Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 15 страница




Часто ли Ваш ребенок бывает настолько возбужден, что не может заснуть?

Часто ли Ваш ребенок бывает чем-то встревожен?
Ему трудно сосредоточиться на чем-либо одном?

Часто ли Ваш ребенок приходит в замешательство?

Ваш ребенок очень застенчив?

У него беспокойный и прерывистый сон?

Ваш ребенок настороженно относится к незнакомым людям?

Он уверенно чувствует себя в незнакомом месте?

Ваш ребенок обычно спокоен?

Он легко расстраивается?

У Вашего ребенка преобладает ровное настроение?

Часто ли Ваш ребенок приходит в возбужденное или беспокойное

состояние? Быстро ли устает Ваш ребенок? Легко ли он может заплакать?

Ваш ребенок отличается упрямством?

Быстро ли он успокаивается после раздражения?

Часто ли меняется настроение у Вашего ребенка?

Возникает ли у Вашего ребенка эмоциональное возбуждение, когда нарушается привычный распорядок дня?

Может ли он обидеться на Вас за то, что Вы сделали что-либо не так, как он хотел?

Если Ваш ребенок разозлится, то может кого-либо ударить?

Проявляются ли у него вспышки гнева?

27. Ваш ребенок спокойно реагирует на замечания, указания?
2Х. Бывает ли ему стыдно за совершенные поступки?

Может ли он скрыть плохое отношение к кому-либо? К). Ругается ли Ваш ребенок?

Когда Ваш ребенок раздражен, может ли он причинить себе вред?

Вступает ли он в спор с Вами на повышенных тонах?

Бывают ли у Вашего ребенка вспышки гнева без видимой причины?

Имеет ли Ваш ребенок склонность к стереотипным действиям?

Любознателен ли Ваш ребенок?

Долго ли помнит обиды Ваш ребенок?

Заботится ли он о других?

Часто ли у него бывают спады и подъемы настроения?

Ваш ребенок раздражителен?

Он часто чувствует себя усталым без какой-либо причины?

Его сильно нервирует ожидание?

Он работает (выполняет какое-либо задание) с большим напряже­нием?

Уходил ли Ваш ребенок от Вас надолго без разрешения?

Ваш ребенок намеренно говорит что-нибудь неприятное или обидное для человека?

Ему нравится общаться со сверстниками?

 

1.5. СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1.ФИО

Возраст

Диагноз 1.4.Речевой анамнез

2. СВЕДЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕ-
СКОЙ ПОМОЩИ (указать тип учреждения, сроки и результаты)

Пребывание в массовых образовательных учреждениях

Пребывание в специальных образовательных учреждениях

Получение логопедической помощи в специальных образова­тельных учреждениях

 

Получение логопедической помощи в медицинских учреждениях

Оказание частной логопедической помощи

3. СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Наличие ситуативного понимания речи

Потребность в жестовом сопровождении ситуативной речи

Наличие внеситуативного понимания речи

4. СОСТОЯНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Наличие экспрессивной речи

Общая характеристика экспрессивной речи (однословная, фразовая, развернутая)

Использование экспрессивной речи в коммуникации (посто­янное, ограниченное, не использует)

Использование мимики и жестов в коммуникации (не ис­пользует, сопровождает речь, заменяет речь)

Специфические особенности речи (речевой негативизм, логоррея, эхолалия, аутичная речь, вербализм, резонерство)

Способы выражения желаний (мимика, жесты, крики, показ, речь)

5. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

5.1. Строение и функционирование органов произношения,

Состояние дыхательной функции

Состояние голосовой функции

Состояние органов артикуляции

5.2. Характеристика произношения

Темп

Ритм

Внятность

 

 



Звукопроизношение

Звукослоговая структура слов

6. СПОСОБНОСТЬ К РЕЧЕВОМУ ПОДРАЖАНИЮ

Повторение звуков (гласных, согласных)

Повторение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных)

Повторение серии слогов (одинаковых, разных)

Повторение слов разной звукослоговой структуры

Повторение серии слов

Повторение фраз

7. ОТНОШЕНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ПЕНИЮ

Восприятие песен

Наличие любимых песен

Воспроизведение песен

8. СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
РЕЧИ

Понимание категорий рода, числа, падежа существительных

Наличие аграмматизмов в экспрессивной речи

9. НАЛИЧИЕ И ХАРАКТЕР ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Чтение

Письмо

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможность использования имеющейся речи для коммуникации

Логопедический диагноз

Рекомендации по развитию и совершенствованию речи.



1.6. ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ

(А.Л. Варга, В. В. Столица)

Уважаемые родители!

Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о вос­питании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в Планке для ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. Если вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждения. Если не согласны — зачеркните этот номер. Если вам трудно сформулировать ваше отношение, то возле номера вопроса на «Бланке» поставьте вопроси­тельный знак.

В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как вы сами думаете. Тем самым вы поможете себе и психологу. Не спешите.

Желаем успеха.

Текст опросника

Я всегда сочувствую своему ребенку

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Я уважаю своего ребенка.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняет­ся от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют. Я испытываю к своему ребенку чувство расположения. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. Мой ребенок часто неприятен мне. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку прино­сит ему большую пользу

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме пре­зрения, ничего не стоят

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет

порядочный человек.



 

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети потом благодарят.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю

этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Для оценки результатов опросника используют 5 шкал.

«Принятие-отвержение»: шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку;

«Кооперация»: социально-желательный образ родительского отношения;

«Симбиоз»: шкала отражает межличностную дистанцию в об­щении с ребенком;

«Авторитарная гиперсоциализация»: отражает форму и на­правление контроля за поведением ребенка;

V. «Маленький неудачник»: отражает особенности восприятия и
понимания ребенка родителем.

Бланк для регистрации ответов родителей:

Ваши фамилия, имя, отчество

Фамилия и имя вашего ребенка_
Возраст ребенка

Кто заполнял: отец, мать или воспитатель (подчеркнуть)

1.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые про­изошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) ра­достным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к ука­занным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные — от —1 до -5. Отметьте на бланке примерные даты событий.

В соответствии с полученными показателями можно охарактеризо­вать следующие параметры: продуктивность воспроизведения образов жизненного пути, оценку событий испытуемым (значимость для него тех или иных жизненных событий, их желательность — нежелатель­ность, степень их влияния, среднее время антиципации и ретроспек­ции), а также дать содержательную характеристику событий (тип и вид значимых событий, их частоту встречаемости) («оригинальность» — «популярность» и «силу» — «слабость»). Рассмотрим каждый из пара­метров.

Продуктивность воспроизведения образов жизненного пути

Определяется по количеству названных событий.

Оценка событий

А. Значимость жизненных событий.

Определяется по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие.

Б. Желательность — нежелательность событий.

Во многих исследованиях утверждается о неспецифичности влияния событий на здоровье, т. е. их стрессогенности вне зависимости от желательности событий. Если при анализе событий акцентирован внимание на степени их значимости, то, возможно, подобная диффе­ренциация событий не становится особенно необходимой: если собы­тие называется, ясно, что оно значимо. С другой стороны может воз­никнуть следующий вопрос: какие события более значимы — негатив­ные (грустные, нежелательные) или позитивные (радостные, жела­тельные)?

В. Степень влияния событий.

Данный показатель конкретизирует предыдущие. При обработке результатов, полученных в результате применения «Психологической автобиографии», предлагается выделять по степени влияния на испы­туемого события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов), умеренное (3 балла), малое (1-2 балла).

Содержание событий

А. Тип и вид значимых событий.

Существует множество попыток классификации событий по со­держанию. В данной методике предлагается классификация X. Риза и М. Смайера в модифицированном виде.

Типы событий:

I. Биологический (например, травма, рождение ребенка).

II. Личностно-психологический (например, выбор жизненного
пути, события, связанные с использованием свободного времени).

Ш. Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).

IV. Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например, вступление в брак, продвижение по службе).

По виду события могут быть отнесены к следующим жизненным сферам:

Родительская семья.

Брак.

Дети.

Место жительства.

Здоровье.

«Я».

Общество.

Межличностные отношения.

Материальное положение.

10. Учеба, повышение квалификации. П. Работа. Природа:

1.8. МЕТОДИКА «ШКАЛА САМООЦЕНКИ»

(по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину)

Цель: Исследование уровня тревожности в данный момент (ситуа­тивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характери­стики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Порядок исследования. Текст методики зачитывается экспери­ментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее при­готовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих ситуативную личностную тревож­ность.

Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (1-20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (ут­верждения 21-40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

Инструкция. «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов: один наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера ут­верждения запишите число, соответствующее выбранному Вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Вопросы есть? Начинаем».

После того, как будут зачитаны все предложения первой части, пред­лагаются новые варианты ответов:

«Для следующих 20 утверждений, которые будут вам предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы так же выбираете самый подходящий ответ и записываете соответствующее ему число.

Возможно, что некоторые суждения Вам покажутся чрезмерно личными, отвечайте на них искренне. Для правильности оценки вашего состояния нужны достоверные ответы. Вы можете быть уверены, что обработка материала выполняется только психологом, и результаты не разглашаются окружающим».

Обработка данных анкеты.

Результаты обрабатываются по двум различным формулам. При об работке учитываются прямые и обратные суждения.

В 1-ой шкале прямые суждения: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Во 2-ой шкале: 22, 23,24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40. Обратные суждения — все остальные.

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на прямые утверждения: 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, 20, затем сумма обратных утверждений, то есть: 1,2, 5,10,11,15,16,19,20 (2,2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной или актуальной тревожности:

 

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тре­вожности:

Лт=2-12+35

где - сумма цифр ответов на прямые утверждения: 22, 23,24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35,37,38,40; 2: - сумма остальных цифр по обратным утверждениям: 21,26, 27, 30, 33, 36, 39.

Нормы и средние значения:

0-30 — низкий уровень тревоги и тревожности;

31: 45 — средний уровень тревоги и тревожности;

46 и более — высокий уровень тревоги и тревожности.

Текст опросника

Я спокоен.

Мне ничего не угрожает.

Я нахожусь в напряжении.

Я испытываю сожаление.

Я чувствую себя свободно.

Я расстроен.

Меня волнуют возможные неудачи.

Я чувствую себя отдохнувшим.

Я встревожен.

 

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

Я уверен в себе.

Я нервничаю.

Я не нахожу себе места.

Я взвинчен.

Я не чувствую скованности.

Я доволен.

Я озабочен.

Я слишком возбужден и мне не по себе.

Мне радостно.

Мне приятно.

Я испытываю удовольствие.

Я очень быстро устаю.

Я легко могу заплакать.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро прини­маю решения.

Обычно я чувствую себя бодрым.

27.Я спокоен, хладнокровен и собран.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

Я слишком переживаю из-за пустяков.

Я вполне счастлив.

Я принимаю все слишком близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе.

Обычно я чувствую себя в безопасности.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

У меня бывает хандра.

Я доволен.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

Я уравновешенный человек.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих проблемах и заботах.

 

1.9. МЕТОДИКА «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ.

Набор шкал данной методики использует средние определитель и чередование положительных и отрицательных полюсов шкал, минимизирующее ошибку за счет скоса ответов на горизонтальных шкалах влево, а также чередование шкал трёх основных факторов — оценки (О), силы (С) и активности (А). Семантические определители шкал.

Таблица

Семантические определители, используемые при проведении исследований по методу «Семантический дифференциал»

 


 

 

и их возможные значения, приведены в таблице. В качестве оценивания выбраны эмоционально значимые понятия «Болезнь моего сына/дочери»
С помощью этой методики исследовали уровни напряженности матерей по отношению к означенному
им, их смысловую сферу.

 

1.10. МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

В соответствии с техникой методики «Незаконченные предложения» испытуемому предлагается закончить предъявленные предложения составленные таким образом, что допустимо ограниченное разнообразие возможностей их фразы рассматриваются как отражение значительных личностных переживаний.

ф.и.о

Здоровье моего ребенка было бы хорошим,

Он заболел, потому что…

Когда я думаю о его болезни…

Чтобы лечиться, нам нужно,

Я хочу чтобы когда-нибудь

Когда стало известно о болезни моего ребенка

Когда мой ребенок видит врачей

Его здоровье зависит, прежде всего, от

Самое неприятное в его болезни

Я думаю, что лечение его болезни

Будущее кажется мне

Мои близкие думают, что я

Я хотел бы, чтобы врачи

Другим я посоветовал бы

С такой болезнью, как у моего ребенка

Если бы все знали как я боюсь

Чаще всего мне становится легче от

Все ждут, что я

Когда мы с ребенком приходим к врачу

Если бы мой ребенок был здоров

Среди многих других болезней, болезнь моего ребенка

С болезнью моего ребенка у меня связано

Если бы лечение

Я верю, что в будущем

2.5. В моей семье

26. Когда я впервые узнал (а) о болезни ребенка


Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

Я слишком переживаю из-за пустяков.

Я вполне счастлив.

Я принимаю все слишком близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе.

Обычно я чувствую себя в безопасности.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

У меня бывает хандра.

Я доволен.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

Я уравновешенный человек.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих планах и заботах.

 

1.9. МЕТОДИКА «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ.

Набор шкал данной методики использует средние определители чередование положительных и отрицательных полюсов шкал, минимизирующее ошибку за счет скоса ответов на горизонтальных влево, а также чередование шкал трёх основных факторов — оценки (О), силы (С) и активности (А). Семантические определители шкал

Таблица

Семантические определители, используемые при проведении исследований по методу «Семантический дифференциал»

 

и их возможные значения, используемые в данной методике исследования, приведены в таблице. В качестве оцениваемых понятий были выбраны эмоционально значимые понятия «Мой сын/дочь», «Будущее моего сына/дочери», «Болезнь моего сына/дочери» и «Я сам».

С помощью этой методики исследовали уровень эмоциональной напряженности матерей по отношению к означенным выше понятиям, их смысловую сферу

 

1.10. МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

в соответствии с техникой методики «Незаконченные предложе­ния» испытуемому предлагается закончить предъявляемые ему предложения, составленные таким образом, что допускается практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения. Получен­ные фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний.

Ф.И.О

Здоровье моего ребенка было бы хорошим, если бы

Он заболел, потому что

Когда я думаю о его болезни

Чтобы лечиться, нам нужно

Я хочу, чтобы когда-нибудь

Когда стало известно о болезни моего ребенка, моя семья

Когда мой ребенок видит врачей

Его здоровье зависит, прежде всего, от

Самое неприятное в его болезни

 

Я думаю, что лечение его болезни

Будущее кажется мне

Мои близкие думают, что я

Я хотел бы, чтобы врачи

Другим я посоветовал бы

С такой болезнью, как у моего ребенка

Если бы все знали как я боюсь

Чаще всего мне становится легче от

Все ждут, что я

Когда мы с ребенком приходим к врачу

Если бы мой ребенок был здоров

Среди многих других болезней, болезнь моего ребенка

С болезнью моего ребенка у меня связано чувство

Если бы лечение

Я верю, что в будущем

2.5. В моей семье

26. Когда я впервые узнал(а) о болезни ребенка

1.11. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ

(по С. Р. Пантелееву)

В исследованиях Пантелеева С. Р. была выявлена структура самоотношения, включающая три составляющие: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение.

Схема строения самоотношения (по результатам факторного анализа групповых данных)

Указанная структура была выявлена при статистическом анализе пунктов опросника самоотношений, сконструированного С. Р. Пантелевым. Данный опросник включал 9 субшкал.

Назначение: Для выявления особенностей самоотношения личности.

Предполагает выявление следующих характеристик:

закрытости,

самоуверенности,

саморуководства,

отраженного самоотношения,

самоценности,

самопринятия,

самопривязанности,

внутренней конфликтности,

самообвинения.

Возрастная валидность. Применяется, начиная с 15-16 лет опросника, содержащий ПО утверждений, регистрационный лист, ключи, шкала перевода сырых оценок. Допускается групповое проведение и индивидуальное.

Нормы и средние значения:

от 1 до 3 стенок низкие значения по шкале;

4-7 — средние;

8-10 — высокие.

Шкала 1: закрытость-открытость (14 пунктов). Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:

Иногда я пытаюсь выдавать себя не за того, кто я есть.

Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

Таким образом, шкала оценивается как глубокое или поверхност­ное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отноше­ние к себе.

Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов). Примеры пунктов:

Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

Я человек надежный.

Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

Мне кажется, что мало кто уважает меня по настоящему

Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

Отмеченный фактор заденет отношение к себе как уверенному, са­мостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Шкала 3: саморуководство (12 пунктов). Примеры пунктов:

Если я и спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

Я сам создал себя таким, каков я есть.

Ко мне относятся так, как я того заслужил.

Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

— То, что со мной случается это дело моих собственных рук. Данный фактор может быть интерпретирован как отражающий

Представление о том, что основным источником активности и дости­жений, касающихся как деятельности, так и личности субъекта, является он сам.

Шкала 4: отраженное самоотношение пунктов). Примеры пунк­тов:

Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

— В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

Содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность и деятельность способны вызывать у других ува­жение, симпатию, одобрение, понимание и т. д. или противоположные им чувства. Речь идет о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта.

Шкала 5: самоценность (14 пунктов). Примеры пунктов:

Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определя­ет мою ценность как личности.

Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

—- Иногда я сомневаюсь, можно ли полюбить меняло настоящему.

— Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было побольше, то жизнь бы изменилась в лучшую сторону

Положительный полюс данной шкалы характеризует ощущение ценности личности и предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутрен­ним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Шкала 6: самопринятие (12 пунктов). Примеры пунктов:

Можно сказать, что я себе нравлюсь.

Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по настоя­щему

Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я и конце концов не согласился.

Согласно содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с не которыми недостатками. Снижение симпатии не обязательно должно вести к повышению самообвинения.

Шкала 7: самопривязанностъ (11 пунктов). Примеры пунктов:

Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

Мой характер, каким бы он не был, вполне меня устраивает.

Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

Мне еще не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да. я вполне созрел как личность».

Утверждения, относящиеся к данному фактору, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я концепции, нежелание изменяться но отношению к наличному состоянию. Противоположный полюс характерен для людей с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе

Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов). Примеры пунктов:

Порой мне кажется, что я какой-то странный.

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит

Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле каким себе представляюсь.


Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

Что-то мешает мне понять себя по настоящему.

Содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конф­ликтов, сомнений, несогласия с собой. Они отражают тенденцию к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем не­гативном эмоциональном фоне отношения к себе. Данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности соб­ственного «Я». Такое чувство может сопровождаться тревожно депрес­сивными состояниями, низкой самооценкой, недовольством налич­ной ситуацией, подчеркиванием трудностей, самоуглублением и нали­чием ригидных аффективных комплексов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных