ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 3 страницаМодели PR-деятельности в отечественных организациях продолжают носить по преимуществу односторонний характер. Требует дополнительной правовой и организационной проработки система профессиональных норм и предписаний. Сейчас PR еще не приобрел в полной мере социально значимых функции соответствующих его сущности. Более того, интенсивно формируется дисфункциональный образ связей с общественностью, для чего есть определенные предпосылки. Мы не исключаем и возможность «реинституцио-нализации» паблик рилейшнз в России, пересмотр уже сложившихся норм, статусов и профессиональных ролей, всей организационной системы. Это может стать реальным в силу большой зависимости от социально-экономических и политических процессов и из-за незавершенного характера институционализации. 2.3.4. Для того чтобы иметь более полное представление о структуре и инфраструктуре PR-рынка, мы попытаемся типологизировать его субъекты, к которым отнесем специализированные PR-агентства, службы и другие организации, предлагающие связи с общественностью как основную услугу. Сразу оговоримся, что очень трудно выделить чисто пиаровские организации, часть из них имеет смешанный характер, обусловленный переходностью современного периода. В сложившейся практике такие агентства чаще всего называют агентствами коммуникаций. В качестве основных примем следующие критерии типологизации: ¾ сфера деятельности или предметная направленность; ¾ организационная форма и место в структуреуправления; ¾ специализированное™ или универсальность; — уровень реализации деятельности субъектов. Попытаемся раскрыть особенности каждой типологической группы, найти объединяющие ее субъекты признаки, показать организационную и функциональную специфику различных типов профессиональных организаций. Итак, имеющиеся субъекты PR-рынка заметно различаются по сфере деятельности или предметной направленности. Среди них PR-организации, реализующие свою деятельность в 1) организациях и на предприятиях государственной формы собственности; 2) рыночных институтах и организациях; 3) общественно-политических институтах и организациях. Первую группу составляют PR-службы, отделы и управления государственных служб, к которым прежде всего относятся органы государственной власти и управления, силовые структуры и др. Часто к этой же сфере относят отделы по связям с общественностью предприятий, находящихся в государственной собственности, бюджетных организаций. Такие службы называют PR-службами некоммерческих структур. Нам представляется, что понятие некоммерческого PR несколько шире — он находит место, например, в различного рода общественных организациях, фондах и т.п. Во вторую группу входят различного уровня и статуса PR-организации, образованные при рыночных институтах — предприятиях и фирмах промышленного, финансового, культурного и другого профиля. В отличие от государственного PR, целью которого является объединение мнений различных социальных групп при оценке государственных решений и политики, бизнес-PR нацелен на создание стабильных условий для существования конкретного продукта, экономического действия и товарной марки. Это определяет и специфику PR-служб рыночных институтов. Подробную структуру и функции профессиональных организаций двух первых групп мы представим чуть ниже. Система связей с общественностью как структурный элемент формируется и в рамках общественно-политических институтов — партий, движений, других общественных организаций, — и эти службы представляют третью типологическую группу. Как правило, они обслуживают создавшую их структуру и функционально ориентированы на поддержание и коррекцию ее имиджа. Численность этих служб и объем выполняемых услуг зависит от размера и возможностей самой организации. В качестве примера приведемЦентр избирательных технологий Исполкома общественно-политического движения «Наш дом—Россия», одного из самых крупных и влиятельных движений в стране. Он был создан в сентябре 1995 года на базе Группы организационного развития Федерального Исполкома. Центр занимается консультированием по основным стратегическим и тактическим вопросам проведения избирательных кампаний. В качестве PR-технологий используются диагностика предвыборных ситуаций, работа с имиджем кандидата, технологическое сопровождение избирательной кампании, социологическое исследование, обучение и тренинги участников выборной команды. В штате Центра избирательных технологий работают только три человека (руководитель и два консультанта), а 30 человек — на договорной основе, среди них социологи, психологи, экономисты, менеджеры. Большинство специалистов Центра пришли из сферы управленческого консалтинга и профессионально занимаются консультированием по управлению и организационному развитию. За три года—с 1995 по 1998 — Центром реализованы проекты в 54 субъектах Российской Федерации. Среди основных направлений работы проектирование структурных подразделений Исполкома ВОПД «Наш дом — Россия», разработка идеи и проектной документации по созданию отделений движения, методическое и технологическое обеспечение работы Федерального координационного комитета НДР, организация работы Центра содействия региональным избирательным кампаниям. По организационной форме и месту в структуре управления профессиональные организации PR группируются следующим образом: 1) в системе органов государственной власти и управления; 2) крупных фирм и корпораций; 3) зарубежных представительств и филиалов и 4) как самостоятельные фирмы и агентства. Связи с общественностью в органах государственной власти и управления сегодня представляют собой довольно развитую унифицированную систему с выраженными профессиональными технологиями. Как мы уже отмечали, они возникли в юнце 80-х годов и сегодня представлены в структурах различного уровня и подчинения —от Администрации Президента РФ и Парламента РФ до органов местного самоуправления. Следует отметить, что PR-деятельность присутствует в структурах двух ветвей власти: законодательной и исполнительной. Третья, судебная, в силу своей специфики должна быть изолирована от вмешательства общественного мнения, от влияния на нее до момента принятия окончательного решения. Независимый статус судьи, назначаемого Президентом РФ с согласия соответствующего законодательного органа субъекта РФ, предполагает максимальную объективность и беспристрастность судебных действий. Сегодня органы государственной власти и управления имеют специальные подразделения, в обязанность которых входит информационная и PR-работа. Так, в Законодательном Собрании Петербурга это Управление общественных связей (УОС) во главе с начальником, в испольнительных органах — Комитеты, соответственно по печати и связям с общественностью в Администрации С.-Петербурга и по информации и печати в Правительстве Ленинградской области, во главе с председателями, находящимися в ранге министров. PR-подразделения отличаются историей создания, структурной, содержательной спецификой и системой подчинения. Управление общественных связей Законодательного Собрания С.-Петербурга было создано распоряжением председателя ЗАКСа 7 октября 1996 года на базе пресс-центра, существовавшего на правах самостоятельного отдела. Наряду с аналогичными по правам подразделениями (организационное и юридическое подразделения, бухгалтерия и т.д.) Управление образует аппарат Собрания. В структуру Управления входят пресс-центр, отдел по связям с общественными организациями, информационно-издательский сектор. УОС подчиняется и выполняет распоряжения председателя Собрания и огчитывается перед ним о проделанной работе. Кроме того, в соответствии с положениями о постоянных органах и Совете фракций Законодательного Собрания Управление оказывает содействие постоянным комиссиям и депутатским фракциям. Структурно это выглядит следующим образом: Структура и функции Комитета по информации и печати Ленинградской области, созданного по распоряжению губернатора области В. Густова 5 ноября 1996 года, выглядит несколько иначе: В функции Комитета входит реализация государственной политики в области СМИ, технических средств связи, информатики, телерадиовещания, полиграфии, книгоиздания, книжной торговли и рекламы. Функции Комитета по печати и связям с общественностью городской администрации несколько уже — они ограничены реализацией государственной политики в области СМИ, полиграфии и книгоиздания Санкт-Петербурга, а в структуру Комитета входят: Пресс-центр, Информационно-аналитический отдел, Издательско полиграфический отдел, Отдел по работе с общественными организациями, Организационный отдел. Руководит работой председатель Комитета, в подчинении у которого два заместителя. Оба Комитета — городской и областной — являются юридическими лицами, имеющими собственные счета в банках РФ, и обладают правами автономного решения управленческих и финансовых вопросов. Особенностью государственного PR является приоритет информационной деятельности над деятельностью по связям с общественностью. Ядром всех Комитетов и Управлений остаются пресс-центры, состоящие, как правило, из профессиональных журналистов и осуществляющие: подготовку и распространение заявлений, сообщений, пресс-релизов и других специальных материалов о деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти; организацию и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч журналистов с представителями органов власти; аналитическую работу по сообщениям и публикациям СМИ; мониторинг рынка СМИ; аккредитацию журналистов. Работа по информированию населения достаточно многообразна и регулярна. Так, Комитет по печати и связям с общественностью Администрации города с октября 1996 года выпускает еженедельный бюллетень, информирующий редакции газет, журналов, радио и ТВ, общественные организации о повседневной работе органов исполнительной власти С.-Петербурга, осуществляет ежедневную рассылку пресс-релизов по почте, факс-модемной связи, через Internet. Сегодня в Смольном аккредитованы 1000 журналистов. Информационный бюллетень «Эхо недели» выходит и в пресс-центре Законодательного Собрания города. Пресс-центр еженедельно информирует о работе собрания СМИ и общественные организации города. С сентября 1997 года в газете «Смена» есть рубрика «От первого лица», в которой выступают депутаты Собрания, В 1998 году в газетах «Смена» и «Невское время» организована публикация депутатских запросов и ответов Администрации. Специалисты пресс-центра оказывают информационную и организационную поддержку программе «Форум» телекомпании «Петербург». При Собрании аккредитовано более 400 представителей СМИ и общественных организаций. В декабре 1997 года было зарегистрировано представительство областного Правительства в сети Internet, и с тех пор новый канал является одним из важнейших источников информирования. В течение года правительственный сайт посещают более 100 тысяч абонентов, среди которых пользователи стран СНГ, Европы, США. По итогам Всероссийского конкурса «Золотой сайт», проводившегося в 1998 году, официальное Internet-представительство Правительства Ленинградской области заняло 7-е место в номинации «Бизнес и экономика». В работе по информированию заняты и пресс-секретари первых лиц законодательной и исполнительной власти. В их функции входит обеспечение связи губернаторов города и области и председателей Законодательных собраний со средствами массовой информации, доведение до сведения населения заявлений, сообщений, выступлений руководителей через газеты, радио и ТВ. Собственно PR-работа в органах государственной власти и управления представлена значительно слабее, о чем свидетельствует структурная и содержательная характеристика Комитетов и Управлений. Так, на паблик рилейшнз функционально ориентированы в основном отделы по связям с общественными организациями (в ЗАКСе и городской Администрации они входят в структуру соответствующих управлений и комитетов). Губернатор города делегирует подобные полномочия и своему советнику по связям с общественностью. Как правило, специалисты этих отделов устанавливают контакты с лидерами неправительственных организаций, партий и общественно-политических движений, организуют семинары, конференции, встречи журналистов с депутатами. Традиционной формой контактов являются экскурсии (посещения) в Мариинский дворец, Смольный представителей общественности. Например, с октября 1996 года УОС ЗАКСа реализует программу «Уроки парламентаризма», в которой петербургские школьники и студенты знакомятся с работой городского парламента. Каждую среду во время пленарного заседания молодежь посещает Большой зал, а затем встречается с делегатом своего избирательного округа. В среднем в течение учебного года Законодательное Собрание посещают около 700 человек. Отдел по работе с общественными организациями Администрации города ежемесячно проводит консультативное совещание губернатора с лидерами партий и движений. Вместе с тем работа по связям с общественностью в органах государственной власти и управления носит дискретный характер. Она не выделена в самостоятельное системное направление и существует декларативно (в названиях управлений или комитетов), отчасти в виде отдельных, мало связанных друг с другом акций Отсутствует слаженная политика различных ветвей власти в формировании связей с общественностью. Отношения законодательной и исполнительной властей чаще носят конфронтационный характер, нежели характер взаимодействия и заботы об имидже государственной власти как единого целого. Подтверждением тому служит «информационная» война между депутатами и Правительством зимой 1997/98 г., вызванная различными позициями в отношении к Уставу города и личности председателя Законодательного Собрания Ю. Кравцова. Разгоревшиеся на страницах петербургской и центральной прессы дебаты продемонстрировали общественности отсутствие единых стимулов, позволяющих отстаивать общие интересы власти. Сегодня в одном субъекте Российской Федерации каждый орган власти формирует свою информационную и имиджевую политику индивидуально, что усиливает негативное отношение общественности к действиям властей. Наблюдается смешение информационных, собственно PR и управленческих (реализация государственной политики в области СМИ, полиграфии, книгоиздания и т.д.) функций в рамках одной структуры, что не позволяет добиться равного результата по всем направлениям. Функциональная ориентация на информирование значительно снижает потенциал PR-служб органов государственной власти и управления. Практически отсутствует основной признак связей с общественностью — двусторонний диалог между источником информации и аудиторией, выраженный в обсуждении принимаемых решений, привлечении граждан к оценке деятельности, «учете и контроле» общественного мнения. Анализ официальных положений и документов, регламенитрующих деятельность государственных PR-структур показывает, как постепенно выхолащиваются элементы «обратной связи». Власть начинает обороняться от общественного мнения и создает систему защиты одной стороны — собственной. Так, «обеспечение условий для привлечения к ответственности через СМИ, к выработке наиболее важных решений, учет общественного мнения, критических замечаний о деятельности органов власти», заложенные в Положении об отделе по связям с общественностью Исполкома Ленсовета 1989 года, постепенно заменяются словами «опровержение», «приостановление» и т.д. Уже в 1992 году пресс-центру Петербургского Совета народных депутатов предписывалось: готовить опровержение в случае публикации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство городского Совета; в случае, если пресс-центру стало известно о появлении в СМИ искаженных сведений о Совете и работе его органов, пресс-центр незамедлительно распространяет достоверные материалы, а также сообщения об источнике недостоверной информации. Вне всякого сомнения, пресс-служба должна ратовать за достоверность публикуемой информации, но односторонность этого процесса придает ей характер если не «барьера» или «фильтра» на пути к свободному доступу информации, то по крайней мере примитивного «транслятора» правительственных новостей. Хочется надеяться, что по мере развития демократических институтов и механизмов, укрепления связей с общественностью как необходимого элемента любой деятельности, PR государственных структур приобретет системный, направленный характер и будет реализоваться как комплексное социальное действие. 2.3.5. Связи с общественностью в структуре крупных фирм и корпораций на российском рынке представлены достаточно широко и многообразно. Сегодня большинство организаций имеют в своем подчинении подразделения, обеспечивающие новые виды коммуникации своего учредителя с общественностью. Чаще всего PR-сектор существует наряду с рекламным и является составной частью отдела маркетинга. Например, в одном из ведущих банков, «Санкт-Петербург», отдел рекламы и связей с общественностью состоит из следующих специалистов: 1) по прямой рекламе, 2) по наружной рекламе, 3) по работе со СМИ, издательской деятельности, 4) по работе в области спонсорства и благотворительности, 5) по компьютерному дизайну. Начальник организует работу отдела, руководит разработкой концептуальных программ по всем направлениям деятельности, выполняет представительские функции. Специалист по прямой рекламе готовит и редактирует рекламные тексты, размещает их в СМИ и других рекламоносителях. Специалист по наружной рекламе занимается оформлением зданий и интерьеров банка, пунктов обмена валюты, вместе с издательским сектором готовит и выпускает информационные полиграфические материалы (листовки, буклеты, бюллетени и т.д.). Специалист по работе в области спонсорства и благотворительности проводит экспертизу предлагаемых проектов, ведет прием посетителей, организует спонсорские мероприятия. Отдельный человек профессионально занимается компьютерным дизайном, разработкой фирменного стиля, изготовлением оригинал-макетов и т.п. При наличии большого объема рекламной и PR-деятельности, часть полномочий фирмы и организации, как правило, делегируют специализированным агентствам. Так, отдел рекламы и PR банка «Санкт-Петербург» более 5 лет сотрудничает с информационно-рекламным агентством «БМН-Петербург», в ведении которого находится вся реализация текущих проектов. Этот пример наглядно показывает нам универсальность коммуникационной деятельности, проводимой PR-службами крупных фирм и корпораций, среди которых финансовые структуры, в данном случае банки, где паблик рилейшнз имеет давнюю историю и традиции, крупные корпорации, возникшие в момент рыночных преобразований, а также ощущающие большую надобность в подобного рода технологиях бывшие государственные предприятия, где PR-службы еще только занимают свою нишу в структуре управления. От уровня «продвинутое™» PR-технологий и понимания их надобности в фирме или корпорации зависит реальный статус соответствующей службы и ее специалистов. Чем меньше руководитель фирмы понимает задачи по связям с общественностью, тем неопределеннее статус соответствующей структуры на предприятии, тем более несамостоятельны PR-специалисты в своих действиях и решениях. Как правило, в таких фирмах недостаточно четко определены функциональные обязанности сотрудников PR-служб, отсутствуют критерии оценки результатов деятельности или эти результаты не берутся вообще в расчет, а сами пиармены выполняют несистемные, разовые, сервисные поручения. Анализ структуры PR-служб корпораций и фирм позволяет не только выделить функциональную роль этих служб, но и проследить зависимость профессионального уровня специалиста по связям с общественностью от понимания важности этой работы руководством предприятия. Формируется несколько групп PR-работников. Первая группа — это люди, волею судьбы или по распоряжению начальника выполняющие незнакомые им пиаровские функции. Они не имеют достаточного образования и, что более важно, умения и желания вести такую работу. Такие PR-службы представляют собой нечто подсобное на собственном предприятии, а их работа напоминает диспетчерскую. Вторую группу составляют также переквалифицировавшиеся специалисты смежных областей, но обладающие желанием освоить новую сферу и ощутившие «вкус» к данному виду деятельности. Их работа пусть и несовершенна, но достаточно эффективна в силу энтузиазма и добросовестности. Третью группу, сегодня, к сожалению, самую малочисленную, представляют специалисты топ-уровня, имеющие достаточное образование и опыт практической работы в связях с общественностью. Их статус в фирме очень высок — на уровне вице-президентов, заместителей генерального директора, начальников департаментов и управлений. В коллективе понимают важность работы пиарменов, прогнозируют результат их деятельности, прислушиваются к советам о стратегии и тактике развития конкретного бизнеса. Отношение к связям с общественностью как к инструменту создания репутации фирмы, продвижения товаров и услуг характерно в филиалах и представительствах крупных зарубежных фирм и компаний, представленных на российском рынке. Эти PR-службы составляют третью типологическую группу. Особенность работы подобных PR-служб состоит в том, что они являются непосредственными проводниками общей корпоративной политики фирмы, которую разрабатывает head-офис. Иногда руководитель филиала и представительства «привозит» с собой из центрального офиса специалиста по связям с общественностью, не доверяя услугам местных специалистов или специализированных агентств. Борьба за чистоту выработанной информационной политики, с одной стороны, минимизирует затраты и оберегает от неожиданностей, с другой — не позволяет быстро реагировать на общественное мнение с учетом местной специфики, территориальных особенностей, конкретных вкусов и предпочтений аудитории. Нет однозначного ответа на вопрос, как предпочитает работать крупная зарубежная компания на российском рынке: остановить свой выбор на работе с независимым PR-агентством или создать внутри своей структуры соответствующий отдел. Большинство корпораций предпочитают работать в обоих направлениях. Одна из крупнейших мультинациональных компаний — «Кока-Кола», активно инвестирующая капиталы в российский рынок (на сегодня вложено более 700 млн долларов, в том числе 40 млн в строительство завода в Санкт-Петербурге, создано 12 производств, на заводах компании трудится более 7 тысяч российских граждан), имеет собственный PR-отдел, но активно сотрудничает со сторонними организациями. Типичная структура отдела по связям с общественностью крупной зарубежной компании выглядит примерно следующим образом: Основные функции руководителя отдела, как правило, сводятся к следующему: создавать и поддерживать избранный имидж организации, продуктов, услуг и персонала, отслеживать внешнюю и внутреннюю реакцию на деятельность фирмы и адекватно информировать об этом руководство, выполнять роль советчика на всех уровнях компании и т.д. Помимо традиционных мероприятий отдел PR «Кока-Колы» в Петербурге организует регулярные встречи генерального менеджера с представителями Администрации города и общественностью, визиты на производство, спонсорские акции. Компания традиционно поддерживает именно российские культурные и образовательные проекты. По словам PR-специалистов, «Кока-Кола» никогда не будет поддерживать иностранные, в том числе американские, выставки или выступления артистов, так как их организаторы способны найти поддержку в Америке или другой стране. В качестве основных спонсорских проектов, реализованных в Петербурге, можно привести работу с Русским музеем, Эрмитажем, театром Бориса Эйфмана и др. Имея собственный PR-отдел, «Кока-Кола» в Петербурге более 5 лет сотрудничает с профессиональным агентством СПН-Гранат. В пакет услуг входит подготовка сценариев крупных мероприятий и событий, пресс-конференций, проведение социологических опросов, пресс-клиппинг (анализ публикаций периодической печати) и др. Четвертую группу данной типологической характеристики составляют самостоятельные фирмы и агентства, предлагающие связи с общественностью как товар. Число таких организаций растет. Часть из них создается на базе различного рода маркетинговых или рекламных фирм, часть вырастает из PR-отделов крупных коммерческих предприятий или средств массовой информации, а также других структур, близких к возможностям тиражирования и распространения информации: типографий, издательств, консультационных центров, выставочных комплексов, кино-телестудий и т.д. Сегодня в России можно насчитать только около 20 крупных агентств, имеющих высокую профессиональную репутацию на отечественном и зарубежном рынке, большая часть из них располагается в Москве. С экономической точки зрения такие агентства представляют собой развивающийся самостоятельный бизнес. Большинство крупных отечественных PR-агентств — частные фирмы (ООО, ИЧП, АРЗТ). Их доход формируется за счет разовых проектов и долгосрочных договоров по абонентному обслуживанию, однако превалирует первое направление. По данным Национальной Службы Новостей, практически все крупные агентства используют попроектную форму оплаты с использованием предоплаты (на Западе распространена почасовая форма оплаты). Размер прибыли до уплаты налогов составляет около 20%, а распределение затрат и расходов выглядит следующим образом: 60% — оплата сотрудников, 15% — аренда и содержание помещений, 23 % — прочие расходы. О растущем престиже нового вида деятельности на уровне самостоятельных PR-агентств говорит тот факт, что их руководители играют заметную роль в общественной жизни России и в своей профессиональной среде. Так, в состав Исполнительного Совета РАСО входят руководители ведущих агентств: Екатерина Егорова («Никколо М»), Владимир Мединский (Объединенное корпоративное агентство), Вероника Моисеева («Имиджленд PR»), Вячеслав Недошивин («Альтер Эго»), Владимир Пызин («Миссия-Л»), Алексей Ситников («Имидж-контакт»). Некоторые агентства стали лауреатами первой Национальной премии «Серебряный лучник» в 1997/98 году. При всем многообразии предлагаемых отечественными PR-агентствами услуг, их внешней несовместимости и многопрофильности, выкристаллизовываются несколько основных направлений деятельности: организационно-журналистская (подготовка, рассылка и размещение пресс-релизов, сообщений, заявлений, статей и других материалов в СМИ; организация пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами, ведение и обслуживание информационно-пропагандистских кампаний и т.п.); консультационная (экономические и политические консультации; психологическое, профессиональное консультирование личности и целевых групп, разработка стратегии и тактики мероприятий, ситуаций, легальное лоббирование и т.п.); образовательная (проведение обучающих семинаров, курсов, тренингов, организация «круглых столов», конференций, встреч); научно-исследовательская и аналитическая (проведение комплексных маркетинговых исследований рынка, социологических опросов, замеров общественного мнения, анализ публикаций СМИ, разработка профилактических мер поведения, прогноз кризисных ситуаций и т.п.); рекламно-представительская (планирование рекламных кампаний; изготовление различных видов рекламного продукта, его размещение на рекламоносителях и т.п.); организация и проведение специальных мероприятий (праздники, юбилеи, выставки, ярмарки, презентации, шоу, конкурсы, церемонии награждения, спонсорство и т.д.); издательская (издание специальных брошюр, книг, журналов по основным направлениям деятельности, информационных и статистических справочников, каталогов); корпоративная (разработка имиджа собственной фирмы, членство и участие в работе профессиональных объединений и ассоциаций, информационно-пропагандистская работа в СМИ, преподавание, передача опыта и т.д.). До последнего времени в среде экспертов существовало стойкое мнение о том, что большая роль в расширении рынка PR-услуг в России принадлежит западным фирмам. Во-первых, потому, что в России присутствуют практически все крупнейшие мировые рекламные и PR-агентства. Во-вторых, потому, что рынок продолжает развиваться в основном за счет заказов крупных западных фирм. В-третьих, из-за низкой конкурентоспособности отечественных PR-производителей, их неуверенности и боязни осваивать мировые территории. В-четвертых, из-за отсутствия реальной информации о тарифах и ценах на услуги по связям с общественностью и объемах сделок отечественных агентств. Ряд специалистов считает также, что Россия еще не достигла того уровня информационного развития, где благополучие компании напрямую зависит от ее отношений с общественностью. Вне всякого сомнения, этот уровень проблем и сегодня еще очень актуален. Тем не менее мы уверены в том, что российские PR-агентства постепенно вступают в соревнование со своими западными коллегами, наращивают профессиональный и социальный капитал, начинают занимать достойное место в структуре российского бизнеса. В каждом номере корпоративного журнала «Советник» мы узнаем о выигранных россиянами тендерах на обслуживание крупных зарубежных проектов, о бюджетном финансировании серьезных социальных PR-программ, благодарностях VIР-персон, государственных чиновников и политических деятелей за оказанную помощь. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|