Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мозаика или калейдоскоп




        Мой юный друг, позволь мне теперь тебя называть именно так, ибо, чтобы идти по намеченному трудному пути, нужно шагать бок о бок и протягивать друг другу руку помощи в любую трудную минуту, а на это способны только друзья. И вот, ты и я, как люди, и каждый из нас, как Человек Разумный, являемся частицей того огромного мира, которая называется Вселенной.

 

И каждый из нас, как и любой другой Человек Разумный, по - своему воспринимает этот мир. Но в любом случае это восприятие сводится к двум моделям, которые мы с тобой сейчас рассмотрим.

Мой юный друг, я нисколько не сомневаюсь, что в раннем детстве у тебя была игрушка, которая называлась калейдоскопом. Поэтому не буду утруждать себя объяснениями, которые для тебя излишни, а перейду к сути. Благодаря наличию в калейдоскопе множества разноцветных стекляшек, при его повороте и фиксировании образуется цветная картинка, не имеющая какой-либо логической завершенности. Только сильным воображением, которым обладают дети, можно увидеть в ней либо горы, либо море и заход солнца, либо нечто невообразимое. Повернув калейдоскоп на другой угол, получим новую картинку. И так каждый раз, когда берешь в руки калейдоскоп и начинаешь его вращать.

А теперь давай возьмем такие же разноцветные стекляшки, что и в калейдоскопе, и попробуем из них собрать какую-либо картинку, наклеивая их на какое-нибудь основание. Пусть это будет букет цветов, или дом, или пейзаж. Такая картинка называется мозаичным панно. Советую тебе, если раньше тебе не показывали или ты сам не заметил, проехаться по московскому метро, выйти на станции “Комсомольская” или “Маяковская” и ты увидишь там такие мозаичные картины. И в других городах ты можешь увидеть мозаичные полотна. Пусть тебе поможет в этом или папа с мамой или твой учитель. Только ты объясни им, почему тебя это заинтересовало.

Ты понимаешь, к чему я тебя подвел? Подумай. Догадался? Правильно: один и тот же исходный материал, разноцветные стекляшки, дают разные по форме и содержанию картины. В калейдоскопе они образуют картину хаоса, или беспорядка, неопределенности. А в мозаике эти же стекляшки дают прекрасные образы.

Так и у человека, множество различных явлений, событий, фактов, картин жизни, понятий дают возможность складывать представление об окружающем его мире и сформировать определенную модель мировоззрения. У одного человека все это может беспорядочно перемешаться в голове. Появление новых фактов, событий может перевернуть его, как будто бы, сформировавшийся мир, и так может быть много раз в течение различных периодов жизни. О таких говорят: каша в голове, то есть возникнет представление о мире как о калейдоскопе: все движется в каком-то беспорядке, меняется, рушится и создается вновь. И такой человек сам будет вести беспорядочный образ жизни, а если он руководитель, то такими будут и его решения: пагубными для близких, подчиненных и в целом для страны, в зависимости от того поста, который занимает этот руководитель.

Другой человек создаст для себя определенные образы, разложит все, как говорится, по полочкам. У такого человека в голове возникнет представление о целостном мире как о мозаичном полотне: все, что происходит, взаимно обусловлено, одно вытекает из другого, все процессы подчинены определенным законам, нет никакого хаоса в созданном им мире. Такой человек всегда будет стремиться строить свою жизнь в соответствии с определенным порядком. Но при этом большую роль играет, как, с чего человек начинает создавать свое мозаичное полотно мира. Об этом чуть позже.

Таким образом, у одного человека создается некий взгляд на мир, или, говоря научными словами, мировоззрение как картина в калейдоскопе. Поэтому такая модель мировоззрения называется калейдоскопом. У второго человека сложилось мировоззрение как мозаичное полотно, и такая модель мировоззрения называется мозаикой. Теперь ты можешь и сам сказать, какой человек свернет с пути, предназначенного природой Человеку Разумному, и превратится в человекоподобное существо, живущее как животное: с мировоззрением – калейдоскопом или с мозаикой.

Я думаю, ты не ошибся и сказал: с калейдоскопом. И ты прав. Вот и настал момент тебе самому выбрать, к какому восприятию мира, мировоззрению, ты должен стремиться.

 

  Итак, ты выбираешь мозаику. Значит, и я не ошибся в тебе. А в калейдоскоп ты наигрался в детстве, пусть им до поры, до времени забавляются совсем малолетние братик или сестричка. Но когда они подрастут, а ты станешь уже взрослым, ты им также объяснишь разницу между калейдоскопом и мозаикой.

Коль скоро ты выбрал мозаику, а это значит, что ты хочешь иметь целостное представление о мире, то нам надо теперь определиться, как я говорил выше, с чего начать, откуда и из чего же складывать эту мозаику. К этому мы с тобой постепенно перейдем, а сначала я тебе хотел бы привести один очень интересный пример из художественной литературы. Надеюсь, когда ты станешь взрослым, ты прочитаешь роман немецкого писателя Германа Гессе “Игра в бисер”. В нем описывается, как воспитывали и обучали мальчиков в одной вымышленной европейской стране Касталии. А обучали их в монашеском ордене, предварительно отобрав самых одаренных. Как один из методов обучения использовалась игра в бисер. Мальчикам давали выслушать какое-нибудь музыкальное произведение и просили из ниточек бусинок разного цвета (бисера) выложить в рамке в форме куба образ, который сложился у них после прослушивания музыки. По результатам определялся победитель в игре. Затем, постепенно, задачу усложняли, добавляя к ней музыкальное, литературное, математическое и историческое произведения. В результате такого поэтапного усложнения задачи у взрослеющих детей складывалось определенное мозаичное полотно, складывался их целостный внутренний мир. При этом мальчики играли в бисер, без какого-либо материального поощрения в виде дорогой игрушки. А теперь, давай сравним, в какие игры предлагают тебе играть на разных каналах нашего телевидения, которое ты так обожаешь, что тебя даже не оторвешь поесть, или какими передачами оно наполнено и чем тебя туда завлекают. Ты можешь назвать хотя бы одну игру, похожую на бисер? Нет. Почему? Ты еще пока не можешь ответить на этот вопрос. Да и не только ты. Многие взрослые также не могут на него ответить.

А дело в том, что такие телепередачи не заставляют тебя думать, они, просто, “прикольные”, “крутые”, как принято говорить в вашем кругу. А тех, кто не задумывается ни над чем, легче подчинять тем, кто в этом заинтересован, то есть ими легче управлять. Так наше телевидение в большинстве своем влияет не только на тебя и твоих сверстников, но и на взрослых: ведь среди них тоже много таких, которые не хотят задумываться над тем, что происходит вокруг, лишь бы было, что выпить, чем закусить и что покурить. Да и вся реклама на это направлена. Вот, например, в поездах московского метро ты можешь увидеть такую рекламу: “Пейте алко!” и нарисованы банки с водкой, джином и другими горячительными напитками, как бы, слабой концентрации и потому и не алкогольные. К чему они призывают? Пить такие напитки, так как они безвредны, это культурно. Но они умалчивают о том, что алкоголь, даже в малых дозах, очень вреден, особенно для молодежи, что это вырабатывает привычку и человек становиться зависимым от этих напитков, а впоследствии станет и алкоголиком. Да разве об этом станут говорить те, кто зарабатывает на этих напитках громадные деньги, на которые своих детей отправляет на учебу за границу, жен отдыхать на лучшие курорты мира, а сами в их отсутствие ведут распутный образ жизни. А вот другой пример из взрослой жизни:

“Под вопли: “Врежь ему еще разок! Мочи!” - атлетичные бойцы с жутким хрустом ломали друг другу носы, разбивали брови, сворачивали челюсти и выворачивали руки. Здесь можно было все - наносить удары руками и ногами, удерживать противника за волосы, душить его.

Респектабельные господа и дамы (!), сидевшие за столиками в VIP –кафе (“для особо важных персон” - примечание автора), при виде человеческой боли и потоков крови хладнокровно и с удовольствием поглощали бифштексы, потягивали из бокалов вино и коктейли, дымили сигаретами. Им не то, что не были не приятны разыгрывавшиеся вокруг звериные инстинкты – они просто – на просто ловили от всего этого кайф!”

Ты подумаешь, что это описаны бои гладиаторов в Древнем Риме. Нет, мой друг, так в Москве проходил Абсолютный чемпионат мира по боям без правил. И так его описывает Е.Мясников в еженедельной газете “Аргументы и факты” № 2, 2001 года. И на этом тоже зарабатывают большие деньги люди со звериными инстинктами, а, точнее говоря, нелюди. Разве об этом не стоит задуматься? Разве для этого предназначена жизнь на Земле Человека Разумного? Конечно, нет, - согласишься ты со мной. И правильно, потому что человечество в биосфере Земли отличается от всего остального животного мира тем, что оно располагает культурой, которая передается в обществе от поколения к поколению. У каждого общества своя культура. Ты знаешь о культуре древнего Египта, о европейской культуре, о восточной культуре, культуре древних индейских племен и древней Руси. Каждый человек, живя в том или ином обществе, благодаря наделенной природой способности осваивать культурное наследие своих предшественников, может способствовать развитию этой культуры. Но не каждый человек, к сожалению, стремиться освоить эту культуру и развивать ее. И это зависит от его понимания и взгляда на окружающий его мир. Описанные в “Аргументах и фактах” люди усвоили только звериные инстинкты. Культура не для них.

Ну, как, мой друг, впечатляющие примеры? Пожалуй, над ними стоит серьезно задуматься. Я думаю, что это еще больше убеждает тебя в необходимости формирования мозаичного мировоззрения. Так и давай с тобой перейдем к созданию в твоей голове мозаичного полотна, отображающего мир как он есть, с происходившими и происходящими в нем процессами, как в природе, так и в человеческом обществе, чтобы не встать на путь человека-зверя.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных