ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 5 страницаНекоторые матери по натуре достаточно уравновешены, и им нетрудно ухаживать, воспитывать умственно отсталого ребенка. Но иная мать, которая также любит своего ребенка, может становиться все более нетерпеливой и раздраженной, заботясь о нем. Это может вредно сказаться на ее отношениях с мужем и другими детьми. Такая мать нуждается в помощи и совете, которые помогут ей более терпимо и адекватно относиться к своему ребенку. Бывает, что мать всей душой отдается заботам об «особом» ребенке и находит удовлетворение в своей преданности ему Однако посторонний человек ясно видит, что ее чувство долга по отношению к ребенку настолько сильно, что она не оказывает внимание ни мужу, ни другим детям и лишает себя всех радостей жизни. Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, чутко прислушивается к советам специалистов, вырабатывает в себе целый ряд новых качеств и прежде всего наблюдательность, отмечая малейшие перемены в состоянии младенца. Она не забывает и о домашнем уюте, о проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и другом, она постоянно старается расширить свой кругозор, следит за своей внешностью. При такой ситуации наиболее благоприятная семейная атмосфера создается для помощи больному ребенку (Г.А.Калюжин, М.П.Дерюгина, 1993). Многие матери совершают буквально подвиги, добиваясь успехов в развитии своих детей, имеющих различные психические нарушения. В их руках и невозможное часто становится возможным. Они, имея умственно отсталого ребенка, умеют сохранить присутствие духа, душевное равновесие, веру в возможность добиться положительных результатов в развитии ребенка. Эти мужественные женщины, не скрывая трудностей и многочисленных препятствий, возникающих в процессе работы с больным ребенком, щедро делятся своим опытом с окружающими. Они своей подвижнической деятельностью вселяют бодрость и энергию во всех тех, кого настигло несчастье. Итак, счастье в семье, где растет ребенок инвалид, перемежается с чувством тревоги и опасениями за своего больного ребенка, за его будущее. Решение проблемы «ребенок — общество» возможно лишь тогда, когда рядом с ребенком находится мать. Именно мать помогает ребенку усвоить образы окружающего мира, сформировать у него чувство «базового доверия» к миру. Сформировать это чувство может только любящая мать. Она любит своего ребенка, потому что не может иначе. Чтобы упрочить связь «мать-ребенок со сниженным интеллектом», необходима помощь психолога. Она в одинаковой степени нужна и матери, и ребенку, но, прежде всего в психологической помощи нуждается мать. Психолог должен помочь ей изменить отношение к ребенку, к его дефекту Для этого матери необходимо преодолеть давление социальных стереотипов и пересмотреть свое отношение к ребенку, те. не бояться его и больше доверять самой себе. Такая, психологически подготовленная мать легче принимает ситуацию своего ребенка и поможет ему адаптироваться в обществе.
7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития, имеет свои психологические особенности и закономерности. Ситуация рождения и воспитания такого ребенка является критической. Переживание, сопровождающее ее, представляет собой долговременные цепные процессы и вызывает одновременно стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. Неудачные попытки совладания с ними влекут за собой неблагоприятные для социальной адаптации женщины последствия. Означенная ситуация по своему воздействию может быть отнесена к «сильным». И, следовательно, именно ситуация, влияя на личностные переменные, обуславливает поведение женщины-матери. Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нарушениями психического развития ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с социальным окружением. Именно мать выполняет нелегкую роль, смягчая конфликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложности, постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, воз можно, снижение у женщины-матери уровня социальной и психологической компетентности и неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях. Со временем порог чувствительности понижается и все больше ситуаций попадает под категорию «сложных», вызывая ошибочные поведенческие реакции. Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности женщины и свойственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности. Утрата произвольности эмоций проявляется в невозможности справится со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невозможность сознательного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях. Любое, даже малозначимостью событие, может привести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерен событию. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, который приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве. Социальная изолированность, сопровождающая семью, и связанные с этим эмоции, относящиеся к проблеме идентичности и влияют на формирование у женщины таких защитных механизмов как отрицание и проекция. Симбиотическая связь с ребенком - включение его в свои собственные границы, вызывает у него аффективные состояния, относящиеся к проблеме территории. Следствием этого может являться актуализация защиты механизмов группы интеллектуализации. Неприятие ребенка бессознательном уровне и порождаемое этим чувство вины слаживается с помощью реактивного образования, которое гиперкомпенсацией и проявляется в виде гиперопеки. Уровень защитных механизмов группы компенсации является результатом проблемы временности, которая, остро актуальна для матери ребенка с нарушением психического развития. К особенностям социальной адаптации женщины в ситуации «особого» материнства относятся недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели. Поведение ее характеризуется отсутствием гибкости, стереотипностью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования. Нарушение социальных взаимоотношений искажает способность матери адекватно прогнозировать события, что ведет к дезориентации и усиливает неудовлетворенность. Рождение ребенка с нарушением психического развития изменяет жизненные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. Традиционно именно женщина занимается воспитанием, образованием и лечением ребенка. Все это часто становится смыслом ее жизни. Воспитание ребенка с нарушением психического развития влияет на личностные характеристики матери и определяет ее поведение. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, мать оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами. Именно поэтому невротические проявления становятся практически постоянной составляющей ее поведения. Эгоцентризм, тревожность, напряженность, утрата длительной временной перспективой - характеризуют мать ребенка с нарушением психического развития. Активное включение механизма психологических защит позволит женщине оправдать и принять как должное весь спектр существующих у нее негативных ощущений, связанных с «особым» материнством. Следствием этого является нарушение адекватного восприятия ситуации, ощущение несправедливости судьбы по отношению к себе. Многолетние усилия, направленные на улучшение состояния ребенка, терпение и настойчивость, являются образцом самоотверженности. Вместе с тем собственные возможности часто оцениваются как минимальные, помощь ожидается извне. Реакция отрицания реальности формирует ожидание «чуда». возможна и такая «парадоксальная адаптация», как обращение к традиционным методам лечения ребенка и уход в различные системы. Все это может нарушать способность к познанию поведения окружающих, понимание отношений «Я- общество», умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Таким образом, рождение и воспитание ребенка с нарушением психического развития обусловливает поиск женщиной особых путей адаптации. Изучение феноменологии таких семей приводит к пониманию необходимости изыскания конструктивных моделей социальной адаптации женщины и разработки специальных маршрутов поддержки.
7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения Для изучения психологических особенностей матерей, оценки их отношений к себе самой, своему сыну (дочери), к жизненной ситуации в целом, нами были исследованы различные группы матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, особенно с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, среди которых были дети, подростки, взрослые молодые люди, в том числе и синдромом Дауна, множественными комплексными нарушениями. Всего было обследовано 147 матерей таких детей. Среди обследованных матерей: средний возраст — 39,5 лет; с высшим образованием — 55%; со средним специальным — 35%; имеют только одного ребенка — 60%; имеют двух и более детей (в том числе одного из них инвалида) - 40%; — полных семей — 60%, третья часть из них гармоничные. Прежде чем изложить характерные особенности психического состояния матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, рассмотрим несколько наиболее типичных примеров. Пример 1. Елена, 35 лет. Имеет среднее специальное образование, закончила политехнический техникум. Но из-за своего больного ребенка вынуждена была пойти работать прачкой в детский сад для детей со сниженным интеллектом. Сын ее находится в этом же детском саду Коля — так называемый, «чернобыльский ребенок», Лена находилась на втором месяце беременности, когда поехала отдыхать к родителям мужа в Гомельскую область. Там ее и застала чернобыльская трагедия. Когда ей предложили сделать аборт, отказалась не
думая, что последствия могут быть такими серьезными. Потом она не раз жалела об этом. У мальчика, помимо основного диагноза, — умственная отсталость, еще и гидроцефалия, что наложило отпечаток на внешность ребенка: большая голова с длинным уплощенным лицом, крупные верхние и нижние конечности, непропорциональные туловищу. Лена всячески старается облагородить внешность своего ребенка. Помимо того, что она сформировала культурно-гигиенические навыки у Коли, много времени уделяет развитию речи и общения ребенка: читает ему, беседует о прочитанном, включает аудиозаписи любимых детских произведений. Мальчик очень разговорчив, с удовольствием идет на контакт, что сглаживает первое, не очень приятное впечатление от внешности ребенка. Кроме Коли, у Лены еще есть дочь 13 лет, которая успешно учится в школе, занимается живописью в детской изостудии. Воспитанием детей, в основном, занимается Лена, так как муж ее часто находится в рейсе — он моряк дальнего плавания. Правда, Лене помогают ее родители — берут Колю к себе на выходные дни, ездят с ним в отпуск. Лена очень общительный, интересный человек, приятный собеседник. Любит поэзию и при случае с удовольствием декламирует стихи. Про таких говорят «душа компании». Она обладает завидным терпением и внешним спокойствием. Глядя на нее, трудно поверить, что эта женщина живет с глубокой душевной раной. Хотя Лена и приняла ситуацию своего ребенка, и внешне вроде ничего не изменилось в ее жизни, с каждым годом ей все труднее нести свою боль. В последнее время она все чаще выражает недовольство своей семейной жизнью, тем, что не находит понимания со стороны своего мужа. Елена обратилась к религии. Это не был какой-то душевный порыв, а вполне осознанный шаг В вере она черпает силы, находит успокоение. «Меня там понимают», - говорит она. И уже на протяжении года они с сыном регулярно посещают церковь. Пример 2. Наталья, 31 год. Имеет высшее образование, работает инженером — синоптиком в городском метеорологическом центре. В 24 года она родила сына. Роды были преждевременными, тяжелыми. И мальчик родился очень болезненным. Помимо нарушения интеллекта, страдает врожденным пороком сердца, хроническим пиелонефритом, амблиопией. Наташа рано заметила, что мальчик отстает как в физическом, гак и в психическом развитии. По рекомендации специалистов она определила ребенка в детский сад для детей с нарушением интеллекта. Женя, обласканный ребенок, окутанный атмосферой любви своих близких. И главный источник этой любви, доброты, понимания — Наташа. Она самозабвенно любит своего сына, принимая его таким, какой он есть. Она старается всегда быть рядом с ним, поддерживает его, когда ему плохо, и очень радуется самым маленьким успехам сына. В своем стремлении помочь сыну она не одинока. У нее прекрасная семья: муж и родители мужа, которые живут вместе с ними. Все они прекрасно ладят между собой, и в доме у них царит дух взаимопонимания. Правда, муж часто отсутствует из-за длительных командировок, но, когда он дома, старается больше времени уделять сыну. Наташа давно для себя решила: сделать все возможное и, может, даже невозможное во благо своему сыну. Конечно, не всегда все удается и получается, но она не теряет присутствие духа и терпение. Ежедневно вместе с Женей она трудится, чтобы чему-то научиться. Наташа много читает специальной литературы с тем, чтобы лучше разобраться в особенностях нарушения развития своего ребенка и знать, как помочь ему Всегда внимательна к советам и рекомендациям специалистов. Пример 3. Светлана, 28лет. Имеет высшее образование, работает переводчицей. Муж - старший научный сотрудник в научно-исследовательском институте. Внешне очень благополучная семья. Настя — единственный ребенок, родилась в срок от нормально протекавших родов. Раннее психофизическое развитие девочки, со слов мамы, было нормальным. И родители не сразу заметили, что с девочкой не все благополучно. Обратились к специалисту, когда ребенку было 3 года. Психиатр отметил у девочки снижение интеллекта, РДА (ранний детский аутизм) и рекомендовал ей специальный детский сад. Светлана отказалась и устроила дочь в логопечеческую группу детского сада. После двухгодичного пребывания Насти в этой группе, Светлана все-таки поняла, что ее девочка явно не справляется с программой и заметно отличается от других детей. И тогда она привела дочь в детский сад для детей со сниженным интеллектом. Но и здесь Светлана не находит успокоение. Она постоянно взвинчена, ее раздражает буквально все, что касается девочки и внимание окружающих людей из-за неадекватного поведения ребенка, и то, что девочка не всегда понимает ее и делает не так, как это нужно. Она мечется, постоянно обращается к специалистам и не специалистам в надежде на то, что ребенку снимут этот диагноз. В несчастье обвиняет всех, и, прежде всего, своего мужа. Надо отметить, что муж Светланы, в отличие, от нее, гораздо спокойней, более уравновешен, находит общий язык с дочерью. Приятно наблюдать, как они, общаются. Но из-за специфики своей работы (частые экспедиции) он мало бывает с девочкой. Чаще всего девочка дома предоставлена сама себе. Светлана, всегда уставшая, измученная предоставляет ей полную свободу дома. Беда Светланы в том, что она никак не может принять диагноз своего ребенка. Не может прислушаться к специалистам, которые советуют принять и осознать ситуацию своего ребенка, помочь своей девочке адаптироваться в этом мире. Из приведенных выше примеров видно, что каждая мать по-разному реагирует на заболевание своего «особого» ребенка. Елена, хотя и приняла ситуацию своего ребенка, но с каждым годом ей все труднее справляться с ней, так как она не находит поддержку у своего мужа, одинока в своем горе. Обращение Елены к религии, является своего рода защитой. Наталья - редкий пример матери, которая нашла в себе силы преодолеть социальные стереотипы и полностью принять ситуацию своего ребенка. Она любит его таким, какой он есть, и всеми силами старается помочь адаптироваться в социуме. Светлана — представитель большей части матерей детей с нарушенным интеллектом. Таким матерям особенно нужна помощь психолога, задача которого заключается в том, чтобы изменить отношение матери к ребенку, к его заболеванию. Наблюдение за матерями, воспитывающими ребенка с нарушением интеллекта, позволило выявить ряд характерных особенностей, присущих им. Так, отклонение в развитии ребенка в ряде случаев интерпретируется матерями как собственная неполноценность. Особенно в тех случаях, когда они отождествляют себя с ребенком. Из-за этого резко нарушаются или искажаются цели их жизни. В большинстве случаев мать вынуждена была оставлять работу, любимое дело, перспективы карьерного роста. Всего лишь 10% матерей смогли продолжить работу по выбранной ранее специальности. Со слов одной из матерей: «С детства я мечтала о творческой карьере, так как любила сочинять стихи, писала рассказы. Закончила литературный институт. После рождения ребенка не то, чтобы сочинять стихи — разговаривать ни с кем не хотелось. А дальнейшей моей карьерой стала работа няней в специализированном детском саду, в который с большим трудом удалось устроить ребенка». Родители, предчувствующие пренебрежение, жалость или удивление окружающих и утрату общественного престижа, заботится больше о том, чтобы ребенок лучше выглядел на людях или даже скрывают его от людей. Из дневниковых записей матери ребенка с синдромом Дауна: «Детство и юность моего ребенка прошли в недопустимой для цивилизованного общества изоляции. С сыном практически никто не хотел общаться. «Убери своего ублюдка!» — вот что чаще всего слышали мы на детских площадках, в очередях, в транспорте. Мы покорно «выгуливали» своего ребенка, когда стемнеет». Вот почему этих детей редко встретишь на улицах — «невидимки», вроде бы живут среди нас, а вроде бы и нет. Такое отношение со стороны общества наложило отпечаток на отношение матерей к детям, когда одновременно они переживают и любовь, и неприязнь к ребенку Своеобразные способности таких детей являются источником дополнительных разочарований, вызывающих гнев и негодование. Так, беседы с матерями и наблюдения за их отношением к детям показали, что примерно 32% отцов в разное время и с разной степенью силы желали избавиться от проблем своего ребенка, а тем самым и от самого ребенка, отдать его на воспитание в государственное учреждение или вообще уйти из семьи с ребенком-инвалидом. Перманентное давление проблем ребенка, необходимость систематических и упорных (а именно это и требуется от родителей) занятий по его обучению и воспитанию проявляются у матерей то отвержением, то сверхопекой. Так, в ситуациях, когда с ребенком необходимо чем-либо заниматься, понять и удовлетворить его желания у многих матерей наблюдается в той или ино1 форме отвержение. В ситуациях, требующих самостоятельных действий ребенка и доступных ему, эти матери считают необходимым самим выполнить за него эти действия, оградить ребенка от мнимых или возможных опасностей. Среди матерей и особенно отцов нередки случаи острого переживания критики в адрес своего ребенка, что порой сопровождается негодованием и воинственной реакцией. До 90% родителей проявляют крайне отрицательное отношение к всевозможным замечаниям, высказываниям и даже «косым» взглядам окружающих в адрес своего ребенка, готовность к активному противостоянию. Вот пример из дневниковых записей одной из мам: «Когда я выхожу с сыном на улицу, то чувствую себя волчицей, которую обложили со всех сторон красными флажками и все вокруг кричат: «Ату! Ату!»... «Взгляды на остановках, в транспорте - я научилась их не замечать. Порой даже не замечаю людей, стоящих рядом или идущих мимо меня. Это, наверное, защита от бестактности окружающих. Выходя из дома, я сразу внутренне напрягалась и готова была на любое слово в адрес сына ответить дерзостью. А вообще, что па людей обижаться, если у нас в обществе до недавнего времени не было инвалидов». Сложности взаимоотношений матерей и их больных детей с обществом являются следствием того, что нередки случаи, когда они отвергают даже само существование недоразвития, оправдывая недостатки ребенка. В результате страдает ребенок, не получая соответствующего воспитания, лечения и ухода. Душевный дискомфорт, длительное время преследующий мать больного ребенка, влечет возникновение у нее чувства депрессии и тревоги. Наблюдения в основной группе показали, что депрессивные состояния отмечались у 60% матерей, а постоянная тревожность — у 90%. Причинами этой тревожности являются каждодневные проблемы, с которыми сталкиваются родители. Проблемы эти часто не могут быть решены до конца, независимо от усилий, прилагаемых матерями для их разрешения. Например, невозможность скорого изменения отношения общества к инвалидам, снятия с детей ярлыка «необучаемые», что, по сути, оборачивается отверганием обществом, или проблемой их социальной дезадаптации. Другим важным фактором, формирующим чувство тревожности у родителей, чьи дети уже повзрослели, является неизвестность в ожидании ближайшего будущего. Видя символическое продолжение своей жизни в детях, а затем и во внуках, матери и отцы умственно отсталого переживают, кроме всего прочего, ещё и вероятность прекращения их рода, особенно если этот ребёнок - единственный (Д.Н.Исаев, 1993). Психическое недоразвитие ребенка оживляет тревоги, связанные с чувством беспомощности, которые драматически напоминают родителям, что их мечты могут быть целиком уничтожены и никто не сможет ничего с этим сделать. Такие мысли приводят к «опусканию рук». Перед лицом своей незащищенности они не могут заставить себя сделать все необходимое для воспитания и лечения своего ребенка. В обследуемых семьях многие матери в той или иной степени оказывались беспомощными, когда встречались с неразрешимыми педагогическими, медицинскими и социальными проблемами. «Когда нас поражает несчастье, мы сначала цепенеем, затем приходим в бешенство, а затем пугаемся. Мы «ропщем, ропщем, не желая, чтоб свет угас...» (М.Айшервуд, 1991). Многие матери, узнав о диагнозе ребенка, оказываются сраженными грандиозностью кажущейся несправедливости. В отчаянных поисках ответа на вопрос: «Почему? За что?», они думают о своей тяжкой виновности, за которую им пришлось нести наказание, либо к ним приходит мысль о том, что в природе нет справедливости. Первая мысль приводит к чувству вины, угрызениям совести, само- и взаимообвинениям. «Искупление вины» отражается в чрезмерной заботе, приводящей почти к полному параличу активности ребенка, к его неприспособленности, лишению возможности мобилизовать имеющиеся потенции для социальной адаптации. Количественная оценка числа матерей, которым присущи те или иные вышеперечисленные переживания, представляет большую трудность при использовании метода наблюдений, так как при этом отсутствует жесткая регламентация перечня необходимых наблюдений, причинно-следственных связей между явлениями и выводами. И, тем не менее, наблюдения, проведенные в течение длительного времени, как правило, дают представления о переживаниях и их оценке. Выявленные в ходе наблюдения особенности переживаний матерей, воспитывающих детей с глубокими нарушениями интеллекта, позволяют сделать вывод, что они обусловлены формированием у родителей под воздействием многих неблагоприятных социально-психологических факторов таких личностных качеств, которые выделяют их из общего ряда, делают отклонения в их поведении явными, создают специфику их видения и оценки окружающей действительности. Следующим методом, использованным нами для изучения личностных особенностей матерей, имеющих детей с нарушениями интеллекта, являлась беседа, которая проводилась лишь с желающими и исключительно конфиденциально. В этом исследовании приняли участие 40 матерей.
7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
Психологическая беседа с участниками исследования имела основными целями следующие: — установление взаимоотношений сотрудничества и положительного принятия, так как необходимым условием являлось добровольное согласие в исследовании и доверие, а также активность и адекватное отношение к собственным проблемам; — изучение психологического самочувствия женщины; — выявление особенностей оценивания жизненной ситуации. Структура беседы предполагала наличие следующих блоков: 1 - семья, 2 - профессиональная деятельность, 3 - личностные характеристики женщины, 4 - воспитание, обучение и лечение ребенка. В беседе выявляли особенности социальной ситуации, возникающей вокруг семьи, обсуждали возможности профессиональной и творческой самореализации, анализировали личностные особенности материи, исследовали восприятие ею своего «особого» ребенка. Выясняли: — проблемы, в которые погружены родители ребенка с нарушением психического развития; — адекватность оценки состояния ребенка; готовность к сотрудничеству в процессе коррекционной работы; продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций;
восприятие будущего для ребенка; особенности роли матери в семье и социуме; позиция семьи в обществе; ожидание помощи и ее направленность; отношение женщины к профессиональной деятельности; реализация творческого потенциала; личностные особенности матери, состояние ее здоровья; отношение к религии; — ожидание психологической помощи и поддержки со стороны специалистов. Все обследуемые женщины считают свою семью необычной, «особой», отдаленной от обыденных проблем. Отмечают, что с рождением ребенка жизнь их полностью изменилась. Круг друзей сократился, остались те, кто «принимает» их и понимает проблемы семьи. Большая часть матерей говорит об ухудшении взаимоотношений в семье после рождения ребенка. Часть, наоборот, отметила улучшение отношений. Однако все считают, что родственники не понимают ребенка, так как понимает его мать, вследствие чего ребенок часто становится причиной разногласий. Матери детей-инвалидов считают, что они недостаточно оценены обществом, которое равнодушно к ним и их детям. От государства ожидают помощи в виде повышения пенсии и расширения льгот. Признавая значимость роли матери, отмечают неудовлетворенность своим положением. В семьях, где есть второй - здоровый ребенок, ожидания в отношении него явно завышены. Находясь с ребенком в общественных местах, женщины отмечают, что ощущают постоянное напряжение и тревогу, так как ожидают осуждения его поведения и внешнего вида окружающими, считают, что они сами адекватно воспринимают состояние своего ребенка, не отрицают необходимость сотрудничества с педагогами и медицинским персоналом, хотя при этом отмечают, что педагоги и врачи не всегда понимают их ребенка, а иногда недооценивают его возможности. Отмечают свою пассивность в ряде случаев и мотивируют это усталостью, раздражением, либо устоявшейся позицией в отношении средств воспитательного воздействия. При лечении ребенка стараются соблюдать полученные от специалистов рекомендации. Однако многие пытались лечить детей с помощью средств нетрадиционной медицины. Мысли о будущем стараются отгонять, так как не ждут от него ничего хорошего. В своих мечтах видят ребенка здоровым. О профессиональной деятельности рассуждают неохотно, считая, что для женщины это неважно, хотя 55% матерей работает; 40% из них поменяли работу после рождения ребенка, найдя место с ухудшением условий и более низким статусом, но более удобным графиком. Большая часть женщин говорит о самореализации в различных видах ручного женского труда — шитье, вязание, вышивка. Многие считают себя верующими. Во время беседы наблюдалась заинтересованность в работе с психологом, особенно среди женщин, посещающих психотерапевтические занятия при клубах для родителей. В начале беседы в ряде случаев прослеживались оборонительные реакции в форме эмоционально-экспрессивной речи, тревожности, аудиально-дигитального типа восприятия информации. Женщины сенситивны, впечатлительны. Характерны такие реакции как слезливость, повышенная возбудимость. Отмечается склонность к формированию сверхценных идей, заинтересованность в определенной тематике беседы. Таким образом, в ходе беседы с матерями, имеющими умственно отсталых детей, было выявлено следующее: семья, воспитывающая ребенка с нарушением психического развития, ощущает свою изолированность и необычность; круг общения ограничен близкими по ценностным ориентациям людьми; рождение ребенка вызывает в ряде случаев ухудшение взаимоотношений в семье; ребенок часто становится причиной разногласий между членами семьи, особенно с супругом; женщина не испытывает удовлетворение от роли матери «особого» ребенка; действия и эмоциональные реакции матери по отношению к умственно отсталому ребенку не всегда адекватны; общим для всех является негативный эмоциональный знак восприятия временных планов; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|