ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы: 1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы зияний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов. Это особенно важно для математических дисциплин. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности. 2. Наличие умений, навыков умственного труда: а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой; б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации. 3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе. 4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию. 5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе. 6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним, 7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой. Прогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но и в особенности, постоянно возрастающие требования в области образования – обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста. Всякое образование должно выступать как динамический процесс, присущий человеку и продолжающийся всю его жизнь. Овладение научной мыслью и языком науки является необходимой составляющей в самоорганизации будущего специалиста исследователя. Под этим понимается не столько накопление знаний, сколько овладение научно обоснованными способами их приобретения.
Примерные темы НИР студентов: 1. Социальный портрет студенческой молодежи 2. Электоральные предпочтения студенческой молодежи в период избирательных кампаний. 3. Взгляды современной молодежи на семью и брак. 4. Девиации в молодежной среде 5. Молодежные субкультуры 6. Ценностные ориентации студенческой молодежи
Примерные вопросы для зачета по дисциплине «Социология» 1. Предмет и метод социологии. Функции социологии, ее место в системе общественных наук. 2.Уровни социологического знания. Основные этапы развития социологии. 3.Социальная мысль античности и эпохи Возрождения. 4. «Позитивистская» социология О.Конта. 5. Социологический реализм Э.Дюркгейма. 6. «Понимающая» социология М.Вебера 7.Особенности развития социологической мысли в России. Школы интегральной, субъективной и психологической социологии. 8.Понятие и признаки общества. Социальная структура общества. 9.Типология обществ. Типы социальных изменений и закономерности развития общества. 10.Понятие и содержание культуры, ее функции. 11.Система культуры и ее структура. 12.Формы и виды культуры. 13.Теория развития личности. 14.Сущность социального поведения. 15.Механизм поведения человека. 16.Социализация. Агенты и институты социализации. 17.Социальная структура. 18.Социальный контроль. 19.Девиация и девиантное поведение. 20.Социальное взаимодействие. 21.Теория стратификации. 22.Типы стратификационных систем. 23.Стратификационная система в России. 24.Социальная мобильность: понятие и разновидности. 25.Социальная группа и социальная общность. 26.Социальные интитуты. 27.Понятие морали и ее функции. 28.Типы морали. 29.Семья как социальный институт. 30.Государство как социальный институт. 31.Религия как социальный институт. 32.Факторы социального прогресса. 33.Мировое сообщество и цивилизация. 34.Цель и смысл жизни человека. 35.Методика изучения общественного мнения. 36.Инструментарий социологического исследования.
Темы контрольных работ и рефератов по дисциплине «Социология» 1.Творческое наследие Аристотеля. 2.Творческое наследие Платона. 3.Взгляды Н.Макиавелли на правителя государства. 4.Взгляды Ш.-Л. Монтескье на форму правления. 5.Принципы системного исследования общества. (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). 6. Структурный функционализм Т.Парсонса. 7.Конфликтные парадигмы (К.Маркс, М.Вебер). 8.Постконтовский позтивизм в России (А.Стронин, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др.). 9.Антипозитивизм в России (Б.Кистяковский, П.Новгородцев, Л.Петражицкий и др.). 10.Неопозитивизм в России (П.Сорокин). 11.Структурно-функциональный анализ: версия Т.Парсонса. 12.Социальная система и ее подсистемы. 13.Условия стабильности и самосохранения социальных систем. 14.Интеграция и дифференциация в социальных системах. 15.Социальные структуры и социальное развитие: возможности теоретического синтеза. 16.Стратергия системного анализа Р.Мертона. 17.Явные и латентные функции социальных структур. 18.Самореференция и аутопойэсис социальных систем. 19.Коммуникационные процессы социальных систем. 20.Сравнительный анализ теоретических моделей социальных систем Т.Парсонса и Н.Лумана. 21.Теории бюрократии М.Вебера, Р.Мертона, М.Крозье. 22. Особенности российской бюрократии. 23.Факторы, побуждающие индивида участвовать в групповой деятельности. 24. Виды общностей. 25.Основные типы стратификации и стратификационных систем. 26.Стратегия анализ стратификационных систем. 27.Современные теории социальной стратификации. 28.Социальные границы среднего класса. 29.Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительный анализ. 30.Маргиналы и маргинальность. 31.Богатство и бедность в современной России. 32.Классификации социального взаимодействия по П.Сорокину. 33.Властные отношения по М.Веберу. 34.Роль общественного мнения в построении взаимоотношений «власть- общество». 35.Гражданское общество в России: миф или реальность? 36.Проблема культуры в социологической теории. 37.Контр-культура – форма протеста или социальный эпатаж. 38.Формы культурного обмена. 39.Что читают в современной России? 40.Советская и постсоветская массовая культура: сравнительный анализ. 41.Преграды на пути межкультурного взаимопонимания. 42.Социальная типология личности. 43.Ценностные ориентации: опыт социологических исследований. 44.Проблема потребностей в современной социологии. 45.Типология социального характера Д.Рисмена. 46.Социальные нормы: роль в регуляции поведения. 47.Психоаналитические концепции личности. 48.Статус маргинала в современном обществе. 49.Стратегия выживания в кризисных условиях. 50.Основные модели социальных изменений 51. Особенности социальных изменений в российском обществе. 52.Типы социальных изменений.53.«Постиндустриальное общество»(Д.Белл). 54.Римский клуб. 55.Современные тенденции международных экономических отношений. 56. Критерии социально-экономического прогресса. 57.Место России в мировом сообществе. 58.Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания. 59.Методика подготовки и проведения социологического эксперимента. 60.Организация группового опроса в студенческой группе. 61.Методы определения выборочной совокупности. 62.Основные правила построения рабочей гипотезы. 63.Методы моделирования социальных процессов. 64.Социальное прогнозирование. 65.Требования к построению социологической теории. 66.Эмпирические исследования и разработка теорий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|