Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ 6 страница




ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ: ИСТОРИЯ, ПОДХОДЫ,
ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ.

Тренинг сенситивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.
Понятие «тренинг сенситивности» используется очень широко и неоднозначно. Мы не ставим перед собой цель подробно разобраться во всем разнообразии форм групповой работы, обозначаемых этим понятием. Наметим лишь основные вехи его развития.
Ю. Н. Емельянов считает, что сенситивный тренинг (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х годов 5. Корни тренинга сенситивности лежат в практике Т-групп. Не случайно многие, хотя и не все, зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные. Ю. Н. Емельянов поступает также. К. Роджерс, предлагая одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет две их основные категории, или два основных типа: группы «тренинга сенситивности» и «группы организационного развития». Термин «тренинг сенситивности» обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч» и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений, возникших в русле школы групповой динамики К. Левина. Т-группы определяют, в частности, как собрание гетерогенных индивидов, которые встретились с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным
средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. Кроме того, считалось, что Т-группы, развивая межличностную чувствительность, развивают восприятие самого себя, осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в деятельность группы. Г. Смита интересовало, развивает ли Т-группа точность предсказывания поведения других. Ссылаясь на результаты четырех исследований, в которых использовались объективные измерения у участников Т-групп точности предсказывания поведения 1) тренера, 2) отдельных членов групп, 3) группы в целом, 4) отдельных людей вне группы, Г. Смит констатирует отсутствие улучшений в точности предсказываний. Хотя следует отметить, что субъективно участники воспринимали свой опыт работы в Т-группах как очень развивающий.
По мнению Г. Смита, развивающее влияние Т-групп на сенситивность зависит от того, какие у нее цели. В частности, целью может быть развитие умозрительного понимания, основанного на достижении субъективного впечатления близости, симпатии к другому человеку. Именно это и происходит, по мнению Г. Смита, в Т-группах. В то же время развитие эмпирического понимания другого, которое проявляется в том, насколько человек может предсказать его чувства, мысли и поведение, не происходит. Одна из существенных причин тому — отсутствие обратной связи, адекватной задаче развития сенситивности. Начиная тренинг своих сенситивных возможностей, человек должен знать их состояние на момент начала занятий, что определяет цель и готовность ее достигнуть. Осознанное продвижение к цели требует интенсивной и незамедлительной обратной связи о результатах тренинга, получаемой по различным каналам. Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сенситивности. Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:
1. Повышение самопонимания и понимания других.
2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.
3. Развитие ряда поведенческих навыков.
Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей наиболее соответствует нашему представлению о тренинге сенситивности обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).
Большинство зарубежных авторов видят основную цель сенситивного тренинга в развитии и совершенствовании способности человека понимать других людей. С нашей точки зрения, эти цели могут быть сформулированы следующим образом:
1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.
2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.
Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых программ сенситивного тренинга различной продолжительности. Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например, тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Все упражнения, вошедшие в данную часть каталога,
объединены в два раздела:
1. Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности.
2. Упражнения, направленные на развитие способности
понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬСКОЙ СЕНСИТИВНОСТИ.

Психогимнастические упражнения, включенные в этот раздел, развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы. Отсутствие или ограничение таких возможностей не позволяет человеку увидеть существенное в других людях, в ситуации общения, нередко проявляющееся через частности, фрагменты, мимолетные фразы и экспрессии. Для специалистов, работающих с людьми (собственно, им и предназначен тренинг сенситивности), особенно важно умение межличностного наблюдения, спецификой которого является способность отделить «сенсорно воспринимаемое» от «чувственно переживаемого», того, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека. В основу тренинга наблюдательности, следовательно, должны быть положены два принципа: 1) развитие сенсорно-перцептивных систем; 2) развитие способности отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.
Упражнения этого раздела позволяют тренировать наблюдательскую сенситивность по отношению к вербальным, невербальным и проксемическим (пространственно-временным) проявлениям человека и группы в актуальной ситуации общения. Серия упражнений направлена на развитие того или иного сенсорного канала: зрения, слуха, тактильной чувствительности и т. д.
Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз (зрачка), паралингвистических компонентов звучащей речи и т. д.
Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.
Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.
Психогимнастические упражнения, формирующие и развивающие наблюдательскую сенситивность, могут проводиться на фоне ознакомления участников с различными теоретическими представлениями, классификациями, фактами и концепциями, связанными с проблемой, что способствует развитию теоретической сенситивности.

УРАЖНЕНИЕ 1.

Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу:
„Пересядьте все те, у кого есть дочери", — и все, у кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас наблюдателем будет Дима). Когда все поменяются местами, именно Дима перечислит нам тех, у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения».
Когда упражнение завершится, тренер может попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает французский, кто умеет водить автомобиль и пр.

УРАЖНЕНИЕ 2.

Упражнение выполняется в парах. «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.
Задание 1. В течение 5 минут молча смотрим друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся вашего партнера, на которые надо будет дать письменные ответы. Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 5. Один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. Сосредоточьтесь друг на друге. Решите, кто из вас будет первым выполнять задание. Сейчас тот, кто начинает выполнять задание, сообщает своему коллеге все, что он узнал о нем в ходе выполнения предыдущего упражнения. Не торопитесь, постарайтесь ничего не упустить. Рассказ надо построить так: если вы уверены, что ваш партнер оставался на месте, когда пересаживались те, у кого есть дочери, то вы говорите ему: „у тебя нет дочери, ты любишь классическую музыку, знаешь французский и т. д." Второй партнер слушает, после чего корректирует ваш рассказ о себе. Затем поменяйтесь ролями».

УРАЖНЕНИЕ 3.

Все участники садятся по кругу.
Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.
"У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг друга». (За временем следит тренер.) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу, (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?» Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Димы галстук?», «Что у него в руках? Какого цвета у него рубашка?» и т. д.
Далее тренер дает аналогичное задание еще 4—5 участникам. В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.

 

УРАЖНЕНИЕ 4.

Упражнение проводится в начале дня, все участники сидят по кругу.
«Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».
Тренер принимает участие в упражнении. Когда все участники группы поздороваются, он предлагает сесть по кругу.
«Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос:
„Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из нас?" Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».
При проведении упражнения у участников может возникнуть желание дополнить высказывания ведущий дает возможность сделать это.
Упражнение хорошо мотивирует группу на дальнейшую работу, способствует ее сплочению, улучшает групповую атмосферу.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Упражнение проводится в начале дня. Участники группы сидят по кругу.
«Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет три минуты».
Через три минуты тренер продолжает инструкцию: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить».

МОДИФИКАЦИЯ.

Упражнение проводится в начале дня или после перерыва в работе.
«Сейчас мы встанем и будем подходить друг к другу в любом порядке. Надо подойти к каждому, никого не пропустить. Подойдя к другому участнику группы, постарайтесь заметить, что нового появилось в его облике, состоянии, поведении по сравнению со вчерашним днем (временем до перерыва) и скажите ему о том, что вы увидели. При этом в вашем сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать: „Ты выглядишь утомленным", но не стоит говорить: „Ты выглядишь утомленным, наверное, ты не выспался". Не ограничивайте себя какой-то одной областью изменений, попытайтесь найти их в походке, одежде, действиях, выражении лица, глаз и т. д.».
В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям, переживаниям, реальности»?

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Все участники сидят по кругу (упражнение проводится в конце первого дня работы).
«Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, что бы мяч побывал у всех».
В ходе упражнения у некоторых участников могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что они не могут вспомнить фразу. В этом случае тренер не торопит участника, давая ему возможность вспомнить фразу, или рекомендует ему бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Участники группы сидят по кругу.
«Нам нужен один доброволец, который хотел бы проверить свою психологическую наблюдательность».
Тренер ждет до тех пор, пока желающий не появится. Допустим, добровольцем оказался участник по имени Андрей. «Андрей, подожди, пожалуйста, одну минуту за дверью». После того как Андрей покидает комнату, все остальные участники группы располагаются по комнате, оставаясь сидеть на стульях или стоять по одному и парами. Тренер приглашает ожидающего за дверью.
«Андрей, у тебя есть одна минута для того, чтобы постараться запомнить расположение всех, кто находится в этой комнате... Теперь тебе придется еще раз выйти за дверь».
Тренер быстро меняет некоторых (примерно половину) членов группы местами, приглашает Андрея и предлагает вернуть всех на свои места.
Упражнение целесообразно повторить, чтобы три-четыре участника могли проверить свою наблюдательность. Вариант: можно каждый раз просить быть наблюдателем двух человек одновременно.
После окончания работы тренер обращается с вопросами прежде всего к тем, кто побывал в роли наблюдателя: «Какие у вас были трудности?», «Как вы решали поставленную перед вами задачу?»
Это упражнение можно использовать в сочетании с упражнением 30 из первой части нашего каталога.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Группа делится пополам (если в группе нечетное число членов, тренер тоже принимает участие в упражнении) и садится в два ряда лицом друг к другу.
«Посмотрите на своих соседей справа и слева и постарайтесь запомнить свое место. То положение, которое мы сейчас занимаем, обозначим цифрой „один". Сейчас я скажу „два" и каждый должен поменять свое место. „Два". Постарайтесь снова запомнить своих соседей. То же самое будем делать на счет „три" и „четыре". „Три". (После 10—15-секундной паузы). „Четыре".
А теперь я назову любую цифру и каждый раз после этого надо будет воспроизвести положение, которое вы занимали соответственно этой цифре».

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы.
«Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы. (Тренер раздает карточки.) Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет „раз" (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень
часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее
движения: например, качает головой, закрывает глаза, потирает руки и т. п. Когда я скажу „два" а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: „Кто наблюдал за вами?", „Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?"».
Через три минуты тренер обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: «Кто наблюдал за тобой?» и если ответ правильный, то следует второй вопрос уже к наблюдателю, который должен ответить, какие движения выполнял его подопечный.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Все участники садятся по кругу.
«Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Участники группы сидят по кругу.
«Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет мину та. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали».
В ходе упражнения тренер фиксирует тех участников, которые:

1. поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет;

2. своевременно поднимают руку;

3. поднимают руку позже.

После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть людей говорят о сложности для них такого задания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Участники могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности события приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.
Если участники группы высказывают желание повторить упражнение, тренер идет им навстречу или предлагает потренироваться самим.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Для проведения упражнения необходима магнитофонная запись звуков наборного диска телефона или два (три) телефонных аппарата. Участники группы сидят по кругу. Каждому из них дается лист бумаги, на котором подготовлена таблица на 30 (50) граф.
«Возьмите ручки и бумагу. Сейчас бы послушаете запись 30-ти (50-ти) вариантов звучания телефонного диска во время набора номера. Вам необходимо определить номер, звучание набора которого бы услышите. После набора каждого номера будет пауза, во время которой вы успеете записать свой вариант. После каждых 10-ти номеров вы получите возможность проверить, насколько точны ваши результаты».
Упражнение дает возможность потренироваться в получении образов на основе восприятия информации, эффективность звуковой интерпретации которой определяется субъективным чувством времени. В ходе обсуждения возникают идеи относительно того, какие номера удавалось зафиксировать с минимальными сложностями, о важности адекватного восприятия длительности события.

 

УПРАЖНЕНИЕ 13.

Участники группы стоят по кругу.
«Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки — шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно три мину ты. Я скажу, когда они закончатся».
Это упражнение стоит выполнять в комнате где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер может не принимать участия в упражнении.
Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»

УПРАЖНЕНИЕ 14.

Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а ни счет „два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, „раз" (пауза), „два"».
Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.
Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

МОДИФИКАЦИЯ 1.

Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас каждый найдет себе партнера, из тех, кто сидит напротив. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена». (Если в группе нечетное количество участников, тренер также включается в выполнение упражнения). Теперь я прошу всех закрыть глаза. Когда я скажу „начали", все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнерами. Итак, мы начали».
После того как все заняли места, можно задать вопрос: «Все ли оказались там, куда вы планировали придти?»

МОДИФИКАЦИЯ 2.

Участники сидят по кругу.
«В течение тридцати секунд посмотрите внимательно друг на друга, постарайтесь запомнить, кто где сидит (для усложнения упражнения можно ограничиться просьбой посмотреть внимательно друг на друга). Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться местами. Сделать это надо будет, не открывая глаз. Открыть их можно только после того, как вы окажетесь на новом месте.
Итак, Таня и Света, поменяйтесь местами».
Тренер называет каждый раз по два человека до тех пор, пока все члены группы не примут участие в упражнении.

 

 

МОДИФИКАЦИЯ 3.

Участники сидят по кругу.
«На счет „раз" каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет „два" мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. Открыть глаза можно только после моей команды».
Тренер следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились.

УПРАЖНЕНИЕ 15.

Участники группы сидят по кругу.
«Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, „обратитесь в слух". Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».
Через одну-две минуты тренер просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.
При обсуждении обнаруживается, что некоторым участникам группы удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).

УПРАЖНЕНИЕ 16.

Участники группы сидят по кругу.
«Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно, Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем: резко тормозит машина. Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта. Шум морских волн, набегающих на берег. Упала и разбилась чашка. Орудийные залпы во время праздничного салюта и т. д.» После обозначения каждого звука тренер делает паузу (примерно 7—10 секунд).
В ходе обсуждения можно задать такие вопросы: «Какие звуки было представить легче, какие сложнее?» «Какие чувства у вас возникали?»

УПРАЖНЕНИЕ 17.

Все участники группы сидят по кругу.
«Закройте, пожалуйста, глаза и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Постарайтесь зафиксировать все, что вы ощущаете сейчас, в данный момент. Для этого у нас есть пять минут». Через пять минут тренер продолжает инструкцию. «Откройте глаза. Пусть кто-нибудь из вас расскажет о своих ощущениях. Все мы будем внимательно слушать. Постарайтесь передать сбои ощущения как можно подробнее. Следующие участники, сообщая о своих ощущениях, не должны повторять то, о чем было уже рассказано. Например, если предыдущий скажет о том, что он слышал звук катера, который прошел по каналу, то об этом говорить не надо»,
Упражнение позволяет расширить представления о сенсорно воспринимаемых сигналах, потренироваться в их различении и описании.

УПРАЖНЕНИЕ 18.

Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.
«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов „Я вижу...", содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать».
Тренер и участница группы садятся друг против друга.
Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на
коленях».
Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».
Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову»
и т. д.
«Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».
Это упражнение позволяет осознать различие между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».

УПРАЖНЕНИЕ 19.

Упражнение проводится в парах.
«Это упражнение состоит из двух этапов: на первом этапе один из участников пары будет наблюдателем, а другой будет испытывать различные переживания. На втором этапе надо будет поменяться ролями и повторить все задания.
Задание 1. Сейчас тот из вас, кто будет испытывать переживания, выберет, ничего не говоря вслух, три различных переживания из вашей жизни, которые были для вас достаточно интенсивными. Они не должны быть похожими друг на друга. Пронумеруйте эти переживания — один, два, три.
Теперь возьмите вашего партнера за руки и скажите: „один". Затем отвлекитесь от окружающей обстановки, углубитесь в себя, перенеситесь в то время и то место, где вы испытали выбранное переживание и переживите его снова, но вслух ничего при этом не говорите. Пусть пройдет 1—2 минуты. Затем скажите „два" и включитесь во второе переживание. Затем — „три".
При этом заметьте: если, закрыв глаза, вы как бы со стороны видите ситуацию, в которой испытали выбранное переживание, и представляете себя в этой ситуации, то „войдите" внутрь образа. Когда вы окажетесь „внутри" и переживете те состояния, чувства, которые возникали у вас там и тогда, сожмите руку наблюдателя, чтобы дать ему понять, что именно в этот момент у вас возникло переживание. Наблюдатель просто следит за всеми теми изменениями, которые происходят с первым участником пары: цвет кожи, дыхание, поза, тонус мышц, размер зрачка и т. д.»
Примерно через шесть минут тренер продолжает инструкцию.
Задание 2. «Теперь тот, кто испытывает переживания, делает то же самое, что и раньше: называет номер и „включается" в соответствующее переживание. Наблюдатель же не только смотрит, но и описывает изменения, происходящие с партнером. Например, „уголки вашего рта приподнимаются, кожа бледнеет, левая щека напряжена больше, чем правая, дыхание учащается" и т. д. Надо следить за тем, чтобы это описание не включало интерпретаций, суждений, например, „вы выглядите счастливым" или „сей час вы обеспокоены"».
На выполнение этого задания дается около десяти минут.
Задание 3. «Первый участник пары снова испытывает переживания, но не называет их номера. Он может начать с любого. Наблюдатель смотрит, ничего не говоря до тех пор, пока первый участник не закончит переживать. Тогда наблюдатель должен сказать, какое из трех переживаний имело место. Далее работа продолжается испытывающий переживания перебирает их в раз личном порядке до тех пор, пока наблюдатель не научится верно их идентифицировать. Если наблюдатель не справляется с задачей, не надо ему ничего говорить, а продолжайте работу».
Задание 4. (Это задание по сути своей не относится к упражнениям на развитие наблюдательской сенситивности. Оно направлено на совершенствование способности понимания состояний другого). Первый участник пары испытывает по очереди каждое из трех переживаний, а наблюдатель старается понять содержание этого переживания настолько близко, насколько это возможно: это понимание может включать как описание состояния, так и ситуации, в которой оно могло возникнуть. Первый участник сообщает, на сколько описание соответствует действительности. После завершения упражнения можно про вести обсуждение возникших впечатлений, Участники могут поделиться трудностями, с которыми они столкнулись, перечислить те признаки, реакции, которые позволяли «опознавать» переживание. Обычно в результате проведения этого упражнения люди начинают больше замечать в облике другого, фиксировать такие изменения, на которые раньше не обращали внимания. Кроме того, это упражнение позволяет осознать различие между тем, что «я вижу» и моими интерпретациями, и тренироваться в описании другого, не прибегая к оценочным понятиям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных