Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основные приемы поиска материала
После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.
В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:
· официальные документы;
· научная, научно-популярная литература;
· справочная литература (энциклопедии, словари, справочники идр.)
· художественная литература;
· статьи журналов и газет;
· передачи радио и телевидения;
· результаты социологических опросов;
· личные контакты, беседы, интервью;
· собственные знания и опыт.
Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.
Подбор материала для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начать заранее. Длительный этап подготовки способствует не только тщательной работы над содержанием выступления, но и формирует у оратора необходимый навык работы по отбору литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:
1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.
2. Просмотр личной библиотеки или каталога.
3. Просмотр каталога в библиотеке
4. Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.
5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т.п.)
6. Просмотр справочников.
Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счете позволит ускорить сам процесс подготовки.
Этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.
«Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и других местах сначала покажутся сложными, - наставляет П. Сопер начинающих ораторов. – Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное – исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруженные с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи» (5, с.187).
3. 3. 5. Тест – тренажер №4
Задания
| Варианты ответов
| 1. Риторика – это искусство...
(Аристотель)
| 1.убеждения
2.красноречия
3. обучения
4.идеальной речи
| 2. Типичные жанры древнерусского красноречия – это...
| Дайте не менее двух ответов
1. слово
2. тост
3. плач
4. житие
| 3. Соотнесите жанры с видами красноречия:
1. Лекция
2. Доклад на собрании
3. Приветственная речь
| 1. духовно-нравственное
2. социально-политическое
3. академическое
4. судебное
| 4. Естественное вступление публичной речи должно содержать...
| 1. оценку аудитории
2. притчу, легенду, сказку
3. сообщение цели выступления
4. афоризм
| 5. В соответствии с законом ________ всякая мысль должна быть надежным образом обоснована.
| 1. тождества
2. достаточного основания
3. исключенного третьего
4. противоречия
| 6. Понятия «ораторское искусство» и «риторика» соотносятся как...
| 1. омонимы
2. синонимы
3. целое / часть
4. антонимы
| 7. Воспитательная речь, обращенная к ребенку; поздравительная речь, тост
называется...
| 1. гедонистической
2. эвристической
3. эпидейктической
4. академической
| 8. К числу приемов рефлексивного слушания не относится...
| 1. перефразирование
2. резюмирование
3.прием уточнения
4. зрительный контакт
| 9. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется__________ речи.
| 1. композицией
2. инвенцией
3. аргументацией
4. выразительностью
| 10. К объективным характеристикам аудитории НЕ относится...
| 1. национальность
2. наличие запроса на информацию
3. пол
4. возраст
| 11. К основным качествам публичной речи НЕ относится...
| 1. строгость изложения
2. массовость
3. эмоциональность
4. доступность
| 12. Концовка выступления, в отличие от его заключения, представляет собой...
| 1. осмысление содержания прочитанного, обзор литературы
2. показ путей решения проблемы
3. этикетные формулы, замечания или информацию, помогающие оратору завершить выступление в нужном эмоциональном ключе
4, повтор основных этапов развития темы
| 13. Проще всего можно установить или поддержать контакт с аудиторией с помощью...
| 1. шутки
2. пословицы
3. извинения
4. замечания
| 14. К традиционно хорошим зачинам НЕотносится...
| 1. извинение
2. цитата
3.наглядный пример
4. пословица или поговорка
| 15. Малый жанр социально-бытового красноречия, представляющий собой похвалу собеседнику называется...
| 1. поздравлением
2. комплиментом
3. шаржем
4. тостом
| 16. Заключительная часть агитационной речи выполняет функцию...
| 1. призыва к действию
2. вывода из вышеизложенного
3. подчеркивания актуальности и перспективности изложенной темы
4. обобщения вышеизложенного
| 17. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.
Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.
В.Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.
Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий». хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.
| 1. Г,А,Б,В, параллельная
2. Б,Г,В,А, последовательная
3. В,Б,А,Г, последовательная
4. В,Г,А,Б, параллельная
| 18. Мешает установлению контакта с аудиторией при публичном выступлении...
| 1.учет особенностей аудитории
2. затянутое вступление
3. уверенность оратора
4. авторитет личности оратора
| 19. Воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению называется...
| 1. манипулированием
2. речевым воздействием
3. обращением к интересам собеседника
4. логическим давлением
| 20. Фигура речи, которая создается повторением слов, словосочетаний, морфем в начале предложения называется____________
| 1. антитезой
2. анафорой
3. параллелизмом
4. эпифорой
| 21. Метод преподнесения материала от частного к общему – это...
| 1. концентрический метод
2. индуктивный метод
3. ступенчатый метод
4. дедуктивный метод
| 22. Словами «Доказательность и убедительность речи должны нарастать постепенно» определяется принцип...
| 1. последовательности
2. экономии
3. усиления
4. органического единства
| 23. В строках «не то на серебре, на золоте едал» А.Грибоедов использует такое средство выразительности, как...
| 1. метафора
2. олицетворение
3. метонимия
4. аллегория
| 24. НЕ относится к этапам подготовки выступления...
| 1. выбор темы
2. определение цели
3. разработка плана
4. овладение техникой речи
| 25. Фигура речи, которая предполагает сочетание противоположных по значению слов, это...
| 1.оксюморон
2. инверсия
3. антитеза
4. парцелляция
| 26. К типам плана публичного выступления не относится________
| 1. сложный план
2. предварительный план
3. рабочий план
4. основной план
| 27. Современные учёные выделяют в зависимости от убеждающих способностей следующие типы ораторов:
| Дайте не менее двух ответов
1. эмоционально воздействующие
2. воздействующие своим примером
3. воздействующие логикой рассуждения
4. воздействующий бурным натиском
| 28. Аргументация к человеку включает:
| 1. аргумент к фактам
2. софизмы
3. аргумент к тщеславию
4. аргумент к вниманию
| 29. Дословный перевод термина «публичная речь»
| 1. общественная речь
2. доступная речь
3. крикливая речь
4. митинговая речь
| 30. К какому виду речей относится лекция?
| 1. убеждающая речь
2. информационная речь
3. агитационная речь
4. эпидейктическая речь
| 3 4. Этический аспект: этикет в деловом письменном общении
Литература, обязательная для изучения
1.Русский язык и культура речи: учеб. для студентов – нефилологов высш. учеб. заведений / Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова; под ред.Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- С.245- 293; 315 – 317.
2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева.- Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2005. – С. 163 - 211; 302 -399
3.Готовимся к тестированию по русскому языку и культуре речи: учеб. пособие/ Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина,И. А. Калинина; под ред. Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- C. 145 – 196.
Речевое общение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|