Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 12 страница




Во время масленицы были выставлены изделия деревенских мастерских. Незамысловато изготовленная кукла вызвала большой интерес у местных детей. Сотрудниками деревни было обращено внимание селян на этот факт, как на позитивный в формировании положительной оценки их собственного труда.

Еще пример. Кто-то из селян помогает печь хлеб. Затем селя­не едят этот хлеб вместе с другими людьми, которые говорят им «спасибо».

Селяне работают все лето вместе со здоровыми людьми в огоро­де. Селяне испытывают большую гордость и радость, когда на столе видят выращенные огурцы, помидоры, морковь, перец, капусту. Они начинают осознавать, что в этом и их заслуга. В зимнее время, когда едят овощные заготовки, селяне нередко вспоминают разные эпизоды работы в огороде.

Селяне постепенно понимают, что они нужны людям. Через общение с людьми и совместную деятельность они возвращаются к полноценной жизни, так что могут сказать себе «Я живу», и начи­нают больше проявлять свои внутренние способности. Социальная среда деревни, в которой они живут, начинает служить для них за­щитой от, так называемых, норм внешнего мира, которые агрессив­но воздействуют на него.

Социальная значимость селян еще больше усиливается тем, что они принимают участие в публичных обсуждениях некоторых ас­пектов общей жизни деревни. Самооценка труда селян повышается потому, что они видят, как результат их труда используется другими людьми.

Положительное психотерапевтическое воздействие на селян оказывает доброжелательная социальная среда деревни, что созда­ёт их защищённость, а также здоровый ритм жизни.

 

9.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в Центре «Деревня Светлана»

 

Исследование селян проведено методами наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности, анкетирования родителей. Ис­пользование этих методов осуществлено в естественных условиях жизни 12 молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет с умственной отсталостью в сочетании с другими нарушениями (8 лиц мужского и 4 - женского пола). Из них 4 человека - из полной, 7 - из не­полной семей и 1 молодой человек - сирота. Возраст родителей селян — от 39 до 67 лет.

Основными аспектами наблюдения за селянами являлись их коммуникативные, трудовые навыки и социально- культурная дея­тельность.

Результаты исследования продемонстрируем на нескольких наиболее интересных примерах. В каждом из них приведем данные анализа наблюдений, беседы с молодым человеком и беседы с его родителями.

Пример 1. Оксана Г., 19 лет. Диагноз: умственная отсталость в умеренной степени.

Родилась в 6,5 месяцев, вес — 1400 г При рождении девочки матери было 19 лет, период беременности провела в больнице в Санкт-Петербурге в связи с заболеванием сердца. В течение 2 мес. Оксана оставалась в больнице (первое время — в специальной каме­ре), мать была вынуждена ежедневно приезжать в больницу для ухода за ребенком. В 2 мес. девочка весила 2,1 кг Перенесла тяже­лую форму пневмонии. Случались фибрильные судороги, которые продолжались в течение 2 лет

Психомоторное развитие: начала ходить в 13 месяцев. Развитие речи: начала говорить отдельные слова в 2года, в 5 лет — простые фразы, но с нечеткой артикуляцией.

Училась в общеобразовательной школе в течение 2 лет (с 9 до 10 лет), затем была признана необучаемой. Читает по слогам, пишет плохо, не умеет считать, не умеет пользоваться деньгами. Плохо развита кратковременная память. Внимание: избирательность не­высокая, объем маленький, устойчивость низкая, произвольное внимание развито плохо. Нарушена общая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика. Объем активного словаря небольшой, речь быстрая, нечеткая, говорит простыми предложе­ниями. Обращенную речь понимает. С 16 до 18 лет посещала дет­ский реабилитационный центр «Филиппок» в г. Волхове, где имела возможность общаться с детьми только младшего возраста.

Дома могла ходить за покупками, помогать по хозяйству, забо­титься о младшем брате. Любит животных (в доме — 5 кошек).

Была большая тяга к общению со сверстниками, с другими людьми, но практически не было такой возможности. Оксана осоз­навала свою непохожесть на других (присутствовала адекватная самооценка). При встрече с трудностями происходили срывы («За­чем ты меня родила, такую!»). Семья (разведенные родители, Окса­на и ее младший брат) вынуждена жить в маленькой однокомнат­ной квартире.

Прибыла в Центр «Деревня Светлана» в 18 лет.

Сначала хотела вернуться домой, была скована, закрыта (по­следствия гиперопеки со стороны матери, сильной привязанности их друг к другу), стеснительна. При разговоре отводила глаза. Боя­лась оставаться в одиночестве (не может спать одна в комнате).

Очень эмоциональна, импульсивна, подвижна.

В деревне начала работать: на кухне, на ферме, в швейной мастерской. Моет и вытирает посуду, помогает готовить, накрывает на с 10Л, моет полы; научилась доить, ухаживать за животными, гото­вить корм.

Появилась возможность развития творческой активности. Ок­сана участвует в спектаклях, была на концерте в Санкт-Петербурге, на экскурсии в Новгороде.

В деревне стала спокойнее, уменьшилось эмоциональное на­пряжение. Научилась лучше слушать, наблюдать за другими, ду­мать. Стала увереннее, почувствовала свою значимость, нужность другим людям, в том числе — необходимость своего труда. Расши­рился спектр общения: со сверстниками, взрослыми, незнакомы­ми (гостями, зрителями спектаклей).

 

Беседа психолога с Оксаной

— Расскажи о своей жизни до приезда в деревню.

— Стирала, посуду мыла, в магазин ходила, полы мыла, брата в школу провожала, и все. Она говорит: «Купи целый хлеб и один батон, и бутылку масла подсолнечного...», потом пошла в ларек и купила шоколадку для мамы к чаю, потом мы пошли опять с ма­мой теперь вдвоем по магазинам (Страшно было оставаться одной дома).

— Как ты узнала о деревне Светлана?

— Я говорю: «Мама, я познакомилась с дядей Мишей, и он при­глашал пожить в деревню Светлану». Мама: «Давай, Оксана, мы подумаем, попробуем пожить, а потом домой приедешь и ска­жешь». Когда я вернулась домой, я сказала маме: «Звони дяде Сла­ве, я хочу в Светлану».

Тяжело было в первый раз?

Тяжело.

В чем были трудности?

— Я говорила маме: «А что, если мне там не понравится?» Мама: «Что ты, поехали, тебе понравится». Я: «Мама, куда я попала? Мо­жет быть, поедем домой». Мама: «Нет, ты приехала в деревню Свет­лана». Говорю маме: «Позвони в деревню Светлана — пусть меня встречают в деревне, я хочу туда».

Первый раз без мамы, как тебе было?

Хорошо.

Хотелось обратно к маме?

Нет.

А что тебе здесь нравится?

— Здесь хорошо. Работаю в мастерской, готовлю обед, посуду мою, гуляем с Юлей и тетей Людой. Лестницу мою.


 

— А с кем ты живешь?

- С Юлей.

Как ты проводишь день?

Очень хорошо, тут мне очень нравится. Встаю, иду на завт­рак, убираю со стола со всеми, мою посуду, мою лестницу в под­вал и наверх, потом готовлю обед. Сама? Кто-то готовит, а я по­могаю.

— Кто живет в доме?

Дядя Миша, тетя Люда, Дима, Регина, Миня, Алеша, Мая, младший Миша, Михаэль. Живем с Юлей.

Что ты научилась здесь делать?

Сама я сделала перстень из бисера, а маме сделала бусы из бисера и браслет. Я потом с Машей пошла дрова убирать. Потом дрова пилили с Юлей. В коровнике доила, корм делала, брюкву колотила (есть такой ломик — как лопата).

- А доить ты умеешь?

Ага, меня Юля научила.

Каждый день ходишь в коровник?

Вымя мыла, доила, сделала корм для коров, намыла ведро и пошла в дом Нансена (норвежский дом).

Ты часто бываешь дома?

На новый год и на выходные 1 раз в месяц.

 

За все время разговора Оксана вела себя очень нервно. Ее руки и ноги были в постоянном движении. Иногда она успокаивалась и не двигалась. Это были мгновения ее наибольшей концентрации на каком-либо вопросе. Приходилось поддерживать живую атмосферу общения, чтобы она могла немного разрядиться, посмеяться. Оксана начинает стесняться, когда на нее смотрят и говорят о ней. Она старается отвернуться в сторону, ее голова немного запроки­дывается назад, и все тело как бы начинает следовать за головой. Такое впечатление, что она вся хочет уйти от создавшейся ситуации.

Сейчас Оксана стала более открыта, стала активно говорить (быстро, эмоционально). Появляются моменты когда Оксана мо­жет спокойно сидеть, без навязчивых движений и при этом она внимательно слушает, наблюдает за другими.

РАССКАЗ МАМЫ ОКСАНЫ.

Оксане 19 лет. Эмоциональна, впечатлительна и очень-очень добрая. Все свои годы она провела в кругу своей семьи, окруженная заботой, теплом и любовью. Пока она была в дошкольном учрежде­нии, очень надеялись, что беда обойдет стороной. Период школы принес ей слезы. Учение не пошло, стала проявляться разница между ней и другими детьми. Оксана стала чувствовать это. С отсут­ствием обучения в школе можно было смириться, но остаться в че­тырех стенах дома — вот это было бедой. Оксана очень общительна, ей нужны люди и обязательно надо что-то делать. Пробовали обу­чать ее в специальном интернате. Первые две-три недели плакали обе, так как хоть и ненадолго, но расставались впервые. Но потом, видимо, повлияло то, что каждый выходной день она была дома, и то, что ее хорошо приняли: Оксана освоилась. Обучалась в интер­нате 2 года.

Когда Оксане исполнилось 13 лет, внешне она ничем не отлича­лась от своих сверстниц, была очень заботлива к брату. Но все чаше и чаще, если что-то не так или в порыве чего-либо, плакала и кри­чала: «Зачем ты меня родила, такую?!» От беспомощности я тоже плакала, пробовала объяснить, что все произошло уже потом, что это последствия болезни, но Оксана не воспринимала мои слова. Видеть ее страдания, знать, что у нее не получится в жизни того, что даже и надо бы ей иметь, и при всем этом — не знать, как помочь дочери. Это горе для меня, и еще большее горе для нее.

Когда Оксане исполнилось 18 лет, мы узнали от знакомого о существовании «Деревни Светлана», о ее делах и целях, как раз направленных для помощи таким людям. Не сразу, но решили по­смотреть.

По приезде в «Деревню Светлана» мне многое понравилось. Это, прежде всего, семейный образ жизни. Расселены для прожива­ния (не по больничному или по общежитию) кому как удобней: кто-то один, кто-то вдвоем — люди все взрослые. Это хорошо, по-моему

Конечно, начинали со слез. Адаптировалась Оксана нелегко. Несколько раз уезжала обратно домой. В «Светлане» рвалась до­мой, а дома — хотела туда. Но она нашла себе столько друзей, новых знакомых, что со временем все спокойней и спокойней привыкала. Она больше не чувствовала себя ущемленной, ненужной. Наобо­рот, Оксана ожила. Она научилась трудиться, именно трудиться, ведь я ее в чем-то ограждала именно от работы.

Приезжая домой, она много рассказывает теперь уже о своей «Деревне Светлана». Конечно, ей тяжеловато, вижу, что устает, ведь приходится во многом перестраиваться. Но Оксану окружают люди, ставшие ей близкими, она подружилась со всеми. Да, она стала совсем взрослой, серьезной. Сразу видно, что ей пошло на пользу пребывание в деревне. Слов нет, она скучает по дому, но те­перь у нее есть место, по которому она тоже скучает. Я так хотела всегда ей помочь и когда вижу, что Оксана хоть на какое-то время чувствует себя в жизни на месте, мне тоже становится спокойней. Сейчас ей по душе в «Деревне Светлана» и мне хотелось бы, чтобы у нее осталось чувство своей причастности к жизни, своей нужнос­ти. Считает, что ее жизнь и ее дела, поступки просто необходимы. Независимо — болен человек или нет. Это так важно.

Пример 2. Миша К., 30 лет.

Диагноз: синдром Дауна. Поздний ребенок, с 3 лет рос без отца.

Психомоторное развитие: начал садиться в 6 мес, ходить в 1 год. Развитие речи: сказал первое слово в возрасте 1 года.

В 3 года перенес плеврит, была сделана операция. Заболевание ног (весной и осенью в городе болели ступни и колени, распухали, Миша испытывал сложности в передвижении). Страдал избыточ­ным весом.

С 8 до 14 лет учился в специальной школе. Может читать по слогам, писать, не умеет считать, не понимает значения денег Хо­рошо развита механическая память. Внимание: переключаемость низкая.

Дома мыл пол, накрывал на стол, мог ухаживать за собой. Смот­рел телевизор, слушал радио.

По словам матери, стремился к общению. Однако в школе не было создано доброжелательной психологической среды. Извест­ны случаи унизительного отношения к Мише со стороны старших ребят: с него сдергивали в туалете трусы, смеялись; это привело к психологическому срыву, к тому, что Миша перестал ходить в ту­алет в школе, что способствовало перенапряжению психики. На улицу один не выходил, боялся мальчишек, которые смеялись, придирались к нему (причем, мать не могла обеспечить ему физи­ческую и психологическую защиту). Зимой и в дождливую погоду не хотел бывать на улице, так как было тяжело ходить (заболевание ног). Вследствие этого развивался страх перед людьми, внешней средой, неуверенность в себе.

Приехал в Центр «Деревня Светлана» в 29 лет

Вначале испытывал страх перед незнакомой средой, трудностя­ми в передвижении (по холмистой местности, по скользкой дороге зимой). В деревне похудел, физически окреп (практически пере­стали болеть ноги). Огромное положительное влияние на его физи­ческое и психическое здоровье оказывает труд, забота о животных: работает на ферме, в коровнике, на пастбище, в огороде, в швейной мастерской (с шерстью), помогает на кухне, чистит овощи, накры­вает на стол, моет посуду, убирает в доме, делает кукол. Работа раз­вила в нем чувство ответственности.

Для Миши очень важным оказался ритм, которым живет дерев­ня, причем он самостоятельно следит за временем (с перерыва ухо­дит точно в срок, не ждет приглашения; описывает свой распоря­док дня точно по часам).

В деревне у Миши появилась реальная возможность освобо­диться от гиперопеки матери. Стал исчезать страх, развилась само­стоятельность (теперь не боится зимой и в дождливую погоду са­мостоятельно пойти в коровник, нести ведра). Благоприятная эмо­циональная среда, дружеская атмосфера помогли ему стать спокой­нее, раскрепощеннее.

Появилась возможность развития творчества: возникла потреб­ность писать (письма, деловые бумаги), выступать самостоятельно на общих собраниях, евангельских вечерах, высказываться на об­щественно-значимые, даже политические темы (о смене прави­тельства). Миша участвует в спектаклях (в Рождественской пьесе играл роль пастуха), может выучить текст (по словам матери, дома не любил учить стихи), любит танцевать, петь, принимать на себя различные роли («что бы я сделал, если бы стал президентом, пре­мьер-министром», «я — пастух»). Повысилась самооценка, появи­лось осознание собственной значимости, нужности (без него не будет накрыт стол на завтрак, некому погасить свечу на столе, зво­нить в колокол). В деревне он испытывает уважение со стороны сверстников и взрослых, к его мнению, суждениям, оценкам при­слушиваются, с ним соглашаются, что также способствует разви­тию уверенности в себе, самооценки.

Развилась эмоциональная сфера: он любит дружить, жалеет, недолюбливает. Может чувствовать ответственность за других (на­пример, за Лешу, у которого психика более неустойчива), опекать, утешать, останавливать от плохих действий. Миша осознал и по­чувствовал любовь других к себе (с теплотой вспоминает свой день рождения, который праздновали в деревне).

Беседа психолога с Мишей

— Как ты живешь в деревне Светлана?

— Убираю навоз, уважаю коров (кормлю их сеном, чищу их щет­ками). Кормлю сеном овец. Мне помогают Марк и Ульяна. Накры­ваю на стол каждый день перед завтраком, обедом и ужином. На завтрак я накрываю вечером накануне. Ева дает шерсть каждый день. Я работаю с Евой в мастерской по шерсти и изготовлению ку­кол. Вначале я расчесываю шерсть, которой потом набивают кукол.

Я встаю в 7.30, умываюсь, чищу зубы, потом — завтрак в 8.00. После завтрака — уборка: подметаю коридор в доме, где живу, а по­том мою его мокрой тряпкой. В 9.00 иду работать в коровник. Там я убираю навоз от коров с Алешей до 11.00, затем перерыв 30 минут. На перерыве мы пьем чай, кто черный, кто зеленый — с сушками, яблоками. В 13.00 — обед, после обеда мою посуду с Димой, потом иду на тихий час. В 15.00 встаю после тихого часа и иду в другой дом слушать рассказ Льва Николаевича Толстого «Как жизнь молодая». Потом — в мастерскую по изготовлению кукол. Ева дает мне шерсть и я ее расчесываю на специальном круге. Здесь я работаю до 17.00. Мы с Региной готовим ужин с 17.00.

Что ты делаешь?

Накрываю на стол, звоню в колокол.

Для чего ты звонишь в колокол?

— Чтобы пришли покушать. После ужина Юля и Алеша моют посуду, я вытираю.

Во сколько ты ложишься спать?

В девять часов.

Ты что-нибудь делаешь перед сном?

— Накрываю на стол для завтрака. Думаю сам себе, не разгова­риваю, молча.

Что бывает вечером в субботу?

Евангельский вечер.

Расскажи о нем.

— Пьем сок, булочки едим. Говорим, как Иисус говорил своей матери, чтобы солнце было, чистое небо и земля, и рука у каждого человека, чтобы не болеть. Чтобы к нашей жизни обходимо, и тепло согреть тело.

— Какие вечера вы устраиваете?

— Дни рождения. 17 июля 1967 года родился Миня. При помо­щи моего большого друга Яна сделал вкусненький торт Только слюни текут. Хишти, мама, Анна (Ирина дочка), сама Ира, Гриша, Михаил Владимирович, Хишти как королева, Миня как король придумали какие-то танцы, и песни были у Питера. Я долго спал, когда он приехал летом, и ждал его полчаса. Мой любимый бывший ученик. Сильный мужчина, крепкий, и помню, что он как дядя. Хоть его племянник, которого он показывал мне фотокарточку, и которого была жена — это «Деревня Светлана». Все. Это ты что рассказывал? О чем? О нашей жизни.

— Когда ты жил с мамой в городе, чем ты занимался?

- Невидимки женские складывал. Потом носки штопаешь.

Опиши людей в «Деревне Светлана».

Люди хорошие, добрые, друзья.

Кто тебе больше всех нравится?

Регина, Юля.

Где тебе лучше жить, у мамы или в «Деревне Светлана»?

Здесь хорошо, и жду Питера.

РАССКАЗ МАМЫ МИШИ К.

Проживает в «Деревне Светлана» постоянно уже почти год. Ему очень нравиться жить в деревне и выполнять любую работу, он к любой работе относиться серьезно. В основном, любит коров: уби­рает в коровнике, летом выгоняет на пастбище (это его любимое занятие). Миня научился помогать и на кухне: чистит овощи в большом количестве. Дома он чистил картошку, накрывал на стол, иногда мыл посуду (кроме кастрюль); но у нас семья из 3 человек, а в деревне — от 10 до 15 человек.

Он - компанейский парень. В деревне народу много, и он умеет ладить со всеми. Дома он на улицу не ходил один: боялся мальчи­шек, которые к нему старались придраться, даже иногда в моем присутствии. В деревне он себя чувствует свободно, и собак не бо­ится, ходит по всей деревне.

Не любит зиму, потому что скользко ходить, да в дождливую погоду тоже плохо ему ходить. Но он это как-то старается преодо­леть: медленно, но пойдет; а дома — «я не пойду» — и все. Приходи­лось силой. Или я говорила: «Мне нельзя носить тяжести. Пойдем в магазин», — тогда он шел. В деревне он знает, что надо идти в коровник, и идет. Он чувствует себя при «важном» деле, которое без него никто не сделает

В городе у него весной и осенью болели колени и ступни ног Они распухали, становились горячими, он не мог ходить. Лечили как могли: компрессы, таблетки. К врачам ходили, но они не любят таких детей лечить и говорят, что нарушен обмен. В деревне весной у него болели ноги, но так, что он мог передвигаться. Помазали мазью один день. Осень прошла без осложнений.

Сейчас он очень похудел: ремень убавили на 15 см, брюки уже не убавить — надо новые. Нет опрелостей, даже летом, что его му­чило в городе.

Если он приезжает домой на неделю, то все только и говорит о деревне: что там сейчас делают, считает дни, когда вернется. Приезжает - первый вопрос, как себя чувствуют коровы.

 




 

Стихотворения не любил учить. А в деревне играл пастуха, выу­чил текст, стал «артистом».

Приведенные примеры показывают, что в условиях Центра «Деревня Светлана» создаются условия для успешной социально-психологической реабилитации людей с проблемами психического развития.

У селян развивается чувство защищенности, чему способствует доброжелательное отношение жителей деревни, жизнь в семье, совместные трапезы. Снижается эмоциональная напряженность.

Развивается уверенность в себе; меня слушают, мне доверяют, я выполняю важную работу, я нужный человек. За счет этого улуч­шаются личностные особенности. Изменяются в положительную сторону межличностные отношения. Селяне общаются с другими селянами (в том числе со своими сверстниками), со взрослыми, с незнакомыми людьми. Улучшается общение, снимаются комму­никативные барьеры, чему способствуют выступления на общих собраниях, театральные представления (сам процесс их подготов­ки, репетиций).

Важное значение для реабилитации имеет трудотерапия (фер­ма, огород, мастерские): работа руками, физический труд, приоб­ретение бытовых навыков. Трудотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

Контакт с животными (во время работы на ферме, игра и забота о домашних кошках, собаках) также важен для развития эмоцио­нальной сферы.

Развиваются творческие способности молодых людей с ум­ственной отсталостью (приобщение к искусству, пение, театраль­ные постановки, музыкальные концерты, рисование).

Четкий ритм жизни создает баланс в развитии личности, что помогает селянам научиться жить в таком же ритме и вне общины.

В стадии начальной адаптации частая ломка стереотипов в фор­ме и ритме жизни (связанная с гиперопекой со стороны родителей) замедляет, мешает развитию, вызывает кризисы в состоянии умственно отсталых людей. Со временем, в условиях деревни, формируются защитные механизмы и самостоятельное умение ими пользоваться.

Общие итоги по реабилитации молодых людей с использовани­ем Компхилльских принципов показали позитивную динамику (табл. 35), что может говорить о положительной тенденции в их социально-психологическом реабилитационном процессе. Особен­но это касается межличностных отношений, которые улучшились со сверстниками (в 83,3%) и с незнакомыми людьми (в 58,3%).


 

Результаты социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта в условиях сельской общины (Кэмпхилльская «Деревня Светлана», %)

У 33,3% селян ухудшились отношения с родителями, что может говорить о стремлении селян вырваться из-под родительской гипе­ропеки, что тоже является позитивным моментом.

Трудовая деятельность улучшилась у всех молодых людей, что де­монстрирует их резервные возможности в плане реабилитации. Кро­ме того, у 91,6% улучшилась социально-культурная реабилитация.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в ус­ловиях Кемпхилльского реабилитационного центра у людей с про­блемами психического развития отмечается формирование новых коммуникативных навыков, расширение межличностных отноше­ний, развитие эмоциональной сферы, улучшение общей моторики, формирование трудовых навыков, обогащение культурной жизни, раскрытие резервов формирования личности.

Совместное проживание вместе со здоровыми людьми по прин­ципу семейных домов, в атмосфере взаимоуважения, понимания, любви и братства создает положительный эмоциональный фон для проживающих в общине. Здоровый образ жизни в деревне, посиль­ное участие в коллективном труде активно вовлекает их в реаль­ную повседневную жизнь социума, в которой они чувствуют себя нужными людьми, выявляет скрытые возможности и резервы лич­ности, что способствует включению в социальную жизнь общества в целом.

Следовательно, социально-реабилитационные центры, рабо­тающие по принципу Кемпхилльского движения, и в России мо­гут создавать благоприятные условия социализации и интеграции умственно отсталых лиц старше 18 лет


 

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже не­сколько лет являются объектом пристального внимания со сторо­ны государства, системы образования, медицины, общественных фондов и организаций. Внимание, в основном, уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учреждений, при­званных дать воспитание и образование таким инвалидам в рамках утвержденных программ. Даже тот объем информации об инвали­дах и их проблемах, который попадает в средства массовой инфор­мации, не дает представления о людях с психическими нарушени­ями. Развитие тяжелой промышленности, атомной энергетики, на­носящие вред окружающей среде, появление космических излуче­ний из-за нарушения озонового слоя, употребление наркотиков и алкоголя, неполноценное питание и медицинские ошибки часто становятся причиной умственной отсталости. Никто не застрахо­ван оказаться в одном доме, одной квартире, одной семье с ум­ственно отсталым человеком.

Для успешной интеграции в общество людей с умственной от­сталостью необходима информированность и повышение созна­тельности общества в отношении таких людей. Необходимо знать, что они обладают правами, что у них есть определенные потребно­сти и возможности. В настоящее время, с развитием гуманизации общества, проблема социальной интеграции умственно отсталых людей стала еще более актуальной, но сама собой не может решить­ся. Для ее преодоления необходима помощь государства, общест­венных организаций и самого общества.

Для решения этой проблемы в мире осуществляются различные программы и создаются специальные учреждения и общественные организации. Например, в России в Санкт-Петербурге существуют такие общественные организации, как Городская ассоциация ро­дителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами в развитии, в Рязани — Рязанская организация помощи умственно отсталым детям, и мно­гие другие. Деятельность этих организаций направлена не только па оказание материальной помощи инвалидам, но и на поиски пу­тей интеграции умственно отсталых людей в общество. Активность самых заинтересованных людей - родителей детей-инвалидов, их живое участие в поисках решения проблем интеграции собствен­ных детей дает ощутимые результаты в этой области.

Но решение проблемы людей с умственной отсталостью нужно искать не только в создании разных учреждений, занимающихся образованием людей с нарушением интеллекта и развитии обще­ственных организаций, но и в создании широкой сети постшколь­ных учреждений для молодых умственно отсталых людей, главной задачей которых является социально-бытовая адаптация и сохра­нение знаний и умений, привитых детям в образовательных учреж­дениях. Такие учреждения должны давать возможность своим вос­питанникам применять полученные ими знания и умения на прак­тике в общественно полезном труде, в условиях самостоятельного проживания.

Создание Центров социальной реабилитации, где могут об­щаться, получать консультации и помощь молодые люди с ум­ственной отсталостью и их родители необходимы для преодоле­ния их сегрегации. Они способствуют качественным изменениям в уровне самостоятельности, пространственной ориентации, соци­альной зрелости и межличностном общении этих людей.

Данная модель, решающая задачу социальной интеграции ум­ственно отсталых людей, достаточно эффективна: после пребыва­ния в Центре молодые люди могут многое делать совершенно само­стоятельно, либо под частичным наблюдением специалистов. Сле­довательно, желательно создавать подобные Центры реабилитации и Дома совместного проживания, где под наблюдением специали­стов и частичной помощи окружающих могли бы проживать, рабо­тать, проводить досуг люди с нарушением интеллекта.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что даже при наличии определенной правовой базы проблема социальной интег­рации детей, подростков и молодых людей с умственной отста­лостью в стране не решена. Многое зависит не только от государства и специальных служб, но и от родителей и общества в целом. Для решения необходимы различные формы работы и структуры (на­пример, центры дневного пребывания, дома самостоятельного проживания и др.). Также нужно изменять подходы к этой проблеме в уже имеющихся учреждениях для умственно отсталых людей. Они должны там жить в соответствии с социальными правами и гаранти­ями, а не существовать в социальной зависимости от врачей, медсе­стер, воспитателей. Для этого нужна помощь от государства, в том числе и финансовая, а также поддержка самого общества. Необхо­дима помощь в организации рабочих мест, расширение областей применения труда, навыков и умений умственно отсталых людей. Реализация всего этого позволит сделать серьезный шаг в направле­нии более полного включения умственно отсталых людей в жизнь общества и сделать их и родителей более счастливыми.

Ребенок с проблемами в развитии, «особый» ребенок, «необучаемый» ребенок... Рождение «особого» ребенка делает и семью «особой». Семья ребенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в совершенно ином положении в обществе и по отношению к нему, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает свой отпечаток и на типы воспитания в этой семье, и на психологические проблемы родителей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных