Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 17 страница




Картины применяются как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т п.) Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими воспитанниками. Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс педагог дает в зависимости от темы, цели занятия и других условий.

В развитии общения особую роль играет объяснение. Это особый ме­тод изложения педагогом материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми словами (заработная плата, больничный день и т.п.), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясни ют, как поступать в тех или иных случаях, каким образом совершать действие.

Основные требования к объяснению как к методу обучения общению: непродолжительность, доступность, ясность изложения, краткость. Многословные длительные объяснения неприемлемы для умственно отсталых людей и не достигают цели.

Рассказ педагога всегда сопровождают демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний.


Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов педагога или родителей, к рассказу как к методу обучения предъявляются следующие требования:

объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для воспитанников данного года обучения;

новый материал должен быть связан с уже имеющимися у моло­дых людей знаниями, особенно с теми, которые были получены на ос­новании собственного практического опыта или наблюдений;

время рассказа должно быть непродолжительным;

изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоцио­нальным;

речь взрослого должна быть правильной, простой, без непонят­ных воспитанникам выражений.

В связи с тем, что умственно отсталые молодые люди редко прояв­ляют к чему-либо интерес, нельзя забывать о приемах, которые под­держивают его. Их можно заинтересовать необычным началом расска­за, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, ко­торый произошел с кем-либо или вспомнить явление, которое наблю­дали все воспитанники и др.).

Пример составления рассказа-описания себя и других членов семьи

О

1. Мое имя

При составлении рассказа о себе молодые люди опираются на составленный ранее вме­сте с педагогом план-схему, а также на фото­графии и видеоматериалы.

2. Сколько мне лет...?

Справа для примера представлено не­сколько пунктов алгоритма составления рас­сказа о себе и родных. Умственно отсталые молодые люди, в зависимости от своих воз­можностей, по-разному проходят эти шаги.

Где я живу?

У меня есть:

 

папа,

мама,

бабушка,

дедушка.

5. Моя мама..."

Например, «моё имя» можно произнести, написать, показать написанное, составить из букв. «Где я живу»: можно назвать адрес или показать карточку с написанным родителем адресом, объяснить, как найти дом.

Описывая своих родных, молодые люди сообщают (вербально или невербально) имя, возраст (не обязательно числами), рост, цвет волос, глаз, описывают прическу и т.д.

Педагог стимулирует доброе отношение к родным, давая положительные обобщения при составлении описания подростком: «Кра­сивый цвет волос», «добрые глаза» и так далее.

Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (магазин, аптека, почта и т.д.), а также привлечение молодых людей к участию в домашних делах, посильном приготовлении пищи, уборке квартиры, семейных праздниках и т.д. При этом все предметы и действия следует обязательно обозначать сло­вами, жестами, эмоциональными выражениями.

Важную роль в общении играет беседа — это совместное обсуждение материала с педагогом. Обсуждать можно план будущей или итоги вы­полненной работы, просмотренный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии. Беседу можно ис­пользовать для закрепления знаний и для осмысления воспитанника­ми нового учебного материала.

В беседу с воспитанниками помимо вопросов что? кто? где? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обяза­тельно включать вопросы зачем? почему?, что способствует образова­нию элементарных причинно-следственных связей.

По степени самостоятельности и активности в процессе общения умственно отсталых молодых людей можно разделить на 3 группы. Каждая группа требует особой методической организации занятий: из­менения соотношения индивидуальных и групповых форм, различной степени развернутости ориентировки и интенсивности упражнений, разного количества и качества наглядного материала.

К первой группе относятся молодые люди, самостоятельное участие которых в какой-либо практической работе невозможно. Контакт с ними затруднен. При работе с «неговорящими» учащимися коммента­рии дает, в основном, педагог. Воспитанник в данном случае, слушая и наблюдая за взаимодействием педагога и других молодых людей, отвечает движением глаз, головы или отдельными звуками, словами на об ращенные к нему вопросы, подтверждает или не подтверждает сообщения других воспитанников.

Важным результатом работы с умственно отсталыми первой группы является их эмоциональное удовлетворение от общения, от совместной деятельности (пусть даже в значительной степени пассивности).

Вторую группу составляют молодые люди, испытывающие значи­тельные затруднения в общении жестами и в понимании поставленной задачи. При ограниченной индивидуальной помощи со стороны взрос­лого они способны самостоятельно довести до конца полученное задание, например, ответить на поставленные вопросы, выбрать картинки из старых журналов, вырезать их, наклеить по определенной схеме и т.д.

Воспитанники третьей группы выполняют задания полностью самостоятельно. Взрослый помогает молодым людям проконтролировать себя. Они осознают свое место в рамках семьи, осмысливают взаимоотношения, связывающих членов семей, друзей, и близких людей, развивают умения и навыки, необходимые в практической деятельности по дому.

Каждый раздел предлагаемого курса «Навыки общения» рекомен­дуется изучать по следующей схеме»:

Мотивация. Следует узнать, чему молодой человек хотел бы на­учиться. Выясняют потребности и опыт молодого человека в разных социальных ситуациях. Объясняют, почему так важно вести себя в дан­ной ситуации, где могут пригодиться новые умения, какие новые впе­чатления молодой человек получит, умея вести себя по-новому. Нахо­дят связь между данной ситуацией и повседневной жизнью молодого человека.

Знакомство с картинками и текстом упражнения. Если молодой человек умеет читать, он читает текст сам, если нет, то текст читает пе­дагог или родитель. Текст можно упрощать, видоизменять, придумы­вать новые ситуации.

3. Ролевая игра, тренировка в группе.

4. Реальная ситуация в конкретной обстановке: дома, в гостях, в магазине, на улице и т.п.

 

2. Содержание программы «Навыки общения»

Практический курс «Навыки общения» для педагогов и родителей умственно отсталых молодых людей представлен 6 разделами, включа­ющими различные темы занятий с этой категорией лиц как в условиях специальных учреждениях, так и дома, а также в малых группах.

Раздел 1. Общение с внешним миром

Раздел 2. Мои чувства и желания

Раздел 3. Образ жизни Раздел 4. Общение с друзьями Раздел 5. Общение со взрослыми Раздел 6. Культура общения (этикет)

В программе курса кратко изложено основное содержание каждого раздела, примеры тем занятий и их проведение.

 

Раздел 1 Общение с внешним миром

Цели — познакомить умственно отсталого молодого человека с ок­ружающим его миром и научить способности ориентироваться в нем.

Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи чело­века, животного и растительного мира, выявляют особенности обще­ния с окружающей природой.

Примерные темы занятий Тема 1.1. Отношение к природе

Растения — живые организмы. Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой».

 


Экологические запреты. Лекарственные растения. Правила сбора. Уход за домашними животными. Практические действия.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на природе, пра­вил ухода за домашними животными, умение соблюдать их.

Виды работ по развитию устной речи. Активизация вербального общения. Составление простых распространенных и сложных предложе­ний. Активное участие в беседе.

Тема 1.2. Прогулка в парк

Экскурсия в парк. Посещение аттракционов (комнат смеха, «ро­машка» и др.). Беседа об отношении к природе, к растениям как к жи­вым организмам. Раскрашивание запрещающих знаков (графическое изображение правил — своеобразная опора для запоминания).

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения в парке, на атт­ракционах, умение соблюдать их. Приучение к осознанным действиям на природе, исходя из принципа «не навреди».

Виды работ по развитию общения. Составление распространенных предложений, коротких рассказов.

Тема 1.3. Культура быта

Чистота и красота жилища. Уборка комнат, украшение цветами, по­делками.

Знания, умения, навыки. Знание правил ухода за жилищем, украше­ние его, умение поддержать чистоту и красоту

 

Виды работ по развитию общения. Составление предложений, рас­сказов, объяснений. Раздел 2 Мои чувства и желания Цели — научить умению понимать по выражению лица эмоцио­нальное состояние человека; познакомить с мимикой, жестами, поза­ми во время общения.

Занятия этого раздела помогут умственно отсталым молодым лю­дям научиться способности осознавать и владеть своими чувствами и эмоциями, а также возможностям установления визуального контакта с собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой лица, жестом, позой и.

Примерные темы занятий Тема 2.1. Я — сам

Представление об организме и его функциях. Описание человека, частей его тела, характера (веселый, добрый, злой, и др.), интересом и увлечений.



Знания, умения, навыки. Умение находить, называть и знать функ­ции основных частей организма человека. Например, рот - кушаем, дышим, говорим.

Виды работ по развитию общения. Составление рассказа-описания собеседника. Беседа об интересах и увлечениях молодого человека.

Тема 2.2. Мой портрет

Рисование портретов друг друга, педагога или родителей. Элементы одежды, их цвет, соотнесение цвета и вида одежды. Например, брю­ки — черные, рубашка — голубая и др.

Знания, умения, навыки. Знание основных частей организма челове­ка, умение подобрать в соответствии с внешним видом человека необ­ходимую одежду и обувь.

Виды работ по развитию общения. Составление алгоритма рисова­ния в виде понятных молодому человеку пиктографических рисунков. Перечисление видов одежды, определение ее цвета путем соотнесения с полосками цветной бумаги, которые накладываются на элементы одежды. Выбор необходимых предметов для рисования (бумага, крас­ка, инструмент). Раскрашивание нарисованных элементов одежды, ча­стей тела. Обмен портретами друг друга и узнавание по ним, кто изоб­ражен.

Тема 2.3. Представляю себя Пример занятия

Аня пригласила Сашу и Катю к себе в гости. У Ани дома они знако­мятся с ее родителями. Саша и Катя рассказывают Аниным родителям о себе, о том как их зовут, где они живут.

Катя идет к Ане в гости (рис. 5).

Пишем в «облаках»: Здравствуйте, я — Катя.

Представление гостям (рис. 6).

Пишем в «облаках»: Катя Иванова, Саша Петров, Аня Смирнова. Молодой человек пишет свое имя в «облаке» и рисует свое лицо.

Анкетные данные (рис. 7).

Молодой человек пишет свои анкетные данные.

Беседуем о том, как нужно представлять себя в разных ситуациях.

Когда нужно говорить свое имя, а когда нет (в автобусе, магазине, банке, на почте, в поликлинике). Когда нужно называть свою фами­лию. Для чего нужно знать свои анкетные данные, и в каких ситуациях они требуются.

Фамилия

 

 

Имя, отчество

 

Дата и место рождения

 

 

Адрес

 

Номер телефона


Тема 2.4. Мое настроение

Настроение человека, его эмоциональное состояние (горе, радость, смех, плач, удивление, равнодушие). Печаль, удивление. Правила ве­дения спора. Анализ жизненных и игровых ситуаций. Народная игра «И я» (развитие внимания, слухового восприятия, сообразительности, чувства юмора). Дидактические игры «Фанты», «Я принес тебе пода­рок».

Знания, умения, навыки. Понимание по выражению лица эмоцио­нального состояния человека, умение учитывать это во время обще­ния. Знание правил ведения спора, умение учитывать их в жизненных ситуациях, навыки культуры общения.

Виды работ по развитию общения. Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Активное участие в беседе. Разви­тие диалогической речи. Составление высказываний, дополнение выс­казываний собеседников на основе личных наблюдений. «Неговоря­щие» молодые люди участвуют в совместной деятельности при помощи средств невербальной коммуникации (пиктограмм, жестов и других знаков).

 

Раздел 3. Образ жизни

Цели — воспитание этических норм поведения в различных жиз­ненных ситуациях; умения одеваться, пользоваться косметикой; вос­питание взаимодействия полов; знание вредного воздействия на орга­низм курения, пьянства, алкоголизма и наркомании.

Примерные темы занятий

Тема 3.1. Мой внешний вид

Подбор одежды и обуви с учетом гармоничного сочетания цветов. Игра «Одень куклу». Практическая работа: «Подбор одежды для дома, для праздника».

Праздничная одежда, украшения (серьги, бусы и т.д.). Практичес­кая работа: выбор одежды и украшений.

Лицо, зубы, волосы, прическа. Уход за руками. Практическая рабо­та: маникюр. Пудра для лица, тени, губная помада, тушь. Правила пользования ими. Практическая работа: нанесение макияжа. Духи, правила пользования ими.

Знания, умения, навыки. Знание гармонического сочетания цветов, умение правильно подбирать одежду соответствующих цветов для будних дней и праздников, подбирать украшения; навыки аккуратности и опрятности.

Знания о косметических средствах ухода за кожей лица, рукам и, умение пользоваться декоративной косметикой, навыки гигиены.

Знание правил ухода за волосами, умение пользоваться шампунем,, расческой.

Виды работ по развитию общения. Активное участие в беседе. Допол­нение высказывания собеседников. Составление рассказов по практи­ческим действиям. Рассматривание журналов с изображением моделей одежды и причесок и их обсуждение.

Тема 3.2. Манера поведения

Как правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки; взгляд, ка­шель, чихание, смех. Анализ жизненных ситуаций, предложенных пе­дагогом. Игра «Так или не так?».

Знания, умения, навыки. Умение держать себя, навыки правильного поведения.

Виды работ по развитию общения. Участие в беседе. Дополнение высказываний собеседников на основе материала собственных наблю­дений.

Тема 3.3. Я вежлив и внимателен

Примеры занятий

Саша у зубного врача (рис.8)

Беседуем об истории, изображенной на картинках. Кто прав, а кто нет

Саша пришел к зубному врачу в приемной уже сидят люди, ждут своей очереди. Саша говорит вежливо ближайшему к нему человеку: «Добрый день». Но мужчина в ответ только мычит «Какой-то он странный», — думает Саша.

Саша садится. Открывается дверь и входит женщина с тремя ма­ленькими детьми, она здоровается с Сашей, и Саша вежливо ей отвеча­ет. Он встает и предлагает женщине сесть. Она благодарит Сашу. Зуб­ной врач появляется в дверях своего кабинета и просит прощение за опоздание. Скоро подходит Сашина очередь. Уходя, он замечает на полу соску Саша протягивает ее женщине. Она рада и благодарит Сашу

Доброжелательность радует (рис. 9) Рисуем доброжелательные лица.

Не все люди ведут себя вежливо. Но не надо огорчаться. Если ты вежлив и доброжелателен, то чаще всего люди отвечают тебе тем же.

Открывание дверей (рис. 9)

Пишем в «облаках»: Пожалуйста, спасибо.

Саша помогает нести сумку (рис. 10)

Пишем в «облаках»: Могу ли я помочь? Спасибо.

Уступить место (рис. 10)

Пишем в «облаках»: Пожалуйста, спасибо.

Беседуем о том, как нужно вести себя, если кто-то к нам невежлив. В каких ситуациях можно проявить вежливость и заботу о других людях. Саша заходит в автобус и случайно сильно толкает пожилую женщину Она сердится и начинает ругать «нынешнюю молодежь». Саша понимает, что он сделал нехорошо и просит прощения. Женщина успо­каивается и прощает Сашу

Пишем в «облаках»: Ох, осторожнее! Извините. Ничего.

«Спасибо» радует (рис. 12) Пишем в «облаках»: спасибо.

Беседуем о том, как вести себя, если случайно доставил другому не­приятность. Иногда у человека плохое настроение. Он ссорится со все­ми. У всех могут быть причины плохого настроения. Думаем о том, на что мы обижаемся и о том, что эти же самые вещи могут обидеть и дру­гих людей. Почему так трудно иногда попросить прощения.

 

Играем в ролевые игры. Например,

— в продовольственном магазине самообслуживания (просим сове­та у одного из покупателей, как найти нужные продукты),

— за столом (отец подает тебе тарелку с хлебом),

— день рождения (ты получил подарок, который тебе не нравится или у тебя уже есть такой).

Тема 3.5. Мой характер

Определение черт характера по рисункам. Игра «Расскажи все обо мне» (коллективная оценка достоинств и недостатков партнеров).

Знания, умения, навыки. Умение определить свой характер и характе­ры друзей по цветной гамме рисунка, по поступкам.

Виды работ по развитию общения. Участие в беседе.

Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла

Закрыть глаза и представить себе, как выглядит добро и зло. Напи­сать: добро — это..., зло — это... Нарисовать то, что представили. Игра «Я могу быть волшебником?» Волшебники творят добро — в чем это выражается? Как помочь доброму человеку и помешать злому? Игра с волшебной палочкой и т.д.

Знания, умения, навыки. Представление о добре и зле, умение выска­заться, элементарно изобразить; навыки культуры поведения, доброго отношения к окружающим.

Виды работ по развитию общения. Составление рассказа. Участие в беседе.

Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)

Культура общения мужчины и женщины. Внешний вид молодых людей. Чувство любви. Секс. Венерические болезни, СПИД.

Знания, умения, навыки. Элементарные знания о взаимоотношениях мужчины и женщины, их последствия, навыки культуры полового по­ведения.

Элементарные знания о венерических болезнях, СПИДе, путях за­ражения, способах его предупреждения.

Виды работ по развитию общения. Активное участие в беседе, дополнение высказываний своих друзей. Ответы на вопросы педагога, родителей.

Тема 3.8. О курении

Вред курения, способы борьбы с курением. Правила курения в об ществеиных местах, на открытом воздухе, в присутствии не курящих.

Знания, умения, кавыки. Знание о вреде курения, способах борьбы с ним, знание правил курения; навыки культуры поведения курящих.

Виды работ по развитию общения. Видеофильм «О вреде курения и ответы на вопросы по нему Активное участие в беседе.

Раздел 4 Общение с друзьями

Цели — развитие умения и необходимости общения со сверстника­ми, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, прояв­ление заботы и внимания друг к другу

Занятия способствуют умению выработать положительное или от­рицательное отношение к поступкам окружающих в различных жиз­ненных ситуациях.

Примерные темы занятий

Тема 4.1. Приветствуем друг друга

Примеры занятий: Беседуем о том, как люди приветствуют друг друга — на работе, в магазине, в школе. Что говорят утром, днем и вечером. Чем отличает­ся приветствие малознакомых людей и близких друзей. Что говорят при прощании. Нужно прямо смотреть на человека, которого привет­ствуешь.

Приветствуй весело и бодро (рис. 13).

Пишем в «облаках»: Добрый день, здравствуй, привет.

Приветствие друга (рис. 14). Рисуем своих друзей.

Как здороваться за руку (рис. 15).

Пишем в «облаках»: Добрый день, до свидания.

Приветствуй вежливо и дружелюбно (рис. 16).

Приклеиваем подходящие для времени суток картинки (рис. 17).

В магазине (рис.18).

Приклеиваем подходящие картинки (рис.19). В автобусе (рис. 20).

Приклеиваем подходящие картинки (рис. 21). Тема 4.2. День рождения

Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Визит друг к другу на день рождения.

Кому и что дарить, когда дарить, как принимать подарки.

Практическая работа: изготовление и вручение подарков младшим и старшим товарищам на день рождения, в праздники и т.д.

Практическая работа: составление и запись поздравления и поже­ланий на поздравительной открытке.

Знания, умения, навыки. Знание форм этикета, умение использовать их во время общения в различных жизненных ситуациях. Умение вы­брать, изготовить подарок, умение принять подарок.

Приветствуй весело и бодро

Знакомые и соседи Напиши, как Саша и его соседка приветствуют друг друга.

 




Виды работ по развитию общения. Составление рассказов по образ­цу. Составление поздравления.

Тема 4.3. Уроки улыбки

Когда человек улыбается? (Улыбки бывают разными.) Конкурс на лучшую улыбку. Конкурс вежливости. Песня, танец, игра с улыбкой.

Знания, умения, навыки. Знание основных признаков эмоциональ­ного состояния человека, различия понятий «улыбка» и «смех».

Виды работ по развитию общения. Различение выражений лица. Со­ставление рассказов. Участие в беседе.

 

Раздел 5 Общение со взрослыми

Цели — помочь молодым людям, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, на­ходить общий язык с ними, налаживать сосуществование; уметь найти выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различных ситуациях межличностных взаимоотношений с другими знакомыми и незнакомыми людьми.

Примерные темы занятий Тема 5.1. Общение со взрослыми

Тон разговора, обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем. Мимика, жест, поза, голос в общении. Дидактическая игра «Зеркало». Разыгрывание сценки с по­мощью педагога. Ситуация для изображения удивления, испуга, грусти.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения в коллективе, культура общения, умение применять в речи соответствующие слова и обороты. Знакомство с ролью мимики, голоса, жеста в общении. Поня­тие о мимике и жесте.

Виды работ по развитию общения. Разговор со взрослыми. Беседа, ответы на вопросы.

Тема 5.2. Про меня и мою семью

Развитие представлений о семье, ее членах и основных занятиям каждого, семейных обязанностях, взаимоотношениях и ответственности;

Способности сообщать о себе, своих родных, о своем доме;

Повседневная бытовая деятельность семьи: покупки, приготовление пищи, накрывание на стол, уборка, мытье посуды, стирка, мелкий ремонт и т.д.

Знания, умения, навыки. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближай­ших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства. Навыки домашних обязанностей.

Виды работ по развитию общения. Различная деятельность умствен­но отсталых молодых людей, связанная с их семьей, оформляется в виде пиктограмм или картинок. Используются фотографии семьи, картинки из журналов, газет с предметами и событиями, связанными с их семейным окружением и домашней работой.

Рассказывая о себе и своих родных, молодой человек наклеивает на большой лист бумаги свою фотографию и фото других членов семьи. В процессе обсуждения затрагиваются различные темы, связанные с жизнью семьи: квартира (комнаты, мебель), любимые занятия, отдых семьи, проведение праздников (любимый праздник ученика), совмест­ные работы по дому (как в них участвует наш ученик), мероприятия вне семьи, дружба с соседями, друзьями, поездка и др. На каждую тему подбираются подходящие картинки или фотографии, их наклеивают на лист и подписывают краткие комментарии.

Интервью с родителями и другими родными, «экскурсия» по квар­тире.

Разговор о семье: профессии родных, обязанности по дому, интере­сы семьи, досуг; описание квартиры: назначение помещений, их коли­чество, мебель (цвет, функция) и др.

Тема 5.3. Не всем людям можно доверять

Пример занятия

Катя не садится в чужую машину (рис. 22). Раскрашиваем правильные картинки.

Катя идет по обочине дороги. Она не торопится, она хорошо знает дорогу. Вдруг около нее останавливается машина. «Куда путь дер­жим?» — спрашивает мужчина, — «давай я тебя подвезу». Но Катя не знает этого человека. Она говорит: «Спасибо, я дойду сама». Мужчина улыбается очень по-дружески, показывает Кате коробку конфет и про­сит ее сесть к нему в машину Катя только качает головой и продолжает свой путь. Мужчина сердится и кричит Кате плохие слова. Он оказыва­ется вовсе не такой дружелюбный, как хотел казаться. Катя знает, что с незнакомыми людьми нельзя никуда идти, если сам не попросил у них помощи.

НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙСЯ ПОЙТИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕ­ЛОВЕКОМ, ЕСЛИ ОН ОБ ЭТОМ ПРОСИТ ВСЕГДА СООБ­ЩАЙ РОДНЫМ ИЛИ ДРУЗЬЯМ, КУДА ТЫ ИДЕШЬ И С КЕМ.

Беседуем о том, почему не всем взрослым можно доверять. Как не­знакомые люди могут обмануть. Что незнакомец может сделать, если ты откажешься с ним пойти? Что делать, если тебе насильно делают что-то плохое?

Подумайте, есть ли у Вас знакомые взрослые, которые могут вас заставить или заставляют делать то, что вы не хотите.

Подумайте, в каких ситуациях можно пойти с незнакомыми людьми.

Тема 5.4. Идем в театр

Пример занятия

Саша заранее покупает билеты (рис.23)

Обсуждение ситуации. Катя и Саша идут в театр. Саша заранее по­купает билеты. У Кати новая кофточка и она рада, что сможет надеть ее в театр. В театр нужно одеваться опрятно и красиво. Саша и Катя сдают пальто в гардероб и покупают программу в фойе. В программе расска­зывается о спектакле и написаны имена актеров. В билете указаны но­мер ряда и номер места. Катя и Саша ищут свои места с помощью биле­тов. Гаснут лампы, начинается спектакль. Катя и Саша сидят тихо. Иногда они аплодируют актерам. Во время антракта Катя и Саша идут в буфет. Когда спектакль заканчивается, актеры кланяются публике. Все аплодируют им.

Обсуждаем: почему в театре нужно сидеть тихо, почему билеты луч­ше купить заранее. Тренируемся в нахождении своего места по билету Играем в ролевые игры и делаем свой спектакль.

Театральный билет (рис. 23)

Отвечаем на вопросы, пользуясь изображенным билетом.

Одежда для театра (рис. 24). Раскрашиваем картинки.

В театре (рис. 25). Приклеиваем подходящие картинки (рис. 26).

 

Раздел 6 Культура общения (этикет)

Цели — научить молодых людей с нарушением интеллекта различ­ным формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками и по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения, а также развивать куль­туру поведения за столом, на улице и в других жизненных ситуациях.

Примерные темы занятий

Тема 6.1. Поведение во время разговора

Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах, анализ стихотворения-песенки «Пожалуйста, потише».

Формы приветствия и прощания (взрослых, друзей). Как здоро­ваться, когда нужно вставать при приветствии, когда и где


Спектакль будет сегодня? Когда будет спектакль? Во сколько начало спектакля? Сколько стоит билет? В каком ряду твое место? Какой номер места?



Формы выражения извинения, благодарности.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения во время разгово­ра, умение соблюдать их, навыки правильного поведения в обществен­ных местах.

Знание форм выражения приветствия, прощания, просьбы. Знание формы выражения извинения, благодарности. Умение применять их в практической жизни. Навыки культурного поведения.

Виды работ по развитию общения. Участие в беседе, использование диалога. Дополнение высказываний партнеров.

Как проходить по тротуару, приветствовать знакомых, помогать ин­валидам, старикам. О неприличиях в поведении и др. Разыгрывание ситуаций, предложенных педагогом. Анализ поведения участников игры.

Формы, выражающие просьбу. Практические действия: узнава­ние дороги у прохожих, милиционера; общение с продавцами в мага­зине.

Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на улице, умение применять их в практической жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных