ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие стиля в лингвистикеНаука, изучающая стилистические возможности языка и стили речи, называется стилистикой Само слово «стиль» восходит к греческому «стило» - так называлась палочка, которой писали на покрытой воском доске. Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма и, наконец, совокупность приемов использования языковых средств в речи. Учение о стилях восходит к идеям о «трёх «штилях» М. В. Ломоносова, который писал: Первый(высокий)составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях… Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться. Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению. — М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758
Слово «стиль» в русской культуре многозначно. Прежде всего мы соотносим с ним ощущение гармонии, красоты. Так, когда мы говорим о стилях литературного языка, то подразумеваем, в первую очередь, некую единую красивую манеру говорения или писания, предполагающую соответствие, уместность использования языковых средств для выражения тех или иных мыслей в определенных обстоятельствах. То есть стиль в этом случае определяет гармонию мысли и языка. Любой дисбаланс, дисгармония мысли и языка выглядят проявлением нарушения определенного стиля и свидетельствуют о нечуткости к языку. Хороший пример этого есть в книге К. И. Чуковского «Живой как жизнь», где автор пишет: Молодой человек увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней: «Ты по какому вопросу плачешь?» Чувства юноши были нежные, а слова казенные. (19, с. 205)
Кроме гармоничного единства мысли и языкового знака, с понятием стиля часто связывают возможность выражать свои мысли и чувства в связи с определенными сторонами социальной жизни. Так, считается, что слова типа«сын - сыночек» или «пальто - пальтюган» используются носителями языка не по причине отсутствия «языкового вкуса», а сознательно, чтобы обозначить предмет в связи с данными условиями коммуникации. Нельзя не согласиться с мнением Е. В. Синцова, что «стиль формируется в языке как некое негласное предписание, в соответствии с которым мысль, ее устойчивые, закрепленные культурой формы должны быть выражены в определенной языковой форме и закрепленных культурой ситуациях» (17, с. 47).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|