Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 11 страница




Во-вторых, если рассмотреть, например, вопрос о динамике умственной отсталости, то еще И. Мержевский (1901) наблюдал де­тей с «безнадежным идиотизмом», у которых наступало заметное улучшение. Можно утверждать, что у большинства умственно от­сталых подростков к окончанию специальной школы многие пато­логические состояния снижаются (психомоторная возбудимость, церебрастенические проявления, импульсивность и т.д.). Однако, наряду с положительной динамикой возможна и отрицательная. Ей способствуют дополнительные вредности: соматические забо­левания, злоупотребление алкогольными напитками, травмы голо­вы, психические травмы, негативная микросреда, эффективные лечебно-коррекционные мероприятия и др. Таким образом, нали­чие положительной и отрицательной динамики умственной отс­талости у детей и подростков снимает вопрос об их «социальной безнадежности».

Возникает еще один вопрос: где та социальная среда, которая наиболее благоприятна для лиц с проблемами психического раз­вития?

 

9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах

Оптимальной социальной нищей для лиц с умеренной степе­нью умственной отсталости является семья (особенно в сельской местности, члены которой заняты сельскохозяйственным трудом) или учреждения социального обеспечения. В этом плане весьма ин­тересен опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах, ру­ководствующихся антропосовским учением Рудольфа Штайнера.

Основоположником Кемпхилльского движения является врач -психиатр Карл Кёниг (1902-1966), который основал в 1939 с в Шот­ландии свой первый лечебно-педагогический центр в местечке Кемпхилл. Поэтому движение называется Кемпхилльским.

Первые общины были открыты для детей с проблемами психи­ческого развития и являли собой место для жизни и школьного обу­чения. Все дети в этих центрах жили в семейных домах.

Первой Кемпхилльской деревней для взрослых инвалидов была деревня «Боттон», в Шотландии на севере графства Йоркщир, в сельской местности.

Она была основана в 1955 году по просьбам родителей (Т. Кел­лер, 1997).

Р. Штайнером был сформулирован основной социальный за­кон, который гласит: «Благо сообщества, работающих вместе людей, будет тем больше, чем меньше отдельный человек притязает на результаты своего труда, то есть, чем больше он передаёт эти результаты своим сотрудникам и, чем больше его собственные по­требности удовлетворяются не за счет результатов его собственных усилий, а за счет результатов усилий других людей».

На основе этого закона д-р Кёниг провозгласил «Три главных принципа» Кемпхилла:

внимание к духовной природе отдельного человека;

развитие внутренней жизни;

учреждение истинного сообщества.

признание духовной природы всех людей, по мнению К. Кенига, особенно важно, когда имеешь дело с людьми с проблемами психического развития. Развивая учение Р. Штайнера о перевопло­щении (реинкарнации) и карме, К. Кёниг утверждал, что «инвалид» есть в каком-то смысле просто завеса на пути духовного совершен­ствования. С его точки зрения, каждый индивидуум имеет свою ду­ховную индивидуальность и свой путь развития, которые представ­ляют из себя основу существования каждого конкретного человека, неизменную и вечную. Эта духовная основа вновь и вновь возрож­дается в каждом из последующих перевоплощений, испытывая в этом процессе преобразования. Отказавшись рассматривать та­ких людей, как неспособных внести достойный вклад в общество, К. Кёниг считал, что инвалидность имеет особое значение для ин­дивидуума в контексте его последовательных земных жизней. Ко­роче говоря, это заложено в нашей судьбе.

Второй принцип был основан на представлении о том, что че­ловек обладает некоей творческой силой. По утверждению К.Ке-нига, эта сила не является ни интеллектом, ни интеллигентностью (образованностью); это способность преобразовывать природу — «сила, которая разрыхляет землю, изобретает гончарное колесо и ткацкий станок». К. Кёниг видел в культивировании этой творче­ской силы самое важное средство работы с людьми с проблемами. Он полагал, что через самопожертвование и развитие «духовной смелости» отношения между людьми будут очищены так, что «гора инвалидности» будет снесена.

Третий принцип связан непосредственно с социальной жиз­нью сообщества. К.Кёниг сосредоточил внимание на том, что он считал потребностью в сочувствующей и благосклонной окружающей среде, в которой люди с проблемами могли бы развить веру в себя. Он называет такую среду «социальной матерью с соответствующими слоями сообщества, живущего для инвалидов — детей и взрослых».

Эти принципы стали основой для будущего Кемпхилла. Они характеризуют как общины для детей, так и молодежные и взрослые общины, независимо от формы, организации и местоположения.

Кемпхилл — это образ жизни. Каждый человек выбирает его са­мостоятельно. В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхилльских центров и деревень в 20 странах мира. Наибольшее их число - в Англии, Шотландии и Германии.

Существуют разные формы Кемпхилльских сообществ:

школы для детей, нуждающихся в особом уходе;

колледжи для образования и обучения молодежи;

ученические мастерские;

общины взаимопомощи детей и взрослых всех возрастов с умственными и физическими заболеваниями различной степени;

деревни для взрослых.

Общины находятся в: отдаленной сельской местности; провин­циальных городках; индустриальных областях; в новых строящихся городах.

В самой первой Кемпхилльской деревне «Боттон» в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них око­ло 200 лиц (селян) с психическими нарушениями. У них - шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производствен­ные цеха по выпуску конкурентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинов. Обычно в Кемпхилльских деревнях есть следующие мастерские: столяр­ная, слесарная, ювелирная, по плетению корзин, керамическая, по изготовлению свечей, бетонная, ткацкая, кукольная, пекарня и т.д. В деревнях существуют производства по переработке молочных и других сельскохозяйственных продуктов.

 

9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России

Зародившееся еще в домонгольские времена социальное уст­ройство деревенской общины было настолько жизнеспособным и так хорошо соответствовало самой сущности русского народа, что смогло, практически без ущерба для себя, пережить 250-летнее та­таро-монгольское иго. Это устройство продолжало существовать и в условиях жесточайшего крепостничества — юридически земля и работавшие на ней крестьяне оставались собственностью помещика, но управление той и другими осуществлялось самой крестьянской средой по общинным законам. Помещик же регулярно получал от общины (мира) в установленном размере оброк натуральными продуктами, либо деньгами.

Хотя о деревенской общине начали писать уже первые славянофилы, широкую известность она получила лишь после того, как путешественник барон А. фон Гакстгаузен, посетивший Россию в первой половине XIX в., подробно описал поразившее его учреждение, в своей книге (1847—1852). Мнение славянофилов о деревенской общине сводилось в общем к тому, что в России «сохранилась община (мир), основанная на идее коллективной собственности на землю, значит, на принципе братской солидарности, благодаря чему именно русский народ сохранил особенную восприимчивость к духу первоначального христианства» (С. Прокофьев, 1995, с. 394).

Во второй половине XIX в. интерес к деревенской общине у сла­вянофилов перенимают народники. Так, например, Т.Ткачев (1844— 1886) писал о ней: «Конечно, народ наш очень необразован, но зато он всецело проникнут принципом общественной собственности; он, так сказать, коммунистичен из инстинкта, из традиции». И да­лее: «Из этого следует, что наш народ, не смотря на свою негра­мотность, гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Евро­пы, даже если последние и более образованы» (С.Прокофьев, 1995, с. 394).

Каждая отдельная семья получала во временное пользование часть общего надела в зависимости от своего численного состава и индивидуальных способностей. Время от времени (в установлен­ном самой общиной ритме) участки земли перераспределялись. Это исключало возможность получения на длительное время одни­ми членами общины лучшей земли, чем у других, а также давало право каждой семье при увеличении или, наоборот, уменьшении ее численности получить больший или меньший надел. Управлялась же община регулярными собраниями (сходами) всех ее членов, сильно напоминавшими новгородское народное собрание. Славя­нофилы видели в таком социальном устройстве, равно как и в глу­бокой религиозности русского народа, реальные предпосылки «специфически русского пути развития», лишь следуя которому Россия могла осуществить предначертанную ей свыше миссию. И действительно, глубоко своеобразный характер русской деревен­ской общины, как связанный с ней принцип народного самоуправ­ления (вече) — это ярчайшее проявление природных задатков рус­ского народа.

Князь П.Кропоткин (1842-1921), русский революционер и анархист, а также известный ученый, географ и геолог, написал кни­гу под названием «Взаимопомощь среди животных и людей как двигатель прогресса». В ней он противопоставил принципу «борь­бы за существование», изложенному Дарвином в его «Происхож­дении видов», всеобщий принцип «взаимопомощи» как основы биологической эволюции всех живых существ. В этом противопос­тавлении «помощи» и «борьбы» проявилось, можно сказать, само истинное существо русской народной души и ее изначальное не­приятие основного направления новейшей западной цивилизации.

Как известно из истории России, помощь односельчанам, ока­завшимся в трудном положении, занимала особое место в обще­ственной жизни деревни. Случалось, что мир направлял здоровых людей топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах,




 

где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам общи­на нередко оказывала помощь трудом общинников: во время сева, жатвы, на покосе. Иногда всем миром обрабатывали участок сирот в течение ряда лет

В русской деревне Х — XIX веков существовало такое поня­тие, как мироплатимые наделы. Это означало, что община (мир) брала на себя оплату всех податей и выполнение повинностей, ко­торые полагались за использование данного надела.

Отводя участок леса для погорельца, община могла по решению схода и вырубить лес, и вывести брёвна на место стройки. Гораздо реже встречаются упоминания «мирской» помощи обедневше­му крестьянину без чрезвычайных обстоятельств; считалось, что в обычных условиях хозяин сам виноват, если дела у него не ладятся.

Отзывчивость, соседская и родственная взаимопомощь наибо­лее открыто проявлялась на так называемых помочах. Этот обы­чай — приглашать знакомых людей для помощи в срочных рабо­тах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно (М:М.Громыко, 1991).

Порожденный самим народным существом, живой организм деревенской общины являлся единственным социальным учреж­дением в России начала XX века, которое могло бы послужить ос­нованием для соответствующего духу времени нового социального порядка, каковым а нашу эпоху является социальный закон Р Штайнера. О ней в связи с общей ситуацией в России он говорил следующее: «Там (на Востоке Европы), несмотря ни на что, возник­ла деревенская община; Только тот, кто понимает существо отдель­ных деревенских общин, может понять, что хочет возникнуть на Востоке как социальная структура. Деревенская община — вот единственная реальность на Востоке Европы. Все остальные уч­реждения там обречены на гибель. И Запад должен будет понять, каким образом может быть организовано это многообразие дере­венских общин...» (С. О. Прокофьев, 1995, с.229).

Когда совхоз «Алексино», выделил участок в 57 га земли Санкт-Петербурскому благотворительному фонду им. К. Кенига для стро­ительства реабилитационного центра «Деревня Светлана», никому и в голову не могло прийти, что это то историческое место, на котором революционер М. В. Петрашевский возводил 150 лет назад по­стройки для своей крестьянской общины.

Интересно, что М. В. Петрашевский хотел построить именно общину и важно, что крестьянскую, то есть связанную с сельским хозяйством. Поэтому можно сказать, что место, на котором возведен Центр «Деревня Светлана», имеет социально-исторические корни строительства общины. Правда, разница в подходе создания общины есть. М.В.Петращевский хотел создать общину ради об­щины.

В основе идеи строительства Центра «Деревня Светлана» лежит помощь людям с нарушениями психического развития в их соци­ально — психологической реабилитации. Для интеграции их обще­ство, в своем большинстве, еще не готово к принятию таких людей, да и сами эти люди не могут войти в него, необходимо искать воз­можности создать такую социальную среду, в которой люди с про­блемами психического развития могли бы чувствовать себя защи­щенными, в котором к ним будут относиться как к людям, как к личностям.

С другой стороны, создание деревенской общины на русской земле имеет исторические основания, как имевшая место в народе деревенская община — «мир».

Для улучшения жизни инвалидов с психическими нарушениями важным является опыт организации общины, в которой они ов­ладевают необходимыми навыками для полноценной и независи­мой жизни. Так, в Ленинградской области в Волховском районе, на месте крестьянской общины М. В. Петрашевского организована и существует такая община — «Деревня Светлана». В ней, по желанию и с согласия родителей, молодые люди с умственной отсталостью учатся жить самостоятельно в рамках единой большой семьи, в ко­торой на равных условиях живут и больные, и здоровые люди. Они занимаются сельскохозяйственным трудом, животноводством, сами готовят себе еду, осуществляют уборку помещений, планиру­ют расходы — в общем все то, что необходимо для максимально автономного проживания.

Центр «Деревня Светлана» была организована и построена с помощью наших норвежских друзей. Ее инициатором и вдохно­вителем является доктор Маргит Энгель, а первым директором - М. В. Михайлов. М. В. Михайлов, работая в Центре, понял необходимость иметь специальное образование, которое он получил в ИСПиП. Данная глава монографии - результаты его дипломной работы, выполненной под нашим руководством (Л.М.Шипицына) непосредственно в ходе его деятельности в качестве директора и психолога Центра «Деревня Светлана».

 

9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»

Управление Центром осуществляется коллегиальным органом, выбираемым из членов Центра, который представляет собой Совет Центра. Совет Центра выбирает из числа своих членов директора



Центра, который представляет Центр как юридическую организа­цию во всех официальных инстанциях и осуществляет органи­зацию всей текущей деятельности Центра: административно-финансовой, социально-трудовой, социально-психологической, социально-культурной.

На рис. 54 представлена схема структуры Центра и его разных видов деятельности.

Социально-психологическая реабилитация в Центре «Деревня Светлана» представлена тремя основными формами деятельности (рис. 55).

Социально-психологическая деятельность

Работа с родителями: групповая (родительские собрания,) дни открытых дверей); индивидуальная.

Интегрированное проживание людей с нарушениями и без нарушений интеллекта: проживание в семейных домах; совмест­ная работа; совместный отдых.

Обучение социально-бытовым навыкам: самостоятельное одевание; санитарно-гигиенические навыки; пользование столо­вым прибором при еде; умение накрывать на стол; застилание постели; самостоятельное мытьё в бане.

Развитие личности: корректировка характера; формирова­ние новых и поддержание старых значимых познавательных инте­ресов; корректировка потребностей; формирование полезных при­вычек и отучение от вредных.

 

Развитие психических процессов: двигательной сферы (лыжные и пешие прогулки, работа); ощущений (использование в Центре предметов из натуральных материалов); восприятия (экс­курсии, картины на стенах в жилых помещениях, окраска различ­ными цветами стен домов); внимания (активного и пассивного, повышение внешней концентрированности при выполнении тру­довых операций, во время экскурсий); речи (развитие активного и пассивного словаря фразовой речи); мыслительной деятельности (анализа и синтеза при выполнении трудовых и социально-быто­вых операций, совершенствование понятий).

Формирование и развитие межличностных отношений: отношение селянина с его мини-социумом (узкий круг людей, с которыми он ежедневно общается: семья, мини-коллектив) и мак­ро-социумом (общение с людьми из внешней среды Центра); раз­витие доброго отношения к людям, эмпатии.

Совершенствование коммуникативных навыков: вер­бальные (разговор во время работы, отдыха); невербальные (жесты, мимика, позы тела); снятие коммуникативных барьеров

(социальные, психологические — этому способствует, например об­щее собрание Центра).




8. Психотерапевтическое воздействие:

словом (во время еды за столом, во время работы, общие со­брания Центра, Евангельские вечера);

жестами (поглаживание селянина по голове);

обстановкой (психологическая атмосфера (дух Центра): доброжелательность окружающих (эмоциональный фон), соци­альная защищённость селян; жизнерадостные тона стен жилых домов, в помещениях на стенах картины и рисунки селян);

специальными занятиями: музыкотерапия, (пение, слуша­ние музыки); эвритмия (искусство движения, способствующее вос­становлению ритмов жизненных процессов); арттерапия (живо­пись, лепка, народные танцы, постановки спектаклей); библиоте­рапия (Евангельские вечера); ипотерапия (катание на лошадях); трудотерапия (работа с животными на ферме, изготовление молоч­ных продуктов, огород, работа в мастерских, работа по дому).

психопрофилактика социального окружения Центра: встречи с жителями соседних деревень и городов;

формирование социально-психологического имиджа Центра через средства массовой информации (газеты, радио, теле­видение);

расширение социальных связей селян с внешней социаль­ной средой: постановка спектаклей и музыкальных концертов для жителей района, С.Петербурга и Ленинградской области; участие селян в реализации продукции Центра во время ярмарок;

общие собрания: снятие эмоциональной напряженности (здесь можно: выговориться, посмеяться, выплакаться); снятие со­циальных и психологических барьеров общения; выработка терпе­ния и умения выслушать другого человека.

 

Социально-трудовая деятельность

1. Ферма — дойка коров (два раза в день), уборка коровника
(вывезти на тачке навоз, вычистить все места содержания животных, постелить сухую солому, помыть животных, дать им корм, вы-
пустить животных в поле для прогулки, загнать их на место после
прогулки), стрижка овец; — изготовление молочных продуктов
(масло, сметана, творог, йогурт, сыр).

2. Мастерские:

Столярная мастерская — изготовление полок, шкафов, сто­лов, скамеек для дома и для улицы, грабель, деревянных ручек к топорам, вилам, граблям, косам; строительство заборов для сельскохозяйственных угодий, облагораживание территории вокруг жилых домов (лестницы, ступеньки, беседки), изготовление «ва­гонки» для отделки внутренних помещений жилых домов, изготов­ление игрушек для детских садов.

Ткацкая мастерская — изготовление: ковриков, сумок из по­лос старой одежды, работа с шерстью: разбор, мытьё, расчесыва­ние; прядение нити из шерсти на веретене; вязание изделий из шерсти: носки, шарфы, рукавицы, свитера, шапочки; изготовление кукол из хлопчатобумажной ткани и шерсти; ткание полотна из шерстяных и хлопчатобумажных ниток; изготовление одежды к разным спектаклям.

Прачечная — стирка, глажение, починка белья.

Кукольная мастерская — изготовление кукол из хлопчато­бумажной ткани и шерсти.

Заготовка дров в лесу, их распилка, колка, складывание в по­ленницы. В лесу дрова заготавливают в течении лета, а затем их пилят и колют осенью и зимой.

Огород — разбивка гряд для овощей, посадка рассады в горшочки и ящики в теплице, высадка рассады в открытый грунт, сея­ние овощных культур в открытом грунте, прополка овощей, поли­вка огорода, сбор овощей к столу в течение лета, уборка урожая осенью в овощехранилище.

Работа по дому: уборка дома; мытьё посуды после еды; накрывание на стол перед едой; вынос из дома пищевых отходов для компоста; топка печей (в жилых домах в холодное время года, в рус­ской бане каждую неделю); приготовление еды; выпечка хлеба.

Благоустройство территории Центра: уборка мусора; озеле­нение территории (сажание деревьев, цветов, травы).

Строительство: помощь селян в строительстве домов; отде­лочные строительные работы внутри дома; сооружение построек для животных; строительство деревянных ограждений (для огоро­да, для животных); рытьё оросительной системы; строительство хозяйственных помещений.

 

Социально-культурная деятельность

1. Религиозное воспитание: посещение селянами службы в церкви; Евангельские вечера; беседы на религиозные темы.

2 Христианские и национальные праздники: Рождество; день Иоанна; день Святого Михаила; масленица.

Театральные представления: спектакли на религиозные темы с участием всех селян.

Фольклор: народные танцы; вечера поэзии; народные песни.

Арттерапия: живопись, лепка, постановка спектаклей, на­родные танцы, эвритмия.

Экскурсии: но району (Старая Ладога, Новая Ладога, Вол­хов), по Санкт-Петербургу, Новгороду).

Лекции: на разные темы проводятся сотрудниками Центра, гостями Центра, делаются отдельные сообщения некоторыми селянами.

Спортивная деятельность: лыжные и пешие прогулки.

Общие собрания Центра: участие селян в обсуждении со­циально-культурных мероприятий Центра, решение бытовых про­блем Центра.

 

9.4. Ритм жизни в Центре «Деревня Светлана»

Ритм и ритмические закономерности в лечении являются осно­вой антропософских методов реабилитации. Создают эту жизнь ритмов сотрудники (ковокеры), а воспитанники (селяне) вклю­чаются в неё: сон и бодрствование, регулярный прием пищи, чере­дование в работе, движение и покой и т.д. Основой ритмической организации является ход дня, недели, года.

Рабочая неделя в Центре (деревне) охватывает промежуток вре­мени с понедельника до субботы.

Рабочие дни

6.45 час. — Подъём.

7.30 час. — Все члены семьи дома собираются в гостиной. Вста­ют в круг и читают молитву «Отче наш», потом поют утреннюю пес­ню, по завершении которой берутся за руки и все произносят «доб­рое утро». После этого садятся за общий стол завтракать.

Тот, кто готовил утром завтрак, садится во главу стола и произ­носит застольную молитву. После этого все сидящие за столом бе­рутся за руки и говорят: «Благословенная трапеза». Тот, кто сидит во главе стола, накладывает для каждого в тарелку кашу. Первым та­релку получает тот, кто сидит на противоположном конце стола от раздающего. Тарелку передают из рук в руки. Но это не значит, что, получив тарелку, этот человек начинает есть кашу. Он сидит и спо­койно ждет, пока каждый получит свою порцию. После этого раз­дающий говорит: «Пожалуйста», — и все приступают к трапезе. На столе также стоит разная еда: сыр, масло, хлеб... Если кто-то закон­чит есть, он не встает сразу из-за стола, а ждет, когда другие тоже закончат трапезу, Потом все берутся за руки и говорят: «Спасибо».


 

После этого все встают и помогают убирать со стола. Два человека начинают мыть посуду, остальные переходят к уборке дома. У каж­дого свой участок. Уборка длится до 8.45 час.

9.00 час. — Начало работы. Каждый из молодых людей (селян) знает, где будет работать и с кем. Об этом договариваются за столом после завтрака.

10.30 час. — Перерыв для отдыха. Этот перерыв может быть на­зван также социальной паузой, потому что во время перерыва жите­ли деревни могут поговорить друг с другом на разные темы за чаш­кой чая или кофе. Кто-то может сыграть на гитаре, или спеть пес­ню. Через полчаса все опять приступают к работе.

11.00- 12.15 час. - Работа.

12.30 час. — Обед.

14.00 час. - 16.00 час. - Работа.

16.00 — Перерыв на чашку чая.

16.30-18.15 час. - Работа.

18.30 час. — Ужин.

20.00 час. — Время для разных вечерних встреч, лекций и т.н. 22.30 час. — Отбой.

Многие из селян не умеют определять время по часам, поэтому время текущих событий обозначают звоном колокольчика.

Утром все просыпаются под звуки колокольчика, или кто-нибудь играет на флейте. Он останавливается у каждой комнаты в доме и играет мелодию.

Раньше других встают те, кто готовит завтрак и кто доит коров. Утренняя дойка — в 6.30 час.

В Центре нет привязанности к какой-либо конкретной работе, каждый может попробовать разные виды труда. Например, один утром готовит завтрак, после завтрака работает в огороде, после обеда стирает бельё. Другой утром занимается дровами, потом го­товит чай для перерыва группы людей, с которыми он не работал утром, после обеда он работает в ткацкой мастерской и т.д. Таким образом, каждый может получать различные навыки и освоить разные профессии. Можно также оставаться работать на одном и том же месте.

По понедельникам вечером проходят собрания сотрудников деревни. Это те люди, которые живут в Центре постоянно, практически отвечают за всю его жизнь. На этом собрании говорят о текущей жизни, а также о селянах. В этом разговоре главный интерес вызывают те селяне, у которых появились проблемы, или эти проблемы могут возникнуть в ближайшее время. Каждый сотрудник говорит о данном селянине все, что он может сказать за прошедшие дни, так как селяне работают в течение дня в разных местах и с разными людьми, поэтому, если каждый сообщит свои наблюде­ния, то в итоге получится целостная картина. Это можно назвать социально-психологическим портретом данного селянина. Затем ищут пути коррекции негативных явлений.

На собрании кововедов обсуждаются также финансовые вопро­сы. Никто в деревне не получает зарплату. Живут одной большой семьёй, деньги — общие. Каждый сотрудник на этом собрании го­ворит о своих нуждах на следующий месяц. Однако исходят из той суммы денег, которая имеется в данное время.

У каждого человека в деревне есть свои функции, то есть он от­вечает за определённую работу. Поэтому, если кто-нибудь уезжает из деревни на любой срок, другой должен выполнять за него его работу до его возвращения.

Во вторник вечером проводится общее собрание деревни. В нем участвуют все её жители. Выбирается председатель собрания и сек­ретарь, который записывает в специальную книгу все выступления. Каждое собрание начинается с того, что секретарь зачитывает текст протокола предыдущего собрания.

На этих собраниях принимаются разные решения. Нужна ли корзинная мастерская? Или её закрыть, потому что кукольная тре­бует расширения? На сколько вообще это плетение корзин важно для деревни? Дискуссия в разгаре. Многие просят слова, и в конце концов решают, что кукольная мастерская может обойтись мень­шим помещением. И временно всё должно оставаться по-прежне­му и по социальным причинам, и из-за экономических реалий. На корзины есть спрос. Они нужны, так как могут заменить изделия, сделанные из пластика. Это почти вымерший промысел. Кто-то из селян может выйти перед всеми и рассказать запомнившийся эпи­зод из его жизни на прошедшей неделе, например, как он катался со всеми на лошади в воскресенье. Другой рассказывает о поездке в Петербургскую филармонию. Он выходит и говорит, что первый раз слышал настоящий орган. Другой селянин рассказывает о своей поездке к маме, и что там было интересного.

На общем собрании могут обсуждаться также такие вопросы:

как проводить ближайший праздник;

как сделать хороший домашний вечер;

— мастерские показывают свою продукцию, говорят о своей работе и т.д.

По средам (вечером) — время для учёбы сотрудников.

По пятницам в каждом доме собираются семейным кругом все, кто в нём живут. Поют песни, рассказывают разные забавные исто­рии. Всё это проходит за чашкой чая. Желающие могут играть в настольные игры или просто разговаривать. Всё это дает возмож­ность расслабиться в конце рабочей недели и острее почувствовать, что все вместе они действительно семья.

По субботам (утром) — генеральная уборка жилых домов. Каж­дый принимает участие в уборке своего дома. А потом — русская баня.

Суббота в деревне — особый день. Каждый субботний вечер в домах собираются семьями для чтения Евангелия. Заранее все зна­ют, какое место из Евангелия будет читаться, и имеют возможность подумать об этом отрывке. Перед чтением за два часа стараются создать в доме тишину. Все об этом знают. Непосредственно перед чтением — легкая трапеза. Во время неё разговаривают об интерес­ных событиях прошедшей недели. После этого один человек читает текст Евангелия, и потом все обсуждают его.

В воскресенье — выходной день. Одни идут в гости в соседнюю деревню, другие отправляются в церковь, третьи хотят просто погу­лять по лесу. Все отдыхают. Правда, коров надо доить и по воскресе­ньям, а также готовить для всех еду. Поэтому кто-нибудь из селян выполняет эти виды работы.

Резюмируя некоторые результаты реабилитации молодых лю­дей с умственной отсталостью (селян) в Центре, следует отметить, что селяне выполняют работу не ради терапии и занятости трудом, а потому, что она является значимой для них и для окружающих. Это настоящая и нужная людям работа. И это должно быть понятно селянам. Если они выполняют только часть работы, то обязательно должны видеть конечный продукт их совместной деятельности с другими. Например, изготовление куклы. Каждый, принимающий в этом участие, выполняет конкретную операцию (в итоге он может научиться делать все операции), но он видит, что в результате их совместного труда получилось законченное изделие. Он знает, что потом его будут продавать в магазине, а когда эту куклу купит кто-то из взрослых для своего ребёнка, то она принесёт малышу много радости. Здесь можно видеть более опосредованную социальную связь селянина с внешним миром через ребёнка, который будет играть в эту конкретную куклу






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных