Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В су­дь­бы сто­ле­тий про­н­за­ет лу­чи. 13 страница




— Да ну, — бу­р­к­нул Во­ло­дя. — Ес­ли спло­чён­ный, хо­ро­ший кол­ле­к­тив, на­о­бо­рот, это­го не слу­чи­т­ся.

— Вы про­сто су­ди­те с по­зи­ции во­ен­но­го, — от­ве­тил ему Ари­ман. — Би­з­нес — это со­ве­р­шен­но иная об­ласть че­ло­ве­че­с­ких вза­и­мо­о­т­но­ше­ний, где гла­в­ная цель оп­ре­де­ля­е­т­ся не нра­в­ст­вен­ны­ми уста­но­в­ка­ми, а ко­ли­че­ст­вом за­ра­ба­ты­ва­е­мых де­нег. Я вам при­ве­ду про­стой при­мер. От­к­ры­ли вы ла­рёк на ры­н­ке. На­ня­ли на за­р­п­ла­ту два-­три ре­а­ли­за­то­ра. Ес­ли вы с са­мо­го на­ча­ла не про­я­ви­те се­бя жё­ст­ким уп­ра­в­ле­н­цем, они спло­тя­т­ся, до­го­во­ря­т­ся за ва­шей спи­ной и бу­дут на вас хо­ро­шо ру­ки греть. Один бу­дет то­р­го­вать, де­жу­рить за оста­ль­ных, двое дру­гих за то­ва­ром смо­та­ю­т­ся и бу­дут в ва­шем же ла­рь­ке свой то­вар вти­ха­ря про­да­вать. А вам все втро­ём ска­з­ки рас­с­ка­зы­вать, что ваш то­вар по­че­му-­то пло­хо ухо­дит. В ре­зу­ль­та­те они бу­дут на вас на­жи­ва­ть­ся, по­с­ме­и­ва­ясь за ва­шей спи­ной, а вы оста­не­тесь в спло­ш­ных убы­т­ках, оп­ла­чи­вая аре­н­ду, на­ло­ги, да ещё вы­п­ла­чи­вая им за­р­п­ла­ту из со­б­ст­вен­но­го ка­р­ма­на. Но ес­ли вы со­з­да­ди­те с пе­р­во­го дня та­кую ат­мо­с­фе­ру в кол­ле­к­ти­ве, что ка­ж­дый из по­д­чи­нён­ных бу­дет ви­деть друг в дру­ге ко­н­ку­ре­н­та и спе­шить вам до­ло­жить о его про­ма­хах, вот то­г­да вы бу­де­те в ку­р­се все­го про­и­с­хо­дя­ще­го. И со­о­т­ве­т­ст­вен­но, это ска­же­т­ся на ва­ших до­хо­дах.

— А нас с пи­о­не­р­с­ко­го де­т­ст­ва при­у­ча­ли к дру­же­с­ко­му кол­ле­к­ти­ву, — не без са­р­ка­з­ма за­ме­тил Же­ня.

— Ну пра­ви­ль­но, — ус­ме­х­ну­л­ся в от­вет Ари­ман. — Из вас же ле­пи­ли про­ле­та­ри­ат для го­су­да­р­ст­вен­ных пре­д­п­ри­я­тий, а не ча­ст­ных со­б­ст­вен­ни­ков. На го­су­да­р­ст­вен­ных пре­д­п­ри­я­ти­ях про­ле­та­ри­ат об­ъ­е­ди­ня­е­т­ся и вме­сте дру­ж­но ду­рит го­су­да­р­ст­во, — по­с­ме­я­л­ся Ари­ман и об­ра­ти­л­ся уже не­по­с­ре­д­ст­вен­но к Же­не. — Ты по­с­мо­т­ри во­к­руг. Во­ру­ют же все и всё! Вот ук­рал ра­бо­чий болт, да и фиг с ним. Ни­к­то на го­с­п­ре­д­п­ри­я­ти­ях это­го не за­ме­тит. А те­перь пре­д­ставь, что это твоё пре­д­п­ри­я­тие, до­пу­стим ав­то­ма­сте­р­с­ка­я. Ты в неё ку­чу де­нег вло­жил, что­бы она за­ра­бо­та­ла. И твой ра­бо­чий, ко­то­ро­му ты ис­п­ра­в­но пла­тишь за­ра­бо­т­ную пла­ту, ук­рал болт из тво­ей ав­то­ма­сте­р­с­кой. Вро­де все­го лишь болт, но он-­то то­же сто­ит де­нег. Пусть 5–10 це­н­тов. Но это же де­нь­ги из тво­е­го ка­р­ма­на! А ес­ли не­с­ко­ль­ко че­ло­век во­зь­мут се­бе по бо­л­ту. Это уже дол­лар. Твой дол­лар! Ук­рав этот болт, ра­бо­чий, счи­тай, за­лез к те­бе в ка­р­ман, вы­та­щил бу­ма­ж­ник и взял от­ту­да де­нь­ги. Твои де­нь­ги!

— Вот ко­зёл! — в се­р­д­цах во­з­му­ти­л­ся Же­ня, про­ни­к­ну­в­шись си­ту­а­ци­ей, об­ри­со­ван­ной Ари­ма­ном.

— Пра­ви­ль­но, по­то­му что это твоё, — вновь ус­ме­х­ну­л­ся Ари­ман. — И по­до­б­но­го на тво­ём пре­д­п­ри­я­тии не­ль­зя до­пу­стить, ина­че ты ра­зо­ри­шь­ся. Так что для ча­ст­но­го ка­пи­та­ла этот ва­ри­ант с дру­ж­ным во­ро­в­ст­вом не про­й­дёт. Ча­ст­ник, то есть ты, вы­ну­ж­ден про­с­чи­ты­вать свои ша­ги, ве­сти учёт ка­ж­дой ко­пе­й­ки. Ина­че в кол­ле­к­ти­ве най­дё­т­ся тот, кто шу­ст­ро по­с­чи­та­ет эти ко­пе­й­ки за те­бя, есте­ст­вен­но не в твою по­ль­зу. Так что, ра­бо­тая с лю­дь­ми, ну­жен строгий на­дзор и со­о­т­ве­т­ст­ву­ю­щая ат­мо­с­фе­ра жесткой ко­н­ку­ренции. При­чём не­за­ви­симо, три че­ло­ве­ка на те­бя ра­бо­та­ет или пять ты­сяч, это ро­ли не иг­ра­ет. Или ты бу­дешь хо­зя­и­ном сво­е­го пре­д­п­ри­я­тия, или ты бу­дешь ма­ри­о­не­т­кой, и о те­бя бу­дут всю жизнь вы­ти­рать но­ги, ко­му не лень… В би­з­не­се есть оп­ре­де­лён­ные не­г­ла­с­ные пра­ви­ла. Ес­ли ты не бу­дешь их со­б­лю­дать, те­бя про­сто съест си­ль­не­й­ший. За­по­м­ни­те, ре­бя­та, в би­з­не­се ни­ко­му не­ль­зя до­ве­рять…

— Да­же ес­ли в па­р­т­нё­рах твой ро­д­ной брат? — уди­ви­л­ся Ви­к­тор.

— Да­же ес­ли в па­р­т­нё­рах твой со­б­ст­вен­ный брат, — по­дт­ве­р­дил Ари­ман. — За ним сле­ди в пе­р­вую оче­редь, при­чём так же, как за по­с­ле­д­ним во­ри­ш­кой на тво­ём пре­д­п­ри­я­ти­и. И то­ль­ко то­г­да ты смо­жешь уп­ре­дить удары в спину, так как на­сто­я­щей дру­ж­бы в би­з­не­се не бы­ва­ет. Ка­кие бы вам ска­з­ки на этот счёт ни рас­с­ка­зы­ва­ли, за­по­м­ни­те, на са­мом де­ле там всё оп­ре­де­ля­е­т­ся де­нь­га­ми. А твой са­мый лу­ч­ший друг — это пе­р­вый ка­н­ди­дат в пре­да­те­ли. По­то­му что он всё о те­бе зна­ет. Он бу­дет в ли­цо вы­ра­жать своё во­с­хи­ще­ние то­бой, а за спи­ной стро­ить ко­з­ни из-­за эле­ме­н­та­р­ной за­ви­сти, что ты ус­пе­ш­нее его. Друг в би­з­не­се — это зле­й­ший враг, ибо ве­да­ет обо всех про­ма­хах ва­шей фи­р­мы и зна­ет сла­бые ме­ста. По­э­то­му в би­з­не­се у вас не до­л­ж­но быть бли­з­ких дру­зей, и ни­к­то ни­че­го о вас и ва­ших де­лах не до­л­жен знать. За­по­м­ни­те, ре­бя­та, чем ме­нь­ше о вас бу­дут знать, тем кре­п­че вы бу­де­те спать.

— Не­у­же­ли в би­з­не­се всё на­сто­ль­ко се­рь­ё­з­но? — уди­ви­л­ся Ан­д­рей.

— Увы, к со­жа­ле­нию в этой ре­а­ль­но­сти де­нь­ги пра­вят ума­ми лю­дей. Ес­ли вы ста­не­те ус­пе­ш­ны­ми би­з­не­с­ме­на­ми, то ко все­му про­че­му вы та­к­же в по­л­ной ме­ре по­з­на­е­те, что та­кое за­висть че­ло­ве­че­с­ка­я. При­чём вам бу­дут за­ви­до­вать все, на­чи­ная от ро­д­ст­вен­ни­ков и за­ка­н­чи­вая со­ве­р­шен­но не­з­на­ко­мы­ми лю­дь­ми. И ка­ж­дый бу­дет счи­тать, что ты ему что-­то до­л­жен. В гла­за бу­дут те­бе кля­сть­ся в лю­б­ви, распинаться об ува­же­нии, а за гла­за лю­то не­на­ви­деть за то, что ты ум­нее и сво­бо­д­нее их.

— Но по­че­му? — не­до­у­ме­вал Ко­стик, оче­ви­д­но уже пре­д­ста­вив се­бя в ро­ли кру­п­но­го би­з­не­с­ме­на.

— По­то­му что ты сво­им по­ло­же­ни­ем по­д­чё­р­ки­ва­ешь, в пе­р­вую оче­редь, их уще­р­б­ность и не­со­сто­я­те­ль­ность… Но не сто­ит это­го пу­га­ть­ся. Я бы со­ве­то­вал смо­т­реть на это с дру­гой сто­ро­ны: уж лу­ч­ше пусть за­ви­ду­ют те­бе, чем ты бу­дешь за­ви­до­вать ко­му-­то. Я по­ни­маю, что это вам не со­в­сем при­я­т­но слы­шать. Но, ре­бя­та, это есть ре­а­ль­ность жи­з­ни и от неё ни­ку­да не де­ть­ся. Би­з­нес — это тот же спорт, где гла­в­ный приз вы­и­г­ры­ва­ет че­м­пи­он, тот, кто вы­би­л­ся в ли­де­ры. Есте­ст­вен­но, ему бу­дут за­ви­до­вать. Но кто?! Сла­ба­ки и не­у­да­ч­ни­ки, ко­то­рые ле­ни­лись ра­бо­тать над со­бой, что­бы до­стичь та­ких же ре­зу­ль­та­тов. Ведь би­з­нес — это сво­е­го ро­да спа­р­ринг, где ка­ж­дый рас­с­чи­ты­ва­ет то­ль­ко на свои си­лы и во­з­мо­ж­но­сти. Твоя за­да­ча вы­и­г­рать этот спа­р­ринг лю­бым спо­со­бом, то­ль­ко то­г­да ты ста­нешь по-­на­сто­я­ще­му бо­га­тым. Здесь все при­ё­мы хо­ро­ши. Ес­ли же ты бу­дешь ста­вить под со­м­не­ние спо­соб де­й­ст­вия, кто-­то бы­ст­ро во­с­по­ль­зу­е­т­ся тво­им за­ме­ша­те­ль­ст­вом и по­п­ро­сту те­бя но­ка­у­ти­ру­ет. И ты про­и­г­ра­ешь. По­э­то­му здесь не до­л­ж­но быть со­м­не­ний. Би­з­нес — это се­рь­ё­з­ная иг­ра. Это как бой без пра­вил, где за­п­ре­щён­ных при­ё­мов по­ч­ти нет. — Ари­ман ус­ме­х­ну­л­ся. — Но правда немного твои во­з­мо­ж­но­сти ог­ра­ни­чи­ва­ют ра­м­ки за­ко­на той стра­ны, в ко­то­рой ты ве­дёшь свой би­з­нес. И ес­ли ты на­нёс мо­щ­ный удар, а па­р­т­нёр твой сва­ли­л­ся, ра­з­ве ты в этом ви­но­ват? Нет. Он же упал, зна­чит он был сла­бым, он про­пу­стил удар, он не по­д­го­то­ви­л­ся к бо­ю. По­э­то­му ты и вы­и­г­рал, по­лу­чил приз за лу­ч­ший спа­р­ринг. А в би­з­не­се приз — это де­нь­ги.

— Вы ска­за­ли, что в би­з­не­се пра­к­ти­че­с­ки нет за­п­ре­щён­ных при­ё­мов, — за­ме­тил Стас. — А как же то­г­да все эти ра­з­го­во­ры по те­ле­ви­зо­ру о че­ст­ных би­з­не­с­ме­нах?

— Так в том-­то и де­ло, что это все­го лишь ра­з­го­во­ры. И, как пра­ви­ло, об этом го­во­рят те, кто яв­ля­е­т­ся по­л­ной про­ти­во­по­ло­ж­но­стью данного об­ра­за. Ко­г­да вы сто­л­к­нё­тесь с де­й­ст­ви­те­ль­но­стью, вы по­й­мё­те, что на са­мом де­ле сло­во “че­ст­ность” как в би­з­не­се, так и в по­ли­ти­ке ис­по­ль­зу­е­т­ся все­го лишь для ма­ни­пу­ля­ции лю­дь­ми.

— Но ведь нас учи­ли, что че­ст­ным быть хо­ро­шо, — ро­б­ко про­мо­л­ви­ла Та­ть­я­на.

— Бе­зу­с­ло­в­но, хо­ро­шо, — по­д­х­ва­тил Ари­ман. — Но че­ст­ным в от­но­ше­нии се­бя, сво­их при­н­ци­пов жи­з­ни, но от­нюдь не в от­но­ше­нии ок­ру­жа­ю­щих, ко­то­рые по бо­ль­шо­му счё­ту все­го лишь ис­по­ль­зу­ют ва­шу на­и­в­ность и че­ст­ность в сво­их ко­ры­ст­ных це­лях. И во­о­б­ще, вы то­ль­ко за­ду­ма­й­тесь, кто и как вас учил по­ня­тию че­ст­но­сти? Вам вну­ша­ли, что за­ра­ба­ты­вать надо че­ст­но, по со­ве­сти. Так иди ра­бо­чим на за­вод или дво­р­ни­ком, по­д­ме­тай чу­жие оку­р­ки и жди, по­ка те­бе “до­б­рый” на­ча­ль­ник вы­даст твои жа­л­кие ко­пе­й­ки. Только тогда не за­ви­дуй тем, кто ри­с­к­нул сво­ей со­ве­стью и стал бо­га­че те­бя, ибо он не­го­дяй, а ты — че­ст­ный! Пусть твоя се­мья си­дит по­лу­го­ло­д­ная, пе­ре­би­ва­ясь ка­р­то­ш­кой и кру­па­ми, в то вре­мя как не­че­ст­но­го бо­га­то­го со­се­да уже во­ро­тит от ик­ры, за­то ты — че­ст­ный. Пусть де­ти твои хо­дят в об­но­с­ках, а де­ти бо­га­то­го — в но­вом им­по­р­те, за­то ты — че­ст­ный. Пусть не­че­ст­ный вос­ста­на­в­ли­ва­ет своё здо­ро­вье в лу­ч­ших кли­ни­ках ми­ра, а те­бя ле­чит пья­ный ме­ст­ный те­ра­певт, за­то ты — че­ст­ный. Но то­г­да не на­до за­ви­до­вать, ведь ты сам вы­б­рал жизнь че­ст­но­го ра­ба!

В сре­де “че­ст­ных” лю­дей бы­ту­ет мне­ние, что со­ба­ке нра­ви­т­ся об­г­ла­ды­вать ко­сти, ко­то­ры­ми ко­р­мит её хо­зя­ин. А по­че­му? Да по­то­му что мя­со со­ба­ке ни­к­то не да­ёт. Лю­ди са­ми по­жи­ра­ют его, при­к­ры­вая свою жа­д­ность «че­ст­ным де­ле­жом». Так и в об­ще­ст­ве: не­че­ст­но­му хо­зя­и­ну до­ста­ё­т­ся мя­со, че­ст­ным ра­бам — ко­сти. А ведь ка­ж­дый ме­ч­та­ет жить бе­з­бе­д­но, пи­та­ть­ся мя­сом, а не ко­стя­ми. Ка­ж­дый че­ло­век в сво­их ме­ч­тах ви­дит се­бя ра­с­ки­ды­ва­ю­щим де­нь­ги на­п­ра­во и на­ле­во. Но, как я уже го­во­рил, усто­я­в­ши­й­ся сте­ре­о­тип ме­ша­ет ис­по­л­не­нию этих же­ла­ний. А те­перь по­ду­ма­й­те хо­ро­ше­нь­ко, по­че­му вам на­вя­зы­ва­ли та­кой сте­ре­о­тип, что бе­д­ным, но че­ст­ным быть хо­ро­шо, а бо­га­тым, зна­чит не­че­ст­ным, быть пло­хо? От­вет про­ще про­сто­го. Это все­го лишь оче­ре­д­ная уста­но­в­ка эли­ты для ра­бо­ле­пия то­л­пы. — И, сде­лав не­бо­ль­шую па­у­зу, до­ба­вил: — Так кто на са­мом де­ле че­ст­ный? Тот, кто сво­бо­ден от уста­но­вок и жи­вёт по пи­са­нию, в ко­то­ром ска­за­но, что всё для те­бя со­т­во­ре­но на зе­м­ле, че­ло­век, так бе­ри же и по­ль­зу­й­ся эти­ми бла­га­ми! Или тот раб, ко­то­рый жи­вёт в ни­ще­те и по­сто­ян­ных стра­хах за своё бу­ду­щее и при этом за­ви­ду­ет бо­га­тым и сво­бо­д­ным? Так кто же из них на­сто­я­щий Че­ло­век?!

Мы шли, оша­ра­шен­ные этим от­к­ровени­ем, ко­то­рым наполнял на­ши умы Ари­ман. При­вы­ч­ный мир ста­но­ви­л­ся со­ве­р­шен­но дру­гим, сло­в­но от­к­ры­вая пе­ред на­шим взо­ром об­ра­т­ную, не­и­з­ве­дан­ную сто­ро­ну сво­ей “лу­ны”, ве­ч­но пре­бы­ва­ю­щей в те­ни. Де­й­ст­ви­те­ль­но, как ра­нь­ше мы этого не за­ме­ча­ли, наверное, про­сто не об­ра­ща­ли вни­ма­ния на та­кие ме­ло­чи жи­з­ни, ко­то­рые по бо­ль­шо­му счё­ту ока­за­лись да­ле­ко не ме­ло­ча­ми, а уста­но­в­ка­ми. Не­ко­то­рое вре­мя мы шли мо­л­ча, по­ра­жён­ные от­к­ро­ве­ни­ем Ари­ма­на. Ти­ши­ну на­ру­шил Ви­к­тор, не без уди­в­ле­ния спро­сив:

—  По­лу­ча­е­т­ся, ес­ли “че­ст­ность” все­го лишь уста­но­в­ка, то в би­з­не­се для до­сти­же­ния це­ли все ме­то­ды хо­ро­ши, да­же ко­н­к­ре­т­ное “ки­да­ло­во”?

— А ты ра­з­бе­рись в этом яв­ле­нии по­г­лу­б­же, — пре­д­ло­жил ему Ари­ман. — Ко­го ки­да­ют? До­ве­р­чи­вых и жа­д­ных. До­ве­р­чи­вость — это все­го лишь про­я­в­ле­ние су­м­ма­р­но­го ре­зу­ль­та­та та­й­ных же­ла­ний че­ло­ве­ка, к при­ме­ру бы­ст­ро и ле­г­ко ра­з­бо­га­теть за чу­жой счёт, как у вас го­во­рят, “на ха­ля­ву”. Ки­да­ют то­го, кто ос­ле­п­лён жа­д­но­сть­ю. Плюс по­д­пи­т­ка его со­б­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти из уст, как ты вы­ра­жа­е­шь­ся, “ки­да­лы”. И как ре­зу­ль­тат, че­ло­век пе­ре­о­це­ни­ва­ет свои ин­тел­ле­к­ту­а­ль­ные во­з­мо­ж­но­сти. Так что ды­ма без ог­ня не бы­ва­ет. Ес­ли ваш спа­р­ри­нг-­па­р­т­нёр по би­з­не­су ока­за­л­ся “ло­хом”, кто же в этом ви­но­ват, как не он сам со сво­ею жа­д­но­стью? Вы­хо­дя на спа­р­ринг, на­до бы­ло ре­а­ль­но оце­ни­вать свои во­з­мо­ж­но­сти, а не ле­тать в об­ла­ках эго­и­сти­ч­ных ил­лю­зо­р­ных ам­би­ций. По­ста­вил твой па­р­т­нёр по би­з­не­су всё на кон, про­и­г­рал, сам ви­но­ват. Те­перь его де­нь­ги, его фи­р­ма, его би­з­нес — это твой за­с­лу­жен­ный приз. Ты ока­за­л­ся си­ль­ней, ум­ней и про­во­р­ней — те­бе и на­г­ра­да!

— Нет, а как же мо­раль, по­ря­до­ч­ность? — за­ду­м­чи­во спро­сил Во­ло­дя.

— Мо­раль и по­ря­до­ч­ность — ве­щи ве­сь­ма ус­ло­в­ные и от­но­си­те­ль­ны­е. В этом ми­ре ни­к­то вам не даст од­но­з­на­ч­но­го от­ве­та на эти по­ня­тия, по­то­му что ка­ж­дый че­ло­век бу­дет тра­к­то­вать их со сво­ей то­ч­ки зре­ния, про­жи­то­го опы­та и ут­ве­р­ж­де­ния со­б­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти в этом ми­ре. К при­ме­ру во­зь­мём во­ен­ных. Уж вы, я ду­маю, как ни­к­то дру­гой зна­е­те, чего стоит мо­раль и по­ря­до­ч­ность во время военных действий, когда бой идёт не на жизнь, а на смерть. Ка­кая мо­жет быть мо­раль и по­ря­до­ч­ность к про­ти­в­ни­ку, ко­то­рый на­ме­рен вас убить? Вы его за уши на этот жи­з­нен­ный ринг не тя­ну­ли, он сам вы­з­ва­л­ся. А раз вы­з­ва­л­ся, по­лу­чи по за­с­лу­гам. В би­з­не­се то же са­мо­е. Там нет от­к­ры­то­го по­ня­тия во­й­ны, там есть по­ня­тие ко­н­ку­ре­н­ци­и. Но мно­гие ре­а­ль­ные во­й­ны слу­ча­лись имен­но из-­за ко­н­ку­ре­н­ции се­рь­ё­з­ных лю­дей. А все оста­ль­ные при­чи­ны войн, ко­то­рые по­том об­ъ­я­с­ня­лись ши­ро­ким мас­сам, то есть ра­бо­ле­п­ной то­л­пе, — это все­го лишь ска­з­ки для ста­да, что­бы во­з­бу­дить в нём дух на­ци­о­на­ли­з­ма, по­те­шить ма­нию ве­ли­чия за их па­сту­ха, а за­о­д­но от­в­лечь ста­до от на­су­щ­ных про­б­лем. Не бо­лее то­го.

— Ра­з­ве на­род — это ста­до? — возразил Во­ло­дя. — Это ведь лю­ди.

— Ко­не­ч­но, лю­ди, но это глу­пые лю­ди. Это ра­бы, ко­то­ры­ми уп­ра­в­ля­ли ум­ные лю­ди и бу­дут уп­ра­в­лять, ка­ким бы кра­си­вым сло­вом это уп­ра­в­ле­ние ни на­зы­ва­лось. Ибо че­ло­век в то­л­пе — это уже не ин­ди­ви­ду­а­ль­ность, это все­го лишь часть то­л­пы. В мас­се он не спо­со­бен мы­с­лить са­мо­сто­я­те­ль­но, ре­а­ль­но оце­ни­вать си­ту­а­цию и “фа­к­ты”, ще­д­ро рас­сы­па­е­мые ора­то­ром. По­то­му что че­ло­век в то­л­пе ви­дит ты­ся­чи та­ких же, как он, и во­о­ду­ше­в­лён этим еди­не­ни­ем, ог­ро­м­ной си­лой. Это де­й­ст­ви­те­ль­но бо­ль­шая си­ла, но не это­го че­ло­ве­ка и не ка­ж­до­го в от­де­ль­но­сти из той мас­сы тел. Это си­ла ора­то­ра! Имен­но он пре­о­б­ра­зо­вы­ва­ет её и на­п­ра­в­ля­ет в ну­ж­ное ру­с­ло. И этой же си­лой он от­пе­ча­ты­ва­ет в со­з­на­нии ка­ж­до­го те уста­но­в­ки, ко­то­рые тща­те­ль­но за­ка­му­ф­ли­ро­ва­ны вы­со­ко­па­р­ны­ми сло­ва­ми. То есть, ора­тор про­сто ис­по­ль­зу­ет ме­ха­ни­з­мы су­г­ге­сти­и. Не бо­лее то­го. По­э­то­му, как ни кру­ти, ста­до оно и есть ста­до, ко­то­рое с бле­я­ни­ем ве­дё­т­ся на по­во­ду у опы­т­но­го па­сту­ха. Пра­в­да, се­й­час уп­ра­в­ле­ние ста­дом на­зы­ва­ют бо­лее кра­си­вы­ми сло­ва­ми, но смысл от это­го не ме­ня­е­т­ся. Я пре­к­ра­с­но по­ни­маю, ре­бя­та, что ма­ло при­я­т­но­го в этих сло­вах, но это пра­в­да. А пра­в­да все­г­да име­ет го­рь­кий при­в­кус. Я вам про­сто от­к­ры­ваю гла­за на мир, та­кой, ка­ков он есть.

Это, ре­бя­та, жизнь, в ко­то­рой по бо­ль­шо­му счё­ту ни­к­то ни­ко­му не ну­жен и ни­к­то про­сто так ни­че­го не де­ла­ет. Взгля­ни­те, к при­ме­ру, как про­хо­дят по­ли­ти­че­с­кие вы­бо­ры, во­зь­ми­те лю­бую стра­ну. Зо­ло­тые го­ры лю­дям обе­ща­ют. А по­с­ле вы­бо­ров? На ста­де ба­ра­нов и ос­лов по­ли­тик до­е­з­жа­ет до со­б­ст­вен­но­го рая, а по­том за­х­ло­пы­ва­ет пе­ред ни­ми свои во­ро­та. На­род как жил в ни­ще­те, так и оста­ё­т­ся в ней жить. Ведь о ком из­б­ран­ный по­ли­тик за­бо­ти­т­ся в пе­р­вую оче­редь? Сна­ча­ла о се­бе, о сво­их до­хо­дах. По­том о сво­ей се­мь­е. А за­тем о со­б­ст­вен­ной сви­те, что­бы та це­ло­ва­ла ру­ч­ки сво­е­му хо­зя­и­ну и не за­бы­ва­ла его “бла­го­де­я­ни­я”. А до на­ро­да де­ла ни­ко­му нет и не бу­дет. По­то­му что на­род по бо­ль­шо­му счё­ту ни­ко­му не ну­жен. Ещё де­р­жи­т­ся на но­гах, ра­бо­тать мо­жет и хо­ро­шо. Ку­да он де­не­т­ся, по­во­р­чит, по­во­з­му­ща­е­т­ся да вы­жи­вет как-­ни­будь. Это ведь ра­бо­чая ско­ти­на, ко­то­рая жи­вёт в сто­й­ле, пи­та­е­т­ся от­хо­да­ми да ра­бо­та­ет с ут­ра до ве­че­ра. Для то­го она и су­ще­ст­ву­ет, что­бы эли­те при­быль при­но­сить да ра­з­м­но­жа­ть­ся, да­руя сво­им хо­зя­е­вам при­ток све­жей ра­бо­чей си­лы в ви­де но­вых ра­бов. Я по­ни­маю, это не­п­ри­я­т­но слы­шать. Но по­с­мо­т­ри­те во­к­руг. Это и есть ре­а­ль­ность. Вы вспо­м­ни­те мои сло­ва ещё не раз, по­то­му что это пра­в­да жи­з­ни!

Вы ду­ма­е­те, что-­то из­ме­ни­лось со вре­мён ра­бо­в­ла­де­ль­цев?! Да ни­че­го по­до­б­но­го. Из­ме­ни­лись все­го лишь ме­то­ды во­з­де­й­ст­вия на ра­бов, но от­нюдь не са­ми лю­ди. Из­ме­ни­лась фо­р­ма уп­ра­в­ле­ния ра­ба­ми, но ра­б­ст­во ни­к­то не от­ме­нял! Вы по­с­мо­т­ри­те на се­го­д­ня­ш­ний мир, как пра­вя­щая эли­та эк­с­п­лу­а­ти­ру­ет то­л­пы, ис­по­ль­зуя их для со­б­ст­вен­но­го обо­га­ще­ни­я. Она же про­сто на­вя­зы­ва­ет на­ро­дам вы­го­д­ные ей ко­н­це­п­ции, она фо­р­ми­ру­ет вку­сы и по­ве­де­ние масс, спе­ци­а­ль­но ко­н­т­ро­ли­ру­ет и ста­н­да­р­ти­зи­ру­ет че­ло­ве­ка.

— Да как она мо­жет ме­ня ко­н­т­ро­ли­ро­вать, — изумлённо изрёк Же­ня, — ес­ли я сам оп­ре­де­ляю, что мне де­лать. Я сво­бо­д­ный че­ло­век!

— Вы сво­бо­д­ный че­ло­век? — с иро­ни­ей пе­ре­с­п­ро­сил Ари­ман. — Хо­ро­шо. Как раз по­с­ле­за­в­т­ра ан­г­ли­й­с­кая ко­ро­ле­ва уст­ра­и­ва­ет при­ём в Бу­ки­н­ге­м­с­ком дво­р­це в честь име­ни­тых го­стей. Да­ва­й­те там встре­ти­м­ся и про­до­л­жим на­шу бе­се­ду.

— У ан­г­ли­й­с­кой ко­ро­ле­вы? В Ан­г­лии? — ис­к­рен­не уди­ви­л­ся Же­нь­ка. — А как я ту­да по­па­ду?

— Но вы же сво­бо­д­ный че­ло­век, — ус­ме­х­ну­л­ся Ари­ман и с из­дё­в­кой до­ба­вил: — А ска­жи­те мне, “сво­бо­д­ный че­ло­век”, у вас есть сре­д­ст­ва, хо­тя бы до­б­ра­ть­ся до той Ан­г­лии? За­ме­ть­те, я уже не го­во­рю, чтобы по­пасть в тот дво­рец на тот при­ём.

Же­ня, оче­ви­д­но ра­сте­ря­в­шись с от­ве­том, умолк. Ему на по­мощь по­с­пе­шил Стас:

— Но на­сто­я­щая сво­бо­да, она же не оп­ре­де­ля­е­т­ся ге­о­г­ра­фи­че­с­ким пе­ре­ме­ще­ни­ем че­ло­ве­ка. Я так по­ни­маю, на­сто­я­щая сво­бо­да на­хо­ди­т­ся вну­т­ри са­мо­го че­ло­ве­ка. Это его мы­с­ли, во­с­п­ри­я­тие, вы­бор в ко­н­це ко­н­цов. Как эли­та мо­жет мне что-­то на­вя­зы­вать, ес­ли я сам по се­бе? Я же сам ре­шаю, как мне жить.

Ари­ман ус­ме­х­ну­л­ся.

— Это вы так по­ла­га­е­те, мо­ло­дой че­ло­век, по­с­ко­ль­ку не за­ни­ма­лись се­рь­ё­з­ным ана­ли­зом сво­ей жи­з­ни, тем, как вы жи­вё­те и что за­ста­в­ля­ет вас при­ни­мать ра­з­ли­ч­ные ре­ше­ния в жи­з­ни. На са­мом де­ле, вы да­же не за­ме­ча­е­те, что ва­шей жи­з­нью, ва­шим вку­сом, во­с­п­ри­я­ти­ем, ва­шим вы­бо­ром уме­ло уп­ра­в­ля­ют и ма­ни­пу­ли­ру­ют. По­то­му что эли­те не­о­б­хо­ди­мы ра­бы, а не сво­бо­д­ные лю­ди! Про­сто в ва­шем во­с­п­ри­я­тии, что­бы ва­ми уп­ра­в­лять, ну­жен как ми­ни­мум ка­кой-­то на­дзи­ра­тель с плё­т­кой, ко­то­рый сто­ял бы над ва­ми. Это пре­д­рас­су­д­ки. В со­в­ре­мен­ном ми­ре с его но­ве­й­ши­ми те­х­но­ло­ги­я­ми всё го­ра­з­до про­ще и эф­фе­к­ти­в­не­е. Эли­та уме­ло со­т­во­ри­ла из ва­ше­го со­з­на­ния то­го са­мо­го на­дзи­ра­те­ля, ко­то­рый ука­зы­ва­ет вам, как надо жить, ко­му и че­му от­да­вать пре­д­по­ч­те­ние в сво­ей жи­з­ни. И сде­ла­ла она это с по­мо­щью дре­в­не­го спо­со­ба вли­я­ния на че­ло­ве­ка — то, что се­й­час на­зы­ва­ют ре­к­ла­мой.

— А по­че­му это ре­к­ла­ма дре­в­ний спо­соб? Она ведь то­ль­ко с не­да­в­них пор по­я­ви­лась на те­ле­э­к­ра­не, — не­до­у­мен­но про­го­во­рил Ру­с­лан.

— Это вам так ка­же­т­ся. На са­мом де­ле это яв­ле­ние су­ще­ст­ву­ет сто­ль­ко же, ско­ль­ко и че­ло­век ра­зу­м­ный, — с улы­б­кой об­ъ­я­с­нил Ари­ман. — Ны­не­ш­нее же сло­во ре­к­ла­ма име­ет про­и­с­хо­ж­де­ние от дре­в­не­-ла­ти­н­с­ко­го reclamare, что оз­на­ча­ет “про­во­з­г­ла­ша­ть”, «требовать», “выкри­кивать”. И ра­нь­ше ею ак­ти­в­но по­ль­зо­ва­лись и в пи­сь­мен­ном ви­де, и осо­бен­но в уст­ном при об­на­ро­довании же­ла­е­мой ин­фо­р­ма­цию с по­мо­щью спе­ци­а­ль­ных лю­дей — ба­за­р­ных за­зы­вал, гла­шата­ев, ве­ща­те­лей и так да­ле­е. Это дре­в­ний спо­соб вли­я­ния на че­ло­ве­ка. И ос­но­вы­ва­е­т­ся он на не­зы­б­ле­мой пси­хо­ло­ги­че­с­кой осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка ве­рить имен­но в то, во что ему хо­те­лось бы ве­рить, вы­да­вать же­ла­е­мое за де­й­ст­ви­те­ль­но­е. Ум­ная ре­к­ла­ма все­го лишь ожи­в­ля­ет в че­ло­ве­ке “дре­м­лю­щу­ю” по­т­ре­б­ность. Она за­ра­жа­ет и за­ста­в­ля­ет его по­д­ра­жать.

— “Дре­м­лю­щую по­т­ре­б­ность”? — пе­ре­с­п­ро­сил Юра. — А что это оз­на­ча­ет?

Ари­ман тут же по­я­с­нил.

— К при­ме­ру, ты ис­пы­ты­ва­ешь не­у­ве­рен­ность в себе, за­ни­жа­ешь са­мо­о­це­н­ку и в то же вре­мя пы­та­е­шь­ся по­да­вить эти чу­в­ст­ва. Но они же ни­ку­да не де­ва­ю­т­ся. Они про­сто “дре­м­лют” в тво­ём по­д­со­з­на­нии, ожи­дая по­зи­ти­в­но­го ра­з­ре­ше­ния этой ли­ч­ной эмо­ци­о­на­ль­ной про­б­ле­мы или це­ло­го ко­м­п­ле­к­са пси­хо­ло­ги­че­с­ких про­б­лем. И тут по­я­в­ля­е­т­ся пе­ред то­бой ре­к­ла­ма, ко­то­рая убе­ж­да­ет те­бя, что имен­но ре­к­ла­ми­ру­е­мое даст те­бе то, о чём ты ме­ч­тал. При­чём всё это вы­г­ля­дит в оп­ти­ми­сти­че­с­ком све­те, что, есте­ст­вен­но, по­ды­мет те­бе на­ст­ро­е­ние, по­с­ко­ль­ку по­д­со­з­на­те­ль­но бу­дет идти сти­му­ля­ция тво­ей “дре­м­лю­щей” не­ре­а­ли­зо­ван­ной по­т­ре­б­но­сти. В ре­зу­ль­та­те ты уже, как со­ба­ка Па­в­ло­ва при зна­ко­мом зво­н­ке, бу­дешь бры­з­гать слю­ной, же­ла­я при­о­б­ре­сти по­д­со­вы­ва­е­мую те­бе ка­му­ф­ля­ж­ную “са­ха­р­ную ко­сто­ч­ку”.

Ре­к­ла­ма ис­по­ль­зу­ет об­ши­р­ный спектр специальных технологий для эмо­ци­о­на­ль­но­го во­з­де­й­ст­ви­я на потребителя. Она апел­ли­ру­ет к тво­им есте­ст­вен­ным же­ла­ни­ям. К при­ме­ру быть здо­ро­вым, иметь ус­пех, бо­га­т­ст­во, сча­стье, вы­г­ля­деть кра­си­во; к тво­е­му тще­с­ла­вию, со­б­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти, ма­нии ве­ли­чия; к стре­м­ле­нию по­вы­сить свой со­ци­а­ль­ный ста­тус и так да­ле­е. То есть, по су­ти лю­ди ста­дом идут на по­во­ду у искусственно сформированных у них желаний, даже не догадываясь, что это и есть тот са­мый кнут, ко­то­рым уме­ло уп­ра­в­ля­ет эли­та.

Про­с­ни­тесь и по­с­мо­т­ри­те во­к­руг! Ведь по су­ти всё, что вы счи­та­е­те не­зы­б­ле­мым, на са­мом де­ле при­ду­мы­ва­ют лю­ди, та­кие же, как и вы. Про­сто они чуть са­мо­у­ве­рен­нее и на­по­ри­стей. Кто пи­шет за­ко­ны, по ко­то­рым жи­вёт об­ще­ст­во? Лю­ди. Кто за­да­ёт тон мо­де? Лю­ди. Кто оп­ре­де­ля­ет иде­а­лы? Опять те же, кто ис­ку­с­но уме­ет на­вя­зать своё мне­ние мас­сам. Ум­ные лю­ди со­з­да­ют идо­лов, ку­ми­ров, ге­ро­ев для це­лых на­ро­дов. И это бы­ло все­г­да, от пе­р­во­бы­т­но­го об­ще­ст­ва до се­го­д­ня­ш­не­го дня, и во всём, от пре­д­по­ч­те­ний в еде, то­ва­рах до изо­б­ра­зи­те­ль­но­го ис­кус­ст­ва. Вот во­зь­ми­те, к при­ме­ру, ка­р­ти­ны то­го же Пи­кас­со. Да я но­гой лу­ч­ше на­ри­су­ю. А его ра­бо­ты пре­по­д­но­сят мас­сам в хва­ле­б­ных одах как ма­сте­ра обо­ст­рён­но-­вы­ра­зи­те­ль­ных про­и­з­ве­де­ний в ду­хе не­о­к­лас­си­ци­з­ма, ос­но­во­по­ло­ж­ни­ка ку­би­з­ма, ка­р­ти­ны ко­то­ро­го име­ют ну очень бо­ль­шое об­ще­ст­вен­ное зна­че­ни­е. Или во­зь­ми­те “Чё­р­ный ква­д­рат” Ма­ле­ви­ча. Му­жик не в на­ст­ро­е­нии был, так, от ску­ки холст чё­р­ной кра­с­кой за­ма­зал. А лю­ди этим ис­па­ч­кан­ным хо­л­стом во­с­хи­ща­ю­т­ся, на­хо­дят в нём глу­бо­кую фи­ло­со­фи­ю. И бу­дут её на­хо­дить, и бу­дут ве­рить в то, что им про­во­з­г­ла­ша­ют! Ибо это про­пу­ще­но че­рез ме­ха­ни­з­мы пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го уп­ра­в­ле­ния мас­са­ми.

Или во­зь­ми­те Джо­на Ро­к­фел­ле­ра-­ста­р­ше­го. Этот че­ло­век стал ле­ге­н­дой, его имя зна­ет весь мир. При­чём ещё при жи­з­ни его об­раз пре­в­ра­ти­л­ся в не­ко­го до­б­ро­ду­ш­но­го ста­ри­ч­ка, ко­то­рый це­лые мил­ли­о­ны тра­тил на бла­го­т­во­ри­те­ль­ность, ра­з­да­вал го­сти­н­цы де­тям. Хо­тя на са­мом де­ле создание его идеального образа — это бы­ла все­го лишь уме­лая иг­ра слов, фо­р­ми­ру­ю­щая “о­б­ще­ст­вен­ное мне­ни­е” для на­и­в­ной пу­б­ли­ки. Джон был та­кой скря­га, ка­ких ещё на­до по­и­с­кать. О ка­кой бла­го­т­во­ри­те­ль­но­сти тут мо­ж­но ве­сти речь? За­по­м­ни­те, ре­бя­та, од­ну про­стую исти­ну: се­рь­ё­з­ные би­з­не­с­ме­ны ни­ко­г­да не вы­ки­ды­ва­ют де­нь­ги на бла­го­т­во­ри­те­ль­ность впу­сту­ю. Они будут тратить деньги на этот про­ект то­ль­ко лишь в том слу­чае, ес­ли им это вы­го­д­но, ес­ли они уви­дят в этой ак­ции ре­к­ла­му сво­е­му би­з­не­су, сво­е­му ими­джу, сво­е­му пре­сти­жу в об­ще­ст­ве. Или же уз­рят в нём ещё один ло­в­кий трюк с от­мы­ва­ни­ем гря­з­ных де­нег. Но про­сто так ни­к­то да­же и па­ль­цем не по­ше­ве­лит. Так вот, Джон Ро­к­фел­лер по­сту­пил очень му­д­ро. Что­бы не ра­ст­ра­чи­вать ка­пи­та­лы на ре­к­ла­му сво­е­го ими­джа че­рез “до­ро­го­сто­я­щу­ю” для не­го бла­го­т­во­ри­те­ль­ность, он по­сту­пил го­ра­з­до лу­ч­ше. В 1903 го­ду Ро­к­фел­лер на­нял се­бе мо­ло­до­го ре­по­р­тё­ра Ай­ви Ли и сде­лал его ли­ч­ным “со­ве­т­ни­ком” се­мьи, хо­ро­шо оп­ла­тив его ус­лу­ги. И этот ре­по­р­тё­ри­ш­ка просто пе­ре­ве­р­нул об­ще­ст­вен­ное мне­ние, со­т­во­рив в пу­б­ли­ка­ци­ях из скря­ги Джо­на по­зи­ти­в­ный об­раз ве­ли­ко­го бла­го­де­те­ля сво­е­го вре­ме­ни, за­бо­тя­ще­го­ся о лю­дях. По­э­то­му не ве­рь­те все­му то­му, что слы­ши­те и ви­ди­те. Этот мир — спло­ш­ное ли­це­де­й­ст­во!

Так что, ре­бя­та, ду­ма­й­те и ду­ма­й­те хо­ро­ше­нь­ко, кем вы хо­ти­те быть, бле­ю­щей еди­ни­цей в об­щем ста­де или па­сту­хом это­го ста­да. Из­ви­ни­те, что так вы­ра­жа­юсь, но это факт! Хо­тя, по мне, лу­ч­ше быть хо­зя­и­ном ста­да. Ибо то­ль­ко то­г­да вы ощу­ти­те и по­й­мё­те, что та­кое Сво­бо­да в истин­ном её проявлении, что та­кое ра­й­с­кая жизнь. Ведь вы стре­ми­тесь к ду­хо­в­но­му. Но ес­ли вы здесь, в этом ми­ре не мо­же­те со­т­во­рить се­бе ра­й­с­ких ус­ло­вий для сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния, то как вы на­де­е­тесь по­пасть в рай там, ес­ли здесь об­ре­ка­е­те се­бя на ни­ще­н­с­кое су­ще­ст­во­ва­ние, бо­ле­з­ни и страх? По­до­б­ное-­то при­тя­ги­ва­ет по­до­б­ное! Ведь для то­го что­бы что-­то тво­рить, ну­ж­но са­мо­му быть тво­р­цом! А для это­го на­до уметь уп­ра­в­лять сво­им по­д­со­з­на­ни­ем, об­ла­дать зна­ни­ем и си­лой. Так из­ме­ни­тесь, ста­нь­те сво­бо­д­ны­ми лю­дь­ми! И коль этот мир да­в­но до вас ра­з­де­лён на ум­ных и ду­ра­ков, при­м­к­ни­те к ря­дам ум­ных, ина­че из вас сде­ла­ют ду­ра­ков.

— Да-а-а, — за­ду­м­чи­во про­тя­нул Ви­к­тор, — ка­кая же всё-­та­ки тя­жё­лая шту­ка эта жизнь.

— Тя­же­ло все­го лишь пе­р­вые се­мь­де­сят лет, а по­том при­вы­ка­ешь, с ус­ме­ш­кой ска­зал Ари­ман. Ре­бя­та рас­с­ме­я­лись. — А ес­ли го­во­рить се­рь­ё­з­но, то вся сло­ж­ность за­к­лю­ча­е­т­ся то­ль­ко в том, что­бы су­меть ра­зо­р­вать на­вя­зы­ва­е­мые вам сте­ре­о­ти­пы, убить в се­бе ра­ба. А оста­ль­ное всё очень про­сто. На­до брать и де­лать из се­бя но­во­го, сво­бо­д­но­го че­ло­ве­ка! Вот смо­т­ри­те, ско­ль­ко вы уже зна­е­те: как ра­бо­тать со сво­им по­д­со­з­на­ни­ем, как на­чать своё де­ло…

— А как до­би­ть­ся ус­пе­хов в би­з­не­се? — не­о­жи­дан­но по­и­н­те­ре­со­ва­л­ся Ру­с­лан. — Ну так, что­бы то­ль­ко у ме­ня по­ку­па­ли?

— Эле­ме­н­та­р­но. За­чем изо­б­ре­тать ко­ле­со, ес­ли есть го­то­вый ве­ло­си­пед.

— Ага, — под­да­к­нул Же­нь­ка и со сме­ш­ком ска­зал: — гла­в­ное, что­бы при его дви­же­нии па­лок бы­ло ме­нь­ше, чем ко­лёс.

— Ис­по­ль­зуй ре­к­ла­му, — предложил Ари­ман, об­ра­ща­ясь к Ру­с­ла­ну. — Она сфо­р­ми­ру­ет те­бе такое количество по­т­ре­би­те­ля тво­е­го то­ва­ра или ус­луг, какое ты по­же­ла­ешь. За­по­м­ни как та­б­ли­цу ум­но­же­ния пять зо­ло­тых правил-задач тво­ей ре­к­ла­мы: 1) ос­ве­до­м­лять; 2) за­жи­гать; 3) убе­ж­дать; 4) вну­шать; 5) на­по­ми­нать. Чем не­о­бы­ч­нее бу­дет твоя ре­к­ла­ма, чем бо­ль­ше она за­де­нет по­та­й­ных струн в на­ро­д­ных массах, тем бо­га­че и ус­пе­ш­нее ста­нешь ты. — И уже об­ра­ща­ясь к ре­бя­там, Ари­ман ска­зал: — Я от­к­рою вам один бо­ль­шой се­к­рет: лю­ди, ме­ж­ду на­ми го­во­ря, са­ми не зна­ют, че­го хо­тят. По­м­ни­те, как на­пи­са­но у Са­л­ты­ко­ва-­Ще­д­ри­на “че­го-­то хо­телось (но не­по­ня­т­но че­го): не то ко­н­сти­ту­ции, не то севрюжины с хре­ном, не то кого-нибудь ободрать ”. И по­до­б­ное со­сто­я­ние при­су­т­ст­ву­ет в ка­ж­дом че­ло­ве­ке. Так во­с­по­ль­зу­й­тесь этой не­о­п­ре­де­лён­но­сть­ю. По­мо­ги­те че­ло­ве­ку вашей ре­к­ла­мой оп­ре­де­лить его “на­сто­я­щую по­т­ре­б­ность” в ви­де ва­ше­го про­ду­к­та. За­по­м­ни­те, при­бы­ль­но про­дать мо­ж­но да­же де­рь­мо, ес­ли его хо­ро­шо ра­з­ре­к­ла­ми­ро­вать. И лю­ди бу­дут по­ку­пать его с пре­ве­ли­ким удо­во­ль­ст­ви­ем, ещё и дра­ку ме­ж­ду со­бой уст­ро­ят за его оста­ток. Как го­во­рил Бе­р­нард Шоу, ес­ли лю­дям по­сто­ян­но ут­ве­р­ж­дать, что за­д­ни­ца ло­ша­ди — это иде­ал кра­со­ты, то че­рез не­ко­то­рое вре­мя они в это по­ве­рят. Лю­ди — это все­го лишь лю­ди. Ес­ли они са­ми же­ла­ют быть об­ма­ну­ты­ми, то так то­му и быть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных