не нужно было спрашивать, чтобы понять проблему и указать, как ее решать. С одного взгляда он читал наши помыслы. Ибо, с одной стороны, у него был дар прозорливости, а с другой — огромный аскети­ческий опыт.

Мы удивлялись, как он столь хорошо знает наш внутренний мир, в то время как мы сами затруднялись его описать. Но обычно он не показывал ясно, что читал наши помыслы. Естественно, мы от него не скрывали ничего, но даже если бы и захотели что-то от него сокрыть, то не смогли бы этого сделать, ибо тогда он по своей прозорливости сам бы нам все рассказал.

 

* * *

 

Своими собственными глазами мы много раз видели, что у Старца есть дар прозорливости. Однажды, когда он еще жил в ски­ту Святого Василия, пошел он в скитскую церковь к отцу Гераси­му. Там был какой-то мирской человек. Старец подошел к нему и сказал:

— У вас на душе какой-то грех, и он серьезный.

— Какой грех? — спросил тот.

— Я этого не знаю, — отвечал Старец, — знаю только, что грех этот очень серьезный.

— И нельзя это выяснить?

— Сейчас, днем — нет. Если хочешь, приходи ко мне ночью.

— Хорошо, после полуночи приду, Старче.

— Пойдешь по этой тропинке и придешь в мою каливу.

В полночь этот человек пришел к Старцу. Они начали бесе­довать. И что обнаружилось в итоге? Этот человек, хотя и был выпускником богословского факультета, написал целую книгу в защиту дарвиновской теории. И Старец ему сказал:

— Послушай, если ты излагаешь какую-нибудь теорию, гипо­тезу, почему ты не приводишь суждения православных богосло­вов, Святых Отцов, но приводишь мнения других: иудеев, масо­нов и тому подобных? Почему не обращаешься к Святым Отцам? Всякий вопрос можно правильно решить, когда обращаешься к

Святым Отцам или к Священному Писанию, — тогда решение имеет силу.

Богослов согласился, что ошибся с этой теорией, и попросил Старца, чтобы тот ему открыл, откуда он об этом узнал. Старец ответил:

— Вчера, когда я к тебе приблизился, некий смрад, некая вонь исходила от тебя, поэтому я понял, что на твоей душе какой-то грех.

Подобным образом однажды и отец Ефрем Катунакский шел сзади некоего мирского человека, и от того исходили смрад и зло­воние. Отец Ефрем пошел к Старцу Иосифу, рассказал ему об этом и тот ответил:

— Так и есть, дитя мое, мирские люди пахнут, грех пахнет. Пахнет в зависимости от того, какой это вид греха, какова его тяжесть.

В другой раз отец Ефрем получил письмо от своей племянницы, просившей его молитв. Он показал его Старцу, но как только тот взял письмо, сразу почувствовал, что от него исходит вонь.

— Или некий блуд, или колдовство соделала твоя племянни­ца, — сказал Старец Иосиф. И отец Ефрем подтвердил, что так и есть, дело в колдовстве.

Еще как-то раз Старец Иосиф увидел некоего человека и сказал нам про него:

— Это неправославный.

И действительно, когда с ним стал разговаривать один брат из нашей общины, он обнаружил, что у этого человека были еретиче­ские взгляды, о еретичности которых он и сам не знал.

Если у какого-либо встретившегося ему человека были плот­ские согрешения, Старец видел это. Он также видел, если у кого-нибудь случалось ночное осквернение. Его духовные дети гово­рили нам, что он нередко предупреждал их о событиях, которые с ними затем произошли.

 

* * *

 

Однажды пришел к нам один священник. Он сказал Старцу:

— Я не могу понять, что такое умная молитва. Обучите меня ей на практике!

— Хорошо, батюшка, — ответил Старец. И было решено, что он останется у нас на несколько дней. Между тем Старец мне сказал:

— Возьми деньги и отправляйся завтра за покупками.

— Что мне купить, Старче?

— Ты знаешь, что мне нравится. Я знаю, что останусь доволен принесенным тобой.

На следующий день я отправился за покупками и вижу: этот священник тоже поднимается на корабль, но со мной не разговари­вает. Так он ничего мне и не сказал. Вернувшись из Дафни в скит, я спросил у одного брата из нашей общины:

— Почему этот человек уехал?

— И как только Старец его раскусил? — ответил тот. — Вот что произошло. Этот священник сказал: «Старче Иосифе, раз уж я остаюсь здесь на неделю, то послужу-ка вместе с твоими священни­ками». Старец ему ответил: «Сначала я у тебя разузнаю, не было ли у тебя препятствий, чтобы стать священником. И если найду, что все в порядке, я тебе дам позволение на сослужение». Услышав такое, этот человек ушел.

Получается, у него были-таки препятствия.

В другой раз посетил Старца один диакон. Старец увидел, что у него есть препятствия для принятия священного сана, и сказал ему, чтобы тот не добивался иерейского сана. Но диакон переме­нил тему разговора. Тогда Старец мне сказал:

— Напои его кофе и пусть идет, потому что он не принимает моих слов.

У Старца был очень острый ум. Он видел человека насквозь. Его совершенно невозможно было провести.

 

* * *

 

Старец никогда ничего не предпринимал, не помолившись перед этим. Поэтому он мог бы сказать: «Все, что я делаю, я де­лаю с уверенностью в правильности этого и со страхом Божиим». Иногда мы его спрашивали о том, что собирались сделать в бли­жайшее время, и он отвечал, что даст нам ответ завтра, дабы иметь возможность прежде помолиться.

Однажды он сказал нам вечером:

— Хлопцы, приготовьтесь завтра утром на рассвете взять тор­бы и пойти за дровами.

А утром, когда мы уже собрались, он сказал:

— Никуда вы не пойдете.

— Но, Старче, разве вы не велели нам вчера идти?

— Я не получил извещения.

Выходит, ночью он сотворил молитву об этом деле: идти нам или не идти. Если он что-то делал, то после извещения от Бога. И поэтому Старец не сделал ничего, в чем бы позже раскаялся. Для нас Старец был кормчим, мы оказывали ему полное послушание.

Святой Варсануфий говорит, что если кто-нибудь хочет полу­чить извещение о воле Божией и у него нет возможности посове­товаться об этом со своим духовником, то пусть он совершенно оставит свои собственные мысли и помолится трижды. И куда бу­дет склоняться его сердце, пусть то и делает — и это будет по воле Божией. Но те, кто имеет большее преуспеяние и дерзновение в своей молитве, слышат отчетливее извещение от Бога. Так обычно и бывало у Старца.

 

* * *

 

Старец мог находиться в уединении, в своей келлии, но при этом оказывалось, что он знает о том, что происходит снаружи, чем мы занимаемся и как у нас дела. Как-то раз, когда он заперся в своей келлии и молился, в дверь постучали. Это пришел отец Афанасий. Но Старец не мог знать, кто пришел. Итак, в дверь стучат.

— Заходи, отец Афанасий.

— Откуда ты знаешь, Старче, что это я пришел?

И Старец ответил:

— Ты ведь шел по такой-то тропинке и зашел в пещеру Пре­святой Богородицы, зажег там лампадку, посидел и отдохнул там, а затем пришел сюда. Не так ли?

— Да, так.

— Я наблюдал за тобой все время, пока ты шел.

Позднее отец Иосиф Младший подошел к Старцу и спросил, каким образом он смог так наблюдать за отцом Афанасием. Ста­рец рассказал следующее: «Было бы лучше тебе это самому ис­пытать, чем просто из рассказа узнать, как это происходит. Но раз ты настаиваешь, слушай. Я сидел здесь у окна на коленях, на этих моих лохмотьях, и говорил Иисусову молитву. В одно мгновение, когда я держал ум в действии молитвы, при котором Божественная благодать действует своим Божественным про­свещением, увеличилась сила света и мой ум начал распростра­няться и возрастать настолько, что все для меня осветилось и я видел всю нашу местность от Катунак и ниже, до монастырей, до Дафни. Также видел я и то, что позади меня, и не было для меня ничего невидимого или неизвестного. Свет же тот был не таков, как этот естественный, исходящий от солнца, или как ис­кусственный, создаваемый людьми. Это был свет изумительный, белый, невещественный, не только внешний, как этот естествен­ный, позволяющий видеть вокруг себя тем, у кого есть зрение. Тот свет сияет и внутри человека, и он его ощущает, как свое собственное дыхание. И этот свет наполняет его, как пища и как воздух, и освобождает его от природной тяжести его тела, и пре­ображает так, что человек не знает, есть ли у него тело, вес или какое другое ограничение. Тогда я увидел и Афанасия, идуще­го к нам по тропинке от монастыря Святого Павла и несущего свою большую торбу, и я стал наблюдать за ним, пока он не при­шел сюда. Я видел все его движения, как он садился отдохнуть и облокачивался на свою ношу, как он остановился у источника Святой Анны близ мельницы и напился воды, как он, наконец, подошел к нашей калитке, взял ключ, открыл ее, вошел во двор, пришел ко мне и положил поклон.

Но почему это вызывает у тебя такое изумление? У человече­ского ума есть свой свет и без прибавления Божественной благо­дати, и когда он очистится и просветится, тогда с помощью свое­го света он видит лучше, чем демоны, как говорят Святые Отцы. Когда же получит вдобавок и просвещение Божественной благо­дати, так что она сможет постоянно пребывать в нем, тогда она увлекает человека в созерцания и видения, как она сама ведает. Но и человек этот, когда захочет увидеть или узнать что-то его интересующее, может попросить об этом в своей молитве, и бла­годать подействует так, что исполнит его просьбу, поскольку он о том попросил. Думаю, однако, что благоговейные люди избегают просить об этом, кроме случаев великой нужды. Во всяком слу­чае, Господь волю боящихся его сотворит и молитву их услышит (Пс. 144,19)».

 

* * *

 

Отец Иосиф Младший записал и еще один удивительный слу­чай о том, как Старец получил извещение. «Наше жилище в Ма­лой Святой Анне было уединенным и спокойным, но оно сильно зависело от перемен погоды. Так холод там ощущался сильнее, поэтому мы убедили Старца устроить у него кое-какое отопле­ние с помощью небольшой печки. Снял я, недотепа, размеры и приготовил необходимые для печки вещи. Я собирался снаружи обить ее жестью, а саму ее сложить на глине. Вечером накануне назначенного для этой работы дня я приготовился и пообещал Старцу, что завтра печь будет сделана. А утром взял инструмент вместе со стройматериалом и расположил все это поблизости от каливы Старца, чтобы, сделав печь там, поставить ее затем в кел­лии Старца. Положил, как всегда, поклон и приступил к работе при хорошей погоде — трудиться ведь приходилось под откры­тым небом.

Лишь только я отмерил и отрезал необходимые детали и на­чал работать, как внезапно испортилась погода. Вслед за этим я начал сталкиваться со странными трудностями во всем, что только ни пытался сделать. Дул какой-то странный ветер, не имевший определенного направления, но бросавший все вещи, бывшие рядом, прямо на меня, в лицо: отрезки жести, доски, бумажки и песок. Живительным образом у меня выскальзыва­ли инструменты и как-то необъяснимо далеко откатывались — место ведь было не очень наклонное. Гвозди также необъясни­мо гнулись при малейшем ударе, треснули молотки, я должен был исправлять заготовки, которые с тщательностью сделал и собрал накануне. Вначале я ничего не подозревал и старался привести все в порядок и продолжать работу. Вскоре, однако, стало сильно заметно, что нечто происходит. Я ненадолго оста­новился, потому что отбил себе буквально все пальцы, а внутри меня странное волнение вызывало гнев, нетерпение и смяте­ние. "Странное дело, — сказал я себе, — что-то происходит!” Тем временем погода еще больше испортилась, и это вынудило меня прекратить работу.

Пошел я к Старцу. Чтобы сделать ту печь, требовалось два, максимум три часа. Но прошло уже более шести часов, а я так ничего и не сделал. Тогда я вспомнил, как утром Старец кое-что сказал мне, когда я начал работать, но я не обратил на это внимания. "Посмотрим, получится ли у тебя сегодня что-нибудь”, — сказал он мне. Я не придал этим словам значения, подумав, что, наверное, они были сказаны Старцем для моего смирения, ведь эту работу я знал. Притом я рассчитывал за­кончить ее как можно быстрее и успешней, чтобы угодить Старцу, и втайне радовался, что он нам разрешил сделать у него отопление и я это сделаю для него один. Итак, я пришел к нему, постучал в дверь, и он мне открыл. Увидел он мое потрясение и заулыбался.

— Старче, — сказал я ему, — что происходит? И почему вы сказали утром, как будто предсказав, "посмотрим, получит­ся ли у тебя”? Ведь вы знаете, что такая работа для меня — это игрушки.

— А ты какие выводы сделал из того, что произошло?

— Искушение, бесовское действие.

— То-то и оно. Послушай и узнай, что за тайна с тобой при­ключилась. Вечером, когда я закончил молиться и хотел отды­хать, я увидел сатану, который грозился устроить мне искуше­ния и препятствия в исполнении задуманного мною дела. И тог­да я сказал Христу нашему: "Господи мой, не препятствуй ему. Я хочу показать ему, как я Тебя люблю и что буду терпеть холод столько, сколько Ты это попустишь”. В этом причина, дитя мое, того, что все так произошло: чтобы подольше не было у меня отопления, которое вы так желали у меня устроить.

Я, свидетель этого происшествия, когда узнал эти детали и тай­ны сокровенного Промысла, согласно которым действует духов­ный закон, пережил потрясение».

 

* * *

 

Однажды, когда мы еще не были рукоположены и приближался праздник, отец Никифор сказал своему послушнику отцу Ефрему: «Ты не пойдешь к Старцу Иосифу». Батюшка нам сообщил об этом, и я сильно расстроился. Старец увидел, как я расстроился, и спросил:

— Вавулис, хочешь, чтобы пришел батюшка?

А спустя немного времени сказал:

— Придет батюшка.

И действительно, отец Ефрем пришел и рассказал нам, что не­ожиданно отец Никифор отпустил его, сказав: «Ладно, ступай».

Так Старец Иосиф прочистил мозги отцу Никифору своей молитвой.

 

* * *

 

Наряду с теми поношениями, которые я непрестанно слышал от Старца, часто он неожиданно называл меня «святым игуме­ном». Я, естественно, не придавал этому значения и забывал об этом, поскольку думал, что он подшучивает надо мной. Но другие братья обратили на это внимание, потому что никого другого он так не называл. Они говорили между собой с недо­умением: «Неужели Яннакис станет игуменом?» И после того как Старец сказал это несколько раз, они решили: «Наверняка станет». Позже, когда исполнилось пророчество Старца и я стал игуменом, они мне с уверенностью говорили, что Старец это предвидел.

 

* * *

 

Отец Феофилакт был послушником известного Старца Иоаки­ма Специериса. Отец Феофилакт жил в каливе Святых Бессре­бреников в Новом Скиту. Это был очень благоговейный, молчали­вый и совершенно не стяжательный монах. После смерти своего Старца он остался один в сильной бедности, потому что не знал никакого рукоделия. Однако он помогал соседним общинам, и ему давали за это еду.

Когда мы были еще в Малом скиту Святой Анны, отец Феофи­лакт побывал у нас. На него произвели большое впечатление свя­тость Старца Иосифа и наша общежительная жизнь. И он попро­сил о том, чтобы остаться вместе с нами. Старцу тоже захотелось его оставить, но он сказал ему:

— Я помолюсь, и если будет воля Божия, ты оставишь свою кел­лию и придешь к нам.

Совершая молитву, он увидел Небесный свет в церковке Свя­тых Бессребреников и таким образом получил извещение, что отец Феофилакт должен остаться в своей каливе. Тогда Старец Иосиф ему сказал:

— Нет воли Божией: святые бессребреники не хотят, чтобы ты перешел из своей келлии к нам.

При этом Старец постарался его утешить и дал благословение приходить время от времени пожить у нас, а затем снова возвра­щаться в свою каливу. Спустя какое-то время отец Феофилакт при­нял великую схиму, до тех пор он был рясофором. Восприемником его стал Старец Иосиф, он постриг его в пещерах Малой Святой Анны. С тех пор отношения наши стали еще теснее, отец Феофи­лакт вошел в состав нашей братии, и мы его навещали, когда ходили в Новый Скит по делам. Потом Старец послал к нему отца Иосифа Младшего, который прожил с ним восемь лет, до тех пор пока не преставился Старец Иосиф.

Однажды Старец написал письмо своему прежнему послушни­ку отцу Ефрему уехавшему в Волос. Вскоре после этого Старец почувствовал некое изменение в своей душе по отношению к нему. Он ощущал сильную любовь, и часто образ отца Ефрема возникал в его мыслях. Старец его мысленно обнимал, недоумевая при этом: «Что бы это значило? Или добрый мой сын каким-то образом силь­но заботится о нас, или что-то другое с ним происходит».

И вот прошло немного времени, и Старец получил письмецо от отца Ефрема вместе с посылкой. Тогда Старец понял, в чем было дело. После этого он написал: «Я удивляюсь умным утешитель­ным и известительным движениям Всемудрого Бога, как скоро по­сылает Он весть, когда у другого случается изменение! Духовный союз, невидимое общение, обмен любовью, Божие извещение. Нет ничего слаще и радостнее, чем разумевать Божии движения».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных