Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели сестринской практики и их структура




Сест­ринское дело - это уникальная дисциплина, располагающая системой собственных научных знаний и методов примене­ния их на практике. Теоретические знания составляют основу рациональной сестринской практики. Согласно определе­нию Борнуле (1990), значение теории сестринского дела зак­лючается «в стремлении описать и объяснить феномен (про­цесс, явление), именуемый сестринским делом».

Теория сестринского дела определяет основные различия между сестринским делом и другими дисциплинами, она служит для описания, толкования, прогнозирования и конт­роля за достижением желаемых результатов сестринской практики.

В основе теории сестринского дела лежат четыре осново­полагающих понятия, которые определяют сущность сестрин­ской практики. К ним относятся:

· личность;

· окружающая среда;

· здоровье;

· сестринское дело.

Огромный вклад в развитие моделей сестринского дела внесли такие известные исследователи, как Флоренс Найтингейл, Вирджиния Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем, Мойра Аллен и т. д.

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) — это определенный способ понимания каких-либо явлений.

Модель - схема (описание) какого-либо явления в приро­де или обществе. Модель представляет собой цепь последо­вательных действий медицинской сестры.

Концептуальная модель - это схематическое представле­ние о сестринском деле в целом.

Потребность в концептуальных моделях возникла в связи с возросшим профессиональным уровнем медицинских сес­тер и желанием определить свой коллегиальный статус сре­ди других работников службы здравоохранения.

В настоящее время в мировой практике насчитывает­ся более 30 концептуальных моделей сестринского дела. Все они отражают различные идеологии и взгля­ды, некоторые из них сложны, разработаны для конкрет­ных профессиональных ситуаций или индивидуальных групп пациентов.

Американские исследователи описывают пять наиболее распространенных моделей, выделяя в них положения, каса­ющиеся целей сестринского дела и роли медицинской сест­ры (направлений, способов и результатов сестринского вме­шательства):

· эволюционно-адаптационная модель канадской ассоци­ации сестер;

· добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон;

· модель поведенческой системы Д. Джонсон;

· модель самообслуживания Д. Орем;

· адаптационная модель К. Рой.

Более подробно остановимся на характеристике модели Мойры Аллен. Исследователи считают, что эта модель наи­более применима в системе здравоохранения Республики Бе­ларусь. Одним из главных направлений «по достижению здо­ровья для всех в XXI в. является разработка комплексной системы первичной медико-санитарной помощи, ориентиро­ванной на обслуживание на семейном и коммунально-об­щинном уровнях, при широком участии населения в здраво­охранительной деятельности».

Первичная медико-санитарная помощь призвана обеспе­чить как можно большее приближение медико-санитарного обслуживания непосредственно к местам проживания и тру­да людей.

Модель сестринского дела М. Аллен впервые появилась в начале 70-х годов XX в., когда получила признание концеп­ция первичной медико-санитарной помощи.

Выступая на научной сестринской конференции в Эдин­бургском университете в 1982 г., М. Аллен так представила свою модель:

«...эта модель может применяться повсеместно, в отделениях реанимации и интенсивной терапии больниц, в учреждениях долговременной помощи для хронически больных, в общест­венных центрах здоровья, на дому у пациентов и в семейной медицинской практике. Эта модель дополняет деятельность других работников здравоохранения. Иными словами, она не заменяет работу других специалистов, таких, как врачи, соци­альные работники и т. д. Она лишь позволяет медсестрам пол­ностью реализовать свою роль в области здравоохранения. Модель помогает семьям успешно справляться с различными проблемами, связанными со здоровьем и возникающими на протяжении всего жизненного цикла семьи».

Исходные положения модели:

1) здоровье общества есть его самый ценный ресурс;

2) отдельные люди, семьи и группы населения хотят и стремятся улучшить состояние своего здоровья, для дости­жения этой цели они располагают необходимым потен­циалом;

3) стать здоровым можно путем активного личного учас­тия и поиска.

Цель модели - поиск и накопление информации о сохра­нении и укреплении здоровья, как в отношении отдельных лиц, так и семей, а также определение роли сестринского де­ла в содействии укреплению здоровья.

· Понятие личности. Объектом модели М. Аллен явля­ется семья, а не отдельный человек, поскольку именно в семье формируется поведение, ориентированное на здо­ровье.

Хотя в качестве объекта модели М. Аллен выступает семья, это не может служить препятствием для индивиду­альной работы медсестры с одним из членов семьи в оп­ределенные моменты. Модель предлагает рассматривать личность через «призму семьи», признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью.

· Понятие здоровья. Здоровье - основная составляющая и цель сестринской практики. Медсестра стремится обеспе­чить здоровье пациенту и его семье повсюду: в больнице, по­ликлинике и дома.

Здоровье рассматривается как сложное многомерное состояние, включающее ряд понятий и процессов. В качест­ве наиболее важных атрибутов здоровья выделяют два про­цесса - преодоление и развитие.

Под преодолением понимают усилия, направленные на определенные действия в проблемной ситуации. Целью пре­одоления является не просто снижение остроты проблемы, а выход из проблемной ситуации.

Развитие рассматривают как второе измерение здоровья. Оно означает направленность на достижение жизненных це­лей. Развитие предполагает схему действий по определению, мобилизации, поддержанию на должном уровне сил и ресур­сов личности или семьи, а также более широкого социально­го круга.

· Понятие окружающей среды. Жизненные события представлены в модели М. Аллен как опыт, на котором люди изучают поведение; это те ситуации семейной жизни, которые предоставляют возможность роста. Понятия «жиз­ненные события» и «ситуации, связанные со здоровьем» в данной модели взаимозаменяемы и подразумевают реаль­ные события, имеющие отношение к проблемам здоровья, с которыми имеет дело семья. Это изменения размеров или состава семьи, случаи острых или хронических заболева­ний, контакты с системой здравоохранения во всем их мно­гообразии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных