Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 9 страница




Школьное консультирование

дов никогда не приходила родителям. Единственное от­ступление от своих педагогических принципов, которые они иногда допускают, — это покупка дополнительных раковин морских моллюсков для коллекции сына как поощрение за хорошие оценки. «Да, сейчас с ним много сложностей, но наше правильное воспитание рано или поздно принесет свои плоды», — такова позиция роди­телей. Выходные дни Андрей, как правило, проводит в гостях у друзей родителей. В обществе взрослых маль­чик словно преображается, друзья семьи отмечают его начитанность и интеллект. После настоятельных сове­тов учителей показать ребенка врачам год назад Анд­рею сняли электроэнцефалограмму в хозрасчетном ме­дицинском центре. Заключение по ЭЭГ было сформули­ровано в терминах физиологии высшей нервной деятель­ности, и результат обследования остался для родителей загадкой, но на словах врач добавила: «Ребенок как ре­бенок». Обращаться к районному психоневрологу роди­тели категорически отказываются, боятся необъектив­ности врача из-за давления на него со стороны школы.

Наблюдение и беседа с подростком:

Отношение к обследованию' заинтересованное, вни­мание психолога Андрею было явно приятно, с нетерпе­нием ждал результатов обследования. В росте мальчик значительно отстает от сверстников, худощав, телосло­жение пропорциональное. Андрей понимает, что своим поведением на уроках мешает учителю и одноклассни­кам, но ничего не может с собой поделать. На перемене пристает к ребятам. Признает, что с коллективом не ла­дит: «Такой я вредный». Во дворе гуляет мало — по пол­часа с приятелем младше себя. Непродолжительное вре­мя прогулки объясняет невразумительно: «Сейчас быст­ро темнеет (ноябрь), холодно, мерзнут руки». Об учебе: оценки очень неровные, хорошо подготовлен к урокам, только когда есть настроение. Понимает, что посредствен­ная учеба может привести к отчислению из гимназичес­кого класса, но не может заставить себя учиться ровно, систематически заниматься. Говоря о возможном отчис-

Психологическое консультирование

лении, очень расстраивается. Родители принимают свои меры для стимулирования успеваемости: задабривают, проверяют уроки, собираются нанять учителя по анг­лийскому языку. Свободное время в основном проводит за чтением фантастики. Много времени мальчик отдает своей коллекции морских беспозвоночных, которую со­бирает с 9 лет. Сейчас коллекция насчитывает около 50 единиц. Отец записал Андрея в секцию дзюдо, но под­росток намерен прекратить тренировки из-за потери интереса: на соревнованиях он часто проигрывает и к тому же не выносит физической боли.

Диагноз непсихологов:

Родители: реакция на недостаток внимания учите­лей и неблагополучное окружение сверстников.

Большинство учителей: результат неправильного воспитания в семье.

Учитель биологии: неправильное воспитание в се­мье + задержка развития волевой сферы.

Учитель английского языка: возможно психическое заболевание.

Самодиагноз: затрудняется ответить.

Резюме по данным феноменологии:

Расторможенность, инфантилизм, стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание, нарушение отношений со сверстниками.

Случай 10.

Наташа К., 15 лет, 10 гимназический класс физичес­кого профиля.

Март 1993 г.

Феноменология.

Запрос зам. директора гимназии по науке:

«Девочка недооценивает свои способности, не ре­шается участвовать в межшкольных олимпиадах для стар­шеклассников, хотя по ряду предметов могла бы весьма успешно выступить. Как придать ей уверенность в сво­их силах?»

Школьное консультирование

Данные, приведенные учителями:

В этом классе подобрался сильный состав. Наташа — «генератор идей», из девочек самая способная в сво­ем классе. Ребята уважают ее не только за знания и ум, но и за справедливость, доброту, отзывчивость, веселый характер, обаяние. В классе у нее лучший друг — Мари­на Б. — отличница, воспитанная, обаятельная девушка. Подруги всегда вдвоем, учителя не помнят случая, что­бы они повздорили или просто не смогли о чем-то дого­вориться. Трудно выделить в этой диаде ведущую и ве­домую, похоже, их отношения строятся на равноправ­ной основе. Возможно, такая крепкая дружба связана с тем, что Наташа живет с мамой, деловой женщиной, до позднего вечера пропадающей на работе, а Марину вос­питывают бабушка с дедушкой: отец погиб, а у матери другая семья. Поводом для обращения к психологу явил­ся внезапный отказ Наташи участвовать в олимпиаде для учащихся гимназий и лицеев. Программа включала за­дания по всем основным школьным предметам, поэтому команду формировали из сильных учащихся. Наташа — не лучшая ученица в своей параллели по физике и мате­матике, но, учитывая ее хорошие результаты по гумани­тарным предметам, учителя решили включить ее в ко­манду. После некоторых колебаний она согласилась и участвовала в тренировках, но накануне олимпиады вне­запно отказалась, предложив кандидатуру своего одно­классника. Учителям ничего не оставалось, как согла­ситься на замену. Свой отказ девочка объяснила слабы­ми знаниями по истории. Аргумент учителей, что и ее одноклассники не сильны в этой науке, не помог. Пре­подаватель истории — опытный педагог, свой предмет знает хорошо, но отношения с ребятами строит на фор­мальных принципах, ведет уроки сухо, требует почти дословного пересказа учебника. Большинство гимнази­стов не любят историю, и это сказывается на качестве их знаний по данному предмету. Преподавателя геогра­фии поразил такой эпизод. Однажды на уроке она пред-

Психологическое консультирование

ложила учащимся деловую игру, моделирующую работу банка. По жребию Наташе досталась роль управляюще­го. Девочка обрадовалась — роль ведущая, по-хозяйски уселась за воображаемый начальственный стол, обвела глазами очередь ждущих приема посетителей, важно пригласила первого из них в свой кабинет и... Тут про­изошло неожиданное: в диалоге с первым же «клиен­том» обычно спокойная, жизнерадостная Наташа пре­вратилась в беспомощное создание. Кому из посетите­лей предоставить кредит, а кому — нет, оказалось непо­сильной для нее задачей. Казалось, что необходимость принятия решения доставляет ей определенные трудно­сти. Учителю пришлось ввести второго банкира, чтобы игра продолжалась. После окончания гимназии Наташа собирается поступать в финансовую академию. По мне­нию учителей, она сможет стать хорошим экономистом, весь вопрос в том, не испугается ли она вступительных экзаменов и не подаст ли документы в другой институт, где конкурс меньше. Как-то в беседе с классным руко­водителем девочка призналась, что так не уверена в сво­их знаниях истории и географии, что сомневается, смо­жет ли подготовиться к экзаменам по этим предметам даже с помощью репетиторов.

Наблюдение и беседа с Наташей:

Наташа — миниатюрная девушка с внимательным открытым взглядом, с длинными, распущенными свет­лыми волосами. Была бы очень симпатичной, если бы не угри на лице. К беседе с психологом девочка отнеслась заинтересованно, охотно выполнила психодиагностичес­кую методику, внимательно слушала интерпретацию результата, кое-что записала себе для памяти. Она до­вольно подробно и откровенно отвечала на вопросы, с удовольствием рассказывала о своих мечтах. Ее пози­цию можно охарактеризовать как активное сотрудниче­ство с психологом. Маму Наташа очень любит. Неразре­шимых проблем в семье не возникает, хотя минутные обиды нередко вспыхивают. «Характер у мамы непрос-

Школьное консультирование

той, но я к нему приспособилась», — рассказывает де­вочка. Самое тяжелое время для нее — два летних меся­ца, которые она проводит в оздоровительном лагере. Зато потом с мамой уезжают в отпуск. Ожидание этого путе­шествия и согревает Наташу в лагере. Третий член се­мьи — трехлетний пудель. Девочка очень привязана к нему, она даже уверяет, что такой замечательной соба­ки (а также кошки, попугая и т. д.) не может быть на свете. Прогулки с пуделем, часто в компании Марины — основное ее занятие в свободное время. Уроки она дела­ет долго, не торопясь, немного помогает маме по дому (больше всего любит готовить), рассказывает маме о школьных новостях, смотрит телевизор. Как правило, девочка не пропускает ни одного фильма, особенно нра­вятся ей мелодрамы. Читает она мало: даже произведе­ния, входящие в школьную программу, иногда не осили­вает, ограничиваясь беглым просмотром. Пятерки по литературе объясняются ее понятливостью и тем, что она внимательно слушает на уроках свою любимую учи­тельницу — блестящего филолога и добрейшего челове­ка. Интересно, что в детстве девочка рано овладела гра­мотой и много читала, «считалась умным ребенком», — как она выразилась. Наташа никогда не посещала круж­ки: во-первых, не испытывала интереса к предлагаемым внешкольным занятиям, а во-вторых, надо было осваи­ваться в новом коллективе, привыкать к руководителю. Физический класс Наташа с Мариной выбрали по двум причинам: их устраивают учителя и интересный коллек­тив, большую часть которого составляют мальчики. «Они всегда что-нибудь придумывают, у нас в классе не со­скучишься», — с гордостью говорит она. Девочка удов­летворена отношением к ней одноклассников, она счи­тает, что ребята по достоинству оценивают ее положи­тельные качества. По ее мнению, последних у нее нема­ло. Дорожит своей репутацией у одноклассников. В бу­дущем Наташа видит себя прежде всего женой и мате­рью. Ей хотелось бы, чтобы муж занимал солидное об-

Психологическое консультирование

щественное положение, хорошо обеспечивал семью ма­териально, а сама она с удовольствием займется хозяй­ством и детьми. Торопиться с замужеством она не соби­рается, до этого надо закончить институт.

Диагноз непсихологов:

Учитель литературы: нерешительность как стабиль­ная черта характера.

Самодиагноз: «Не переношу ответственных ситуа­ций».

Резюме по данным феноменологии:

Трудности в принятии решения, дезорганизация деятельности в ситуации повышенной ответственности.

5. Дистантное консультирование

Существуют два вида заочного консультирования: телефонное консультирование и письменное консульти­рование. Введение последней формы психологической помощи было обусловлено тем, что по некоторым при­чинам использование телефонного консультирования мо­жет быть затруднено. В отечественной литературе дос­таточно часто отмечается, что эпистолярный жанр очень эффективен. Ведь написанное убеждает и внушает силь­нее, чем сказанное. В письме, особенно написанном от руки, — символика и некая магия. Письмо читают уеди­нившись, и оно воздействует как внушение в состоянии аутогенной релаксации. Более того, оно способно воз­действовать и на уровне внушения в гипнотическом со­стоянии. Адресат сам выбирает время его прочтения и темп его восприятия. Письмо читают неспешно, на чем-то задерживаясь, к чему-то вновь и вновь возвращаясь, его берут с собой в дорогу, хранят и перечитывают. На­ставления юному в письмах к нему практиковались ве­ками.

В практической психологии существует много тер­минов для обозначения работы психолога с письмом — «психотерапевтическое письмо», «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «те­рапия домашней перепиской с врачом» (М.Е. Бурно), «терапия письмом», что вносит разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины метода. Исходя из этого В.Ю. Меновщиков предлагает ввести новое наименование — скриботерапия (от лат. scribio — «писать» и therapia — «лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консуль­танта на клиента, так и вербальное и невербальное са­мовыражение клиента.

Работу психолога с письмом можно разделить на два этапа: 1) психодиагностика и 2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них.

Психологическое консультирование

Во-первых, письмо дает достаточно большую психо­диагностическую информацию: а) подробнейшее изло­жение истории психологического страдания, причин, мотивов, действий разных лиц и т. д., нередко в несколь­ких письмах, что раскрывает проблемы клиента и его личность больше, чем телефонный контакт или единич­ная очная консультация; б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику; в) зачастую в письмах имеются прямые указания на предшествую­щую госпитализацию в психиатрических учреждениях.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы: проектив­ные техники, исследование продуктов творчества — ри­сунков, стихотворений, прозаических произведений кли­ентов. Могут быть использованы и некоторые графи­ческие показатели: характер почерка, в том числе не­ровность, разные размеры букв и т. п., дающие вспомо­гательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах. Кон­тент-анализ может быть использован как вспомогатель­ное средство диагностики в работе с единичным клиен­том, если с таковым ведется продолжительная перепис­ка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности и замена их на единицы положи­тельного плана, может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии.

Второй частью обсуждаемой проблемы является кон­сультативное (психотерапевтическое) действие, в свою очередь, включающее следующие моменты. Предостав­ление клиенту обратной связи дает клиенту подтверж­дение того, что его поймут, разделят его неприятности, обсудят его проблемы и т. п. Выделим несколько конк­ретных приемов, которые использует консультант, да­вая клиенту обратную связь и осуществляя психологи­ческую поддержку:

Дистантное консультирование

1) Пересказ — цитирование того, что было написа­но клиентом.

2) Уточнение — обращение к клиенту с просьбой что-то дополнить и разъяснить. Возможно использование 12 вопросов метамодели типа: «как?», «что именно?» и т. п.

3) Дальнейшее развитие мысли собеседника — пись­менное изложение подтекста сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...»

4) Сообщение о восприятии консультантом состо­яния клиента, зеркальное отражение его чувств. Напри­мер: «Видимо, Вы этим очень огорчены».

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами...»

6) Замечания о ходе письменного диалога (при полу­чении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».

Эти приемы мало отличаются от тех, что использу­ются в социально-психологическом тренинге и очном консультировании. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выби­раются лишь главные ключевые слова, фразы для выра­жения отношения консультанта к отдельным частям тек­ста. Широко используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т. п.

Принцип психологической поддержки клиента, обя­зательного предоставления ему обратной связи необхо­димо использовать в письмах с запросами на юридичес­кую, врачебную и другую помощь для снятия негатив­ного эмоционального фона, обязательно присутствую­щего в такого типа посланиях. После этого часто следу­ет конкретная рекомендация обратиться к соответству­ющему специалисту (юристу, терапевту и т. п.) с указа­нием нескольких конкретных адресов и телефонов.

Психологическое консультирование

Следующим моментом является выбор и примене­ние конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психотерапевтичес­ких направлений. В последнее время психологи больше склоняются к терапевтическому эклектизму, к синтети­ческому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от кос­венной суггестии до парадоксальной интенции.

Стоит обратить внимание на отличие консультатив­ного письма от письма обычного или делового. Письмо обязательно должно писаться от руки — это делает кон­такт между клиентом и консультантом доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант может прочитать и внести необхо­димые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное при получении повторного письма.

Использование скриботерапии чрезвычайно перс­пективно, так как расширяет круг оказываемой помо­щи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консуль­тативно-терапевтическая методика имеет ряд ограниче­ний:

1. Дистантность помощи во многих случаях затруд­няет диагностику, не позволяет опереться на невербаль­ные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность по­ведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется реф­лексия консультантом своих собственных действий; ча­сто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия вра­ча или психолога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.

Дистантное консультирование

УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ПСИХОЛОГА»

Задание: напишите письмо, выбрав возможного ад­ресата из следующего списка:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает лю­бой непорядок (38 лет).

2. Девушке, которая страдает от заикания (17 лет).

3. Мальчику, который не знает, как познакомиться с девочкой (13 лет).

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая, и поэтому никто не обраща­ет на неё внимания.

6. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

7. Бабушке (63 года), которая одна воспитывает 8-летнюю внучку, и терпение её уже на пределе.

8. Девочке (11 лет), которая дома украла деньги и накупила на них гостинцы всему классу.

9. Молодому директору школы (32 года), который не знает, как завоевать авторитет у педагогов.

10. Женщине (29 лет), которая считает, что излиш­няя откровенность ей вредит.

11. Отцу семейства (39 лет), который потерял рабо­ту и мучительно это переживает.

12. Девочке (8 лет), которую оставил её отец.

13. Женщине (28 лет), которой не хватает уверен­ности в себе.

14. Предпринимателю (40 лет), который страдает от своей неорганизованности, вечно суетится и спешит.

15. Женщине (36 лет), которую оставил муж. Можно привести другие исходные ситуации и про­блемы, а также добавить других адресатов.

Приложение 1. Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Сочинение на тему: «Психолог — это человек, который...»

Обсуждение: зачитать вслух, найти общее и устано­вить различия. Подчеркнуть, что в этом обобщенном портрете подходит именно мне. Взять каждое слово из списка, характеризующее качество, и описать то пове­дение, те навыки, которые должны соответствовать это­му качеству психолога.

Задание 2. Профессиограмма

Цель: научиться глубже понимать специфику про­фессии психолога.

Метод системного анализа деятельности професси­онала — аналитическая профессиограмма — обеспечи­вает построение психологической структуры деятельно­сти профессионала через анализ системы нормативно-организующих признаков, обеспечивающих исполнение операционально-технологических действий или задач субъекта труда. Эти же признаки являются основанием для обозначения целей его деятельности, психологичес­ких действий, которые должны им реализовываться в деятельности, и актуализируемых при этом психичес­ких и психофизиологических процессов, протекание которых обеспечивается специфическими профессио­нально важными качествами (Е.М. Иванова). Професси­ональная деятельность психолога носит разноплановый, многоцелевой характер. В гипотетической модели пси­холога выделяются основные цели исполнения действий, которые могут быть достигнуты при осуществлении та­ких психологических действий, как перцептивные, ди­агностические, интерактивные, когнитивные, коммуни­кативные, волевые, и актуализации процессов рефлек-

Приложение 1

сии и эмпатии. Такая профессиограмма может являться основой организации исследования уровня сформиро­ванное™ профессионала или готовности человека к кон­кретной деятельности, т.к. она включает и основные характеристики трудового процесса (объекта труда), и ос­новные признаки субъекта труда, раскрывающие его про­фессиональные возможности, отражающие профессио­нально важные качества, а также мотивационно-эмоцио-нальное состояние. Все участники получают бланки про-фессиограммы психолога, заполняют выделенные столб­цы по образцу. Затем организуется обмен мнениями.

Опера ционно-технологическая структура профессии Психологическая структура деятельности
профессиональ­ные функции и задачи операционно-технологиче-ские действия нормативно-ориентирующие признаки ис­полнения про­фессиональных действий цели действий психологиче­ская характери­стика действий психические процессы и профессиональ­но важные ка­чества, обеспе­чивающие их протекание
научно-исследователь­ские (общая ПСИХОЛОГИЯ, социальная, возрастная, введение в про­фессию, мето­дологические проблемы пси­хологии, логи­ка, математика, информатика и др) участвовать в работе научной группы, плани­рование и орга­низация иссле­дований, работа с литературой, разработка и совершенство­вание количест­венных методов общетеоретиче­ская подготов­ка, квалифика­ционные норма­тивы учебно-и научно-исследователь­ских работ, планы учебной и исследова­тельской рабо­ты кафедры, лаборатории, методические рекомендации, компьютерная грамотность познать, приме­нять, использо­вать, изучать (исследовать), анализировать когнитивные мышление ре­продуктивное и продуктивное, словесно-логическое, речь, воспри­ятие, устойчи­вость и концен­трация произ­вольного вни­мания, долго­временная про­извольная па­мять, настойчи­вость, умение планировать свою работу, самоорганиза­ция, эмоцио­нально-волевая регуляция, про­фессиональное честолюбие, аккуратность и последователь­ность в работе

Психологическое консультирование

экспертно-дищ ностиче-ские (основы психодиагно­стики, матема­тические мето­ды, психологи­ческий практи­кум, спецпрак­тикумы) сбор феноме­нологических данных, вы­движение тео­ретических конструктов и гипотез, выбор методов и ме­тодик, проведе­ние обследова­ния, постановка диагноза, выда­ча обратной связи, рекомен­даций, прогноз психометриче­ские стандарты, профессио­нально-этические нор­мативы, мето­дические реко­мендации, об­щетеоретиче­ская подготов­ка, возрастные и групповые нормативы, компьютерная грамотность •у когнитивные, перцептивные, коммуникатив­ные, аналити­ческие мышление формально­логическое, продуктивное, объем и произ­вольность вни­мания, опера­тивная память, эмпатия, бес­пристрастность, уважение к личности, тща­тельность и добросовест­ность, вежли­вость, интуи­ция, аккурат­ность и после­довательность
эксперимен­тальные (экспе­риментальная психология, матем методы, логика, курсо­вые) планирование эксперимента, определение переменных, выдвижение и проверка гипо­тез, очищение условий, про­токолирование, обработка дан­ных, интерпре­тация результа­тов, написание отчета   планировать, выдвигать идеи и гипотезы, организовы­вать, проверять, протоколиро­вать, обрабаты­вать, обсчиты­вать, обсуждать и обобщать когнитивные, творческие мышление про­дуктивное, оперативная память, концен­трация, устой­чивость и рас­пределение внимания, во­ображение, целеустремлен­ность, опти­мизм, находчи­вость, тщатель­ность, мето­дичность, рабо­тоспособность, инициатив­ность, интел­лектуальная смелость, критичность
психопрофи­лактические (семейная пси­хология, техно­логия социаль­ной работы, клиническая психология, этнопсихология, психология девиантного поведения, пси­хофизиология и др)   психофизиоло­гические, пси­хогигиениче­ские, медицин­ские, юридиче­ские, социаль­но-экономи­ческие норма­тивы, методиче­ские рекомен­дации организовывать рекомендовать, советовать, учитывать, раз­рабатывать когнитивные, интерактивные, коммуникатив­ные, организа­торские мышление про­дуктивное и репродуктив­ное, воображе­ние, внимание, вербальное общение, так­тичность, орга­низованность, гуманизм, от­зывчивость, компетентность, уверенность в себе, доброже­лательность, умение забо­титься о посто­ронних

Приложение 1

психотерапев­тические (ос­новы психоте­рапии, психо­логия семей­ных отноше­ний, клиниче­ская психоло­гия, начала психиатрии) установле­ние терапев­тического альянса, анализ за­проса, рабо­та с пробле­мами, ана­лиз причин, осуществле­ние терапев­тической интервен­ции, оценка эффективно­сти профессио­нально-этические требования, концептуаль­ная и техноло­гическая под­готовка, про­фессионально-личностное самоопределе­ние слушать, бесе­довать, учиты­вать, понимать, использовать, владеть ? мышление словес­но-логическое и наглядно образное, вере ионное, метафорическая речь, внимание, восприятие, вооб­ражение, эмпатия, рефлексия, безоценочность, сензитивность, конгруэнтность, лабильность, пози­тивная Я-концепция, спо­собность к самоис­следованию, вера в человека, проф идентичность
психокоррек-ционные, реа­билитацион­ные (техноло­гия социаль­ной работы, детская псих служба, кли­ническая пси­хология, пси­хология кон­фликтов, пси­хология зрело­го возраста и др)   профессио­нально-этические требования, методические рекомендации организовы­вать, прово­дить, участво­вать, разраба­тывать, учиты­вать, оценивать интерактив­ные, орга­низатор­ские, ком­муникатив­ные, пер­цептивные, аналитиче­ские, сенсо-моторные мышление нагляд­но-действенное, продуктивное, речь, воображение, координация, спонтанность, эмоционально-волевая регуляция, эмпатия, гуманизм, отзывчивость, ответственность, доброжелатель­ность, сенситив-ность, жизнерадо­стность, желание и умение заботиться о посторонних, терпеливость

Психологическое консультирование

консультатив­ные (основы консультирова­ния, индивиду­альное и семей­ное консульти­рование, орга­низационное консультирова­ние, детская псих служба, психология конфликта и др) диагностирова­ние, установле­ние контакта, анализ запроса, работа с про­блемами, орга­низация психо­логической интервенции, оказание эмо­циональной поддержки профессиональ­но-этические требования, специальная теоретическая и практическая подготовка, профессиональ­ные и социаль­но-экономичес­кие нормативы (в управленче­ском консуль­тировании) ? интерактивные, перцептивные, аналитические, рефлексивные мышление про­дуктивное сло­весно-логичес­кое и наглядно-действенное, оперативная память, избира­тельное внима­ние, диалогич-ность речи, воображение, социальное восприятие, эмпатия, реф­лексия, конгру­энтность, пози­тивная Я-концепция, безоценоч ность, эмоциональная устойчивость, сенситивность, терпимость, здравый смысл
лекционно-просветитель-ские, активного обучения (педа­гогика, педаго­гическая психо­логия, методика преподавания психологии, методика СПТ, тренинги, пси­хология обще­ния, логика, этика) проведение различных ви­дов учебных занятий, чтение лекций, выбор средств и мето­дов обучения, подготовка занятий, их анализ, прове­дение бесед социально-психологиче­ских тренингов, ролевых игр   знать, объяс­нять, обсуж­дать, отвечать, изучать, приме­нять, разраба­тывать, плани­ровать, модели­ровать, анали­зировать, фаси-литировать интерактивные, коммуникатив­ные, когнитив­ные мышление ре­продуктивное и продуктивное, речь, произ­вольное внима­ние, воспри­ятие, оператив­ная память, трудолюбие, эмоционально-волевая регуля­ция, самостоя­тельность, ра­ботоспособ­ность, энтузи­азм, добросове­стность, эмо­циональная лабильность самоорганиза­ция, способ­ность обучать других,склон­ность к разно­образию

Приложение 1

профориента-ционныеи профконсульта-ционные (пси­хология труда, практическая психология в организации, основы психо­диагностики, основы кон­сультирования) диагностика, беседа, теине лекций, проек­тирование про­фессиональной деятельности, разработка профессио-грамм, проведе­ние профотбора юридические, медицинские, квалификаци­онные, эргоно­мические, соци­ально-экономи­ческие, техни­ко-техно­логические, микроклимати­ческие и соци-ально-психологиче-ские нормати­вы, должност­ные инструк­ции, техника безопасности, перспективные планы развития организаций, региональные положения, информация службы занято­сти оценивать, по­знать, спрогно­зировать, моде­лировать и про­ектировать, информировать, активизировать когнитивные (сопоставление, обобщение), коммуникатив­ные {побужде­ние к общению и действию)  

Обсуждение: Высказать свое мнение, обосновать его и аргументировать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных