Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие




профессиональные компетенции:

  • способность и готовность к организации проведения научных исследований в области фармакологии (ПК-25);
  • способность и готовность к проведению научных исследований в области фармакологии (ПК-26);
  • способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований в области общей и клинической фармакологии (ПК-27);
  • готовность к внедрению результатов исследований в области фармакологии в практическую деятельность, направленную на охрану здоровья человека учебный процесс и/или в учебный процесс (ПК-28);
  • способность и готовность к использованию лабораторной и инструментальной базы для получения научных данных в области общей и клинической фармакологии (ПК-29);

6. Учебное время – 7 часов.

7. Учебное и материальное обеспечение:

1) Клиническая база - ГУЗ ГКБ№ 2 г. Ставрополя; лабораторная база – клиническая и бактериологическая лаборатории ООО «ЦКФФ», ГБУЗ КККД, ГБУЗ ГКБ № 3.

2) Наборы тестовых заданий.

3) Наборы клинических и ситуационных задач.

4) Техническое оснащение: ПК, ноутбук, тематические слайд-программы.

 

9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

Основная литература:

· Клиническая фармакология [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В.Г. Кукеса. – изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.– 1052 с.

· Клиническая фармакология [Электронный ресурс]: учеб./ под ред. В.Г. Кукеса. – изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 г.– 1056 с. – режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970427149.html?SSr=250133794b08723f4f6957828011959

· Прикладная фармакоэпидемиология. Автор: Под редакцией Петрова В. И. Год: 2008 Издание: ГЭОТАР-Медиа Страниц: 384

· Петров В.И., Недогода С.В. Медицина, основанная на доказательствах. М.: ГЭОТАРМедиа, 2009

· Гринхальх Т. Основы доказательной медицины: пер. с английского (под ре-дакцией И.Н.Денисова, К.И.Сайткулова). 3-е изд. «Гэотар Медиа». Москва. 2008.

· Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система) / Под ред Чучалина А.Г., Выпуск ХVII, М., 2016.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯЛИТЕРАТУРА

· Д.А. Сычев. Клиническая фармакология. Общие вопросы клинической фармакологии: практикум: уч. Пособие для студ.вузов / Д.А. Сычев, Л.С. Долженкова, В.К. Прозорова; под.ред. В.Г. Кукеса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 224 с.

· Современные лекарственные средства [Текст]: справ./ сост.: И.И. Павлова. – М.: АСТ, 2010. – 416 с.

· В.В. Косарев. Справочник клинического фармаколога [Текст] / В.В. Косарев, С.А. Бабанов. А.Ф. Вербовой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 476 с.

· Г.И. Сторожаков. Поликлиническая терапия [Электронный ресурс]: учеб./ Г.И. Сторожаков, И.И. Чукаева, А.А. Александров – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2013 г. – 640 с. – режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970425015.html?SSr=00013379501155b11e2957828011959

· Филиппенко, Н. Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия в таблицах,

· схемах и алгоритмах (разделы: доказательная медицина, формулярная система лечения заболеваний, основы клинической фармакологии, кардиология): учеб. пособие для врачей, клин. интернов, ординаторов, аспирантов, студентов мед. и фармацевт. вузов / Н. Г. Филиппенко, С. В. Поветкин, Г. С. Маль и др. Курск: Издво КГМУ, 2009.-164с

· Регистр Лекарственных Средств России. / Электронный ресурс: http://www.rlsnet.ru

· Калиева Ш.С. Фармакоэпидемиология. Фармакоэкономика.- учеб. пособие- Караганда, 2010.-96 стр.

· Мажитов, Т.М. Основные аспекты рационального использования лекарственных средств: Учеб.пос. / Мажитов, Т.М. - Караганда: Б.и., 2007. - 240 с

· Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: Рук-во к практическим занятиям / ред.: В. И. Покровский, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с

· Кулмагамбетов И.Р. Основы доказательной медицины: учеб. пособие / И. Р. Кулмагамбетов [и др.]; КГМУ. - Караганда, 2008. - 41 с

· Шегай Л.А. Сборник интернет-сайтов в помощь преподавателям, обучающийсяам и сотрудникам медицинского университета: учеб.-метод. пособие / Л. А. Шегай, М. Х. Мананбаева, В. С. Геращенко; КГМУ. - Караганда, 2009. - 96 с

· Клюшин Д.А. Доказательная медицина: применение статистических методов / Клюшин, Дмитрий Анатольевич, Петунин, Юрий Иванович. - М.: Диалектика, 2008. - 320 с.

10. Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Определение, цели, задачи и методы фармакоэпидемиологии.

 

2. Преимущества и недостатки различных методов исследования в фармакоэпидемиологии.

 

3. Методы анализа в фармакоэпидемиологии, возможные проблемы.

 

4. Точки оценки результатов в фармакоэпидемиологии.

10. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Общие принципы фармакоэпидемиологии Терминология в фармакоэпидемиологии. Области применения фармакоэпидемиологии и связь ее с другими дисциплинами. Этапы развития фармакоэпидемиологии, предпосылки к ее росту и развитию. Особенности фармакоэпидемиологических иследований: часто являются неэкспериментальными; позволяют изучать особенности использования лекарственных средств в группах пациентов, для которых есть ограничения на проведение экспериментальных исследований; способствуют реальной оценке эффективности и безопасности терапии в естественных условиях. Источники информации для проведения фармакоэпидемиологического анализа (базы данных, истории болезни, амбулаторные карты, анкеты для врачей и пациентов).
  Методы фармакоэпидемиологического анализа Описательная эпидемиология. Исследования качественные: описание случая; серии случаев. Исследования количественные: обзор и оценка использования лекарственных средств; обзоры потребления лекарственных средств; программы использования лекарственных средств. Аналитическая эпидемиология: проверка гипотезы. Обсервационные исследования: обследование «случай-конроль», одномоментное исследование, когортное исследование. Классификация по цели исследования: по соотношению времени изучении интересующих явлений к моменту их развития (ретроспективные, проспективные исследования). Экспериментальные исследования: рандомизированное клиническое исследование.
  Основные этапы проведения фармакоэпидемиологических исследований Одномоментные и динамические фармакоэпидемиологические исследования. Анализ обоснованности и адекватности применения лекарственных средств: показания к назначению, рациональность выбора и режима дозирования, необходимость мониторинга, наличие эквивалентных по эффективности лекарственных средств с лучшим профилем безопасности. Обзоры потребления ЛС (surveys of drug use). Этапы исследования «случай-контроль»: 1) отбор группы пациентов с изучаемым заболеванием и группы лиц, сходной по остальным признакам, но без этого заболевания; 2) ретроспективная оценка частоты воздействия возможного фактора риска (экспозиции) в обеих группах; 3) расчет относительного риска развития заболевания в связи с изучаемым фактором. Когортное исследование изначально выделение объединенную каким-либо общим признаком группы людей; наблюдение в течение некоторого времени; сравнение исходов у тех, кто был и не был подвергнут действию изучаемого вмешательства или другого фактора (т.е. экспонирован), либо был подвергнут ему в разной степени.
  Анализ потребления Лекарственных средств в популяции, DDD-значения Стандартизация исследований потребления лекарственных средств. Концепция DDD (Defined Daily Dose) - средняя поддерживающая доза лекарственного средства с учетом его реально применяемых доз. Представление данных о потреблении лекарственных средств для стационаров и амбулаторных ЛПУ. Программа использования ЛС (drug utilization review program): 1) сбор, анализ и интерпретация данных об использовании лекарственного средства; 2) разработка и внедрение комплексной программы, направленной на улучшение использования лекарственного средства; 3) проведения контроля за эффективностью разработанных мероприятий путем повторного анализа данных по использованию ЛС.
  Дизайн исследования. Сравнение различных методов фармакоэпидемиологического анализа. Выбор дизайна исследования при: исследовании методов профилактики и лечения; исследовании причинно-следственных связей; исследовании факторов риска; исследовании прогностических факторов; исследовании частоты возникновения новых случаев/исходов; исследовании методов диагностики; исследовании распространенности заболевания. Золотой стандарт в оценке эффективности лечения. Дизайн и результаты крупных международных многоцентровых рандомизированных двойных «слепых» плацебо контролируемых исследований. Типы фармакоэпидемиологических исследований дополняющие результаты рандомизированных клинических исследований за счет учета факторов реальной клинической практики (оценка влияния сопутствующего лечения и сопутствующих заболеваний, данные о лечении пожилых пациентов, детей и беременных), оценки отдаленной клинической перспективы и учета редких осложнений.
  Проведение фармакоэпидемиологических исследований в России и в мире Источники информации по фармакоэпидемиологии: профильные сайты; конференции, печатные издания. Крупнейшие центры по проведению фармакоэпидемиологических исследований: Международное общество по фармакоэпидемиологии (ISFP); Европейское общество по изучению применения лекарственных средств (EDURG); Центр ВОЗ по методологии АТС/ DDD; Межрегиональное общество фармакоэпидемиологических исследований (МОФИ). Проблемы проведения фармакоэпидемиологических исследований в России: электронные системы регистрации врачебных назначений;. отсутствие объективных данных по экспорту/импорту ЛС; отсутствие унифицированных подходов к ведению и хранению медицинской документации, затрудняющее проведение ретроспективных исследований; сложность организации проспективных исследований; отсутствие финансирования.

 

11. План и методика проведения занятия, расчет учебного времени:

 

 

12. Аннотация (прилагается).

13. Контроль результатов усвоения темы:

Контрольные вопросы:

1. Терминология в фармакоэпидемиологии.

2. Области применения фармакоэпидемиологии и связь ее с другими дисциплинами.

3. Этапы развития фармакоэпидемиологии, предпосылки к ее росту и развитию.

4. Особенности фармакоэпидемиологических исследований: часто являются неэкспериментальными; позволяют изучать особенности использования лекарственных средств в группах пациентов, для которых есть ограничения на проведение экспериментальных исследований; способствуют реальной оценке эффективности и безопасности терапии в естественных условиях.

5. Источники информации для проведения фармакоэпидемиологического анализа (базы данных, истории болезни, амбулаторные карты, анкеты для врачей и пациентов).

6. Методы фармакоэпидемиологического анализа.

7. Описательная эпидемиология.

8. Исследования качественные: описание случая; серии случаев.

9. Исследования количественные: обзор и оценка использования лекарственных средств; обзоры потребления лекарственных средств; программы использования лекарственных средств.

10. Аналитическая эпидемиология: проверка гипотезы.

11. Обсервационные исследования: обследование «случай-конроль», одномоментное исследование, когортное исследование.

12. Классификация по цели исследования: по соотношению времени изучении интересующих явлений к моменту их развития (ретроспективные, проспективные исследования).

13. Экспериментальные исследования: рандомизированное клиническое исследование.

14. Основные этапы проведения фармакоэпидемиологических исследований.

15. Одномоментные и динамические фармакоэпидемиологические исследования.

16. Анализ обоснованности и адекватности применения лекарственных средств:показания к назначению, рациональность выбора и режима дозирования, необходимость мониторинга, наличие эквивалентных по эффективности лекарственных средств с лучшим профилем безопасности.

17. Обзоры потребления ЛС (surveys of drug use).

18. Этапы исследования «случай-контроль»: 1) отбор группы пациентов с изучаемым заболеванием и группы лиц, сходной по остальным признакам, но без этого заболевания; 2) ретроспективная оценка частоты воздействия возможного фактора риска (экспозиции) в обеих группах; 3) расчет относительного риска развития заболевания в связи с изучаемым фактором.

19. Когортное исследование изначально выделение объединенную каким-либо общим признаком группы людей; наблюдение в течение некоторого времени; сравнение исходов у тех, кто был и не был подвергнут действию изучаемого вмешательства или другого фактора

20. Анализ потребления лекарственных средств в популяции, DDD-значения.

21. Стандартизация исследований потребления лекарственных средств. Концепция DDD (Defined Daily Dose) - средняя поддерживающая доза лекарственного средства с учетом его реально применяемых доз.

22. Представление данных о потреблении лекарственных средств для стационаров и амбулаторных ЛПУ.

23. Программа использования ЛС (drug utilization review program): 1) сбор, анализ и интерпретация данных об использовании лекарственного средства; 2) разработка и внедрение комплексной программы, направленной на улучшение использования лекарственного средства; 3) проведения контроля за эффективностью разработанных мероприятий путем повторного анализа данных по использованию ЛС.

24. Дизайн исследования. Сравнение различных методов фармакоэпидемиологического анализа.

25. Выбор дизайна исследования при: исследовании методов профилактики и лечения; исследовании причинно-следственных связей; исследовании факторов риска; исследовании прогностических факторов; исследовании частоты возникновения новых случаев/исходов; исследовании методов диагностики; исследовании распространенности заболевания.

26. Золотой стандарт в оценке эффективности лечения.

27. Дизайн и результаты крупных международных многоцентровых рандомизированных двойных «слепых» плацебо контролируемых исследований.

28. Типы фармакоэпидемиологических исследований дополняющие результаты рандомизированных клинических исследований за счет учета факторов реальной клинической практики (оценка влияния сопутствующего лечения и сопутствующих заболеваний, данные о лечении пожилых пациентов, детей и беременных), оценки отдаленной клинической перспективы и учета редких осложнений.

29. Проведение фармакоэпидемиологических исследований в России и в мире.

30. Источники информации по фармакоэпидемиологии: профильные сайты; конференции, печатные издания.

31. Крупнейшие центры по проведению фармакоэпидемиологических исследований:

32. Международное общество по фармакоэпидемиологии (ISFP);

33. Европейское общество по изучению применения лекарственных средств (EDURG); Центр ВОЗ по методологии АТС/ DDD; Межрегиональное общество фармакоэпидемиологических исследований (МОФИ).

34. Проблемы проведения фармакоэпидемиологических исследований в России: электронные системы регистрации врачебных назначений;. отсутствие объективных данных по экспорту/импорту ЛС; отсутствие унифицированных подходов к ведению и хранению медицинской документации, затрудняющее проведение ретроспективных исследований;

 

14. Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки:

1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки.

2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания.

3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия.

4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач.

5. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.

 

 

Аннотация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных