Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 16. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей




Положительный опыт совместной работы школы, семьи и общественности в Беларуси в 60-70 гг. ХХ века. Координационная деятельность организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Советы содействия семье и школе на предприятиях и в учреждениях, родительские комитеты школ и классов, их функции, шефские связи школ с коллективами предприятий, колхозов, совхозов, войсковых частей, научно-исследовательских институтов.

Современные тенденции в интеграции усилий семьи, детского сада, школы, государственных, негосударственных, общественных учреждений и служб социума в воспитании детей в мире и Республике Беларусь.

Создание институтов социальных педагогов и практических психологов и их деятельность по реабилитации семьи, воспитанию родителей и детей.

 


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ “СЕМЬЕВЕДЕНИЕ”

Тема 1. Специфика добрачного и брачного поведения (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Социально-психологические теории брачного выбора.

2. Добрачное поведение, его структура. Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака.

3. Брачное поведение как социальный феномен.

4. Культурологические и социологические факторы брачного выбора.

5. Брачные факторы, детерминирующие гармоничность семейно-брачных отношений.

6. Любовь как основа брачно-семейных отношений.

7. Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи.

 

Практические задания

1. Охарактеризуйте

2. Докажите зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи (на примерах).

Литература

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

3. Кратохвил, С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

5. Социология семьи / А.И. Антонов и др.; под ред. проф. А.И.Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

6. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 248 с.

7. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

9. Сведенборг, Э. Супружеская любовь / Э. Сведенборг. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 543 с.

Тема 2. Особенности брачно-семейных отношений в современном обществе (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Современное супружество: особенности семейных структур.

2. Профили брака, типы супружеских отношений.

3. Изменение внутрисемейных ролевых взаимоотношений в современной семье.

4. Изменение репродуктивных установок в современной семье.

5. Особенности отношения к детям и их воспитанию в современной семье.

Практические задания

1. Подберите и проанализируйте статьи из периодической печати, характеризующие особенности семейно-брачных отношений в современной белорусской семье.

2. Проанализируйте демографическую ситуацию в стране за период с 1990-х годов до настоящего времени (на основе статистических данных).

3. Проведите исследование репродуктивных установок молодежи. Проанализируйте полученные результаты.

Литература

1. Антонов, А.И. Социология семьи: учеб. пособие для вузов / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ; Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и упр., 1996. – 367 с.

2. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

3. Солодовников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников. – СПб.: Директ, 2007. – 384 с.

4. Социология семьи / А.И. Антонов и др.; под ред. проф. А.И.Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

5. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 248 с.

6. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 196 с.

7. Шилов, И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи) Практикум / И.Ю. Шилов. – СПб.: ООО «Издательство «Метрополис», 2000. – 416 с.

8. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

 

Тема 3. Семейные конфликты и кризисы. Развод как психотравмирующая ситуация(2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие супружеского конфликта, основные причины конфликтов в семье.

2. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода их него.

3. Социально-психологическая коррекция конфликтного общения в супружеской паре.

4. Управление эмоциональным состоянием и профилактика семейных конфликтов.

5. Понятие о семейном кризисе. Кризисные периоды семьи и брака.

6. Нормативные семейные кризисы. Семейные трудности на разных этапах жизненного цикла семьи.

7. Развод и его последствия для взрослых и несовершеннолетних членов семьи.

8. Ненормативные семейные кризисы. Факторы возникновения и закономерности протекания.

9. Факторы и условия семейного благополучия.

Литература

1. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

2. Кратохвил, С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с.

3. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.

4. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л.Г. Жедунова [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. – 328 с.

6. Психология и психотерапия семейных конфликтов: хрестоматия: учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 736 с.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

8. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. – М.: Просвещение, 1989. — 175 с.

9. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдор. - М.: Наука, 1995. - 376 с. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000.

10. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

 

Тема 4. Психолого-педагогические основы взаимодействия поколений в семье. Нарушение родительско-детских отношений (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Родительские установки и стили семейного воспитания. Детерминация родительских установок и стилей семейного воспитания. Причины возникновения детоцентризма.

2. Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка.

3. Прародители в системе семейных отношений. Типология прародительского поведения.

4. Семейные конфликты в диаде “родители-дети”.

5. Основные характеристики и причины типичных детско-родительских конфликтов.

6. Стратегии поведения в конфликте и способы преодоления конфликтов в семье.

7. Профилактика семейных конфликтов.

 

Практические задания

1. Подберите статьи из периодической печати (художественные произведения, сказки, фильмы, мультфильмы и др. – на выбор), характеризующие различные стили семейного воспитания. Проанализируйте, какое влияние оказал данный стиль воспитания на развитие личности ребенка.

2. Составьте «Правила бесконфликтного общения с детьми» для родителей подростков.

Литература

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

2. Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения / Ж.И. Мицкевич и др.; под ред. Ж.И. Мицкевич. – Минск: Ковчег, 2001. - 178 с.

1. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

2. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

3. Краснова, О.В. Роль бабушки: сравнительный анализ / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. – 2000. - №3.

4. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.

5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

7. Родители и дети: хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 784 с.

4. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 206 с.

8. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

 

 

Тема 5. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Неблагополучная семья и особенности ее функционирования.

2. Формы проявления скрытого семейного неблагополучия.

3. Причины формирования неблагополучной семьи.

4. Семья, находящаяся в социально опасном положении (асоциальная), проблемы социализации детей, их содержания, воспитании.

5. Семейное насилие как следствие неблагополучия в семье.

6. Социальное сиротство как проявление семейного неблагополучия.

Практические задания

1. Составьте социально-психологический портрет ребенка из неблагополучной семьи.

2. Определите основные направления социально-педагогической деятельности с семьями «группы риска».

Литература

1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / Книга для учителей и родителей / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

2. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.

3. Мартынова, В.В. Основы социально-педагогического взаимодействия социального педагога с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №1. – С.45-52.

4. Михеева, Г.В. Подходы в работе с неблагополучной семьей / Г.В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №7. – С. 11–13.

5. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2004. – №4. – С. 29 – 41.

6. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях: Закон республики Беларусь // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №1. – С. 3-5.

7. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 г. // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2007. – №1. - С.3 – 10.

8. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска": учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 159 с.

9. През, Н.Г. Работа социально-педагогического центра – решение проблемы семьи из групп риска / Н.Г. През // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – №5. – С. 20 – 22.

10. Солодовников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников. – СПб.: Директ, 2007. – 384 с.

11. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдор. - М.: Наука, 1995. - 376 с.

12. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.

13. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.

 

 





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных