Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 2. ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




[1], с.50…78; [4], с.430…462; [5], с.21…250; [6], с.5…170

Создание системы защищенности человека и общества является основной задачей государственного законодательства по БЖД. В основе всех государственных правовых актов о безопасности труда и деятельности лежат положения «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в Российской Федерации (РФ) только в 1991 г. В декларации записано: "Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены" (Ст. 23). Каждый работник имеет право на отдых. Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращённый рабочий день для ряда профессий и работ (ст. 24). Основным документом национальной правовой системы является Конституция Российской Федерации. ВКонституции РФговорится: "Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства" (ст. 21). Таким образом, забота об улучшении условий труда и его безопасности – забота государственная. Основные вопросы безопасности и, следовательно, безопасности жизнедеятельности народа Российской Федерации защищает государство в соответствии с законом "О безопасности", который принят в 1992 г. Безопасность (ст. 1) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы, общество - ­его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Субъектами обеспечения безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения (ст. 2). Они обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Фёдерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Угроза безопасности (ст. 3) - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ и возглавляемый им Совет безопасности. Основные задачи Совета (ст. 15): 1. Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ её обеспечения. 2. Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые могут повлечь существенные социально-­политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации. 3. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. 4. Разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; 5. Совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства. Вопросам охраны здоровья населения РФпосвящён, в основном, закон "О здравоохранении в Российской Федерации ", принятый в 1971 г. и другие правовые акты государственной системы. Указанный закон регулирует общественные отношения в области здравоохранения населения. В ст. 5 Закона говорится, что охрана здоровья населения в РФобеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мер и осуществляется путем: 1) проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий; особой заботой об охране здоровья подрастающего поколения; 2) создания на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий, устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Впервые в 1990 г. в нашей стране принят закон "О предприятиях ипредпринимательской деятельности". В Законе рассмотрены взаимоотношения людей в процессе труда в новых условиях. Особое внимание уделено социальной деятельности и, в частности, ст. 27 Закона говорит: 1. Социальное развитие предприятий осуществляется путем улучшения условий труда; 2. Предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и работоспособности; 3. Предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия. Основные вопросы взаимоотношений в процессе труда изложены в "Кодексезаконов о труде" (КЗоТ), который принят в 1971 г. и дополнен в 1992 г. В СТ.2 КЗоТ сказано, что основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое для этого создает необходимые органы. Государственными органами разрабатываются и утверждаются соответствующие нормативные правовые акты, которые создают основную систему промышленной безопасности. Правительство РФ как основной орган, обеспечивающий руководство промышленной безопасностью, 12 августа 1994 г. приняло постановление № 9 “ О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ". Для введения единых нормативных требований по охране труда правительство постановило: 1. Установить, что в Российской Федерации действует система нормативных актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 2. Утвердить прилагаемый перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. 3. Федеральным органам исполнительной власти представлять Министерству труда РФ утверждённые ими правовые акты по охране труда, предусмотренные перечнем. 4. Министерству труда РФобеспечить формирование банка данных действующих нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов РФ, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.

Стандарты... Система стандартов безопасности труда охватывает основные направления работ по созданию безопасных условий труда для работающих. Она состоит из четырех категорий стандартов – государственных, отраслевых, республиканских и стандартов предприятия по безопасности труда и построена по принципу многоуровневой структуры с приоритетом высших уровней над низшими. Для более полного отражения требований безопасности в ССБТ включается также подсистема стандартов на требования безопасности к производственным зданиям (помещениям). В этих стандартах устанавли­ваются требования: к расположению производственных и вспомогательных помещений, их объёму и площади, расположению световых проемов, прочности перекрытий и стен, системам отопления и вентиляции, к взрыво- и пожаробезопасности, а также методам контроля и испытания норм и требований безопасности. ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора, и стандарты ССБТ, должны быть взаимно увязаны. Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ 1.26-77, в нормативно-технической, а также в конструкторской, технологической и проектной документациях. Категории и обозначения стандартов ССБТ производятся в соответствии с ГОСТ 1.0-68. В государственной системе стандартизации для системы стандартов безопасности труда установлен класс 12. Система стандартов безопасности труда тесно связана с другими составляющими государственной системы стандартизации: единой системой конструкторской документации (ЕСКД), единой системой технологической подготовки производства (ЕСТПП), Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), системой показателей качества продукции и др. Основополагающие стандарты этих систем содержат требования по обеспечению безопасности труда, регламентируют требования безопасности на всех этапах разработки и эксплуатации изделий, технологических процессов. Стандарты подсистемы 0 (обозначение класса и шифра подсистемы 12.0) устанавливают структуру и порядок согласования стандартов ССБТ, терминологию по безопасности труда и другие организационно-методические положения. Относящийся к подсистеме ГОСТ 12.0.002-80 устанавливает термины и определения основных понятий безопасности труда (деятельности). Приведенные в нем термины обязательны для применения в до­кументации всех видов. Среди 17 включенных в этот стандарт терминов особого внимания заслуживает термин безопасность промышленной деятельности, ("охрана труда"), который обозначает систему законодательных актов и соответствующих им социально–экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (деятельности). Введены термины " безопасность труда " и " производственная опасность ". Безопасность труда – это состояние условий труда, при котором отсутствует производственная опасность, а производственная опасность – это возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, т. е. факторов, приводящих к травмам и заболеваниям. Стандарты подсистемы 1 устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов и требования к методам их измерения, а также требования безопасности при работе с веществами, обладающими опасными и вредными свойствами. Эта группа включает стандарты: 1) требований по обеспечению взрывной безопасности, пожарной безопасности, безопасности электричества (ГОСТ 12.1.019-79), радиационной, вибрационной и биологической безопасности; 2) требований по защите от шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных полей (ЭПМ), вредных веществ; 3) требований к освещению и воздуху рабочей зоны. Подсистема 2 стандартов ССБТ устанавливает технические и эргономические требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его отдельным элементам (рабочим органам, органам управления, средствам контроля, защиты и т.п.), а также методы контроля выполнения требований безопасности. В эту группу включены 15 стандартов требований безопасности к электротехническим изделиям (от ГОСТ 12.2.007.0-75 до ГОСТ 12.2.007.14-75). Подсистема 3 стандартов устанавливает требования безопасности, связанные с размещением элементов технологических схем, режимами работы производственного оборудования, организацией рабочих мест и режимами труда обслуживающего персонала, а также требования к применению средств защиты работающих и методы контроля выполнения требований безопасности. В подсистеме 4 сосредоточены стандарты технических условий и требований к специальной одежде и специальной обуви, средствам индивидуальной защиты рук, головы, лица, органов дыхания, зрения, слуха; сигнальным цветам и знакам безопасности, к оградительным устройствам, блокировкам, автоматическим защитным устройствам, сигнализаторам и другим средствам защиты, а также стандарты, устанавливающие классификацию средств защиты, методы их контроля и оценки. Стандарты подсистемы 5 устанавливают общие требования к зданиям и сооружениям в отношении обеспечения безопасности работающих в них людей; методы контроля требований безопасности к зданиям и сооружениям. Внедрение ССБТ в промышленность является заключительной стадией назначения стандартов. Внедрение стандартов ССБТ на предприятии ведется согласно плану организационно-технических мероприятий, в котором предусматривается: 1) создание комиссии в составе главного инженера (председатель), главных специалистов, начальника отдела стандартизации, начальника отдела (службы) охраны труда и представителя профсоюзной организации предприятия; 2) предоставление заинтересованным подразделениям предприятия необходимого числа экземпляров внедряемых стандартов; 3) изучение стандартов инженерно-техническими работниками; 4) обеспечение санитарно-промышленной лаборатории и предприятия необходимой аппаратурой для контроля безопасности; 5) проведение комплекса мероприятий по материальному обеспечению внедрения стандартов; 6) контроль технологической документации, учета требований безопасности труда; 7) разработка и пересмотр документации предприятия по безопасности труда (стандартов предприятия, положений, инструкций, памяток). Подробное изложение строения системы стандартов безопасности труда приведено в ГОСТ 12.0.001-82.

• Инструкции... Для оперативного управления безопасностью труда на предприятии важное значение имеет такой нормативный документ, как инструкция по безопасности (ИБ) работ, которая должна составляться наиболее опытными специалистами и своевременно уточняться. Эта инструкция – нормативный документ, в котором определяются требования безопасности при выполнении работающими своих должностных обязанностей или порученной им работы. Инструкции бывают типовыми для конкретных отраслей промышленности, по которым можно разрабатывать инструкции для определенных профессий и на отдельные виды работ. Отличительные особенности инструкций – конкретность и отражение в них только тех требований, которые непосредственно должны выполнять сами работающие. В инструкциях не должны содержаться требования, противоречащие законодательству и другим нормативно-техническим документам. Текст инструкции должен быть разбит на разделы, внутри которых могут быть подразделы. Разделы и подразделы состоят из пунктов. При необходимости пункты могут быть разбиты на подпункты. Разделы, подразделы, пункты и подпункты инструкций должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Разделы нумеруются в пределах всей инструкции, подразделы – в пределах разделов, пункты – в пределах разделов и подразделов, подпункты – в пределах пунктов. При наличии в разделе или подразделе только одного пункта, он не нумеруется. Требования инструкций следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа. В соответствии с типовой инструкцией, инструкция для работающих должна содержать следующие разделы: 1) общие требования безопасности; 2) требования безопасности перед началом работы; 3) требования безопасности во время работы; 4) требования безопасности в аварийных ситуациях; 5) требования безопасности по окончании работы. При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы. В разделе "Общие требования безопасности" необходимо отражать: условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, прохождение инструктажей и т. п.); предупреждение о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка; запрещение курения и распития спиртных напитков; характеристику опасных и вредных производственных факторов, действующих на работающего; соответствующие нормам для данной профессии виды спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты с указанием обозначений государственных, отраслевых, республиканских стандартов или технических условий на них; требования по обеспечению пожаро-и взрывобезопасности; порядок уведомления администрации о случаях травмирования и обнаружения неисправности оборудования, приспособлений и инструмента; указания о необходимости умения оказывать первую (доврачебную) помощь; правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы; ответственность работа­ющего за нарушение требований инструкции. В разделе " Требования безопасности перед началом работы " необходимо изложить последовательность: подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты; проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.; проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов); приема смены в случае непрерывной работы; требования производственной санитарии. В разделе " Требования безопасности во время работы " необходимо отразить: способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов; требования безопасного обращения с исходными материалами (сырьем, заготовками, полуфабрикатами), вспомогательными материалами; правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов; указания о безопасном содержании рабочего места; основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения; действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций; требования к использованию средств защиты работающих. В разделе " Требования безопасности в аварийных ситуациях " содержатся сведения о действиях при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к развитию ава­рийной ситуации и несчастным случаям; по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении или внезапном заболевании. В раздел " Требования безопасности по окончании работ " должно быть включено описание порядка безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры, а при непрерывном процессе – передачу обязанностей по смене, сдачи рабочего места, уборки отходов произ­водства, а также требования соблюдения личной гигиены, производственной санитарии и порядка извещения администрации обо всех недостатках, обнаруженных во время работы. Текст инструкции должен быть кратким, четким и не допускать противоречивых толкований. Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные документы, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. Требования упомянутых типовых нормативных документов должны быть учтены разработчиками инструкций для работающих. При необходимости требования этих документов следует воспроизводить в инструкциях для работающих текстуально.

• Управление... Безопасность... Предприятие... Управление безопасностью жизнедеятельности в основном звене хозяйственного механизма на предприятии должно быть составной частью, подсистемой общей системы управления предприятием (производственным объединением), так как только при высоком её уровне может быть обеспечено эффективное решение производственных задач. В общем виде управление определяется как совокупность действий, выбранных на основе достоверной технической информации и направленных на решение задач оптимальной работы предприятия. В любой системе управления, прежде всего, есть объект, которым управляют, а также орган, который осуществляет управление. В процессе управления этот орган получает определённую информацию о состоянии управляемого объекта и состоянии внешней и внутренней среды и состоянии самой системы. На основе этой информации управляющий орган вырабатывает и принимает решения по оптимальному управлению системой. Часто управляющий и исполнительный органы объединяют в единое понятие – субъект управления, и тогда систему управления можно представить состоящей из двух подсистем: управляемой и управляющей. Целью управления безопасностью жизнедеятельности на предприятии является создание безопасных условий труда, сохранение здоровья и работоспособности людей в процессе труда. Цель управления в свою очередь может быть достигнута путем выполнения определённых функций управления. Функция управления – это комплекс управленческих видов деятельности, осуществляемых субъектом управления. Функции управления отвечают на вопрос, кто и что должен делать в системе управления. Объектом управления безопасностью жизнедеятельности является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом. Такое управление на предприятии (в объединении) осуществляет руководитель предприятия. В функциональных службах и структурных подразделениях управление осуществляют их руководители. Нормативной и методической основой (внешняя информация) системы управления являются законодательные акты. Функциями управления безопасностью жизнедеятельности на предприятии являются: 1. Планирование работ по охране труда; 2. Организация и координация работ в области охраны труда; учет и анализ состояния охраны труда и функционирования системы управления; 3. Контроль за состоянием безопасности жизнедеятельности и стимулирование работы по совершенствованию всей системы. Цель управления может быть достигнута при закономерном и правильном решении следующих основных задач: а) обучения работающих безопасности труда и пропаганды вопросов охраны труда; б) обеспечения безопасности производственного оборудования; в) обеспечения безопасности производственных процессов; г) обеспечения безопасности зданий и сооружений. Наряду с этим, должны быть обеспечены социально-гигиенические и санитарные условия, главные из которых:

а) нормализации санитарно-гигиенических условий труда; б) обеспечения средствами индивидуальной защиты; в) обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха трудящихся; г) организации лечебно-профилактического обслуживания; д) организации санитарно-бытового обслуживания трудящихся; е) профессионального отбора и контроля по соответствующим специальностям. Планирование работ бывает перспективным, текущим и оперативным (квартальным, месячным, декадным). Чтобы предприятие функционировало стабильно в соответствии с планом, необходимо обязательное согласование между трудовым коллективом и работодателем, что достигается рациональным трудовым коллективным договором. Коллективный договор, который должен ежегодно заключаться между трудовым коллективом и работодателем, включает все обязательства сторон по производственной деятельности, в том числе и по решению основных задач управления безопасностью, которые приведены выше. Перспективный и текущий планы составляются с учетом результатов анализа (паспортизации) санитарно-технического состояния условий труда на производственных участках, анализа причин производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, предложений работников предприятия, органов государственного надзора и технической инспекции профсоюза. К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда между администрацией и трудовым коллективом (приложение к коллективному договору); план организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда и профилактике производственного травматизма. К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по безопасности труда, планы работы структурных подразделений главных специалистов, в том числе службы безопасности труда, планы работы кабинетов по безопасности труда (если он имеется). Для своевременного планирования, целевого финансирования и обязательного осуществления мероприятий по предупреждению несчастных случаев, заболеваний на производстве и общему улучшению условий труда, а также для усиления контроля за расходованием средств, отпускаемых на эти цели, составляется сводная номенклатура мероприятий по нормализации условий труда на предприятии. Финансирование мероприятий по нормализации условий труда осуществляется целевым назначением за счет общих расходов предприятия. Работодатель несёт ответственность в законодательном порядке за невыполнение мероприятий по нормализации условий труда и за использование не по назначению денежных средств и материальных ресурсов, выделенных для этих целей.

• Положения... Законодательство... Нижеприведённые технические положения определены статьями КЗоТ. Рабочее время (ст. 42). Рабочим считается время, в течение которого работающий должен выполнять свои обязанности с соблюдением внутреннего распорядка предприятия, учреждения, организации. В новых экономических условиях это понятие необходимо дополнить тем, что оно является условным верхним пределом продолжительности исполнения служебных обязанностей. Нормальная продолжительность рабочего времени на предприятии не может превышать 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 43) установлена для возрастных групп работников: а) в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; б) возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул – не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины нормы, установленных в части первой настоящей статьи. Работа, которая продолжается сверх рабочего времени называется сверхурочной (ст. 46, 52, 56). Сверхурочные работы, как правило, запрещены. Администрация может их ввести только в особых, предусмотренных законом, случаях. Законом не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, матерей, кормящих грудью детей до 1 года. Женщины, имеющие детей в возрасте от 1 года до 8 лет, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия. К сверхурочным работам не привлекаются некоторые другие категории работников, в соответствии с утверждённым перечнем, который должен быть на предприятии. Сверхурочные работы компенсируются повышенной оплатой труда. Компенсировать его отгулом категорически запрещается. Время отдыха. Отдыхом считается время, в течение которого работники должны быть свободными от выполнения трудовых обязанностей. КЗоТом предусмотрены следующие виды отдыха: а) перерывы для отдыха и питания в течение рабочего дня, между окончанием работы и началом её на следующий день (ст. 57); б) выходные и праздничные дни (ст. 58); в) ежегодный отпуск (ст. 67). Эти виды отдыха по времени регламентируются законом. Например, перерыв для отдыха и питания должен быть не менее 0,5 часа и не более 2 часов. Отпуск предоставляется работникам не менее

24 рабочих дней. Работникам моложе 18 лет ежегодный отпуск представляется продолжительностью один календарный месяц. Право на первый отпуск возникает по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. Подробно вопросы рабочего времени отдыха различных категорий трудящихся изложены в соответствующих статьях КЗОТ, который желательно иметь специалисту в своей библиотеке. Для работающих в условиях, отличающихся от нормальных, предусмотрены компенсации. В настоящее время состояние производства и техники таковы, что не позволяют полностью исключить тяжёлые и вредные условия труда, поэтому законом предусмотрены соответствующие компенсации, которые призваны способствовать повышению реадаптационных способностей организма работника. Компенсация – ­это система льгот, предоставляемая законодательством за работу, выполняемую в тяжёлых или вредных условиях труда. Её основная цель – компенсировать издержки работнику на поддержание здоровья в нормальном состоянии. В промышленности используются следующие льготы: сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы в работе, дополнительный отпуск. А также доплаты за вредность и тяжесть труда, повышенная оплата сверхурочных работ.

• Служба... Инструктаж... В соответствии с типовым положением по безопасности труда на предприятии разрабатывается положение о соответствующей службе. Этим положением определяется структура службы, её права, обязанности и ответственность должностных лиц по организации безопасных условий труда. Служба безопасности несет ответственность за организацию работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда, исключению несчастных случаев и предупреждению профзаболеваний. Службой проводится анализ травматизма и профзаболеваний и разрабатывается, совместно с соответствующими службами, мероприятия по снижению действия вредных и опасных факторов на рабо­тающих, а также организуется разработка и внедрение безопасных технологий и техники. Служба принимает участие в разработке соглашений с трудящимися в части безопасности труда, в проведении проверок технического состояния предприятия, в проведении расследований несчастных случаев и заболеваний. Служба имеет право проверять состояние условий труда во всех подразделениях и давать обязательные для исполнения предписания об устранении недостатков. Работники службы имеют право беспрепятственно осматривать помещения предприятия, знакомиться с документами в части безопасности работ. Таким образом, основные обязанности службы безопасности на предприятии сводятся к следующему: а) работам по ликвидации причин травматизма и профзаболеваний; б) контролю над работой производственных и технических служб по улучшению условий труда; в) совершенствованию техники безопасности и средств защиты; г) повышению культуры производства; д) контролю за соблюдением законодательства о труде; е) организации работ по обучению рабочих и ИТР правилам техники безопасности в соответствии с ГОСТ12.О.004-79 "Организация обучения работающих безопасности труда"; ж) участие в работе комиссии по проверке ТБ на предприятии и его подразделениях и ведение отчетности по ТБ. Общее руководство безопасностью труда на предприятии осуществляют директор и главный инженер, они несут персональную ответственность за её состояние.

• Обязанности... Права... Персональная ответственность за состояние охраны труда на предприятиях возложена на первых руководителей. Главный инженер организует работу по технике безопасности и обеспечению безопасных условий труда, осуществляет непосредственное руководство этой работой с помощью инженера-инспектора по технике безопасности или группы инженеров, составляющих службу техники безопасности. В подразделениях предприятий организация работы по охране труда возложена на руководителей этих подразделений, начальников смен и мастеров. Они обязаны обеспечить проведение организационных и технических мероприятий по созданию безопасных условий труда, инструктажа и обучения персонала безопасным методам работы и контроль выполнения правил техники безопасности. Виновные за несчастные случаи могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности. Лица административно-технического персонала имеют право давать указания об устранении нарушений правил техники безопасности; устранять от работы подчиненных им лиц, если они нарушают правила техники безопасности; выносить различные взыскания. За нарушение требований охраны труда администрация может применить одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трёх месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок и, наконец, увольнение с работы. За ущерб, причиненный предприятию, материальную ответственность несут лица, по вине которых причинен ущерб. Ответственность за несчастные случаи и профессиональные отравления, произошедшие на производстве, несут лица административно-технического персонала, которые не обеспечили соблюдения правил техники безопасности и промышленной санитарии и не приняли должных мер для предотвращения несчастных случаев и случаев профессионального отравления, а также лица, непосредственно нарушившие правила. Высший надзор за точным исполнением законов о безопасности труда в Российской Федерации осуществляется Генеральной прокуратурой РФ. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль по соблюдению законов о труде и технике безопасности на подчинённых им предприятиях. Надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в наиболее опасных отраслях народного хозяйства (угольная, горнорудная, горно-химическая, химическая, металлургическая и др.), а также при устройстве и эксплуатации подьемно-транспортного оборудования и сооружений, котельных установок, сосудов под давлением, объектов, связанных с транспортировкой и хранением газа, осуществляет Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор РФ) и его местные органы. Госгортехнадзор имеет по стране порядка 45 округов, в их числе Северо-Западный в Санкт-Петербурге. При Совмине РФ кроме Госгортехнадзора имеется ряд Государственных инспекций ­Атомнадзор, Пожарнадзор, Санэпидемнадзор, Энергонадзор, ГИБДД, Морской и речной регистры и др. Общественный надзор и контроль осуществляют профсоюзы и общественные комиссии на предприятиях. На предприятиях энергетической отрасли и др. введён так называемый трёхступенчатый контроль. Первая ступень контроля осуществляется руководством участка и общественным инспектором ежедневно в начале рабочего дня. Вторая ступень – комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором цеха не реже двух раз в месяц. Третья ступень – комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал.

• Ответственность... Нарушения... Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил техники безопасности, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по их вине допускаются нарушения, которые не влекут и не могут повлечь за собой тяжёлых последствий. Налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение. Административная ответственность – наложение на виновных лиц штрафов, установленных органами надзора. Правом наложения штрафа пользуются: главные технические инспекторы Минтруда и технические инспектора профсоюзов, органы Госпроматомнадзора, Госсаннадзора, инспекции некоторых министерств и пожарная инспекция. Материальная ответственность заключается во взыскании с виновных полностью или частично сумм ущерба от несчастного случая или профзаболевания, а также за вынужденный прогул незаконно уволенным. Уголовная ответственность определяется уголовным кодексом. Она наступает тогда, когда нарушения ТБ могли бы повлечь или повлекли за собой тяжелые последствия. По ст. 143 УК РФ (от 1996 г.) – нарушение правил охраны труда – может последовать наказание в виде лишения свободы до 5 лет. (Первое заявление о праве на обеспеченный труд провозглашено в Париже перед Ратушей 25 февраля 1848, когда была подана петиция о праве на обеспеченный труд, о минимуме заработка для рабочего и семьи в случае его болезни и было выпущено воззвание власти о гарантии на труд всем гражданам /см. Г. Флобер. Сочинения. М. 1947 г., стр. 449/).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие государственные законодательные акты освещают вопросы БЖД?

2. Какие функции управления БЖД на предприятии?

3. Какую функции возложены на службу БЖД предприятия?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных