Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Малые группы и коллективы




 

При сходстве интересов и наличии совместного действия мы имеем дело с реальными группами, а при простом сходстве признаков или позиций мы имеем дело с номинальными, или статистическими, группами. Только реальные группы можно считать действительными субъектами социального и экономического действия, то есть социальным группами. Социальную группу следует отличать от агрегата и социальной категории. Социальная категория является статистической номинальной группой. Люди, отнесенные к той или иной социальной категории, не взаимодействуют друг с другом и необязательно придают значение тем характеристикам, согласно которым их объединяют. Преобладающая часть исследований, в которых по ряду признаков выделяются страты общества, посвящены номинальным группам.

С реальными группами не следует смешивать так называемые социальные агрегаты, которые являются продуктом механической концентрации людей, находящихся в случайном взаимодействии благодаря единству времени и места. Социологи выделяют также квазигруппы ("как бы" группы) - неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. К ним относят аудитории и толпы. Квазигруппы могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля.

Почему люди объединяются в группы? Прежде всего, объективно группа является основным фактором, способствующим выживанию. Собственно, этим объясняется то, что социальная жизнь немыслима без образования групп. Так, члены группы могут действовать более эффективно, чем в одиночку, благодаря разделению ролей. В группе можно удовлетворить стремление к социальному одобрению, уважению и доверию, легче преодолевать отрицательные эмоции.

Виды социальных групп. Можно выделить несколько видов групп, отличающихся по социально значимым признакам.

В зависимости от степени солидарности различают первичные и вторичные группы. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы". Первичная группа - это чаще всего небольшая по численности неформальная группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами. Первичные группы (например, семья, родственники, друзья, ближайшие соседи) выполняют роль первого связующего звена между обществом и личностью. Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют межличностные эмоциональные отношения. Основное значение в этих группах (школьный коллектив, футбольная команда, рабочая группа и т.д.) придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции.

Большие социальные группы - это совокупности людей, существующие в масштабах общества (классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы и др.). Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с др. членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Другой вид социальных групп образуют малые группы - это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе (семья, трудовой коллектив, соседские общности и т.п.). Отличительными чертами малой группы являются:

- способ взаимодействия между ее членами;

- членство, то есть чувство принадлежности к данной группе;

- идентичность с точки зрения посторонних (отличающая группу символика, язык, манера поведения и пр.).

Каждая малая группа обладает определенной структурой, выражающейся в системе статусов (позиций) и ролей. Различают также формальные и неформальные группы. Формальные группы функционируют в соответствии с установленными (обычно - официально) положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных симпатий и антипатий.

Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.

К примеру, семья во всех учебниках рассматривается как высоко-интегрированная групповая общность. Но семья на пороге развода являет собой пример деградирующей группы; чувство "Мы" хотя и существует, но мало обязывающее; взаимоподдержка, взаимопомощь имеют примитивно-элементарные формы. Семья как группа мало авторитетна в представлении ее членов: мало кто думает о ее престиже, мало кто стремится к усилению ее единства.

Проблема факторов интеграции группы всегда представляла интерес для исследователей. Как, почему сплачивается группа и что разрушает ее?

Обозначим две исходные точки, которые послужат нам в какой-то мере ориентиром для понимания внутренних движущих сил интеграции: группа не может возникнуть при отсутствии у людей общих целей; верность группе, готовность следовать групповым нормам, требованиям, идти на жертвы ради коллектива возникают в том случае, если люди получают или обоснованно ожидают от группы определенных вознаграждений, поддержки, помощи, престижа.

Причем если вознаграждения, получаемые в данной группе, ощутимо ниже вознаграждений в соседних конкурирующих группах, то уровень приверженности Актора данной группе, ее лидерам, традициям снижается - иногда настолько, что он переходит в другую группу.

Это внутренние причины, движущие силы интеграции группы. Поэтому рост интеграции группы предполагает:

- обеспечение благоприятных (в данной ситуации, в данной шкале ценностей) для отдельных участников правил игры, позволяющих им надеяться на пристойное вознаграждение. Это необходимое, но недостаточное условие;

- обеспечение регулярности, гарантированности эффекта вознаграждения, что определяется уровнем институализации солидарных взаимодействий. В этом случае речь идет о наличии зрелой статусно-ролевой структуры группы, лидера, об эффективности его деятельности, социальном контроле, референтности группы.

Лишь объединение этих внутренних условий дает необходимый интеграционный эффект.

Групповой контроль, групповое давление на личность без надежды на помощь, вознаграждение, защиту не создает устойчивых интенций к интеграции, самоидентификации с группой, формирования "Мы" и т.д. И наоборот, наличие гуманистических норм взаимоотношений в группе, способных одарить личность материальными, эмоциональными, нравственными вознаграждениями, может остаться нереализованным, если не будет лидера, группового контроля за выполнением этих норм, традиций. В результате может произойти саморазрушение группы, ибо потенциально возможный эффект так и не стал (из-за слабой институализации) реальностью.

На практике судьба социальных групп так или иначе зависит от взаимодействия внутренних и внешних движущих сил, причин. Конечно, группы могут и саморазрушаться, но толчок, провоцирующий разрушение (или интеграцию) групп, чаще всего возникает извне.

Внешние факторы - это природные условия, которые заставляют людей объединяться в борьбе со стихией, конкуренция, конфликт с другими общностями, представителями других социальных групп, другими людьми, обладающими большими ресурсами. Причинами подобной конкуренции, конфликтов могут быть активность, амбиции как других групп (фирм, наций), так и активность вашей группы.

Внешняя угроза может носить открыто враждебный характер или проявляться в завуалированной форме, в виде неявной конкуренции между общностями (в сознании рядовых работников наличие более успешной фирмы - это фактически внешний конкурирующий фактор, который влияет на состояние группы).

Внешние и внутренние факторы групповой динамики в реальной жизни переплетаются, причем подчас причудливо, крайне противоречиво.

Прежде всего отметим, что под воздействием внешних сил, препятствий и ограничений (природные катаклизмы, конкуренция, конфликт с другими общностями, аннексионистские попытки захвата зон влияния и т.д.) условием личной выживаемости индивидов становится интеграция, объединение усилий, обеспечение высокой организованности солидарных взаимодействий. Необходимость сплочения становится прозрачной, легко осознается.

Не случайно в истории человечества наличие внешней угрозы всегда становилось серьезным толчком к интеграции в социальную группу. Не случайно правители, не справлявшиеся со своими функциями, всегда придумывали повод для "победоносной войны", которая сплачивает общество. Поиски внешнего врага очень часто выступают средством консолидации нации.

Однако эффект внешнего воздействия в решающей степени зависит от уровня внутренней организованности, интегрированности группы.

Плохо организованная группа, в которой ослаб групповой контроль, не надлежащим образом реализуются статусно-ролевые предуказания и т.д., под воздействием внешних угроз может быстро разрушиться. (В этом смысле внешние воздействия являются лучшим средством проверки уровня сплоченности группы.) В другой же слабоинтегрированной социальной группе могут найтись силы, лидеры, которые в условиях опасности распада группы смогут взять на себя функцию и властные привилегии лидера с целью интеграции общности для отпора внешних сил - история знает немало тому примеров (Жанна д'Арк, К. Минин и Д. Пожарский и др.).

Как видим, внешние и внутренние факторы групповой динамики причудливо взаимодействуют друг с другом. В одном случае внешние воздействия становятся причиной формирования группы или приводят к усилению интеграционных процессов в группе, группового контроля, конформизма, более четкому выполнению статусно-ролевых предсказаний, в другом - к развалу групповой общности. Причем нередко одинаково дезинтегрированные общности могут по-разному реагировать на внешнюю угрозу, препятствия, конкуренцию. Это зависит от того, смогли ли члены группы выдвинуть лидера, объединиться вокруг него, пойти на жертвы ради возможных успехов - от этого, казалось бы, исторически случайного, зависит нередко судьба личности (организации, народов).

Всегда есть этап, когда групповая система взаимодействий лишь начинает складываться. Это хорошо знакомо первокурсникам Смогут ли они стать групповой общностью, единым целым? Начинают определяться основные связи, взаимодействия, возможные будущие лидеры. Только-только начинает формироваться чувство единого "Мы" со всеми вытекающими последствиями. Долог и не прост путь от суммы людей, имеющих совпадающие цели, к группе, и не всякая группа может стать общностью, пользующейся авторитетом у своих членов, способной контролировать их поведение, имеющей ярко выраженного лидера - инициатора идей и дел и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что означает термин «Общество»?

2.Что означает термин «Социальный институт»?

3.Что мы понимаем под словом глобализация.

4.Дайте определение мировому сообществу.

5.Что такое социальные группы?

6.Назовите малые группы.

Проблемные и логические задания:

1.Составте инструментарий социологического исследования для изучения малой группы «Семья»

2. Составте инструментарий социологического исследования для изучения для изучения социальной группы «Студенчество»

Творческие задания:

1.Напишите эссе о типах общества

2.Напишите эссе о квазигруппах

Основная литература:

Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.

Бергер П., Луман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.М.,1990.

Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М.,1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества// Социо-логос.М., 1991.

Луман Н. Понятие общества//Проблемы теоретической социологии. СПб.,1994.

.Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество// Социология на пороге ХХ1 века: Новые направления исследований.М., 1998.

Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова.М.,1994.

Парсонс Т. Понятие общества.Компоненты и их взаимоотношения// РЖ «Социология».1993.№3-4.

Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая мысль:Тексты/ Под ред В.И.Добренькова.

Парсонс Т. Система современных обществ.М., 1997.Социология. Учебник для высших учебных заведений.М.,1995.

Смелзер Н. Социология.М., 1994.

Социология. Словарь-справочник. М..1990.

Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

 

Дополнительная литература:

Быченков В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъективности. М., 1996.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Гавра Д.П. Социальные институты// Социально-политический журнал.1998. № 2.

Громов И., Марцевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н.Елсукова. Минск, 1997.

Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.

Феофанов К.А. Никлас Луман и функционалистическая идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии// Социологические исследования. 1997. № 3.

 

Семинарское занятие: Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Цель занятия: изучение общества как системы; знакомство с основными категориями системного анализа; обсуждение основных стратегий исследования социальных систем. Определение понятия социального института; рассмотрение этапов формирования социального института; обсуждение проблем процесса институализации в современном обществе.

Основные положения: Представления об обществе как целостной системе начали складываться в социологии под влиянием работ представителей структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон). Исходным понятием парсоновской макротеории выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целодостижение, интеграция, латентность. Адаптация связана с поддержинием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над ней. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействие дезинтеграции системы. Латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Эти функции выполняются как всей системой в целом, так и соответствующими им подсистемами.Под социальным институтом подразумевают устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни; устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.Процесс образования социальгого института предполагает несколько последовательных этапов: возникновение потребности, удовлетворение которых требует совместных организационных действий; разработка и принятие социальных норм, правил, процедур; материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры. Процесс институализации можно считать завершенным, если пройдены все перечисленные этапы.

Основные понятия: социальная система, личностная система, поведенческий организм, интеграция, целедостижение, латентность адаптация, институционализация, социальная структура, подсистемы социального действия, экономическая система, политическая система, социетальная система, система социализации,системы взаимодействия, организации, самореференция, аутопойэсис, коммуникации, социальный институт, институциональный анализ, легитимация, сегментация институционального порядка, социальная роль.

План семинара:

1.Теория социальной системы Т.Парсонса.

2.Структурно-функциональный анализ Р.Мертона.

3.Постфункционализм Н.Лумана.

4.Понятие социального института.

5.Виды социальных институтов, их функции, взаиможействие, развитие.

6.Социальные институты и социальные роли.

Темы рефератов:

1.Структурно-функциональный анализ: версия Т.Парсонса.

2.Социальная система и ее подсистемы.

3.Условия стабильности и самосохранения социальных систем.

4.Интеграция и дифференциация в социальных системах.

5.Социальные структуры и социальное развитие: возможности теоретического синтеза.

6.Стратергия системного анализа Р.Мертона.

7.Явные и латентные функции социальных структур.

8.Самореференция и аутопойэсис социальных систем.

9.Коммуникационные процессы социальных систем.

10.Сравнительный анализ теоретических моделей социальных систем Т.Парсонса и Н.Лумана.

Основная литература:

Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.

Бергер П., Луман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.М.,1990.

Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М.,1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Луман Н.Понятие общества//Проблемы теоретической социологии. СПб.,1994.

Луман Н.Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество// Социология на пороге ХХ1 века: Новые направления исследований.М., 1998.

Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова.М.,1994.

Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая мысль:Тексты/ Под ред В.И.Добренькова.

Парсонс Т. Система современных обществ.М., 1997.Социология. Учебник для высших учебных заведений.М.,1995.

Смелзер Н. Социология.М., 1994.

Социология. Словарь-справочник. М..1990.

Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

 

Дополнительная литература:

Быченков В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъективности. М., 1996.

Громов И., Марцевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

Тексты по истории социологии Х1Х-хх веков. Хрестоматия. М., 1994.

Феофанов К.А. Никлас Луман и функционалистическая идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии// Социологические исследования. 1997. № 3.

 

Семинарское занятие: Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.

Цель занятия: выделить существенные характеристики социальной организации; обсудить причины возникновения неформальных организаций в структуре формальных; рассмотреть основные положения теории бюрократии М.Вебера, Р.Мертона, М.Крозье; проанализировать особенности российской бюрократии; выделить характеристики малой группы и факторы, побуждающие индивида участвовать в групповой деятельности, а также проблемы, возникающие в результате такого участия; охарактеризовать групповую структуру и групповые роли; обсудить проблемы групповой динамики и групповой сплоченности; отработать навыки групповой дискуссии и «мозгового штурма».

Основные положения: В самом широком смысле социальную организацию можно определить как способ упорядочивания и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для эффективного выполнения общей задачи. В более узком смысле социальная организация – это группа людей, ориентированная на достижение фиксированной цели, реализация которой требует совместных и скоординированных действий. Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности образуются на разной объективонй основе. Виды общностей непосредственно порождаются общественным производством: производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа; возникают на этнической основе: народности, нация; социально-демографические общности. Понятие социальная группа является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей. Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Основные понятия: социальная организация, формальная организация, неформальная организация, формализация, стандартизация, бюрократия, дисфункции бюрократии, «обученная неспособность», порочные круги бюрократии, закон Паркинсона, принцип Питера, организационная эффективность, малая группа, формальная группа. Референтная группа, внешняя группа, внутренняя группа, «внутригрупповой фаворитизм», «межгрупповая дискриминация», групповые роли, групповая динамика. Групповая сплоченность, групповая дискуссия, мозговой штурм, «огрупленное мышление», «рефлексивная рамка».

 

План семинара:

1.Индивид и группа.

2.Коммуникации в группах.

3.Особенности принятия решений в группах.

4.Формальные и неформальные организации.

5.Типологии организаций.

6.М.Вебер, Р.Мертон, М.Крозье о бюрократии, ее дисфункциях и бюрократической патологии.

 

Темы рефератов:

1.Теории бюрократии М.Вебера, Р.Мертона, М.Крозье.

2. Особенности российской бюрократии.

3.Факторы, побуждающие индивида участвовать в групповой деятельности.

4. Виды общностей.

 

Основная литература:

Андреева Г.А. Социальная психология. М., 1996.

Ансар П. Современная социология // Социологический журнал.1997. № 4.

Битэм Д. Бюрократия // Социологический журнал.1997.№ 4.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие. М.,1997.

Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1998.

Щербина В.В. Социология организаций// Социологические исследования. 1998. № 8.

Дополнительная литература:

Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветской нации.- М.,2003.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.- М., 2001.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3.

Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования (статья вторая) // Социологические исследования. 1997. № 7.

 

Вопросы для закрепления материала

Вопрос 1. Кто предложил классификацию обществ в зависимости от способов получения средств к существованию?

Морган Г.

Парсонс Т.

Бэлл Д.

Бжезинский З.

 

Вопрос 2. Кто первым охарактеризовал постиндустриальное общество?

Белл Д.

Ростоу У.

Гэлбрэйт К.

Сорокин П.

 

Вопрос 3. Социальный институт – это...

совокупность элементов повседневного повеления индивида

устойчивый комплекс норм, правил и символов

политическая система

образовательное учреждение

 

Вопрос 4. Глобализация – это...

исторический процесс

экономическая реформа

политические действия

экологическое движение

 

Вопрос 5. Институционализация – это...

процесс образования социальных институтов

процесс социализации

процесс интеграции

процесс ассимиляции

 

Вопрос 6. Определяющий фактор развития в традиционном обществе?

Сельское хозяйство

Уровень образования

Социально-экономические отношения

Промышленность

 

Вопрос 7. Определяющий фактор развития в индустриальном обществе?

Промышленность

Сельское хозяйство

Медицина

Культура

 

Вопрос 8. Определяющий фактор развития постиндустриального общества?

Информация

Сельское хозяйство

Культура

Международные отношения

 

Вопрос 9. Что означает понятие общество?

Социальная организация

Военная организация

Экономическая организация

Международная организация

 

Вопрос 10. Что означает понятие социальная система?

Упорядоченная совокупность всех членов общества

Духовное производство

Дисперсионный анализ

Социальная диагностика

 

Вопрос 11. Социальная группа – это...

совокупность людей

сообщество сторонников

объединение товарищей

коалиция единомышленников

 

Вопрос 12. Квазигруппы – это...

спонтанно возникающие сообщества людей

целенаправленно возникающее сообщество людей

специально созданные группы индивидов

организованные группы индивидов

 

Вопрос 13. Малая группа – это...

случайная толпа

элементарная частица общества

любопытная публика

конвенциальная толпа

 

Вопрос 14. Социальная организация - это...

политическое взаимодействие индивидов

система отношений индивидов

экономическое взаимодействие индивидов

система образования индивидов

Вопрос 15. Социальная общность – это...

совокупность людей

экспрессивная толпа

объединение энтузиастов

толпа зевак

 

Вопрос 16. Что означает понятие социальная струкрура?

Устойчивые формы взаимоотношений между элементами общества

Формальная рациональность

Органическое общество

Модификация поведения

 

Вопрос 17. Что означает понятие община?

Первичная форма социальной организации

Ошибка репрезентативности

Общественное движение

Деиндивидуализация

 

Вопрос 18. Референтная группа…

ролевая система

эталонная группа

ранжиование

рациональзация

 

Вопрос 19. Толпа – это…

гендерный идеал

значительное число людей

этнометодология

конформность






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных