Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ освещения личности императора Николая I в школьной учебной литературе по истории




 

Прежде чем составить методическую разработку урока по особенностям личности императора Николая Павловича, следует проследить отражение данной темы учебных пособиях. При анализе учебников среднего и старшего звена будем руководствоваться следующими вопросами:

1. Раскрывается ли исторический портрет личности, правящей империей около 30-лет, на страницах учебного пособия?

2. Подробно ли разобраны особенности внутренней и внешней политики Николая I?

3. Представляются ли в учебнике источники, помогающие в складывании собственной точки зрения, учащего по данной проблематике темы?

Если провести краткий экскурс по отражению личности Николая I в учебных пособиях, надеясь проследить динамику и тенденции оценок эпохи его правления и личности, то следует начать с дореволюционной России. Т.Ф. Естеферова является составителем труда[166], основу которого составляют учебники И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории» и Д. Иловайского «Краткие очерки русской истории», которые использовались гимназиями в XIX веке в Российской империи. О воспитании и образовании Николая I не говорится, повествование начинается с событий 14 декабря, когда был обнародован манифест о восшествии на престол молодого императора, первым делом которого было усмирение военного мятежа[167]. Внутреннюю политику характеризуют охранительным характером, при этом в ней отмечается лишь такая деятельность царствования императора, как издание Свода законов, постановления о сословиях и реформирование управления государственными крестьянами. Отмечается, что предметом особо попечения Николая I была армия. Крымскую войну, олицетворяющую конец царствования императора, авторы считали «благодетельной по своим нравственным последствиям»[168], поскольку она способствовала уяснению общественных недостатков. В целом, в учебник не дается серьезного анализа ни личности Николая I, ни эпохи его правления. Суждений авторов практически отсутствует, что придает написанному тексту нейтральный тон.

Совершенно иной, красочный взгляд на николаевскую эпоху давал В. О. Ключевский, который читал курс русской истории в Московском университете с 1879 г. В работе «Курс русской истории», 85 лекция посвящена царствованию Николая I. Отмечая, что «царствование Николая обыкновенно считают реакцией», Ключевский считает, что его правление является «логическим продолжением второй половины предшествовавшего царствования», и объясняется чертами характера нового императора. Далее Ключевский дает оценку воспитанию и образованию Николая I, отмечая, что «он воспитан был кое-как, совсем не по программе Руссо» и «готовил себя к очень скромной военной карьере». Что касается случайного вступления на престол, то Василий Осипович, выделяет скромный запас политических идей, с которыми Николая Павлович вступил на престол. Поэтому «консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика нового царствования», по мнению Ключевского. Ошибкой Николая, можно считать то, что, расширяя механизм правления империй чиновниками, он «не мог усмотреть за работой всех колес, за их ломкой и своевременной починкой». Автор лекции не исключает отсутствие реформаторских идей у Николая I, выделяет смелость молодого императора в попытке разрешения крестьянского вопроса. Ключевский пишет: «В царствование Николая законодательство о крепостном праве стало на новую почву и достигло важного результата - общего молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная собственность землевладельца». Однако решению крестьянской проблемы помешало отсутствие ни смелости и желания, а решимости Николая I. Таким образом, Ключевский в лекции о Николае I обошел суждения о 14 декабря 1825 г., не затрагивал внешнюю политику 30-летнего царствования императора. Однако в лекции достаточно полно дается характеристика внутренний политики Николая, сделаны суждения по поводу неверных основ воспитания и образования, на который развивалась его личность, а также сделаны некоторые попытки понять императора с точки зрения психологических особенностях человека[169].

В советское время период правления императора Николая оценивали крайне узко, не привлекая источники, противоречащие взглядам на установленную правительством монархическую власть. О николаевском времени в учебных пособиях в положительной тенденции говорят лишь в случае события восстания декабристов – как начале революционных движений или рассказывая о крестьянской реформе П.Д. Киселёва. В целом, правление Николая I сводят к трагедии Крымской войны. Данная форма изложения материала, без какого-либо рассказа о личности Николая I, приводится в учебнике истории СССР под редакцией академика А.М. Понкратовой[170].

В конце 80-90-х гг. в учебной литературе расширяется информация о времени правления Николая I, чему способствует новая научная переработка времени его правления и особенностей личности. К примеру, был проанализировано учебное пособие, выпущенное в 1995 г.[171], в котором к николаевской эпохе относится под углом точки зрения обозрения различных источников. К примеру, отмечается положительное общественное настроение в начале царствования Николая I, поскольку общество устало мрачной атмосферы последних лет правления Александра I и была очарована надеждами, связанными с энергичностью и молодостью нового императора. Авторы учебного пособия отмечают отсутствие опыта Николая I в государственных делах до и в реальной военной практике до восшествия на престол. Отсутствие реального видения военных кампаний послужило восприятию лишь внешней парадной стороны армейской жизни. Отмечается в учебном пособии и самоуверенность Николая I в том, что ни одного государственного вопроса нельзя решить без его участия и главенствующей роли. Система управления николаевской эпохи названа военно-бюрократической. В чертах характера императора не выделяется отсутствие предпосылок к реформаторской деятельности, однако «он менял мало что по существу». Отмечается его высокая работоспособность, упорство. Проблема правления Николая I видится авторами в чрезмерном усилении власти столоначальников, в отсутствии реальных отчетов о положении дел внутри страны[172]. В целом данное учебное пособие, предназначенное для общего усвоения исторического материала, достаточно удовлетворительно раскрывает некоторые ключевые особенности характера императора Николая I. Черты его правления раскрываются в ходе предоставления материала о внутренней и внешней политики николаевского царствования. Воспитанию и особенностям складывания личности внимание не уделяется, поскольку не является целью учебника, предназначенного для непрофильных знаний по истории России. Таким образом, ключевые черты личности императора Николая I по информационному пласту материала учебника следующие: упорство, высокая трудоспособность, самоуверенность.

На современном этапе, в школьном курсе используются учебные пособия совершенно разных подходов к рассмотрению исторических событий. На основе учебных пособий по истории в 8 и 10 классе, которые используются учителями МБОУ «Боровской средней школы №1», проследим насколько в них широко, всесторонне освещается 30-летнее правление Николая I. В 8 классе история XIX в. изучается в школе на основе учебника истории России под авторством А.А. Данилова и Л.Г. Косулина[173]. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ, имеет положительные заключения РАН и РАО. Что касается, событий, относящихся ко времени Николая I, то данное учебное пособие по истории крайне понятно разъясняет восстание декабристов и поведение императора вовремя этого события. Отмечаются мирные способы Николая Павлович подавить восстание. Как известно главные зачинщики были приговорены к четвертованию, однако император «боясь прослыть дикарем в просвещенной Европе»[174], заменил эту средневековую казнь повешением. В параграфе 10 «Внутренняя политика Николая I» дается краткая характеристика его личности, которой выделено пол страницы учебника с иллюстрацией портрета императора. В характеристике подчеркивается, что будущего императора готовили к военной службе, поскольку при наличии двух старших братьев в роли самодержавного правителя Николая никто не представлял. Отмечается, что в людях император ценил «исполнительность, покорность, готовность к подчинению»[175], и прекрасно понимал необходимость реформ. Информационный пласт изложен в учебнике крайне ясно, просто, при этом достаточно интересно. Несмотря на краткость изложения внутреннего курса Николая I в учебнике представлены многочисленные документы, характеризующие деятельность императора современниками: А.Х. Бекендорфом, В.А. Жуковским, самим Николаем I. Несмотря на малочисленность оценок жизни и деятельности императора, в учебнике крайне подробно освещена жизнь периода николаевской эпохи со всеми взлетами и неудачи правительственного режима, достаточно полно разобрана общественная жизнь царствования Николая I, социально-экономические процессы, происходящие в стране в период его правления. Учебник дает полное представление о 30-летнем царствовании Николая I, лаконично излагая общественно-политические процессы. Кроме того, наличие многочисленных документов и высказываний дает почву для складывания собственного мнения учащимися о николаевской эпохе. Пользуясь данным учебным пособием, учителю следует лишь расщирить информацию о жизни и воззрениях императора, основываясь на источники личного происхождения.

В 10 классе используется учебник А.А. Левандовского[176], который предназначен для базового изучения истории. Учебник истории Левандовского А.А. из серии «МГУ – в школе» получил положительные заключения по результатам научной, педагогической и общественной экспертиз. Данное учебное пособие под редакцией академика С.П. Карпова рекомендовано министерством образования и наук РФ, поскольку переработано в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом среднего полного образования. Автор учебника главное внимание уделяет эволюции российской государственности, причинам успехов и неудач в процессе реформирования жизни страны, что отводит главенствующую роль социально-экономическим процессам, забывая дать полноценную характеристику личностям государственного аппарата, не говоря о первом лице империи. Об этом свидетельствует и обзор эпохи правления императора Николая I, которое началось с восстания декабристов. Интерпретация этого события в учебнике своеобразна. Чему в подтверждении служит оценка автором поведения будущего императора: «Николай I не решился сразу взять власть в свои руки. Он предпочёл принести присягу старшему брату, надеясь, что Константин, живший в Варшаве приедет и сам публично отречется от престола в его пользу»[177]. Оценка действий напуганного событиями восстания и кровопролитием подданных Николая I гласит, что «царская власть в лице императора подавила декабристское движение последовательно и беспощадно»[178]. Нет упоминаний личных переживаний Николая, нет оценок его действий современниками. В параграфе 15 учебника «Внутренняя политика Николая I» дается кратка характеристика личностным качествам императора: «обладал властным характером, сильной волей и ясным, хотя и не глубоким умом»[179], «искренне убежден, что в России возможен только самодержавный строй и любая попытка изменить его грозит беспорядками, смутой и в итоге гибелью государства», «был весьма серьезным и ответственным государственным деятелем», обладал дипломатическими способностями. Этой характеристикой и объясняется все 30-летнее правление Николая I. Внутренняя политика императора характеризуется усилений бюрократического контроля над страной, созданием стройной консервативной идеологии, укреплением устоев путем создания системы государственной безопасности. Автор учебника, подводя итог внутренней политики императора, считает, что она была более прямолинейна и последовательна, чем политика Александра I[180]. Таким образом, в данном учебном пособии, предназначенном для учащихся высшего учебного звена школьной системы, личность императора совершенно не раскрывается. Оценки его деятельности крайне поверхностны. Отмечается отсутствие реформаторского духа императора, что совершенно не соответствует оценками современников и личным переживаниям событий Николаем I. В целом, для 10 класса учебник написан крайне легко без серьезного привлечения дополнительных материалов. Рассуждать над сложностью личности императора Николая I учащимся предлагается в теме для исследований и проектных работ «Николай I: реакционер и ли консервативный реформатор?». Таким образом, учащиеся совершенно не посвящены в особенности личности 15-го по счету представителя дома Романовых, правящим Российской империей 30 лет. Портрет императора отсутствует на страницах учебника, посвященному времени его правления (С. 139-156), включая и приложения, что является свидетельством того, что такой обзор Николая I совершенным образом не годится для восприятия его личности.

Таким образом, в ходе изучения учебной литературы можно сделать вывод, что, освещая внутреннюю и внешнюю политику Николая I, крайне мало внимания уделяется его личным качествам, особенностям вступления на престол, его мировоззрению и суждениям. Кроме того, совершенно не приводятся в современных учебниках достаточного количества источников для самостоятельного формирования мнения учащихся о личности императора Николая Павловича. Следовательно, вся ответственность за освещение данной личности в истории отводится учителю. Необходимы дополнительные задания и занятия по изучению личноcти Николая I, или его характер, особенности воспитания и образования должны раскрываться по ходу изучения внутренней и внешней политики его царствования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных