ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЛЬФ МЕЙНЕРТ ПИШЕТ СВОЙ ТРУДИКС ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ Очевидно, под влиянием пророческой книги Мейнерталитературный и художественный авангард в культуриых центрахпровозгласил лозунг; "После нас хоть саламандры!" Будущеепринадлежит саламандрам. Саламандры - это культурныйпереворот. Пусть у них нет своего искусства - зато они необременены грузом идиотских идеалов, иссохших традиций итого обветшалого, нудного школярского хлама, которыйназывался поэзией, музыкой, архитектурой, философией иликультурой вообще; все это дряхлые слова, от которых настошнит. Саламандры еще не поддались искушению пережевыватьжвачку изжившего себя человеческого искусства - тем лучше:мы создадим для них новое. Мы, молодые, расчищаем путь длябудущего всемирного саламандризма; мы хотим быть первымисаламандрами, мы - саламандры завтрашнего дня! Так родилась в поэзии молодое направление"саламандрианцев", возникла тритоническая (трехтональная)музыка и пелагическая живопись, которая вдохновляласьобразами медуз, морских звезд и кораллов. Работы саламандрпо упорядочению побережий были объявлены источником новойкрасоты и монументальности. Мы сыты природой по горло,раздавались голоса; пусть гладкие бетонные берега придут наместо старых живописных скал! Романтика умерла. Будущиеконтиненты будут очерчены прямыми линиями и примут формысферических треугольников и ромбов; старый геологический мирдолжен уступить место миру геометрическому. Словом - этобыло опять-таки нечто новое и футуристическое, новаясенсация духовной жизни и манифеста новой культуры. Те же,кто не успел своевременно вступить на путь грядущегосаламандризма, с горечью чувствовали, что остались зафлагом, и мстили за это, проповедуя чистую "человечность",возврат к человеку и к природе и прочие реакционные формулы.В Вене был освистан концерт тритонической музыки, впарижском Салоне Независимых неизвестный злоумышленникизрезал пелагическую картину, выставленную под названиемCapriccio en bleu (112). Одним словом, саламандризмпобедоносно и неудержимо шествовал вперед. Не было, однако, недостатка и в ретроградныхвыступлениях, направленных против "саламадромании", как еетогда называли. Самым принципиальным из них был анонимныйанглийский памфлет, вышедший в свет под заглавием "ИКСпредостерегает". Эта брошюра получила значительноераспространение, но личность ее автора никогда не былараскрыта; многие считали, что ее написал кто-то из князейцеркви, так как в английском языке буква икс ("X") служитсокращенным обозначением имени Христа. В первой главе памфлета автор пробовал дать статистикусаламандр, прося простить его за неточность приводимцх цифр.Даже по приблизительному подсчету, говорил он, саламандр внастоящее время в семь-двадцать раз больше общего числалюдей на земном шаре. Столь же неопределенны и нашисведения о том, сколько есть под водой у саламандр фабрик,нефтяных скважин, водорослевых плантаций, ферм дляразведения угрей, установок для использования водной энергиии других естественных энергетических ресурсов; у нас нетдаже приблизительных данных о производственной мощностипромышленных предприятий саламандр; но меньше всего намизвестно, как обстоит дело с вооружениями саламандр. Мызнаем, правда, что в получении металлов, деталей машин,взрывчатых веществ и многих химикалий саламандры зависят отлюдей; но, во-первых, все государства держат в строгомсекрете, какое именно оружие и сколько других фабрикатов онипоставляют своим саламандрам, а во-вторых, мы поразительноплохо осведомлены о том, что именно изготовляют саламандры вморских глубинах из полуфабрикатов и сырья, покупаемого улюдей. Несомненно одно: саламандры отнюдь не желают, чтобымы знали об этом; - в последние годы утонуло или задохнулосьтак много водолазов, спускавшихся на морское дно, что ихгибель никак нельзя приписывать простой случайности. Это,безусловно, признак тревожный как с промышленной, так и своенной точек зрения. Конечно, продолжал Икс в следующих главах, труднопредставить себе, что именно саламандры могли бы или хотелипотребовать от людей. Они не могут жить на суше, а мысовершенно не в состоянии помешать их образу жизни подводой. Их жизненная среда и наша четко и навеки отделеныодна от другой. Правда, мы требуем, чтобы они выполнялиопределенные работы; но за это мы корм им большинство из нихи поставляем им сырье и товары, которые без нас они вообщене могли бы получить, например - металлы. Но если даже нетпрактических поводов к какому-либо антагонизму между нами исаламандрами, то, я сказал бы, существует метафизическоепротивопоставление; глубинным созданиям противостоятсоздания поверхности, ночным существам - дневные, темнаяпучина вод - сухой и светлой земле. Граница между землей иводой очерчена более резко, чем до сих пор; наша землясоприкасается с их водой. Мы могли бы прекрасно жить всевремя в стороне друг от друга, обмениваясь лишьопределенными, продуктами и услугами; но трудно избавитьсяот гнетущего ощущения, что это едва ли удастся. Почему? Яне могу привести никаких определенных доводов; но этоощущение не исчезает; это как бы предчувствие, что в одинпрекрасный день сами воды поднимутся против земли, чтобыразрешить вопрос - кто кого. Признаюсь, страх мой несколькоиррационален, пишет далее Икс; но я почувствовал бы огромноеоблегчение, если бы саламандры выступили с какими-нибудьпретензиями к людям - тогда с ними можно было бы по крайнеймере договариваться, заключать разные концессии, соглашенияк компромиссы, но их молчание - страшно. Я боюсь ихнепонятной сдержанности. Они могли бы, например,потребовать для себя определенных политических прав;откровенно говоря, законы для саламандр во всех странахнемного устарели и стали недостойными столь цивилизованных иколичественно столь сильных существ. Следовало быразработать новые права и обязанности саламандр в смыслеболее выгодных для них условий; можно было бы подумать окакой-то степени автономности для саламандр; справедливобыло бы улучшить их рабочие условия и вознаграждать их трудщедрее. Итак, во многих отношениях можно было бы облегчитьих участь, если бы только они это требовали. Тогда мы моглибы пойти на некоторые уступки в их пользу, связав ихкомпенсационными договорами; по меньшей мере мы выиграли бынесколько лет. Но саламандры не требуют ничего; они толькоповышают производительяоеть своего труда и увеличиваютзаказы, настала пора спросить себя наконец, на чемостановится то - и другое. Когда-то говорили о желтой, черной или красной опасности;но все это были люди, а мы более или менее можем себепредставить, чего хотят люди. И все же, хотя мы пока ипонятия не имеем, как и против чего придется человечествуобороняться, одно должно быть ясно, если на одной сторонебудут саламандры, то на другой встанет все человечество. Люди против саламандр! Пора уж наконец формулировать этоположение. Ведь, положа руку на сердце, нормальный человекинстинктивно ненавидит саламандр, питает к ним отвращениеи... боится их. Какая-то леденящая тень ужаса пала на всечеловечество. Как иначе объяснить эту безумную похоть, этунеутолимую жажду утех и наслаждений, эту оргию разврата,которая охватила теперешних людей? Такого падения нравов мыне знали с тех времен, когда на Римскую империю готовилисьобрушиться лавины варваров. Это уже не только плодынебывалого материального благоденствия, но и отчаянныеусилия заглушить страшное чувство разложения и гибели. Ещепоследнюю чашу, пока не настал конец! Какое безумие, какойпозор! Будто сам бог по грозному своему милосердиюниспослал старческую дряблость нациям и классам, которыестремительно несутся в бездну. Хотите прочесть роковыеслова "мене-текел-фарес", начертанные огненными знаками надпирующим человечеством? Поглядите на световые надписи, всюночь горящие над входами в притоны кутежа и распутства. Вэтом отношении мы, люди, уже приближаемся к саламандрам: мыживем больше ночью, чем днем. Если бы саламандры не были по крайней мере так чудовищнопосредственны! - с тоской восклицал Икс. Да, они более илименее образованны; но это делает их тем более ограниченными,ибо они взяли от человеческой цивилизации только то, чтоесть в ней стандартного и утилитарного, механического иприкладного. Они стоят около человечества, как Вагнер околоФауста, но разница в том, что они удовлетворяются этим и ихне гложут никакие сомнения. Страшнее всего, что этотвосприимчивый, глуповатый и самодовольный тип цивилиэованнойпосредственности размножался в миллионах и миллиардаходинаковых единиц. Впрочем, нет, я ошибся: страшнее всего,что они достигли таких успехов. Они научились пользоватьсямашинами и арифметикой, и оказалось - этого достаточно,чтобы они сделались властителями своего мира. Они выбросилииз человеческой цивилизации все, что было лишенонепосредственной полезности, всякую игру, фантазию, заветыстарины; тем самым они лишили ее всего, что было в нейчеловеческого, и усвоили только ее оголение - практическую,утилитарную, техническую сторону. И эта жалкая карикатурана человеческую цивилизацию изумительно процветает; онасоздает технические чудеса, перекраивает нашу старую планетуи в конце концов начинает гипнотизировать само человечество.Фауст будет учиться тайнам преуспевающей посредственности усвоего ученика и слуги! Одно из двух: или человечествостолкнется с саламандрами в борьбе не на жизнь, а на смерть,или же оно бесповоротно осаламандрится. Что касается меня,меланхолически заканчивает Икс, то я предпочел бы первое. И вот Икс предупреждает вас, продолжал анонимный автор.Еще можно стряхнуть это холодное и скользкое кольцо, котороеобвивается вокруг нас. Мы должны избавиться от саламандр.Их стало слишком много. Они вооружены и могут пустить в ходпротив нас военный материал, о мощи которого мы почти ничегоне знаем. Но страшнее всего для нас, людей, не ихчисленность и сила, а их торжествующая над всемнеполноценность. Я не знаю, чего нам надо бояться больше:их человеческой цивилизованности или же их коварной,холодной, звериной жестокости. Но когда одно соединяется сдругим, то получается нечто невообразимо кошмарное, почтидьявольское. Во имя культуры, во имя христианства ичеловечества мы должны освободиться от саламандр. Ианонимный апостол взывал: Безумцы, перестаньте наконец кормить саламандр! Перестаньте давать им работу, откажитесь от их услуг,порвите с ними, пусть они переселяются куда хотят, гдесмогут кормиться сами, как и вся остальная водная фауна.Сама природа управится тогда с излишком саламандр; только былюди, человеческая цивилизация и человеческая историяперестали работать на саламандр! И перестаньте поставлять саламандрам оружие! Запретите снабжать их металлами и взрывчатыми веществами,не посылайте им наших машин и изделий! Вы ведь не станетепоставлять зубы тиграм и яд змеям; не станете подогреватьогнедышащий вулкан или разрушать плотины, чтоб открыть путьнаводнениям! Пусть запрещение поставок распространится навсе моря, пусть саламандры будут объявлены вне закона, пустьбудут они прокляты и изгнаны из нашего мира. Пусть будет создана Лига наций против саламандр! Все человечество должно быть готово отстаивать своесуществование с оружием в руках. Пусть по инициативе Лигинаций, короля шведского или папы римского будет созванавсемирная конференция всех цивилизованных государств,которая создаст Всемирный союз или по крайней мере Союзхристианских наций против саламандр! Настал решающиймомент, когда под давлением страшной саламандровой опасностии лежащей на людях ответственности, быть может, удастсясделать то, что не под силу было мировой войне, несмотря навсе бесконечные жертвы: учреждение Соединенных Штатов Мира.Дай бог! Если бы это удалось, - значит, саламандрыпоявились не напрасно, значит, они были орудием промыслабожьего. Этот патетический памфлет вызвал живейшие отголоски всамых широких кругах публики. Пожилые дамы соглашалисьглавным образом с тем, что настало небывалое падение нравов.Наоборот, экономические обзоры газет справедливо указывали,что нельзя ограничивать поставки саламандрам, так как этопривело бы к резкому сокращению производства и к тяжеломукризису во многих отраслях промышленности. Да и сельскоехозяйство, писали они, рассчитывает на огромный сбыткукурузы, картофеля и других продуктов, служащих кормом длясаламандр; если бы численность саламандр уменьшилась, то нарынке продовольственных продуктов цены сильно упали бы иземледельцы оказались бы на краю разорения. Что касается"Лиги наций против саламандр", то всеответственныеполитические инстанции возражали, заявляя, что в ней нетнадобности: во-первых, уже есть Лига наций, а во-вторых -Лондонская конвенция, согласно которой морские державыобязались не снабжать своих саламандр тяжелым вооружением.Не легко, впрочем, требовать такого ограничения вооруженийот государства, которое не имеет уверенности в том, чтокакая-нибудь другая морская держава не вооружает тайно своихсаламандр, повышая этим свой военный потенциал в ущербсоседям. Равным образом ни одно государство и ни одинконтинент не могут принудить своих саламандр перебратьсякуда-нибудь в другое место - хотя бы уже потому, что такимпутем они повысили бы, с одной стороны, сбыт промышленной иземледельческой продукции, а с другой - военную мощь другихгосударств или континентов. И подобных возражений, скоторыми вынужден был соглашаться всякий здравомыслящийчеловек, приводилось много. Несмотря на это, памфлет "Икс предостерегает" произвелглубокое впечатление и не остался без последствий. Почти вовсех странах начало расти движение против саламандр исоздавались Союзы истребления саламандр, клубы"антисаламандрианцев", "комитеты защиты человечества" имного других организаций такого же рода. Женевские делегатыот саламандр подверглись оскорблениям, когда собирались на1213-е заседание комиссии по изучению СаламандровогоВопроса. На заборах вдоль морских побережий появлялисьугрожающие надписи, вроде "Смерть саламандрам", "Долойсаламандр" и т. п. Много саламандр было побито камнями; ниодна саламандра не осмеливалась больше высовывать днемголову из воды. Несмотря на все это, с их стороны не былоникаких протестов или ответных действий. Они простосделались невидимыми, по крайней мере днем, и люди, которыезаглядывали через их заборы, видели только бесконечную дальравнодушно шумящего моря. "Ишь, сволочи, - с ненавистьюговорили люди, - даже не показываются". И вдруг среди этого гнетущего затишья прогремело такназываемоеНе нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|