Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.2. Историческая типология мировой культуры

(2 часа)

 

1. Типы социокультурных миров.

2. Типология культуры как научная проблема.

3. Историческая типология культуры.

4. Региональная типология культуры.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Опишите основные теоретические подходы в делении культуры на различные типы.

2. В чем заключается практическая значимость исследований в области типологии культуры?

3. Какова сущность проблемы основ типологизации культуры: плюрализм и монизм?

4. В чем особенность диахронном и синхронного подходов к типологии культуры?

5. Какие вам известны концепции истории культуры?

6. Ведущие подходы к изучению, методы и многовариантность научной классификации исторических типов культур.

7. Обоснуйте, почему периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования.

8. В чем заключается актуальность изучения истории мировой культуры?

9. Объяснить понятие «духовная целостность мировой культуры».

10. Объяснить понятие «стиль эпохи», «художественный стиль», «направление в искусстве».

11. Назовите крупные европейские стили в порядке их развития: реализм, античный, готический, классицизм, Ренессанс, романтизм, романский, барокко, импрессионизм.

12. Почему до сих пор не существует единого взгляда на проблему региональной типологизации культуры?

13. Представьте структуру региональной типологизации культуры.

14. Почему исследования региональных типологий культуры стали особенно актуальными во второй половине XX – начале XXI в.?

 

Тестовые задания:

1. Кто из философов сформулировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер?

а) Н. Данилевский;

б) Н. Бердяев;

в) Л. Морган;

г) Г. Спенсер.

2. Кому принадлежит первенство в создании теории «локальных культур»?

а) О. Шпенглеру;

б) А. Тойнби;

в) Ж. Фурастье;

г) М. Веберу.

3. Выберите правильный ответ:

Оптимистическому направления в культурологии относят О. Шпенглера, К. Ясперса:

а) да; б) нет.

4. Приведите в соответствие:

Философские концепции культуры Й. Хейзинга, Т. Элиот

Исторические концепции культуры К. Юнг, Фрейд, Э. Фромм

Социологические концепции культуры Э. Гуссерль, А. Швейцер,

Ж.-П. Сартр

Психологические концепции культуры А. Тойнби, Э. Тейлор, Дж. Саблов

Цивилизационные концепции культуры М. Вебер, А. Камю, П. Сорокин

5. Выберите правильный ответ: с западноевропейским Средневековьем связывают два художественные стили:

а) Ренессанс и барокко;

б) романский стиль и готика;

в) классицизм и романтизм.

Темы рефератов:

1. Феномен мировой культуры.

2. Формационный подход к типологии культуры.

3. Цивилизационный подход к исторической типологии культуры.

4. Концепция истории культуры П. Кууси.

5. Технологическая концепция типологии культуры (Арон, Тоффлер).

6. Пассионарный подход к изучению истории культуры Л. Гумилева.

7. Эсхатологический подход к изучению истории культуры.

8. Н. Данилевский как культуролог и геополитик: учение о славянском культурно-исторический тип.

9. Культурологическая концепция О. Шпенглер: «всемирная история» как история группы «высших культур».

10. Теория исторического развития А. Тойнби: цивилизации как интеллигибельные поля исторического исследования.

11. Игра как первоисточник культуры в концепции Й. Хейзинга.

12. Элитарная концепция культуры Х. Ортега-и-Гассета.

13. Проблема культуры в фрейдизме и неофрейдизма.

14. Художественные направления и стили.

 

Основная литература:

1. Бычко А.К. и др. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс лекций. – К., 1992.

2. История мировой культуры. Культурные регионы: Учеб. пособие / Рук. авт. коллектива Л. Левчук. – К., 1997.

3. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб., 1997.

4. Мамонтов С. Основы культурологи. – М., 2001.

5. Мучник В. В поисках утраченного смысла истории (Генезис и эволюция исторических взглядов А.Дж. Тойнби). – Томск, 1986.

6. Основы исторической типологии культуры. – М., 1991.

7. Петров М. Язык, знак, культура. – М., 1991.

8. Романов В. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. – М., 1991.

9. Семенов Ю. Социальная философия А. Тойнби. Критический очерк. – М., 1980.

 

Дополнительная литература:

1. Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.

2. Гумилев Л. Этносфера: история людей и история природы. – М., 1993.

3. Данилевский Н. Россия и Европа. – М., 1991.

4. Кребер А., Клахон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. – М., 1992.

5. Кууси П. Этот человеческий мир. – М., 1988.

6. Розанов В. Религия. Философия. Культура. – М., 1992.

7. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

9. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1992.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Назначение и устройство принадлежности к пистолету | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных