Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Координация и кооперирование библиотечной дея­тельности




В тесной связи и взаимозависимости с централизацией в би­блиотечном деле выступает принцип координации и коопериро­вания. Известно, что библиотеки и библиотечные сети, входя­щие в библиотечные системы более высокого уровня,


функционируют не только по общесистемным, но и по специфиче­ским внутренним закономерностям. Исходя из наличия ведом­ственных, отраслевых, региональных и других интересов библио­тек, которые необязательно должны совпадать с интересами всей библиотечной системы, появляется возможность (вероятность) рас­согласования компонентов библиотечной системы. Отсюда вытека­ет необходимость координации, т. е. согласованности функциони­рования всех компонентов (библиотек, процессов и т. д.) библиотечной системы.

Термин "координация" означает не просто согласование, а согласование, выработанное и установленное совместно несколькими, самостоятельно существующими библиотеками (библиотечными сетями). Такое согласование может осущест­вляться самими библиотеками в процессе их функционирования, а может быть результатом деятельности особого координаци­онного органа или координатора.

Координация — это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий для обеспечения согласованных действий организационно независимых библиотек (библиотечных систем). Проблема координации — это проблема объединения, интеграции деятельности библиотек, имеющих общую цель. Основная специфическая черта координации, в отличие от центра­лизации, состоит в том, что, имея обязательный характер воздей­ствия, она использует силу этого воздействия не для принуждения, а для побуждения, опирается на понимание целесообразности согла­сованности действия. В любом случае смысл координационной работы состоит в том, чтобы искать целесообразное соотношение между действиями библиотек, а не предписывать последователь­ность действий.

В процессе координации вычленяются общие, совпадающие или пересекающиеся интересы библиотек, производится оценка степени их взаимообусловленности и взаимозависимости, фор­мируются каналы (механизм) взаимодействия, осуществляется выбор альтернатив, удовлетворяющих согласованным требова­ниям. Суть координации состоит, с одной стороны, в согласо­вании функций отдельных библиотек и библиотечных сетей между собой, с другой — в согласовании их деятельности с об­щими целями библиотечной системы.

Важнейший вопрос библиотечной координации — это опре­деление содержания (основных направлений) и организацион­ных форм, в которых она осуществляется. Координация охва­тывает все основные библиотечные процессы: формирование, размещение и использование фондов, обслуживание читателей,


библиографическую, научно-методическую работу, механиза­цию и автоматизацию, повышение квалификации библиотеч­ных кадров и др.

В интересах наиболее полного использования преимуществ библиотечной координации необходимо, чтобы она обязатель­но включала все основные направления деятельности библиотек не изолированно, а в единстве, в комплексе. Основой этого единства выступает координация комплектования фондов. Она дает гарантию полного охвата литературы по определенным темам, типам и видам изданий и т. д. Отсюда возникает воз­можность быстрого обслуживания по линии МБА и ориентации читателей на специализированные фонды, сосредоточенные в одном месте. Преимущество координации комплектования со­стоит и в том, что можно экономить средства на приобретение литературы, избежать дублирования изданий, пользующихся малым спросом, сэкономить площади для хранения литературы. Координация комплектования фондов определяет рациональ­ность их формирования и эффективность использования, а так­же полноту и оперативность удовлетворения читательских за­просов. Она обеспечивает увеличение общих библиотечных фондов путем согласованного приобретения необходимых изда­ний, их целенаправленного распределения и перераспределения с наименьшими в данных условиях материальными затратами.

В числе применяемых методов библиотечной координации можно назвать такие, как согласование планов работы, заключение разного рода координационных соглашений между библиотеками, взаимную информацию о работе, согласование порядка и сроков совместных работ по определенным вопросам, периодические кон­такты при подготовке материалов по вопросам, представляющим взаимный интерес и требующим совместной разработки, обмен необходимыми материалами и документами, взаимное участие представителей библиотек в работе совместных координационных органов, совещаний, конференций, создание совместных рабочих групп для изучения и разработки ряда вопросов.

Координация осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе, причем сначала, как правило, преобла­дает первая, на последующих этапах — вторая. Дело в том, что координация, осуществляемая в двустороннем порядке, не по­зволяет решать все проблемы взаимодействия библиотек, так как последние часто выходят за рамки двух или нескольких би­блиотек. Преимущество многосторонней координации в том, что на ее основе комплексно решаются важные библиотечные проблемы всех или большинства библиотек (например, создание


единой системы формирования и использования фондов би­блиотек города, района и др.).

Библиотечная координация организуется по отраслевому и территориальному принципам. Координация библиотек в рам­ках одной отрасли называется отраслевой (сетевой), между би­блиотеками разных отраслей (ведомств) — межотраслевой (межведомственной, межсетевой). В зависимости от территории библиотечная координация бывает внутрирайонной и межрай­онной и может охватывать низовые административные районы, промышленные центры, экономические районы и т. д.

Библиотечная координация наиболее эффективна на регио­нальном уровне. Факт концентрации нескольких библиотек разных ведомств на сравнительно ограниченной территории дает возможность совместного (согласованного) формирования и использования библиотечных ресурсов. Значительно более существенный эффект получается, если между библиотеками существуют систематические, устойчивые связи на основе пла­номерной координации. Региональная координация позволяет наиболее полно и оперативно удовлетворять потребности чита­телей в литературе, стимулировать углубление библиотечного обслуживания и расширить объем доступного материала сверх фондов отдельной библиотеки (библиотечной сети). Поэтому при планировании библиотечной координации учитывается прежде всего территориальная концентрация библиотек.

Таким образом, библиотечная координация — это организация определенной, заранее предусмотренной планом на основе специа­лизации (разделение труда) и рассчитанной на длительный срок взаимной связи между библиотеками (библиотечными сетями) в целях совместного решения общей задачи — максимального при­влечения населения к пользованию библиотечной книгой, более полного удовлетворения читательских запросов, рационального формирования и эффективного использования библиотечных ре­сурсов. В этом определении специально подчеркивается необходи­мость специализации библиотек и планирования координации на более или менее длительный срок, так как только при наличии этих трех признаков может иметь место координация, в корне отли­чающаяся от обычных форм сотрудничества библиотек.

С координацией тесно связан принцип кооперирования. Коор­динация имеет дело с содержательной стороной функционирования библиотек, кооперирование относится к организационной стороне, когда библиотеки работают совместно в одном или разных, но связанных между' собой библиотечных процессах (сферах деятель­ности) для достижения одного и того же результата, для создания


одной и той же библиотечной продукции, для удовлетворения од­ной и той же потребности. Библиотечное кооперирование — это объединение (сложение) возможностей и средств — ресурсов груп­пы независимых библиотек на определенной территории в целях достижения оптимального обслуживания всеми возможными ресур­сами существующих и потенциальных потребителей каждой из входящих в кооперированную систему библиотек. Кооперирование осуществляется в простой и сложной форме. При простой форме происходит расширение сферы действия, сокращение времени, в течение которого достигается определенный результат; наконец, создание таких ресурсов, к развитию которых изолированные би­блиотеки вообще не способны. Сложной форме кооперирования присущи одновременность, равномерность и пропорциональность механизма различных библиотечных процессов.

Процесс кооперирования осуществляется, как правило, не по указанию центра, а по инициативе самих библиотек. Он может охватывать отдельные регионы страны и носить межрегиональный характер, а может охватывать и всю страну и даже выходить за пределы государственных границ. Так, активно осуществляется кооперирование на общеевропейском уровне. Эта инициатива ис­ходит от Европейской лиги исследовательских библиотек, объеди­няющей свыше двухсот национальных, университетских, вузовских и крупнейших библиотек. В результате реальностью стати обмен библиографическими и документальными сведениями между би­блиотеками, практически осуществляется неограниченный доступ к библиотекам и их фондам и др.

Кооперирование — не самоцель, это естественная необходи­мость, без которой полноценное развитие библиотек невозможно. Цель кооперирования — увеличение объема соответствующего библиотечного обслуживания путем взаимной доступности би­блиотечных ресурсов. Кооперирование охватывает различные сто­роны (сферы, отрасли) библиотечного дела. По существу, на всех этапах его развития нет такой библиотечной проблемы, которая не включала бы в себя кооперационный аспект. Поэтому изучение библиотечного кооперирования перспективно как в историческом плане, т. е. в аспекте роли кооперирования в становлении и разви­тии библиотечного дела, так и в плане поиска путей решения ост­рых современных проблем. Значение кооперирования определяется уже тем обстоятельством, что без него затруднительно не только решение ряда современных проблем (например, создание автомати­зированных систем), но и понимание ряда фундаментальных положе­ний библиотековедения (например, закона соответствия библиотечных


ресурсов информационным потребностям, теории единой библио­течной сети и др.).

Развитие кооперирования приводит к ослаблению иерархиче­ских ведомственных структур, к укреплению горизонтальных (межведомственных) библиотечных взаимосвязей, опирающихся на договорные отношения. По проблемам, путь решения которых определен в процессе координации и по которым согласованы кон­кретные мероприятия, библиотеки, как правило, заключают между собой двусторонние или многосторонние договоры о совместной работе. В сферу договорных отношений могут входить соглашения о специализации и координации ресурсов, об организации межби­блиотечных связей, о проведении совместных мероприятий и др.

В данном случае речь идет о договорах по формированию еди­ного территориального библиотечного фонда путем разработки сводного тематического плана комплектования, совместной подго­товке и выпуске библиографических указателей и сводных катало­гов, организации выставок, справочной работы, межбиблиотечно­го абонемента, хранения и использования малоспрашиваемой литературы, создании центров обработки литературы, копирова­ния и микрофильмирования материалов, организации коопериро­ванного использования механизмов и оборудования (в частности ЭВМ, полиграфического оборудования и др.). Получает распро­странение заключение договоров о творческом сотрудничестве библиотек с организациями по комплектованию зарубежной лите­ратуры за счет средств заказчика, формированию и предоставле­нию проблемно-ориентированных баз данных, подготовке всевоз­можных обзоров, указателей, дайджестов, реферативной информации по разным проблемам. Между библиотеками разных типов заключаются соглашения о совместной работе по библио­течному и информационно-библиографическому обслуживанию организаций и специалистов (за счет системы финансовых от­числений организаций библиотекам).

Договор используется как юридическое средство согласован­ного принятия решений об определении программы и порядка организации межбиблиотечных и других связей. Договор ре­шает следующие задачи: какие именно функции, в каких преде­лах и в каких организационных формах должны осуществляться библиотеками совместно или взаимосогласованно. Начинается это обычно с наименее сложных форм: договор о получении информации от библиотек-участниц об их деятельности, пла­нах, передовом опыте и т. д. По мере развертывания информа­тизации общества преобладающий характер будет иметь коопе­рирование в области создания автоматизированных сетей


различных библиотек и их объединений как на отдельно взятой территории, так и в общегосударственном масштабе. В практи­ку войдут обмен библиографическими сведениями, формирова­ние автоматизированных банков данных и др.

Наиболее эффективный способ решения библиотечных про­блем, и прежде всего проблемы доступа широких слоев населе­ния к информационным ресурсам — создание на кооперативной основе технологий совместной работы в области комплектова­ния, каталогизации и использования фонда в системе МБА. Технология совместной работы — это технология, при которой каждая библиотека может воспользоваться результатами сово­купной работы других библиотек на основе заранее устано­вленных правил. Каждый участник вкладывает в совместную технологию собственный труд, финансовые и технические сред­ства на взаимовыгодных условиях.

Наиболее актуальной на сегодня является реализация проек­та Министерства культуры РФ "Libnet", предусматривающего создание коллективной технологии автоматизированной ката­логизации для создания локальных электронных каталогов би­блиотек-участниц. Этот проект осуществляется параллельно на двух уровнях — общероссийском и региональном. На общерос­сийском уровне формируется московская библиотечная сеть, объединяющая пять крупнейших научных библиотек страны, принадлежащих различным ведомствам: ГПНТБ, ГПИБ, ГЦНМБ, НБ МГУ, БЕН РАН. На региональном уровне на базе республиканских, краевых и областных универсальных научных библиотек формируются региональные сети. Данный проект позволяет значительно экономить средства крупных, средних и малых библиотек при создании электронных каталогов и под­держивать качество каталогизации на международном уровне. Главное достоинство этого проекта в системе мотивации: би­блиотеки помогают друг другу в создании своих локальных электронных каталогов, и для всех это экономически выгодно. Параллельно же, как побочный продукт, создается сводный электронный каталог.

Уровень развития координации и кооперирования, особенно между библиотеками разных ведомств, является, таким образом, важным фактором роста эффективности библиотечного дела. Он выражается как в качественном, так и в количественном показате­лях. Для качественной характеристики предпочтителен анализ действенности применяемых на каждом этапе форм совместной деятельности библиотек, степени их воздействия на удовлетворение информационных потребностей, формирование и использование


библиотечных ресурсов. Для количественной характеристики мож­но использовать показатели включения библиотек (библиотечных сетей) в процессы координации и кооперирования, а именно: число библиотек, координирующих и кооперирующих свою работу; ко­личество направлений библиотечной координации и объем коопе­рированной работы по каждому из них (например, типы и хроно­логические рамки литературы, охваченной координацией; виды изданий, количество выданной и полученной по МБА литературы; количество и объем совместно выполненных библиографических, справок и указателей и др.); соотношение отраслевой, межведом­ственной, внутрирайонной и межрайонной форм координации и кооперирования по отдельным библиотекам, библиотечным сетям и регионам. Применяемые в совокупности, эти показатели обнару­живают законченность или незавершенность координации и коо­перирования, расширение или их затухание, что может служить мерой комплексного развития библиотек и рассматриваться как повышение или снижение уровня функционирования библиотечной системы.

6.7. Государственно-общественный характер библиотеч­ного дела

Одним из основных принципов организации и функциони­рования библиотечного дела является его государственно-общественный характер. Он проявляется в следующих аспектах.

В соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле государство берет на себя разработку стратегических задач би­блиотечного дела, формирование правовой и нормативной основы библиотечной деятельности, создает систему общерос­сийских библиотечных законов и соответствующих подзакон­ных актов. Законодательные и исполнительные органы государ­ственной власти и управления (в центре и на местах) гарантируют реализацию принципа всеобщей доступности ин­формации и культурных ценностей, собираемых и представляе­мых библиотеками. Последовательное проведение в жизнь принципа общедоступности библиотек позволяет наиболее пол­но обеспечить эффективное использование фондов и удовлетво­рение читательских потребностей.

Государство разрабатывает конкретные нормы, препят­ствующие ликвидации библиотек, не только учрежденных госу­дарственными органами власти, но и ведомствами, профсоюза­ми и другими организациями. Запрещена приватизация


действующих государственных библиотек. Государство берет на себя ответственность за формирование и обеспечение условий целостности (единства) общегосударственного библиотечного фонда. Государство обеспечивает связи между издательствами и библиотеками через книготорговую сеть, т. е. организацию ра­ционального функционирования книжного рынка. Одной из важных задач, решаемых государством в настоящее время, яв­ляется повышение ее роли как регулирующего фактора в пользу развития культуры, науки, образования и библиотечного дела, а не только бизнеса. В целях содействия материальному обеспече­нию деятельности библиотек могут создаваться государствен­ные фонды развития библиотек. Средства этих фондов распреде­ляются на дополнительное финансирование целевых программ развития библиотечного дела, поддержку координации и коопера­ции в области библиотечного обслуживания. Государство прини­мает на себя ответственность за развитие материально-технической базы библиотек, обеспечение необходимой финансовой поддержки. Государством обеспечивается приоритетное выделение капиталь­ных вложений в укрепление и развитие культуры, в том числе би­блиотечного дела.

Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с уче­том градостроительных норм, правил и потребностей населения. Государство обеспечивает приоритет развития библиотек в сель­ской местности, районах Крайнего Севера. Государство поощряет привлечение общественных и частных источников финансирования для развития библиотек снижением налогов и другими льготами. Органы государственного управления обеспечивают потребности в продукции, необходимой библиотекам, разрабатывают и реали­зуют программы обеспечения внедрения новой техники и техноло­гии, стимулируют другие негосударственные организации (через налоговые льготы, кредитование) в создании новой техники и технологии для библиотек.

Государственная финансовая поддержка выражается в двух формах — целевое финансирование (в том числе конкретных видов деятельности независимо от видов библиотек, которые в ней уча­ствуют)и льготы по платежам в бюджет. Библиотеки пользуются льготным налогообложением. В общегосударственном масштабе организуются подготовка и повышение квалификации библиотеч­ных кадров, создается и финансируется система высших и средних специальных учебных заведений, институтов и курсов повышения квалификации. Органы государственной' власти ведают всей


официальной статистикой библиотечного дела и обеспечивают ее достоверность, своевременность и открытость.

Процесс демократизации общественной жизни в стране, но­вые требования к информационно-библиотечному обслужива­нию диктуют пересмотр системы управления библиотечным делом. Происходит сужение сферы централизованного государ­ственного управления, передача реальных полномочий местным органам власти, расширение прав и самостоятельности первичных звеньев библиотечного дела — самих библиотек, укрепление прав их трудовых коллективов, повышение роли профессиональных библиотечных объединений (библиотечных обществ, ассоциаций).

Широкие возможности открываются перед обществами би­блиотекарей, ассоциациями в организации взаимодействия и коо­перирования деятельности библиотек различных ведомств. Прак­тика показала, что организация этой работы со стороны ведомств не получила должного эффекта потому, что каждое из них пресле­довало узковедомственные цели. Взаимодействие по линии профес­сиональных библиотечных объединений находит более широкий отклик у библиотечных работников, и координация и кооперация деятельности библиотек получает свое новое развитие.

Представляя профессиональные интересы библиотечных ра­ботников, библиотечные объединения выступают в роли совет­ников и контролеров в принятии и реализации управленческих решений органами государственного управления. Эта функция заключается в учете спроса на библиотечные услуги, в обосно­вании потребности в средствах и ресурсах на создание рацио­нальной системы библиотечного обслуживания, в защите интересов библиотек при рассмотрении вопросов (программ) социально-экономического развития и бюджетов, в обеспечении рацио­нального распределения, полного и эффективного использова­ния средств, выделенных на развитие библиотечного дела и др. В ряде случаев эти объединения могут принимать самостоятель­ные решения по некоторым профессиональным вопросам: подго­товка проектов нормативно-правовых документов, библиотечных программ, сбор и анализ текущей статистической отчетности, определение лучшего опыта работы с целью внедрения и др.

Некоторые библиотековеды неправомерно ставят вопрос о создании общественно-государственного управления библио­течным делом, среди основных положений которого выделяют­ся: верховенство общественной части над государственной, при­надлежность законодательной власти в библиотечном деле библиотечному сообществу, а исполнительной — государствен­ным органам, администрации библиотек и специально органи-


зованным библиотечным комитетам. Речь должна идти не о замене государственного руководства общественным (что нере­ально), а о их взаимодействии, разделении компетенций при сохранении государственно-общественного принципа управле­ния библиотечным делом. Не должно быть искусственного про­тивопоставления общественных структур управления центральным и местным государственным органам, следует ориентировать их деятельность на конструктивное сотрудничество для повышения обоснованности, качества и действенности принимаемых управ­ленческих решений с целью их последующей эффективной реа­лизации. Только при этом условии можно избавиться от жест­кой централизации, монополии административной власти. Было бы принципиально ошибочным рассмотрение самого про­цесса активности библиотек и объединений библиотекарей аб­солютно не зависящим от государства. Зависимость эта, однако, проявляется в том, что государство может создавать благопри­ятные условия для пробуждения и осуществления библиотечной инициативы, стимулировать творческое начало в деятельности библиотек. При этом оно не вмешивается в содержание и орга­низацию профессиональной деятельности библиотек.

Одним из условий развития библиотечного дела и повыше­ния качества обслуживания читателей является активное уча­стие общественных организаций и населения в создании и по­вседневной деятельности библиотек. Общественная инициатива в библиотечном деле в нашей стране развивается по нескольким направлениям. Прежде всего общественные организации и граждане имеют право открывать и содержать на свои средства библиотеки. Чтобы профессиональные, "цеховые" интересы библиотекарей не доминировали над интересами читателей (пользователей) библиотек, представляется важным оживить деятельность читательской общественности, образованных при библиотеках общественных советов, сделать повсеместно обяза­тельной ежегодную отчетность библиотек перед населением.

До настоящего времени общественному мнению, в частности мнению читателей, отводилась незначительная роль фиксирующего существующее положение. Однако в условиях, когда большинство населения имеет высокий образовательный и культурный уровень, общественное мнение способно не просто выявить очередные про­блемы, зафиксировать факты, но и натолкнуть на действия, более полно отвечающие насущным нуждам библиотек. Читатели долж­ны принимать активное участие в планировании работы библио­тек, в комплектовании книжных фондов, в определении форм би­блиотечного обслуживания и самих библиотечных структур и др.


Одним из путей активизации добровольной помощи населе­ния библиотекам может быть создание групп "Друзья библиоте­ки". Само название такой организации характеризует ее состав и направления работы, нацеленной на оказание поддержки би­блиотеке, содействие осуществлению библиотечных программ. Их деятельность наиболее ощутима в небольших городах и сельской местности. Группы "Друзья библиотеки", образован­ные на добровольной основе, оказывают существенную помощь библиотекам во время кризисных ситуаций, в немалой степени способствуя формированию позитивного отношения к библио­течной деятельности со стороны населения и местных властей. Значительный опыт в этой области накоплен у американских библиотек, где существует национальная организация "Друзья библиотек в США".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Володин Б. Ф. Общегосударственная библиотечная политика: миро­вой опыт и некоторые отечественные стереотипы // Проблемы нацио­нальных библиотек и региональных библиотечных центров. Выпуск I. СПб., 1992. С. 8—35.

Жабко Е. Д. Теоретические и практические аспекты проблемы до­ступности информации за рубежом // Там же. С. 54—76.

Карташов Н. С. Палитра читательских интересов. // Библиотека. 1993. №8. С. 2—4.

Клюев В. К. Формирование общественных структур управления би­блиотечным делом Российской Федерации: Лекция. М., 1992. 39 с.

Могилевер Н. М, Старущенко Г. П. Мера доступности библиотеч­ных фондов как принцип их организации и использования // Библио­течные фонды в контексте современного библиотековедения. СПб., 1995. С. 141—158.

Пудов В. Методом проб и ошибок // Библиотекарь. 1990. №7. С. 34—38.

Серов В. В. и др. Ломать — не строить // Библиотека. 1993. №2. С. 10— 13; №3. С. 14—18;

Тюлина Н. И. Новая техника и проблемы общедоступности библиотеч­ного обслуживания // Советское библиотековедение. 1990. № 1. С. 3—8.

Тюлина Н. И. Основные положения концепции библиотечного дела в СССР на рубеже XXI века // Библиотекарь. 1991. № 1. С. 47—53.

Федеральный закон РФ о библиотечном деле // Библиотековедение. 1995. №1. С. 3—17.

Фонотов Г. П. Болезнь названа — требуется лечение // Библиоте­карь. 1990. №10. С. 24—29.


ГЛАВА 7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных