Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. 11 страница




Термин «идентификация» был введен З.Фрейдом в 1917 году в работе «Печаль и меланхолия». Идентификация понималась им как имитация поведения родителя своего пола, вплоть до формиро­вания комплексов Эдипа и Электры.

Позже, другими исследователями, концепция имитации была расширена до моделирования — имитации поведения людей своего тела вообще, а не только родителей.

М. Клейз (1991) отмечает, что, начиная с раннего детства, человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения. Подобная ассимиляция не является ре­зультатом намеренного обучения, она, скорее, продукт постепен­ного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.

В психологическом словаре (1991) мы находим определение идентификации как эмоционально-когнитивного процесса нео­сознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образом.

В младенчестве возникает первичная идентификация, которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объек­том» уступает место вторичной идентификации, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем вклю­чения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.

Применительно ко взрослому субъекту, идентификация связывалась с невротическими симптомами, при которых у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезнен­ные явления, характерные для последнего.

Что же касается понятия «идентичность», то она в наибольшей мере связана с половыми ролями и во многом определяет «Я-

концепцию». Р. Берне (1986) отмечал, что человек строит «образ Я» через призму своей идентичности. подчеркнули тесную связь понятий «половая роль» и «половая идентичность»: половая идентичность есть субъективное переживание половой роли, которая, в свою очередь, есть публичное выра­жение половой идентичности.

По определению И. С. Кона (1988), половая роль — это некото­рая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Автор указывает, что «роль» и «идентичность» взаимосвязаны и предполагают друг друга. Тем не менее, они не тождественны, и их изучение имеет разные точ­ки отсчета: половые роли соотносятся с системой нормативных предписаний культуры, а половая идентичность - с системой лич­ности.

Половая идентичность — единство поведения и самосозна­ния индивида, причисляющего себя к определенному полу и ори­ентирующегося на требования соответствующей половой роли

(Кон И. С, 1988).

Определяя половую и полоролевую идентичности, нельзя не вспомнить, что впервые понятие идентичности сформулировал Е. Ег1к80п (1959). Он является автором теории идентичности, кото­рая родилась из клинического анализа непостоянства «Я» при не­врозах.

Согласно Е. Эриксон (1959), понятие «Я-идентичности» занима­ет центральное место в осмыслении процесса развития и включает ряд важных аспектов.

Во-первых, идентичность соотносится с понятиями единства и монолитности, позволяющими описать одни явления отличными от других.

Во-вторых, оно определяет представления о постоянстве и про­тяженности, поддерживающие константность объектов и субъектов, несмотря на временные изменения, которые они могут претерпевать.

В-третьих, идентичность позволяет установить отношения между вещами, объединяя те, которые «существуют совместно», и, «перегруппируя их по сходству и различию».

Идентичность определяется как тождественность самому себе и противостоит разделяющим тенденциям.

Иными словами, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатство отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе и развития.

Идентичность - это показатель зрелой (взрослой) личности, истоки организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.

Основные этапы взрослого возраста предвосхищают три аспек­та становления идентичности в отрочестве: половая поляризация противостоит бисексуальности; интеграция функций власти и под­чинения — потере авторитета; идеологический выбор — смещению ценностей.

И хотя Э. Эриксон не использует термин «полоролевая иден­тичность», отталкиваясь от его теории, полоролевую идентичность можно определить как принятие себя в соответствии с собствен­ным полом и принятие наличия определенного пола в себе.

Структура «Я» тем лучше развита, чем лучше человек осознает свою собственную целостность, свое сходство и различие с другим, свою ограниченность и свои возможности. Формирование идентичности никогда не бывает однонаправленным, оно охватывает половую идентификацию, становление определенной мировоз­зренческой позиции и выбор той или иной профессиональной ори­ентации.

Именно проблемы принятия своей половой роли — представле­ние о себе как о существе мужского или женского пола и степень удовлетворенности, связанная с этим представлением, - в наи­большей мере связаны с невротическими и личностными нарушениями.

Освоение половой роли представляет собой основную задачу отрочества. Если в детстве окружающие могут смириться с некоторыми отклонениями в поведении ребенка от предписанных половых ролей, то в отрочестве выбор должен быть более четким, а необ­ходимость избежать отклонений — более очевидной.

Как отмечает М. С1ае5 (1991), общество более терпимо к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в широ­ком регистре, например: девушка на некоторое время может выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения.

освоение половой роли является более сложным для девочки, чем для мальчика, в связи с различиями в мужской и женской социализации.

У девочки этот перелом происходит в отрочестве. В детстве она находилась под двойным влиянием: первое усугубляло ее зависимость дома, второе поощряло индивидуализм и стремление к созреванию в школе. В юности девушка соприкасается с тем, что окружающие ждут от нее отказа от идей самореализации и/или они должны скрыть стремление к индивидуальному успеху, во имя основных целей: стать женой и матерью. Девушки со снижением интеллекта рискуют не оправдать эти ожидания. В связи с этим, исследование их в этом аспекте представляет большой интерес.

 

Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью

Большие сложности в отборе методик исследования связаны с двумя основными причинами:

1.Отсутствие соответствующих формализованных методик, ко­торые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень половой идентичности, полоролевой идентификации.

2. Явный дефицит методик, специально созданных или адапти­рованных для детей и подростков с нарушениями психического развития.

Изучение полоролевой идентификации умственно отсталых подростков проводили следующими психодиагностическими ме­тодиками:

— Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противополож­ного пола»

- Тест «Возраст Пол. Роль» (ВПР).

5.4.1. Результаты рисуночного теста Исследование проводили в Детском доме-интернате № 1 (Петродворец) для детей с отклонениями в умственном развитии. В.этом закрытом интернатном учреждении живут, учатся и трудят­ся 340 детей с разной степенью умственной отсталости. Первона­чально было решено исследовать детей препубертатного периода (10-11 лет), но апробация методик не дала значимых результатов, поэтому были обследованы подростки в пубертатном периоде раз­вития.

Были изучены психолого-педагогические характеристики вос­питанников. После анализа результатов были сформированы

4 группы обследованных:

1группа - девочки (20 чел), 10 - 70-60. Диагноз: легкая ум­ственная отсталость, в учреждении живут 9-10 лет, возраст 14-16 лет.

2группа - девочки (20 чел.), 10 - 50-40. Диагноз: умеренная,' умственная отсталость, в учреждении живут 9-10 лет, возраст 14-1 16 лет.;;

3группа - мальчики (20 чел),!0 70-60. Диагноз: легкая умственная отсталость, в учреждении живут 9-10 лет, возраст 14-^^ 16 лет.

4 группа - мальчики (20 чел.), 10 50-40. Диагноз: умеренна умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14-16 лет. 156

При применении праксиметрического метода, основанного на анализе рисунков подростков «Нарисуй человека своего и противо­положного пола» использова1ш для интерпретации элементы про­ективной методики Г. Маховер «Нарисуй человека» (1996).

Г. Маховер, анализируя детские рисунки с клиническими дан­ными, выделила ряд признаков интерпретации человеческой фигу­ры, касающиеся не уровня интеллектуального развития, а личнос­тных особенностей. Считается, что изображая человека, испытуе­мый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его соб­ственного внутреннего мира. Следует отметить, что теоретические основания такого подхода по сей день являются спорными и разде­ляются не всеми. Интерпретации по Г. Маховер, дают представление о выявлении неких общих тенденций, но не постановке точно-то психологического диагноза.

Целью исследования с помощью этой методики являлось выяв­ление представлений о человеке мужского и женского пола, опре­деляя сумму половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Задание выполнялось индивидуально. Рисование предваряла небольшая беседа, построенная в форме «вопрос—ответ».

1.Ты — человек какого пола?

2.Ты мальчик или девочка?

3. Если мальчик, значит мужского пола. Какой пол будет противоположным?

Инструкция:

1. Нарисуй человека своего пола

— в одежде

- без одежды

2. Нарисуй человека противоположного пола

— в одежде

- без одежды

Обязательно уточняли: понятно или нет задание, так как работа проводилась с умственно отсталыми подростками. Время рисова­ния не ограничивали, никаких дополнительных инструкций не давали.

При оценке учитывали изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оценивали следующие параметры:

1.Соответствует или нет изображение фигуры полу.

2.Соответствует или нет одежда и аксессуары полу.

3.Соответствие прически полу

4.Наличие вторичных половых признаков.

 

 

 
 

 

 

.

 

По этим критериям 1 балл ставился при соответствии, а «О» — при несоответствии признака половой идентичности. Кроме этого, по Г. Маховер выделены некоторые признаки, которые нельзя оста­вить без внимания, и наличие которых в рисунках помогает оце­нить признаки половой идентичности:

1.Лицо — символ общения; ребенок рисующий черты лица нечетко - имеет проблемы в общении, и напротив - если все черты лица прорисованы четко - это знак высокой заинтересован­ности.

2.Глаза — красивые глаза, длинные ресницы — признак эстети­ческих наклонностей, женственности, у девочек — признак поло­вой идентификации.

3. Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки -

признак половой идентификации.

Оценку рисунков проводили по следующим параметрам:

1.Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная та­лия, округлые бедра (у женщин) — 1 балл, отсутствие в изображении фигуры признаков полов - 0.

2.Одежда, свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол), брюки, рубашка, шорты (мужской). Присутствие одежды, свойственной полу — 1 балл, отсутствие — 0.

3.Прическа в соответствии с полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин), или мужская (короткие волосы или просто челка). Присутствие признаков — 1 балл, отсутствие — 0.

4. Вторичные половые признаки при изображении обнаженного тела (грудь, оволосение) — 1 балл, отсутствие — 0.

5. Первичные половые признаки (гениталии), если изображены - 1 балл, нет — 0.

6. Дополнительные баллы присваивались за наличие в рисунке
признаков половой идентификации (по Г. Маховер); красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак
высокой заинтересованности), максимально — 3 балла.

Результаты оценки рисунков (табл. 21 и 22) показали, что в об­наженном виде как девочки, так и мальчики изображают фигуру человека своего и противоположного пола, которые идентифици­руются в небольшом числе случаев - в 10-30%, причем в группах с умеренной умственной отсталостью хуже, чем с легкой. Трудности с половой идентификацией связаны с тем, что лишь в единичных рисунках дети изображают первичные и вторичные половые признаки. Только половина девочек с легкой умственной отсталость!

Таблица 22

Оценка рисунков «Нарисуй человека противоположного пола» подростками с разной степенью умственной отсталости, %

У умств. отсталость
 
 

которые помогают идентифицировать пол изображенного человека.

Если подростки изображают человека в одежде и с прической, ситуация изменяется: идентификация человека в этом случае значительно повышается при изображении своего и противоположного пола у девочек и мальчиков с легкой умственной отсталостью и улучшается у девочек с умеренной умственной отсталостью.

Интерпретация признаков по Г. Маховер позволила установить характерных различий (рис. 21 и 22).

 


Рисунки девочек с изображением половых признаков своего пола являются более точными, чем противоположного. Рисунки девочек с легкой умственной отсталостью при изображении чело века противоположного пола качественно полнее, чем у девочек с умеренной умственной отсталостью. Изображение человека своего пола (женщины) информативнее, чем человека противоположного пола, соответственно в первой группе - 54 и 36%, во второй группе — 34% и 14%, что позволяет сделать вывод, что информации о своем поле у девочек больше, чем о противоположном. В обеих группах в рисунках девочек информативными для отражения особенностей пола оказались признаки прически и одежды, свойственные своему или противоположному полу

Рисунки мальчиков с более высоким уровнем интеллекта (третья группа) полнее отражают признаки обеих полов, чем рисунки


Мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития (чет­вертая группа). Соотношение в процентах: в третьей группе — 46% (свой пол), 22% (противоположный пол), в четвертой группе -16% (свой пол), 10% — противоположный пол. Информация о поле просматривалась в рисунках мальчиков третьей группы в призна­ках одежды и прически, а в четвертой группе этого не наблюдалось.

Таким образом, интерпретация признаков по Г. Маховер пока­зала, что в рисунках подростков преобладает подчинение власти женщине, придание большего значения так называемым женским идентидентификациям (женский персонаж больше мужского, более точ­но нарисованный). Это могло сложиться под влиянием «женского воспитания» в условиях закрытого детского учреждения, где пер­сонал, в основном, женщины. Отмечается также зрелость девочек по отношению к мальчикам при отражении признаков своего пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия более чет­кие, в то же время мальчики полнее отражают признаки противо­положного пола.

Все изложенное выше позволяет сделать выводы:

Половая идентичность умственно отсталых подростков нахо­дится в прямой зависимости от уровня интеллектуального разви­тия; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифици­рует подросток свой и противоположный пол.

Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем ин­теллекта. Рисунки девочек более зрелые, половые различия указа­ны подробнее.

Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.

Представления об отличии полов просматриваются в большинстве случаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа), первичные половые признаки появляются в рисунках детей с более развитым интеллектом.

5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР)

Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоциональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начи­ная с 4 лет. кий в. в., 1990), который был создан для исследования осознава­емых и неосознаваемых проявлений симпатии у членов семьи.

Метод является невербальным и соответствует понятию импрессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количе­ственные выражения, что позволяет отнести его также и к шкаль­ным методам.

Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенно­сти субъективного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, категоризации и психологических установок на восприятие. Человек останавливает свой выбор именно на тех пор­третах, которые имеют для него личностный смысл, которые по тем или иным причинам оказывается значимыми, при положительном и отрицательном характере отношения.

Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточки разделены на пять возрастных групп; по шесть карточек в каждой группе, где 3 мужских портрета и 3 -жен­ских групп и терминология приведены в соот­ветствии с Международной классификацией ООН. 1-я группа — дети в возрасте от 4 до 12 лет; 2 — подростковый и юношеский возраст — 13—21 год;. 3 — возраст ранней зрелости — 22—35 лет;

— возраст поздней зрелости — 36—55 (60) лет;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных