ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. 11 страницаТермин «идентификация» был введен З.Фрейдом в 1917 году в работе «Печаль и меланхолия». Идентификация понималась им как имитация поведения родителя своего пола, вплоть до формирования комплексов Эдипа и Электры. Позже, другими исследователями, концепция имитации была расширена до моделирования — имитации поведения людей своего тела вообще, а не только родителей. М. Клейз (1991) отмечает, что, начиная с раннего детства, человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения. Подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она, скорее, продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение. В психологическом словаре (1991) мы находим определение идентификации как эмоционально-когнитивного процесса неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образом. В младенчестве возникает первичная идентификация, которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место вторичной идентификации, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Применительно ко взрослому субъекту, идентификация связывалась с невротическими симптомами, при которых у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего. Что же касается понятия «идентичность», то она в наибольшей мере связана с половыми ролями и во многом определяет «Я- концепцию». Р. Берне (1986) отмечал, что человек строит «образ Я» через призму своей идентичности. подчеркнули тесную связь понятий «половая роль» и «половая идентичность»: половая идентичность есть субъективное переживание половой роли, которая, в свою очередь, есть публичное выражение половой идентичности. По определению И. С. Кона (1988), половая роль — это некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Автор указывает, что «роль» и «идентичность» взаимосвязаны и предполагают друг друга. Тем не менее, они не тождественны, и их изучение имеет разные точки отсчета: половые роли соотносятся с системой нормативных предписаний культуры, а половая идентичность - с системой личности. Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли (Кон И. С, 1988). Определяя половую и полоролевую идентичности, нельзя не вспомнить, что впервые понятие идентичности сформулировал Е. Ег1к80п (1959). Он является автором теории идентичности, которая родилась из клинического анализа непостоянства «Я» при неврозах. Согласно Е. Эриксон (1959), понятие «Я-идентичности» занимает центральное место в осмыслении процесса развития и включает ряд важных аспектов. Во-первых, идентичность соотносится с понятиями единства и монолитности, позволяющими описать одни явления отличными от других. Во-вторых, оно определяет представления о постоянстве и протяженности, поддерживающие константность объектов и субъектов, несмотря на временные изменения, которые они могут претерпевать. В-третьих, идентичность позволяет установить отношения между вещами, объединяя те, которые «существуют совместно», и, «перегруппируя их по сходству и различию». Идентичность определяется как тождественность самому себе и противостоит разделяющим тенденциям. Иными словами, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатство отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе и развития. Идентичность - это показатель зрелой (взрослой) личности, истоки организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Основные этапы взрослого возраста предвосхищают три аспекта становления идентичности в отрочестве: половая поляризация противостоит бисексуальности; интеграция функций власти и подчинения — потере авторитета; идеологический выбор — смещению ценностей. И хотя Э. Эриксон не использует термин «полоролевая идентичность», отталкиваясь от его теории, полоролевую идентичность можно определить как принятие себя в соответствии с собственным полом и принятие наличия определенного пола в себе. Структура «Я» тем лучше развита, чем лучше человек осознает свою собственную целостность, свое сходство и различие с другим, свою ограниченность и свои возможности. Формирование идентичности никогда не бывает однонаправленным, оно охватывает половую идентификацию, становление определенной мировоззренческой позиции и выбор той или иной профессиональной ориентации. Именно проблемы принятия своей половой роли — представление о себе как о существе мужского или женского пола и степень удовлетворенности, связанная с этим представлением, - в наибольшей мере связаны с невротическими и личностными нарушениями. Освоение половой роли представляет собой основную задачу отрочества. Если в детстве окружающие могут смириться с некоторыми отклонениями в поведении ребенка от предписанных половых ролей, то в отрочестве выбор должен быть более четким, а необходимость избежать отклонений — более очевидной. Как отмечает М. С1ае5 (1991), общество более терпимо к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в широком регистре, например: девушка на некоторое время может выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения. освоение половой роли является более сложным для девочки, чем для мальчика, в связи с различиями в мужской и женской социализации. У девочки этот перелом происходит в отрочестве. В детстве она находилась под двойным влиянием: первое усугубляло ее зависимость дома, второе поощряло индивидуализм и стремление к созреванию в школе. В юности девушка соприкасается с тем, что окружающие ждут от нее отказа от идей самореализации и/или они должны скрыть стремление к индивидуальному успеху, во имя основных целей: стать женой и матерью. Девушки со снижением интеллекта рискуют не оправдать эти ожидания. В связи с этим, исследование их в этом аспекте представляет большой интерес.
Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью Большие сложности в отборе методик исследования связаны с двумя основными причинами: 1.Отсутствие соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень половой идентичности, полоролевой идентификации. 2. Явный дефицит методик, специально созданных или адаптированных для детей и подростков с нарушениями психического развития. Изучение полоролевой идентификации умственно отсталых подростков проводили следующими психодиагностическими методиками: — Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола» - Тест «Возраст Пол. Роль» (ВПР). 5.4.1. Результаты рисуночного теста Исследование проводили в Детском доме-интернате № 1 (Петродворец) для детей с отклонениями в умственном развитии. В.этом закрытом интернатном учреждении живут, учатся и трудятся 340 детей с разной степенью умственной отсталости. Первоначально было решено исследовать детей препубертатного периода (10-11 лет), но апробация методик не дала значимых результатов, поэтому были обследованы подростки в пубертатном периоде развития. Были изучены психолого-педагогические характеристики воспитанников. После анализа результатов были сформированы 4 группы обследованных: 1группа - девочки (20 чел), 10 - 70-60. Диагноз: легкая умственная отсталость, в учреждении живут 9-10 лет, возраст 14-16 лет. 2группа - девочки (20 чел.), 10 - 50-40. Диагноз: умеренная,' умственная отсталость, в учреждении живут 9-10 лет, возраст 14-1 16 лет.;; 3группа - мальчики (20 чел),!0 70-60. Диагноз: легкая умственная отсталость, в учреждении живут 9-10 лет, возраст 14-^^ 16 лет. 4 группа - мальчики (20 чел.), 10 50-40. Диагноз: умеренна умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14-16 лет. 156 При применении праксиметрического метода, основанного на анализе рисунков подростков «Нарисуй человека своего и противоположного пола» использова1ш для интерпретации элементы проективной методики Г. Маховер «Нарисуй человека» (1996). Г. Маховер, анализируя детские рисунки с клиническими данными, выделила ряд признаков интерпретации человеческой фигуры, касающиеся не уровня интеллектуального развития, а личностных особенностей. Считается, что изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственного внутреннего мира. Следует отметить, что теоретические основания такого подхода по сей день являются спорными и разделяются не всеми. Интерпретации по Г. Маховер, дают представление о выявлении неких общих тенденций, но не постановке точно-то психологического диагноза. Целью исследования с помощью этой методики являлось выявление представлений о человеке мужского и женского пола, определяя сумму половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Задание выполнялось индивидуально. Рисование предваряла небольшая беседа, построенная в форме «вопрос—ответ». 1.Ты — человек какого пола? 2.Ты мальчик или девочка? 3. Если мальчик, значит мужского пола. Какой пол будет противоположным? Инструкция: 1. Нарисуй человека своего пола — в одежде - без одежды 2. Нарисуй человека противоположного пола — в одежде - без одежды Обязательно уточняли: понятно или нет задание, так как работа проводилась с умственно отсталыми подростками. Время рисования не ограничивали, никаких дополнительных инструкций не давали. При оценке учитывали изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оценивали следующие параметры: 1.Соответствует или нет изображение фигуры полу. 2.Соответствует или нет одежда и аксессуары полу. 3.Соответствие прически полу 4.Наличие вторичных половых признаков.
По этим критериям 1 балл ставился при соответствии, а «О» — при несоответствии признака половой идентичности. Кроме этого, по Г. Маховер выделены некоторые признаки, которые нельзя оставить без внимания, и наличие которых в рисунках помогает оценить признаки половой идентичности: 1.Лицо — символ общения; ребенок рисующий черты лица нечетко - имеет проблемы в общении, и напротив - если все черты лица прорисованы четко - это знак высокой заинтересованности. 2.Глаза — красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек — признак половой идентификации. 3. Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки - признак половой идентификации. Оценку рисунков проводили по следующим параметрам: 1.Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин) — 1 балл, отсутствие в изображении фигуры признаков полов - 0. 2.Одежда, свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол), брюки, рубашка, шорты (мужской). Присутствие одежды, свойственной полу — 1 балл, отсутствие — 0. 3.Прическа в соответствии с полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин), или мужская (короткие волосы или просто челка). Присутствие признаков — 1 балл, отсутствие — 0. 4. Вторичные половые признаки при изображении обнаженного тела (грудь, оволосение) — 1 балл, отсутствие — 0. 5. Первичные половые признаки (гениталии), если изображены - 1 балл, нет — 0. 6. Дополнительные баллы присваивались за наличие в рисунке Результаты оценки рисунков (табл. 21 и 22) показали, что в обнаженном виде как девочки, так и мальчики изображают фигуру человека своего и противоположного пола, которые идентифицируются в небольшом числе случаев - в 10-30%, причем в группах с умеренной умственной отсталостью хуже, чем с легкой. Трудности с половой идентификацией связаны с тем, что лишь в единичных рисунках дети изображают первичные и вторичные половые признаки. Только половина девочек с легкой умственной отсталость! Таблица 22 Оценка рисунков «Нарисуй человека противоположного пола» подростками с разной степенью умственной отсталости, %
которые помогают идентифицировать пол изображенного человека. Если подростки изображают человека в одежде и с прической, ситуация изменяется: идентификация человека в этом случае значительно повышается при изображении своего и противоположного пола у девочек и мальчиков с легкой умственной отсталостью и улучшается у девочек с умеренной умственной отсталостью. Интерпретация признаков по Г. Маховер позволила установить характерных различий (рис. 21 и 22).
Рисунки девочек с изображением половых признаков своего пола являются более точными, чем противоположного. Рисунки девочек с легкой умственной отсталостью при изображении чело века противоположного пола качественно полнее, чем у девочек с умеренной умственной отсталостью. Изображение человека своего пола (женщины) информативнее, чем человека противоположного пола, соответственно в первой группе - 54 и 36%, во второй группе — 34% и 14%, что позволяет сделать вывод, что информации о своем поле у девочек больше, чем о противоположном. В обеих группах в рисунках девочек информативными для отражения особенностей пола оказались признаки прически и одежды, свойственные своему или противоположному полу Рисунки мальчиков с более высоким уровнем интеллекта (третья группа) полнее отражают признаки обеих полов, чем рисунки Мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития (четвертая группа). Соотношение в процентах: в третьей группе — 46% (свой пол), 22% (противоположный пол), в четвертой группе -16% (свой пол), 10% — противоположный пол. Информация о поле просматривалась в рисунках мальчиков третьей группы в признаках одежды и прически, а в четвертой группе этого не наблюдалось. Таким образом, интерпретация признаков по Г. Маховер показала, что в рисунках подростков преобладает подчинение власти женщине, придание большего значения так называемым женским идентидентификациям (женский персонаж больше мужского, более точно нарисованный). Это могло сложиться под влиянием «женского воспитания» в условиях закрытого детского учреждения, где персонал, в основном, женщины. Отмечается также зрелость девочек по отношению к мальчикам при отражении признаков своего пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия более четкие, в то же время мальчики полнее отражают признаки противоположного пола. Все изложенное выше позволяет сделать выводы: Половая идентичность умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифицирует подросток свой и противоположный пол. Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта. Рисунки девочек более зрелые, половые различия указаны подробнее. Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. Представления об отличии полов просматриваются в большинстве случаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа), первичные половые признаки появляются в рисунках детей с более развитым интеллектом. 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР) Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоциональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет. кий в. в., 1990), который был создан для исследования осознаваемых и неосознаваемых проявлений симпатии у членов семьи. Метод является невербальным и соответствует понятию импрессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количественные выражения, что позволяет отнести его также и к шкальным методам. Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенности субъективного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, категоризации и психологических установок на восприятие. Человек останавливает свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые по тем или иным причинам оказывается значимыми, при положительном и отрицательном характере отношения. Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточки разделены на пять возрастных групп; по шесть карточек в каждой группе, где 3 мужских портрета и 3 -женских групп и терминология приведены в соответствии с Международной классификацией ООН. 1-я группа — дети в возрасте от 4 до 12 лет; 2 — подростковый и юношеский возраст — 13—21 год;. 3 — возраст ранней зрелости — 22—35 лет; — возраст поздней зрелости — 36—55 (60) лет; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|