Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры.




Миелогении. Причины и профилактика миелогений.

Миелогения – отрицательно влияющие факторы на пациента.

                   
   
 
       
 
 
 

 


Госпитализм – теневые стороны больничного лечения. Впервые этот термин предложил Е.М. Тареев
Физиоятрогения – это болезненное состояние, обусловленное воздействием на организм человека физических факторов, вследствии проведения диагностических и лечебных процедур. Профилактика физиоятрогении: - это высокий профессиональный уровень медицинской сестры, щадящий подход к пациентам при выполнении медицинских манипуляций.
Эгогения -это отрицательное влияние на пациента, которое оказывает Причины эгогении: - подавленное психоэмоциональное состояние; -религиозные предрассудки; - предупреждение в отношении болезней и возможностей медицины; - страх смерти; -боязнь предстоящего мед. обследования. Профилактика эгогении: Роль мед.сестры в поддержании пациента веры в благоприятный исход болезни, что прежде всего требует отказаться от самого термина «больной» заменив его на более вежливое обращение по имени и отчеству  
Эгротогения -это неблагоприятное влияние пациентов друг на друга. Она может нанести пациенту вред не меньший чем ятрогения, т.к. нередко пациенты верят друг другу больше, чем врачу или мед. сестре. Мед. сестра должна хорошо знать обстановку в отделении, чтобы вовремя предупредить отрицательное влияние некоторых пациентов на микроклимат в палате. Мед. сестра должна присматриваться к вновь поступающим, чтобы своевременно выявлять таких «просветителей» и совместно с лечащим врачом проводить профилактику эгротогении
Психоятрогения – это отрицательное воздействие на психику пациента. Причины психоятрогении: - поспешная и необоснованная трактовка диагноза и прогноза заболевания; - неправильная трактовка диагностических и лечебных процедур; - «немая ятрогения».
Фармакоятрогения – это заболевание обусловленное действием действием на организм пациента лек. Препаратов. Самый опасный вид фармакоятрогении – это аллергические реакции. Примером грозного проявления аллергии может служить анафилактический шок. Снижению вероятности фармакоятрогении значительно способствует тщательный сбор аллергологического анамнеза. Средства, способствующие профилактике фармакоятрогении отсутствуют, т.к. реакция на любые медикаментозные средства может быть сугубо индивидуальной и непредсказуемой.
Сестрогения -это негативное влияние, котрое оказывает средний мед.персонал Причины сестрогении: - недостаток внимания мед. сестры к пациенту, недостаток гуманизма, нежелание признавать, исправлять свои ошибки; - недостаток общей культуры душевности и чуткости; - амбициозность характера мед. сестры, переоценка своих знаний, личностно-гипертрофированное самолюбие.
Ятрогения- это негативное влияние, которое оказывает вач. В последнее время выделяют группу «немых» ятрогении, которые возникают от бездействия мед.работников. Профилактика ятрогении: - внимательное отношение мед.сестры к ответам на вопросы пациента, связанных с трактовкой тех или иных диагностических исследований.

 

 

С одной стороны, медицинские работники должны осуществлять контроль за пациентами, за взаимоотношениями между ними, а с другой - строго контролировать свои действия, речь, поведение, чтобы не вызвать нежелательных осложнений.

Тема лекции № 7: «Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры»

Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Под этикой следует понимать науку о сущности, законах возникновения, развития и функциях морали, об отношени­ях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отно­шений. Термин «этика» был введен Аристотелем, который понимал ее как философию нравственного поведения людей.

Медицинскую этику надо рассматривать как специфиче­ское проявление общей этики. Медицинская этика - это уче­ние о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоцио­нальная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала.

Мораль - это форма общественного сознания людей, ко­торая определяется общественным бытием, т. е. социально обусловлена. Она, как и этика, отражает характер отношений людей в процессе производства и, следовательно, структуру конкретной социальной системы.

Одна из категорий морали - долг. Понятие долга в букваль­ном смысле означает чувство моральной необходимости вы­полнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом. В долге сосредоточены те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. Долг медицинского работника - это комплекс исторически сложив­шихся норм и требований, регулирующих его отношение с па­циентами, коллегами и с обществом. Это не только добросове­стное выполнение им обязанностей по отношению к пациенту, но и забота о физическом и психическом здоровье людей, про­ведение профилактической и санитарно-просветительной ра­боты, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской по­мощи независимо от национальности и расовой принадлежно­сти, политических и религиозных убеждений.

Долг и должностные обязанности - понятия неоднознач­ные. Неисполнение должностных обязанностей, предписан­ных администрацией в соответствующих инструкциях, вле­чет за собой одну из мер дисциплинарного наказания. Нрав­ственный долг среднему медработнику прививается воспита­нием и самосовершенствованием. Он должен превращаться в глубокое внутреннее убеждение, в потребность трудиться с душевной теплотой и полной отдачей.

Совесть - этическая категория, которая выражает выс­шую форму способности личности осуществлять нравствен­ный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Если долг - это категория, которую можно оценить по поступкам как внешнюю сторону поведения, то совесть — это внутрен­ний судья человека, его самооценка. Совесть - большая эмо­циональная сила. Медработник с совестью будет выполнять любую, и в первую очередь, ответственную и болезненную процедуру именно так, как он это делал бы своему самому близкому человеку или самому себе. У него не должно быть избирательности по отношению к больным. Работник, нару­шающий этот принцип, должен чувствовать угрызение совес­ти, внутреннюю неудовлетворенность. Формирование совес­ти начинается с детства и окончательно завершается в ходе трудовой деятельности. Обобщая свой личный опыт и коллективный труд, медработник воспитывает в себе многочис­ленные положительные качества, которые выражаются од­ним емким словом - совесть.

Честь и достоинство определяют отношение человека, как к самому себе, так и к другому человеку, обществу в целом. По своему содержанию понятие «честь» очень близко к по­нятию «достоинство». Обе эти категории регулируют поведе­ние человека и определяют отношение к нему окружающих. Они испытывают на себе влияние других категорий этики, особенно долга и совести, без которых нет личной чести и достоинства. Базой для формирования профессиональной чести и достоинства является профессиональный труд, соз­нание честно и добросовестно выполненного долга. Если по­казателем профессиональной чести является общественное признание, то профессиональное достоинство отражает лич­ное самоутверждение. Сознание собственного достоинства служит формой самоконтроля личности. Достоинство есть именно то, что придает деятельности человека возвышен­ность, его стремлениям - высшее благородство.

Честь и достоинство среднего медперсонала определяют­ся его готовностью делиться своими знаниями и опытом с товарищами, гуманным отношением к своему труду и образу жизни. Его стремление к утверждению чести и достоинства своего коллектива несовместимо с групповой порукой, со­крытием ошибок и недочетов в работе, зажимом критики. Фельдшер, акушерка, медицинская сестра, выполняя свой профессиональный долг, всемерно дорожат доверием боль­ных, всячески утверждают авторитет свой и своих коллег, бе­регут честь белого халата. Высокий авторитет медработника достигается глубокими знаниями и высоким профессиональ­ным мастерством, умением не гнушаться рядовой, «черно­вой» работой, готовностью прийти на помощь больному че­ловеку в любых условиях и в любое время. В медике гармо­нично должны сочетаться чувства долга, совести, чести и достоинства.

Такт - это умение держать себя подобающим образом, чувство меры, подсказывающее правильное отношение, под­ход к кому-либо, чему-либо. Такт среднего медработника обусловлен, прежде всего, его внутренней культурой, уров­нем нравственности, высоким профессионализмом. Тактич­ного медика характеризует умение быть вежливым, строго соблюдать требования медицинской деонтологии. На больного человека весьма благотворно влияет скромный внешний вид медработника, манера поведения, уверенность в правиль­но принятых решениях и четкость выполнения медицинских процедур, умение пользоваться словом. Молчание медработ­ника — это тоже такт, особенно когда этого требуют интере­сы больного. Такт воспитывается. Нетактичность одного че­ловека отрицательно сказывается на культуре общения, сос­тоянии всего коллектива.

Следующей этической категорией является нравственность.

Нравственность - это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей при определенной системе общественных отношений.

В разные исторические эпохи у народов мира существова­ли свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленным национальными, религиоз­ными, культурными и другими особенностями. История да­ет множество примеров того, как морально-этические нормы, связанные со здоровьем и жизнью людей, понимались при различных общественно-экономических формациях. При

первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухшего костра, в Древней Гре­ции врачи лечили только свободных граждан, в Древней Ин­дии от медика требовалось не прописывать лекарств людям, которых не любил король или народ, а также лицам, чрезвы­чайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукро­тимым, им нельзя было ничего советовать и помогать.

Для европейской культуры самым древним, наиболее рас­пространенным и универсальным сводом важнейших норм врачебной этики является «клятва Гиппократа», почти в не­измененном виде дошедшая до нас из IV в. до н. э.

В «клятве Гиппократа» можно найти, по крайней мере, десять этических норм:

1. уважать жизнь;

2. не способствовать посягательству на жизнь («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не пока­жу пути для подобного замысла, точно также я не вручу ни­какой женщине абортивного пессария»);

3. не причинять вреда больному;

4. не поступать несправедливо по отношению к больному («Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с мои­ми силами и моим разумением, воздерживаясь от причине­ния всякого вреда и несправедливости»);

5. уважать права больного;

6. руководствоваться только пользой для больного («В ка­кой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и муж­чинами, свободными и рабами»);

7. не разглашать чужих тайн;

8. соблюдать врачебную тайну («Что бы при лечении, а также без лечения я не увидел и не услышал касательно жиз­ни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу об этом, считая подобные вещи тайной»);

9. почитать своих учителей («Клянусь... почитать научив­шего меня врачебному искусству наравне с родителями»);

10. хранить нравственную чистоту и непорочность («Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство»).

Начало современного этапа истории медицинской этики связано со Второй мировой войной. В приговоре врачам-нацистам был сформулирован знаменитый Нюрнбергский ко­декс (1947) - 10 этических правил проведения эксперимен­тов на человеке, главными из которых являются: обязанность добровольного осознанного согласия, право испытуемого на отказ от участия в эксперименте, исключение экспериментов, заведомо ведущих к смерти или инвалидности испытуемого.

В 1948 г. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) приняла Женевскую декларацию, в которой подтверждается приверженность принципу конфиденциальности врачебной деятельности. В декларации формулируются требования к врачу, заключающиеся в том, чтобы соображения религиоз­ной, национальной, партийной, политической принадлежнос­ти или социального положения препятствовали ему выпол­нять свой долг в отношении пациентов. В 1949 г. ВМА при­няла международный кодекс медицинской этики. Впослед­ствии на Всемирных медицинских ассамблеях, организован­ных ВМА, были приняты декларации: Хельсинкская (1964), развивающая идеи Нюрнбергского кодекса 1947 г., Лиссабон­ская (1981) о правах пациента, Венецианская (1983) о терминальной стадии болезни и ряд других.

К сожалению, идеологические барьеры не позволили со­ветским медикам участвовать в деятельности ВМА и внести свой вклад в развитие медицинской этики. Практически без участия отечественных специалистов проходило формирова­ние новой медицинской этики в последние десятилетия.

Преодоление клинической смерти, возможность неопре­деленно долго поддерживать жизнь коматозных больных, пе­ресадка сердца и других органов, отбор и хранение транс­плантатов, приживление тканей, искусственное изменение пола, искусственное оплодотворение, генная инженерия - эти и другие достижения медицины и биологии поставили на повестку дня острейшие этические проблемы. Человечество ранее не встречалось с правом больных на эвтаназию, дос­тойную смерть при полной информированности о болезни, правами умирающих становиться потенциальными донорами органов, этической допустимостью применения современных методов медико-генетического контроля и др.

В результате философского и этического осмысления та­кого рода проблемных ситуаций, возникающих в клиниче­ской практике, в 70-х годах XX в. появилась биоэтика (сам термин предложен В.Р. Поттером в 1971 г.) как идеология за­щиты прав человека в современной медицине. Классическая врачебная этика была патерналистской.

Этическая позиция врача определялась девизом: «Благо больного — высший закон». Но при этом характер моральных взаимоотношений врача и пациента был заведомо асиммет­ричным: всю (или почти всю) полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Что каса­ется пациента, то независимо от того, имеет он профессио­нальную медицинскую подготовку или нет, при принятии клинических решений его считают этически некомпетентным.

Новая биомедицинская этика, или биоэтика - это неопа- терналистическая врачебная этика. Приоритетной ценностью является моральная автономия личности. Пациент признает­ся этически компетентным. Ответственность за принятие ре­шений распределяется между врачом п пациентом. Система ценностей, определяющая моральный выбор врача и больно­го, не связана жестко с медицинской традицией, поскольку, прежде всего, основывается на приоритете прав пациента, а не врача.

Биоэтика опирается на четыре основных принципа:

1. автономию;

2. безвредность;

3. благодеяние;

4. справедливость.

Общие принципы биомедицинской этики реализуются пос­редством более конкретных этических норм. К ним относятся:

· правдивость;

· приватность;

· конфиденциальность;

· лояльность;

· компетентность.

Норма правдивости предполагает обязанность и медицин­ского работника, и врача, и больного говорить правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создание атмосферы терапевтического сотрудничества и пра­во больного на информацию о своей болезни, лечении и прог­нозе. Вместе с тем норма правдивости не имеет абсолютного характера, поскольку применение ее в определенных ситуаци­ях может причинить больному несомненный вред (ятрогении) и вступить в противоречие с соответствующим этиче­ским принципом. Когда этическая норма противоречит эти­ческому принципу, предпочтение следует отдавать принципу. Следует всегда различать этическую разницу между умолча­нием правды во благо больного и прямым обманом его.

Норма приватности подразумевает обязанность медицин­ского работника уважать право больного на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без согласия больно­го или строгой необходимости. Нарушение нормы приват­ности, не продиктованное строгой терапевтической необхо­димостью, считается неоправданным нарушением автономии личности.

Норма конфиденциальности предполагает доверитель­ность отношений врача и больного и неразглашение без раз­решения больного информации, сообщенной врачу или полу­ченной в ходе обследования и лечения больного. Полная конфиденциальность практически недостижима, так как в обществе существуют ее ограничения по закону (например, в интересах следствия и суда), и кроме того, она может в опре­деленных обстоятельствах противоречить интересам сохра­нения жизни и здоровья других лиц.

Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловече­ской этики, медицинской этики своих предшественников, на­оборот, она обращается к ним, поднимает на новую высоту вопрос о правах человека, каким бы тяжелым недугом он ни страдал. Она защищает пациента от зла, которое мог бы при­чинить ему медицинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть принцип «Не навреди».

Медицинская этика является теоретической основой де­онтологии.

Деонтология происходит от греческих слов deon - должное и logos - учение и, следовательно, в дословном пере­воде означает учение о долге. Появление термина «деонтоло­гия» связано с именем английского священника Бентама. Первоначально в это понятие вкладывалось религиозно- нравственное содержание. В сочетании со словом «медицин­ская» термин «деонтология» очень скоро стал означать ком­плекс этических норм, принципов, которыми руководствует­ся медработник, совокупность соответствующих профессио­нальных, морально-этических и правовых принципов и пра­вил, составляющих понятие «долг медицинского работника».

Представление об исключительной важности комплекса морально-этических вопросов в деятельности медицинского работника сложилось еще в древние времена, за многие ты­сячелетия до появления термина «деонтология». Это и зна­менитая «клятва Гиппократа», ее притягательная сила и жиз­ненность позволяют заключить, что Гиппократ впервые сформулировал основной деонтологический принцип: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу...».

Большой вклад в развитие медицинской этики и деонто­логии внесли русские клиницисты С. Г. Забелин, Н. И. Пи­рогов, М. Я. Мудров, С. П. Боткин и др.

М. Я. Мудров, обращаясь к ученикам, писал: «Начав с любви к ближнему, я должен внушить вам все прочее, про­истекающее из одной врачебной добродетели: услужливость, готовность к помощи во всякое время, днем и ночью, привет­ливость, привлекающую к себе робких и смелых, милосердие к чужестранцам и бедным, бескорыстие, снисхождение к по­грешностям больного, кроткую строгость к их непослуша­нию, разговор только о нужном и полезном, скромность и стыдливость, умеренность в пище, ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного, веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни, хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных...».

В проблемах медицинской деонтологии можно выде­лить несколько аспектов в связи с социальными, психоло­гическими, профессиональными контактами медработника. Относительно деятельности медицинской сестры можно выделить следующие разделы медицинской этики и деон­тологии:

· медицинская сестра и пациент;

· медицинская сестра и государство, закон;

· медицинская сестра и ее взаимоотношение с другими медицинскими сестрами, врачами, младшим медицинским персоналом;

· медицинская сестра и родственники пациента;

· медицинская сестра и ее отношение к себе.

Не следует думать, что проблемы медицинской деонтоло­гии просты и «должное поведение» исчерпывается добросо­вестным выполнением своих обязанностей, ограничивается только заботой, элементарной вежливостью и корректностью по отношению к пациенту. Не нужно считать, что по всем во­просам медицинской деонтологии можно обратиться к голосу своей совести, посоветоваться с чувством собственной спра­ведливости. В своей деятельности медработнику приходится решать дилеммы на основе знаний по медицинской деонтоло­гии, этике, необходимо ориентироваться и в некоторых юридических вопросах, касающихся взаимоотношений мед­работника и пациента.

Деонтология меняется вместе с обществом, с развитием медицинской науки, прогрессом, с увеличением информи­рованности населения о достижениях и возможностях со­временной медицины. Реаниматология, трансплантология ставят ряд новых деонтологических проблем, и с дальней­шим развитием медицинской науки, с появлением новых отраслей медицины будут возникать и новые деонтологические проблемы. Подытоживая все вышеизложенное, сле­дует подчеркнуть, что для формирования личности меди­цинского работника необходимы как минимум три состав­ляющие:

· специальные знания;

· специальные умения;

· особый медицинский характер, стиль мышления и пове­дения.

МЕДИЦИНСКИЙ ЭТИКЕТ

И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Наиболее часто первыми медицинскими работниками, с которыми встречаются пациенты, являются фельдшер, аку­шерка, работающие на ФАПах, на станциях скорой медицин­ской помощи, в здравпунктах и т. д., обеспечивая определенный объем медицинской помощи. Положение «первого» в общении с пациентами обязывает так организовать свою встречу с ними, чтобы она положительно отразилась на по­следующих этапах лечебно-диагностического процесса. Ког­да мы впервые встречаемся с человеком здоровым или боль­ным, у нас складывается о нем определенное впечатление: аккуратный или неряшливый, внимательный или рассеян­ный, чуткий или безразличный. Первое впечатление влияет на все последующие встречи, вот почему медицинский работ­ник должен вести себя так, чтобы у пациента сложилось бла­гоприятное впечатление о нем как о человеке душевном, вни­мательном, хорошо знающем свое дело. От этого будут зави­сеть дальнейшие взаимоотношения с пациентом, его доверие или недоверие к медработнику.

Медицинский работник, выполняя свои профессиональ­ные обязанности и требования медицинской этики, обязан придерживаться медицинского этикета - порядка поведения в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллега­ми и пациентами. Медицинский этикет основывается на тре­бованиях медицинской деонтологии. Нормы этикета в меди­цине тесно переплетаются с этическими и деонтологическими нормами, этикет невозможно соблюдать, не зная норм об­щей этики.

Следует выделить две стороны медицинского этикета: этикет взаимоотношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотношений медицинского работника и пациента.

Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффек­тивность профессиональных контактов между медицински­ми работниками, придать им деловую и товарищескую на­правленность, проявляющуюся в уважении к своим колле­гам, взаимопомощи в работе и вместе с тем в нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступ­кам, порочащим медицинскую профессию.

Медицинский этикет предусматривает строгое соблюде­ние субординации, т. е. системы служебного подчинения млад­шего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности, званию. Это касается взаимоотношений между опытными фельдше­рами, акушерками, медицинскими сестрами и молодыми вра­чами. Средний медработник не должен демонстрировать в присутствии врача свое превосходство в умении выполнять диагностические и лечебные процедуры. Опытная медицин­ская сестра, акушерка найдут способ помочь молодому врачу и молодой медицинской сестре, акушерке освоить необходи­мые практические процедуры без соответствующих сопровож­дений типа «Чему вас в институте (или училище) учили».

Этикет требует, чтобы врач, фельдшер, акушерка, медицин­ская сестра в коллективе всегда были вежливые, корректные, не допускали в общении друг с другом проявления неуваже­ния. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия вра­чей, медсестер в присутствии близких родственников пациен­та и с самими пациентами. Медицинский этикет предусматри­вает скромность фельдшера, акушерки, медицинской сестры, но скромность не означает стремление держать себя в тени.

Этикет предусматривает и соответствующий внешний вид, нельзя быть на работе в неопрятной одежде. Строго должна соблюдаться форма одежды - соответственно отделе­нию. Недопустимы большое количество косметики, украше­ний, супермодные прически.

Особое значение имеет соблюдение требований этикета во взаимоотношениях с пациентами. Наряду с соблюдением так­та медицинский работник должен понимать состояние здо­ровья и психологию пациента, проявлять терпимость к его сла­бостям. Не следует давать пациенту обещаний, если нет уве­ренности в их выполнении. Непозволительны покровитель­ственные отношения, развязность в общении с пациентами.

Правила этикета требуют постоянного совершенствова­ния формы общения с пациентами, умения найти контакт да­же с самыми «сложными» из них.

 

Правила служебного этикета для медицинского пер­сонала:

1. покажите радость от приветствия своих коллег. Улыб­ка по утрам - сильный стимул хорошего настроения, показа­тель того, что на вашу помощь можно рассчитывать;

2. будьте приветливыми и вежливыми в любых условиях. Научитесь поддерживать бодрый настрой у себя и у окружа­ющих. Не всегда коллеги и пациенты рады встрече с нами, однако своей приветливостью, доброжелательностью, внима­нием и вежливостью мы можем заставить хмурых улыбнуть­ся, подозрительных - поверить, капризных - успокоиться;

3. обращения друг к другу в служебной обстановке допус­тимы только на «Вы», по имени-отчеству, это необходимая дистанция. Европейский вариант обращения по имени и на «ты» не всем может нравиться, поэтому манера обращения у нас разная. «Ты» уместно среди равных по служебному поло­жению коллег в обстановке доброжелательности и дружбы;

4. умение отдавать приказ в экстремальной ситуации должно сочетаться с умением обращаться с просьбой, если поручение не входит в прямые обязанности подчиненного;

5. умейте получать благодарность за успех в работе, но и изыскание за служебные упущения. Помните правила психо­логии: «Поругал - проиграл, похвалил - выиграл» и «Хва­лить - прилюдно, ругать - наедине»;

6. свою точку зрения можно отстаивать только до приня­тия руководителем решения. Как только решение принято - иго уже твое собственное решение, не провоцируйте недо­вольство и нестабильность;

7. создавайте настрой на успех. Ваша вера и спокойная уверенность обеспечат позитивную атмосферу для работы;

8. будьте пунктуальны, ведите ежедневник. Уважая свое время, цените чужое;

9. соблюдайте правила «информированного согласия», конфиденциальности, медицинской тайны, этические нормы уважения прав личности;

10. выполняйте свои обещания. Не критикуйте организа­цию, ее руководителей и своих коллег, особенно при посто­ронних.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных