Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2 страница




Психологическое консультирование

Другой категорией, служащей основанием для класси­фикации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консуль­тируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объе­динение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консуль­тирования: школьное, профессиональное, семейное, суп­ружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие.

Можно разделить виды консультирования по прин­ципу показаний: развивающее консультирование в про­тивоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от степени вме­шательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изме­нение (на этом уровне проводится индивидуальная кон­сультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимиза­ция межличностных отношений (может проводиться груп­повая консультация с элементами тренинга). 3. Органи­зационное развитие (управленческое консультирование).

7. Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

и требования, реализация которых является обязатель­ным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определен­ные принципы поведения психолога-консультанта, сле­дование которым не только обеспечивает этичность про­фессиональной деятельности, но и является залогом ус­пешности психологического воздействия.

Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимос­ти от характера конкретных психологических проблем.

1. Принцип причинности. Психолог стремится ра­зобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2. Консультативный альянс — высокий уровень от­крытости и доверия.

3. Проблемная диагностика — это процесс выявле­ния характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4. Условие эффективности: а) нестандартный под­ход, так как одинаковых случаев не бывает; б) ориента­ция на понимание, то есть говорить на языке клиента; в) ориентация на установки клиента; г) использование ре­комендаций и директив исключительно для определен­ных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабаты­вает как внушение, приводящее человека к самостоя­тельному решению» (Р. Мэй); д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов; е) формирование доверитель-

Психологическое консультирование

ных отношений всеми возможными способами; ж) под­держание мотивации долговременной работы: предуп­реждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положи­тельном эффекте уже на первой встрече; формулирова­ние нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмо­ционального отношения к консультации;

5. Психологическое посредничество, то есть пози­ция «третейского судьи» для помощи сторонам нахож­дения компромисса.

6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиен­та к принятию собственного решения. Директивная мо­дель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основ­ной идеи консультации, заключающейся в развитии кли­ентом своих психологических потенций.

7. Принцип безоценочного принятия, когда «психо­лог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).

8. Принцип профессионализма — адекватное фор­мирование психологической задачи и несоздавание у кли­ента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необ­ходимо переориентировать запрос в сторону возможно­го, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9. Ориентация клиента на самого себя. Локус конт­роля должен быть внутренний, а не внешний.

10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентриро­ваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.

8. Теоретические основы психологического

консультирования и механизмы психологического

воздействия

Необходимо отметить связь между позицией пси-

\ Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

\

холога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, пози­ция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны сле­дующим образом: 1. Консультант-советчик — дает кли­енту прямые советы; 2. Консультант-помощник — ока­зывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуа­лизации внутренних резервов и т.п.; 3. Консультант-экс­перт — показывает клиенту возможные варианты ре­шения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Позиции одного и того же консультанта могут ме­няться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в ди­рективном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуа­ции индивидуального консультирования: 1. Взаимодей­ствие на равных; 2. Взаимодействие с позиции «сверху»; 3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова).

Помимо этого встречается в литературе такой ре­пертуар ролей психолога-консультанта, как терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерно­стей; духовный наставник; «врачеватель души»; совет­ник; умелый фасилитатор.

Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога. Остановимся на краткой ха­рактеристике возможных подходов к практике психоло­гического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направ­ления: глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и

Психологическое консультирование

др.; бихевиоральное направление — социальное науче­ние, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — геш-тальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено).

Выделим основные понятия, используемые в каж­дом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой).

1) Глубинная психология, или психодинамическая те­ория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоана­лиза является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и на­учился воздействовать на них, преодолеть стереотипич-ность поведения и мышления, которая определяется про­шлым. Также задачей является сохранение баланса меж­ду внешними (социальными) и внутренними силами, дей­ствующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодина­мической теории, использует основную технику — сво­бодное ассоциирование, анализ символов повседневно­сти; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрей­довская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротив­ления как проявления более широкого механизма вы­теснения; анализ содержания переноса клиента.

2) Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружа­ющая среда воздействует на личность человека. Психо­лог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизнен­ные условия клиента с целью их изменения. Это строит­ся на следующих основных составляющих бихевиораль-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, на­блюдаемые действия). 3. Понимание контекста пробле­мы через функциональный анализ (причинно-следствен­ные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также исполь­зуются процедуры изменения: а) тренировка настойчи­вости (помогает преодолеть беспомощность и неадекват­ность) через вопросы, ролевые игры, перечисление аль­тернатив для принятия решения; б) тренировка релакса­ции (целенаправленное уменьшение тревожности, осно­ванное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) мо­делирование поведения и поощрение за желаемое пове­дение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рециди­вов, что дает контроль за собственным поведением. Стра­тегии предотвращения рецидивов разделяются по следу­ющим категориям: предвидение трудных ситуаций, регу­лирование мыслей и чувств, выявление нужных дополни­тельных навыков, выстраивание благоприятных последо­вательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема реци­дивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназ­начение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изна­чальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творчес­кого, активного, чувственного, точного, эмпатического,

Психологическое консультирование

не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное поня­тие, с которым работают психологи данного направле­ния, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и иде­ального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным.

Особое место занимает гештальттерапия, отличаю­щаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и те­перь», директивность; речевые изменения; метод пусто­го кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней со­баки» — пассивный с чувством вины, ищущий проще­ния; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гумани­стической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Из экспериментального исследования, касающего­ся того, какими теориями пользуются в своей работе отечественные психологи-практики и насколько они это осознают, проведенного А. Ф. Бондаренко, сделаны вы­воды, что наиболее мощными являются: эклектика; геш­тальттерапия; личностно-ориентированная терапия К. Роджерса; поведенческая психотерапия. Менее рас­пространенными оказались экзистенциальная психоте­рапия, транзактный анализ, адлеровская психотерапия, рациональная-эмотивная психотерапия. Наиболее «сла­бым» оказался психоанализ, а психотерапия здравым смыслом вообще была не отмечена. Подтвердилось пред­положение, что достижение адекватной профессиональ­ной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал.

Основным методом психологического консультиро­вания является интервью, так как оно является ситуаци­ей принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются профессионально-важ­ные качества психолога — личностная и профессиональ­ная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, цель которого — изменение отношения клиен­та к нему, нахождение альтернатив действий, пережи­ваний и мыслей. Основным способом воздействия пси­холога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель ин­тервью (Г.С. Абрамова). Кратко лишь определим каж­дую стадию:

а) Структурирование, задача достигнуть взаимопо­нимания (часто маркируют как «Привет!»), психологи­ческого комфорта и доверия;

б) «В чем проблема?» — происходит выделение про­блемы;

в) «Чего вы хотите добиться?», то есть желаемый результат;

г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» — выработка альтернативных решений;

д) Обобщение результатов («Вы будете делать это?»).

Руководствуясь многочисленными теориями, психо­логи-консультанты воздействуют на клиента. Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследовании по эффек­тивности психотерапевтической практики доказано, что эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, кроме того, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы. Отметим лишь некоторые из них (В.Н. Цапкин): во-пер­вых, ослабление напряженности на первоначальной ста­дии интервью, во-вторых, расширение репертуара ког­нитивных схем, в-третьих, изменение поведения клиен­та за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии, в-четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и в-пятых, усвоенное или осознанное от­ношение клиента к новым формам поведения.

Обратившись к работам социальных психологов (Г.М. Андреева), в консультировании и психотерапии можно найти сходные механизмы, определяемые общи­ми закономерностями психологического воздействия: за­ражение, внушение, убеждение и подражание.

Психологическое консультирование

Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие информации или образцов пове­дения, а через передачу определенного эмоционального состояния (массовые психозы, религиозные экстазы, также отмечают отношения клиента и психолога), с по­мощью речевого воздействия, ритмов, восклицаний и иных средств При заражении осуществляется сопере­живание большой массой людей, или диадой, общего пси­хологического состояния.

Внушение представляет собой особый вид воздей­ствия, а именно: целенаправленное, неаргументирован­ное воздействие одного человека на другого или на груп­пу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом воспри­ятии. Внушение носит вербальный характер

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия человека, принимающего информацию Вывод должен быть сде­лан принимающим информацию самостоятельно. Убеж­дение — преимущественно интеллектуальное, а внуше­ние — эмоционально-волевое воздействие.

В последнем из вариантов психологического воздей­ствия — подражании — осуществляется не простое при­нятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Различают несколько видов подражания: а) логическое и внелогическое; б) внутреннее и внеш­нее; в) подражание-мода и подражание-обычай; г) под­ражание внутри одного социального класса и подража­ние одного класса другому.

Также можно выделить подходы к практике психо­логического консультирования в зависимости от стиля работы психолога В современной литературе описаны два основных стиля психологической работы — «внима-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ющий» и «влияющий» (Л.Д. Демина). Для внимающего консультирования характерны: закрытые вопросы (для прояснения сути проблемы и концентрации клиента око­ло одной темы), открытые вопросы (начинающиеся со слов «каким образом», «что», «зачем», что подталкивает к рефлексии и способствует возникновению дискуссий), минимальные поощрения (помогают рассуждать дальше, с помощью повтора последних двух-трех слов), пара­фраз (выделение сути последнего высказывания), кон­центрация на чувствах, обобщение (помощь в осозна­нии прогресса в интервью). Для влияющего стиля рабо­ты характерно: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влия­тельное обобщение.

На основе этого выделяют связь подходов к практи­ке консультирования с терапевтическими приемами, что отражено в таблице 1.

Таблица 1. Связь психотерапевтических приемов с порождающими их психотерапевтическими подходами.

Приемы

Психотерапевтические направления терапевтические

                         
Закрытый вопрос   XX       X X X X   X X
Открытый вопрос X XX     X X X XX X X X X
Минимальное поощрение X X X X     X X   X X  
Парафраз   X XX XX X   X X   X X  
Концентрация на чувствах   X XX XX X   X X   X X  
Обобщение X X X X X   X X   X X  
Указание   XX       XX XX X X X X XX
Информационное сообщение   XX         X XX XX XX XX  
Выражение своих чувств       X X     X X   X  
Влияющее обобщение   X         X X X X X  

Психологическое консультирование

 
Интерпретация XX       XX XX XX X XX XX X X
Фокусировка внимания                        
на клиенте XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX XX
на других X X         X     XX X  
на теме ("топике")   XX         X XX XX   XX X
на консультанте       X X   X       X  
на отношениях       XX X   X       X  
на культурном контексте         X   XX X X   XX  
Терапевти ческие установки                        
первичная эмпатия \ X XX XX X   X X X X X X
продвинутая эмпатия позитивное отношение XX X XX X XX X XX X X XX X XX XX X X X XX X X XX XX X
теплота     XX XX X   X X     X  
конкретность X XX       X   XX X X X XX
конфронтация X X X X X XX X X X X X XX
аутентичность       X X X X X   X X  

Цифрами указаны психотерапевтические направле­ния:

1. Психоанализ, психодинамика; 2. Бихевиоральная терапия; 3. Недирективная терапия; 4. Современное роджерианство; 5. Экзистенциальная терапия; 6. Геш-тальттерапия; 7 Трансперсональная (холотропная) тера­пия; 8 Терапия черт и факторов; 9. Рационально-эмо-тивная терапия, 10. Транзактный анализ; 11. Терапия реальностью. 12 Стратегическая терапия.

9. Мотивы обращения к психологу и типы консультируемых

В настоящее время психологами принято следую­щее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрыв­ная связь. Далее, более подробно остановимся на крити-

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

ческих ситуациях, в которых оказывается человек, ис­ходя из мнения Р. Лазаруса, который ввел понятие пси­хологического стресса, и признал, что человек сам со­здает для себя трудности и стрессовые факторы

Проблемы, относящиеся к работе психолога, мож­но назвать «житейскими» проблемами — это те неис­числимые индивидуальные обстоятельства, случаи, эпи­зоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к психологу может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация. Во-пер­вых, обращение к психологу может быть связано с мни­тельностью клиента, излишней внимательностью его к своему здоровью, внутренним проблемам Например, пенсионеры без родственников и друзей, которым не­обходимо внимание к себе. Во-вторых, знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов (интеллектуального, эмо­ционального, физического) позволяют спокойно отно­ситься к спадам самочувствия, активности, настроения. Загадочность нежелательных явлений собственной жиз­ни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания. В-третьих, когда возникают кризисы, спа­ды, конфликты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, «ожидаю и притязаю». Причем, обраща­ясь, часто ожидают готовый рецепт, ясно и просто пред­писывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни. В-четвертых, это необходимость просто выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.

Можно выделить условно три типа клиентов (Н.Н. Обозов): а) неуверенный в себе клиент (часто при­чина обращения за помощью — желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвеши­вает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении воп­роса); б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затрудни-

Психологическое консультирование

тельного положения психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположени­ями сможет разобраться в ситуации»); в)клиент, все зна­ющий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение сво­ей проблемы или переходят в пограничные невротичес­кие состояния или уже имеют соматические заболева­ния, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).

Диагностика и последующее информирование кли­ентов об их индивидуальных психологических особен­ностях обнаруживает как согласие, так и несогласие от­носительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условия­ми этого несогласия являются социальная неодобряе-мость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыден­ного понятия) и субъективно-личностная неприемле­мость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других лю­дей и мнения психолога, а также зависит от пола и про­фессиональной принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируемых можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особеннос­тями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуве­ренность и установка, что личный опыт не заменяет ни­какие психологические исследования. Для второго типа характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность — это уникальное и таинствен­ное образование.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных