Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 2 страница




Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом фор-мирования полового самосознания и стереотипа полоролевого по­ведения, то есть на 4—5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8—10 лет. Занятия проводятся небольшими группами (по 8 человек, а лучше по 3), по 20 минут. Обязательно учитывается небольшая разница в возрасте. Начало любого обучения предполагает выясне­ние того, что дети уже умеют, знают.

Их задачей является помочь ребенку идентифицироваться, уз­нать свой пол, его внешние отличия. Занятия должны быть конк­ретными с использованием простых доступных для понимания примеров, обязательны повторения. Таким образом, тематическое занятие может повторяться 1-3 месяца, варьироваться. На этом эта­пе изучают:

1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаги,
прикрепленном к доске, на стене, на земле и т. д.)

2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из
бумаги, прикреплять к фигуркам — что кому носить).

Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

Гигиенические навыки.

Интересен опыт индийских педагогов, предлагающих девуш­кам-подросткам в рамках программы по самообслуживанию пер­вичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в про­цессе учебно-воспитательной работы.

1. Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.Установление различий между девочкой и девушкой.

Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии в центре проживания и обучения умствен­но отсталых детей и подростков в Штеттене разработана програм­ма, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здо­ровья».

Важнейшими аспектами программы являются:

изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирование;

анатомически и функционально обусловленные различия полов. (Как я замечаю, что мне нравится. Как я защищаю себя от того чего не хочу);

что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребнос­тей и возможностей умственно отсталых. На пиктограммы вынесены



 

 


основные условия занятий; слушать друг друга, задавать вопро­сы, можно смеяться (высмеивать запрещено), разрешено не при­нимать участие в работе, разбалтывать. Доступно, интересно стро­ится система занятий по половому воспитанию в Финляндии (центр Паймио) для умственно отсталых, окончивших школьное обучение, юношей и девушек. Программу занятий на неделю под­ростки планируют под руководством педагога в понедельник. Один из дней недели, например, вторник, посвящен темам, касающимся вопросов пола (отношения между юношами и девушками). Очень много иллюстративного материала, касающегося любой темы за­нятий. Например, «Гигиена девушки», «Отношения молодых» и т.п. Книги есть у каждого, в них много заданий «Нарисуй», «Закрась». Все иллюстрации выполнены в черно-белом варианте, крупные, без лишних отвлекающих деталей. Надписи простые, крупными буквами. Такие занятия информативны, доступны для умственно отсталых.

Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых подростков может включать примерную тематику на 1 этапе:

Идентификация себя: «Какого я пола» (по внешним призна­кам, изображение фигуры, прически, одежды).

Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похо­жи, чем отличаемся».

Правила гигиены (с практическими упражнениями для маль­чиков и девочек).

Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообраз­но использовать набор кукол разного пола и возраста.

Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрос­лыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия реко­мендуется проводить один раз в неделю по 20-30 минут, с повтором темы.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей дол­жна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8-10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без допол­нительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и раз­ных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, апплика­ция и т. д.) для возможно более полного усвоения. Должны учиты­ваться индивидуальные особенности развития личности, возмож­ности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по фор­ме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта, у роди­телей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ре­бенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще.

Поэтому важно исследовать не только детей с умственной от­сталостью, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социаль­ной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.

Семья ребенка-инвалида, как конкретная категория, подле­жащая комплексной социальной защите, исследована крайне не­достаточно. В нашей стране нет единой концепции многопрофиль­ной социальной и психолого-педагогической помощи семьям де­тей с ограниченными возможностями развития.

Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклоне­ния в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-быто­вой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отста­лых детей, подростков, взрослых.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в раз­витии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед об­ществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого вни­мания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубля­ются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Для того, чтобы выявить особенности взаимоотношений в се­мьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, необходимо рассмотреть современные представления о стилях и типах семейного воспитания вообще, и в семьях детей-инвалидов, в частности.

6.1. Стили и типы родительского воспитания

В современной литературе можно встретить различные класси­фикации стилей и типов родительского воспитания (С. В. Ковалев,

1988; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990; Д. Н. Исаев, 1994 и др.). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль — характеризуется стереотипностью оце­нок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисципли­нарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по общению в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дис­танция.

Либеральный стиль проявляется в семье как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делами чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

Демократический стиль — это сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимости от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одно­временно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Возможна и иная градация отношений родителей и ребёнка. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определенные систе­мы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общения с ним.

Классификацию нарушенных типов семейного воспитания можно представить следующим образом:

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удов­летворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, ког­да они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвер­гается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Став взрослым, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пони­женной критичностью по отношению к себе.

Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в цен­тре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания, в которых сочетаются родительская любовь и ограничительство, будут такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессив­ность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое вос­питание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает аффек­тивные реакции.

Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судь­бе ребёнка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и неже­лательной беременностью, и нежелательным полом ребёнка, дру­гими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители от­талкивают ребёнка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ре­бёнком, не способствуют созданию для него физического комфор­та. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребёнка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспи­тания характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нём. Родители любят не самого ребёнка, а его соответ­ствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невроти­ческим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мни­тельной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека). Ребёнок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают где находится, что делает их ребёнок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.

Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приёмов воспитания, переходя от строгости к либе­рализму и, наоборот, от внимания к ребёнку к эмоциональному от­вержению.

Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвя­щена больному ребёнку Родители, сотворившие из больного ре­бёнка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребёнок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ре­бёнком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребёнок вырас­тает изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным.

Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей созда­ют опасность закрепления последствия неправильного воспита­ния. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче пе­рестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.

Поскольку воспитание характеризуется прежде всего опреде­ленными сторонами отношений родителей к детям, то можно вы­делить наиболее существенные из них, в виде трех групп факторов (А.И. Захаров, 1993).

К факторам первого порядка можно отнести следующие сто­роны, или аспекты отношений родителей:

Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно ком­пенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гипер­опека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нерв­ных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирую­щих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.

Другая особенность родительского отношения — это неосоз­нанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осоз­нают должным и, главное, своевременным образом. Можно ска­зать и так, что родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказы­вающийся на поверку своеобразным способом их защитного реаги­рования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем больше степень невротических нарушений у родите­лей, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомне­ния и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.

Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абст­рактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, не­посредственным примером, или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследо­вательность суждений.

Не могут родители стабилизировать и кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревога­ми. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспоко­ясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизоди­ческий характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточ­но легко устранены адекватным психологическим воздействием.

Проявляется и трудность в установлении ровных, довери­тельных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.

В воспитании недостает душевной щедрости, широты взгля­дов, доброты, неотягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

Факторами второго порядка, или основными параметрами неправильного воспитания являются:

Непонимание своеобразия личностного развития детей. На­пример, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и так далее,

Непринятие детей — это непринятие индивидуальности ре­бенка, его своеобразия, особенностей характера. Непринятие про является неприданием значимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства, постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольством и раздражением в отношениях с детьми, преобладающем отрицательных оценок в восприятии их характера, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением их возможностей и потребностей, чрезмерными разрешениями типа попустительства или строгим, нередко формальным отношением.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.

Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается:

недостаточным учетом ситуации момента;

несвоевременным откликом;

- фиксацией проблем, застреванием на них;

- трафаретностью, заданностью, запрограммированностью;

- отсутствием альтернатив в решениях;

предвзятостью суждений;

навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенно­стями, так и невротическими состояниями родителей. Из харак­терологических проявлений обращают внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, власт­ность характера и авторитарность. Невротическое состояние роди­телей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутриличностной напряженности и эгоцентризма.

Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, на­оборот, избыток — недостатком в результате меняющегося характе­ра восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречиво­сти личностного развития самих родителей.

Непоследовательность в обращении с детьми — существен­ный фактор невротизации, создающей эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, не­предсказуемая перемена расположения, несоответствие между тре­бованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребен­ка, затем к их возбуждению и утомлению.

Несогласованность отношений между родителями. Обуслов­лена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы третьего порядка:

— Аффективность — избыток родительского раздражения, не­довольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из под контроля эмоциями.

- Тревожность в отношениях с детьми выражается:

беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому по­воду;

стремлением чрезмерно опекать ребёнка;

не отпускать его от себя;

- предохранением от всех, большей частью воображаемых опас­ностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери;

- «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настрое­нию, чувствам, переживаниям;

- непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлени­ем всё делать для ребёнка заранее;

- сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

- Доминантность в отношениях с детьми означает;

- безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения;

категоричность суждения, приказной, повелевающий тон;

стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;

навязывание мнений и готовых решений;

стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоя­тельности;

использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания;

постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все по-своему

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обру­шиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме.

— Гиперсоциальность — особенность воспитания, когда он» имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присущи элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренность и непосредственность в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной программе, не учитывая своеобразие его личности, возрастных потребностей и интересов.

- Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается;

• настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;

недоверчивостью к собственному мнению ребенка; неверием в его самостоятельность; чрезмерной регламентацией образа жизни; перепроверкой действий ребенка; избыточной и часто мелочной опекой; многочисленными предостережениями и угрозами.

— Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей оз­начает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отноше­ние может быть вызвано разными причинами: повышенной прин­ципиальностью или незрелостью родительского чувства, неприня­тием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состо­янием, конфликтными отношениями и так далее. Часто у родите­лей проявляется отзывчивость «наоборот», когда они обнаружива­ют чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказывают­ся эмоционально-глухие в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать.

- Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью, завышенные тре­бования с родительской беспомощностью. Противоречивость от­ражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического со­стояния и повышения уверенности в себе.

 

6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи

 

Обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, является рождение и воспитание ребенка с различными отклонениями в психическом развитии. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хрони­ческий раздражитель. Родители такого ребенка испытывают мно­жество трудностей различного характера. Помимо, так называе­мых, «нормативных стрессоров» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиццкий, 1989), которые испытывают все семьи, здесь имеет место ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье. Во-первых, родители, как правило, неподготовлены к такому трагическому для них событию, и как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых — оказываются затронутыми все основные сферы семьи.


Рождение больного ребенка всегда является трагедией для се­мьи. В течении 9 месяцев родители и все члены семьи с нетерпени­ем и радостью ждали появление на свет малыша. Рождение больно­го ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекват­ная адаптация семьи к его состоянию.

Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и

на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь ма­лышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что пер­вые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В опреде­ленные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологиче­ской помощи и поддержке (Е. М.Мастюкова, А. Г. Москвина, 1991).

Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем — все это нару­шает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удов­летворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат Си­туация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не рабо­тает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных по­требностей членов семьи ложится на плечи отца. Горе, боль и отча­яние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, часто в такой семье забыва­ют о потребности в совместном проведении досуга и отдыхе. Иска­жается и функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая, дети не обладают в достаточ­ной степени способностью самостоятельно строить свое поведение. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально-эро­тической функции. Не видя своего продолжения в ребенке с нарушением психического развития, родители вместе с тем из-за боязни и повторения ситуации отказываются от рождения второго ребенка.



Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудно­стей. Патогенное влияние данного события особо велико, так как оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов последствия.

 

6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии

Дети, имеющие проблемы в развитии, сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают пси­хологи и специальные педагоги, родители должны иметь правиль­ное понимание сущности проблемы, особенностей развития их ре­бенка для успешной организации общения с ним, его воспитания. В частности, Ф.Ф.Рау и Н.Ф.Слезина (1967) отмечают, что отчет­ливое представление родителями причин отклонения от нормаль­ного развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспита­ния ребенка.

Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии:

Родители не уделяют должного внимания ребенку, предос­тавляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка.

Чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, обере­гают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным, и также приводит к еще большему отстава­нию в развитии.

А.И. Смирнова в своей работе (1967), посвященной воспита­нию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

Родители глубоко, даже трагически, переживают неполно­ценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием; опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опе­ка лишает ребенка самостоятельности, возможности должным об­разом приспособиться к сложным жизненным условиям.

Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.

Родители стесняются неполноценности своего ребенка, пря­чут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, растет заби­тым, робким.

Ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасын­ка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноцен­ность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздра­жителен, упрямый.

Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь все воспитание переложить на школу. Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справед­ливости и последовательности родителей в общении с проблемны­ми детьми, А.Н.Смирнова (1967) также подчеркивает необходи­мость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его осо­бенностей.

Известный американский педиатр Б.Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды от­ношений родителей к своему ребенку (1990):

Родители стремятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасно­сти, он замкнут, неудовлетворен собой.

Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методом «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не принося ему никакой пользы.

Родители постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаке внимания, любви.

Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных