Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.




 

Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:

1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы зияний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов. Это особенно важно для математических дисциплин. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности.

2. Наличие умений, навыков умственного труда:

а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;

б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.

3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.

4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.

5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.

6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,

7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.

Прогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но и в особенности, постоянно возрастающие требования в области образования – обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста.

Всякое образование должно выступать как динамический процесс, присущий человеку и продолжающийся всю его жизнь. Овладение научной мыслью и языком науки является необходимой составляющей в самоорганизации будущего специалиста исследователя. Под этим понимается не столько накопление знаний, сколько овладение научно обоснованными способами их приобретения.

 

Примерные темы НИР студентов:

1. Социальный портрет студенческой молодежи

2. Электоральные предпочтения студенческой молодежи в период избирательных кампаний.

3. Взгляды современной молодежи на семью и брак.

4. Девиации в молодежной среде

5. Молодежные субкультуры

6. Ценностные ориентации студенческой молодежи

 

Примерные вопросы для зачета по дисциплине «Социология»

1. Предмет и метод социологии. Функции социологии, ее место в системе общественных наук.

2.Уровни социологического знания. Основные этапы развития социологии.

3.Социальная мысль античности и эпохи Возрождения.

4. «Позитивистская» социология О.Конта.

5. Социологический реализм Э.Дюркгейма.

6. «Понимающая» социология М.Вебера

7.Особенности развития социологической мысли в России. Школы интегральной, субъективной и психологической социологии.

8.Понятие и признаки общества. Социальная структура общества.

9.Типология обществ. Типы социальных изменений и закономерности развития общества.

10.Понятие и содержание культуры, ее функции.

11.Система культуры и ее структура.

12.Формы и виды культуры.

13.Теория развития личности.

14.Сущность социального поведения.

15.Механизм поведения человека.

16.Социализация. Агенты и институты социализации.

17.Социальная структура.

18.Социальный контроль.

19.Девиация и девиантное поведение.

20.Социальное взаимодействие.

21.Теория стратификации.

22.Типы стратификационных систем.

23.Стратификационная система в России.

24.Социальная мобильность: понятие и разновидности.

25.Социальная группа и социальная общность.

26.Социальные интитуты.

27.Понятие морали и ее функции.

28.Типы морали.

29.Семья как социальный институт.

30.Государство как социальный институт.

31.Религия как социальный институт.

32.Факторы социального прогресса.

33.Мировое сообщество и цивилизация.

34.Цель и смысл жизни человека.

35.Методика изучения общественного мнения.

36.Инструментарий социологического исследования.

 

 

Темы контрольных работ и рефератов по дисциплине «Социология»

1.Творческое наследие Аристотеля.

2.Творческое наследие Платона.

3.Взгляды Н.Макиавелли на правителя государства.

4.Взгляды Ш.-Л. Монтескье на форму правления.

5.Принципы системного исследования общества. (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм).

6. Структурный функционализм Т.Парсонса.

7.Конфликтные парадигмы (К.Маркс, М.Вебер).

8.Постконтовский позтивизм в России (А.Стронин, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др.).

9.Антипозитивизм в России (Б.Кистяковский, П.Новгородцев, Л.Петражицкий и др.).

10.Неопозитивизм в России (П.Сорокин).

11.Структурно-функциональный анализ: версия Т.Парсонса.

12.Социальная система и ее подсистемы.

13.Условия стабильности и самосохранения социальных систем.

14.Интеграция и дифференциация в социальных системах.

15.Социальные структуры и социальное развитие: возможности теоретического синтеза.

16.Стратергия системного анализа Р.Мертона.

17.Явные и латентные функции социальных структур.

18.Самореференция и аутопойэсис социальных систем.

19.Коммуникационные процессы социальных систем.

20.Сравнительный анализ теоретических моделей социальных систем Т.Парсонса и Н.Лумана.

21.Теории бюрократии М.Вебера, Р.Мертона, М.Крозье.

22. Особенности российской бюрократии.

23.Факторы, побуждающие индивида участвовать в групповой деятельности.

24. Виды общностей.

25.Основные типы стратификации и стратификационных систем.

26.Стратегия анализ стратификационных систем.

27.Современные теории социальной стратификации.

28.Социальные границы среднего класса.

29.Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительный анализ.

30.Маргиналы и маргинальность.

31.Богатство и бедность в современной России.

32.Классификации социального взаимодействия по П.Сорокину.

33.Властные отношения по М.Веберу.

34.Роль общественного мнения в построении взаимоотношений «власть- общество».

35.Гражданское общество в России: миф или реальность?

36.Проблема культуры в социологической теории.

37.Контр-культура – форма протеста или социальный эпатаж.

38.Формы культурного обмена.

39.Что читают в современной России?

40.Советская и постсоветская массовая культура: сравнительный анализ.

41.Преграды на пути межкультурного взаимопонимания.

42.Социальная типология личности.

43.Ценностные ориентации: опыт социологических исследований.

44.Проблема потребностей в современной социологии.

45.Типология социального характера Д.Рисмена.

46.Социальные нормы: роль в регуляции поведения.

47.Психоаналитические концепции личности.

48.Статус маргинала в современном обществе.

49.Стратегия выживания в кризисных условиях.

50.Основные модели социальных изменений

51. Особенности социальных изменений в российском обществе.

52.Типы социальных изменений.53.«Постиндустриальное общество»(Д.Белл).

54.Римский клуб.

55.Современные тенденции международных экономических отношений.

56. Критерии социально-экономического прогресса.

57.Место России в мировом сообществе.

58.Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания.

59.Методика подготовки и проведения социологического эксперимента.

60.Организация группового опроса в студенческой группе.

61.Методы определения выборочной совокупности.

62.Основные правила построения рабочей гипотезы.

63.Методы моделирования социальных процессов.

64.Социальное прогнозирование.

65.Требования к построению социологической теории.

66.Эмпирические исследования и разработка теорий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных