Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные приемы поиска материала




После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

· официальные документы;

· научная, научно-популярная литература;

· справочная литература (энциклопедии, словари, справочники идр.)

· художественная литература;

· статьи журналов и газет;

· передачи радио и телевидения;

· результаты социологических опросов;

· личные контакты, беседы, интервью;

· собственные знания и опыт.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материала для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начать заранее. Длительный этап подготовки способствует не только тщательной работы над содержанием выступления, но и формирует у оратора необходимый навык работы по отбору литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:

1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.

2. Просмотр личной библиотеки или каталога.

3. Просмотр каталога в библиотеке

4. Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.

5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т.п.)

6. Просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счете позволит ускорить сам процесс подготовки.

Этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.

«Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и других местах сначала покажутся сложными, - наставляет П. Сопер начинающих ораторов. – Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное – исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруженные с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи» (5, с.187).

 

3. 3. 5. Тест – тренажер №4

 


Задания Варианты ответов
1. Риторика – это искусство... (Аристотель) 1.убеждения 2.красноречия 3. обучения 4.идеальной речи  
2. Типичные жанры древнерусского красноречия – это... Дайте не менее двух ответов   1. слово 2. тост 3. плач 4. житие  
3. Соотнесите жанры с видами красноречия: 1. Лекция 2. Доклад на собрании 3. Приветственная речь   1. духовно-нравственное 2. социально-политическое 3. академическое 4. судебное    
4. Естественное вступление публичной речи должно содержать...   1. оценку аудитории 2. притчу, легенду, сказку 3. сообщение цели выступления 4. афоризм  
5. В соответствии с законом ________ всякая мысль должна быть надежным образом обоснована. 1. тождества 2. достаточного основания 3. исключенного третьего 4. противоречия  
6. Понятия «ораторское искусство» и «риторика» соотносятся как...   1. омонимы 2. синонимы 3. целое / часть 4. антонимы  
7. Воспитательная речь, обращенная к ребенку; поздравительная речь, тост называется...   1. гедонистической 2. эвристической 3. эпидейктической 4. академической  
8. К числу приемов рефлексивного слушания не относится... 1. перефразирование 2. резюмирование 3.прием уточнения 4. зрительный контакт  
9. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется__________ речи.   1. композицией 2. инвенцией 3. аргументацией 4. выразительностью
10. К объективным характеристикам аудитории НЕ относится... 1. национальность 2. наличие запроса на информацию 3. пол 4. возраст  
11. К основным качествам публичной речи НЕ относится... 1. строгость изложения 2. массовость 3. эмоциональность 4. доступность  
12. Концовка выступления, в отличие от его заключения, представляет собой... 1. осмысление содержания прочитанного, обзор литературы 2. показ путей решения проблемы 3. этикетные формулы, замечания или информацию, помогающие оратору завершить выступление в нужном эмоциональном ключе 4, повтор основных этапов развития темы  
13. Проще всего можно установить или поддержать контакт с аудиторией с помощью...   1. шутки 2. пословицы 3. извинения 4. замечания  
14. К традиционно хорошим зачинам НЕотносится... 1. извинение 2. цитата 3.наглядный пример 4. пословица или поговорка  
15. Малый жанр социально-бытового красноречия, представляющий собой похвалу собеседнику называется... 1. поздравлением 2. комплиментом 3. шаржем 4. тостом  
16. Заключительная часть агитационной речи выполняет функцию... 1. призыва к действию 2. вывода из вышеизложенного 3. подчеркивания актуальности и перспективности изложенной темы 4. обобщения вышеизложенного  
17. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич. Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков. В.Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной. Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий». хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.   1. Г,А,Б,В, параллельная   2. Б,Г,В,А, последовательная   3. В,Б,А,Г, последовательная   4. В,Г,А,Б, параллельная
18. Мешает установлению контакта с аудиторией при публичном выступлении...   1.учет особенностей аудитории 2. затянутое вступление 3. уверенность оратора 4. авторитет личности оратора  
19. Воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению называется...   1. манипулированием 2. речевым воздействием 3. обращением к интересам собеседника 4. логическим давлением
20. Фигура речи, которая создается повторением слов, словосочетаний, морфем в начале предложения называется____________ 1. антитезой 2. анафорой 3. параллелизмом 4. эпифорой  
21. Метод преподнесения материала от частного к общему – это... 1. концентрический метод 2. индуктивный метод 3. ступенчатый метод 4. дедуктивный метод  
22. Словами «Доказательность и убедительность речи должны нарастать постепенно» определяется принцип... 1. последовательности 2. экономии 3. усиления 4. органического единства  
23. В строках «не то на серебре, на золоте едал» А.Грибоедов использует такое средство выразительности, как... 1. метафора 2. олицетворение 3. метонимия 4. аллегория  
24. НЕ относится к этапам подготовки выступления... 1. выбор темы 2. определение цели 3. разработка плана 4. овладение техникой речи  
25. Фигура речи, которая предполагает сочетание противоположных по значению слов, это... 1.оксюморон 2. инверсия 3. антитеза 4. парцелляция  
26. К типам плана публичного выступления не относится________ 1. сложный план 2. предварительный план 3. рабочий план 4. основной план  
27. Современные учёные выделяют в зависимости от убеждающих способностей следующие типы ораторов: Дайте не менее двух ответов   1. эмоционально воздействующие 2. воздействующие своим примером 3. воздействующие логикой рассуждения 4. воздействующий бурным натиском
28. Аргументация к человеку включает: 1. аргумент к фактам 2. софизмы 3. аргумент к тщеславию 4. аргумент к вниманию  
29. Дословный перевод термина «публичная речь» 1. общественная речь 2. доступная речь 3. крикливая речь 4. митинговая речь  
30. К какому виду речей относится лекция? 1. убеждающая речь 2. информационная речь 3. агитационная речь 4. эпидейктическая речь  

3 4. Этический аспект: этикет в деловом письменном общении

Литература, обязательная для изучения

1.Русский язык и культура речи: учеб. для студентов – нефилологов высш. учеб. заведений / Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова; под ред.Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- С.245- 293; 315 – 317.

2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева.- Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2005. – С. 163 - 211; 302 -399

3.Готовимся к тестированию по русскому языку и культуре речи: учеб. пособие/ Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина,И. А. Калинина; под ред. Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- C. 145 – 196.

 

Речевое общение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных