ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 11 страница- Скажи «зовут». - Зовут. - Теперь скажи все вместе. - Как тебя зовут? - Меня зовут Жоан. Хороший мальчик, Рики. Хорошо (конфета). Пойди сюда, Рики. Встань, Рики. Рики, как ты себя чувствуешь? - Я себя чувствую хорошо. - Хорошо (конфета). Рики, пойди сюда. Рики, подойди. Теперь спроси меня. - Как ты себя чувствуешь? - Я чувствую себя хорошо. (Конфета). - Ляг, пожалуйста. Ляг (в предшествующий период Рики научился приказывать терапевту вставать, ложиться, улыбаться и т.п.). - Рики, сколько тебе лет? - Мне 7 лет. - Хорошо (конфета). Теперь спроси меня, Рики. - Спроси меня. - Нет, я не об этом тебя просила. Спроси, сколько мне лет. Скажи: «сколько»... - Тебе. - Скажи: «лет». - Лет. - Хорошо (конфета). Теперь скажи все вместе. Скажи мне: «Сколько лет?». - Мне 7 лет. Сколько тебе лет? - Мне 21 год. Очень хорошо. Хорошо (конфета). Задание 6. Версии (по Г.С. Абрамовой) Цель: развитие версионного мышления, снятие ри- Приложение 1 гидности мышления. К данным ситуациям надо придумать до 20 причин их возникновения. 1. Елена Н., 38 лет, госпитализирована в связи с попыткой совершить самоубийство. Больная замкнута, постоянно плачет. 2. Мальчик 10 лет, крадет дома деньги и раздает украденное товарищам в классе. 3. Петр М., 27 лет. Женат 3,5 года. Сексуальные расстройства. 4. Он вообще не может говорить на уроке Встаёт и мычит, еле слово выдавит из себя (о мальчике 9 лет). 5. Мать обратилась с жалобами на то, что резко ухудшились отношения с дочерью: она отдалилась от родителей, стала запираться в комнате, подолгу бродит по квартире ночью, начала исповедовать вегетарианство. 6. Он всегда все старается один делать, никого не подпускает, злится на всех, некомпанейский человек (о мальчике 12 лет) 7. Он врет и не краснеет (о мальчике 7 лет). 8. Жена выражает неудовольствие сексуальными возможностями супруга 9. Один тридцатилетний холостяк обратился в консультацию из-за частых приступов тревоги, связанных с ситуацией на работе. 10. Мужчина средних лет на консультации. Его сессии, продолжавшиеся 50 минут, изобиловали продолжительными периодами молчания, длившимися до 10 минут. 11. Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного не случится, но он как будто не понимает этого (о мальчике 10 лет). Задание 7. Я-высказывания Инструкция: составьте «Я-высказывания» по следующей схеме: 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Психологическое консультирование когда я вижу, что ты... когда это происходит... когда я сталкиваюсь с тем, что... 2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: я чувствую.... я не знаю, как реагировать... у меня возникла проблема... мне неприятно... 3. Называние причин возникновения чувства: потому что... в связи с тем, что... так как это... 4. Возможно конкретное указание своих последующих действий или пожеланий: я сделаю... я предлагаю... я надеюсь... я хочу... Ситуации, по которым предлагается составить «Я-высказывания». Ситуация 1: Твой брат одолжил у тебя твою любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату? Ситуация 2: Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю? Ситуация 3: Твой отец, который живет отдельно от вас, не забрал тебя к себе в субботу, хотя обещал. Что ты скажешь отцу? Ситуация 4: Твой лучший друг (подруга) назначил(а) свидание твоей (твоему) девочке (мальчику). Что ты скажешь другу (подруге)? Приложение 1 Ситуация 5: Мама уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме? Ситуация 6: Тренер сказал, что ты недостаточно серьезно тренируешься и он отчисляет тебя из команды. Что ты скажешь тренеру? Ситуация 7: Руководитель оркестра посчитал, что ты устроил беспорядок в музыкальной комнате, и наказал тебя. Что ты скажешь руководителю? Ситуация 8: Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вырвала из него все страницы. Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь своей сестренке? Ситуация 9: Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь? Ситуация 10: Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю? Ситуация 11: Твой старший брат приходит из школы раньше тебя и всегда съедает все сладости, которые мама оставляет вам обоим. Что ты скажешь брату? Ситуация 12: Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке 2 часа, но он так и не пришел. Вы пропусти- Психологическое консультирование ли концерт и не помогли ему подготовиться. Что вы скажете своему другу? Задание 8. Метафорическое описание Цель: дать метафорическое описание основным психологическим понятиям практической психологии. Идентичность......................... Примеры ответов студентов: бесконечная точка; жемчужина, скрытая в раковине, краски на полотне; дно океана; увидеть чудесное в чудесном; бесконечная страсть к идеалу; решенное уравнение; капли дождя; отражение неба в озере и др. Свобода...................... Примеры: растение без корней; несчастье узника, бремя бездельника, обыденность сумасшедшего; это туман; издалека выглядит страшно, но когда наступает, становится страшно; это птица, которая постоянно залетает в захлопывающуюся клетку, и др. Воля................ Примеры: это магнит в компасе, где стрелка — это жизнь; дамба на бурной реке; ветер, подгоняющий корабли, и др. Рефлексия........................ Примеры: путешествие в незнакомом месте; выкладывание мозаики; плыть по поверхности океана и постепенно опускаться всё глубже, но не тонуть; опускание ведра в бездонный колодец и др. Жизнь........................ Примеры: желание видеть свет; карусель: если посчастливится, то вскачешь и прокатишься, а если нет, то будешь стоять внизу и смотреть на веселящихся; вязание спицами; парение воздушного змея; игра «Что? Где? Когда?» — время пошло, а ответ за тобой. Смерть................ Примеры: конец одного из этапов бесконечности; исчезновение картинки с экрана компьютера; безмолв- Приложение 1 ная тишина; возвращение на землю после прыжка; кто-то вышел из комнаты и выключил за собой свет и др. Человек............. Примеры: монета, стоящая на ребре; вопросник; приемник программы, транслируемой свыше; одинокая звезда на фоне бесконечности и др. Счастье................... Примеры: возможность жить без внутренней боли; удовольствие без раскаянья; совпадение ответов с ключом; питание радостью; вера Розы Маленького Принца в то, что она одна такая; бабочка зимой и др. Семья...................... Примеры: это город, который предстоит построить и сохранить; 4 ножки стола, объединенные общей столешницей; грибница опят; произведение искусства из груды металлолома; круг, вписанный в многоугольник; зонтик, защищающий от дождя, и др. Смысл................ Примеры: алмаз среди груды стекляшек; вбивание гвоздя в небо; шифр от сейфа; опилки в голове Винни-Пуха; весна и оживление всего; сладчайший нектар, будь он в красивом кубке или невзрачной бутылке; квадрат среди кругов и др. Проблема....................... Примеры: тополиный пух; пожар; это роса, которая высыхает под действием солнечных лучей, но на следующую ночь выпадает снова; вырвавшийся на волю зверь; холодная вода в ручье, через который надо пройти, и др. Клиент......................... Примеры: запутавшийся в клубок котенок; тонущая лодка; собор, нуждающийся в реставрации; море, в котором разлили нефть; птица в клетке с ключом на шее и др. Психолог.................. Примеры: мальчик для битья; пожарный; гастроэн-тероскоп; сапожник, который чинит душу; скульптор, выбивающий из камня; стоматолог, ставящий пломбы на дырах в отношениях; ветер для мельницы, пока не
Психологическое консультирование работает мотор; актер, забывший слова роли, но активно ориентирующийся в ситуации, и др. Ответственность....................... Примеры: это чемодан без ручки, который нести тяжело, но бросить нельзя; это птица, вьющая гнездо для своих птенцов, и др. Любовь....................... Примеры: это первый пожар, который заставляет жить человека, и др. i Приложение 2. Ответы к упражнениям и заданиям Ответы к упражнению 30: а. мать—психоаналитик: занимается минувшими событиями, скрытыми в подсознании; б. отец — гуманист: изучает духовное развитие человека и его личностный рост; в. дядя Гена — бихеви-орист: изучает только наблюдаемое поведение по принципу «стимул-реакция»; г. тетя Рая — гештальтпсихолог: изучает целостные структуры сознания и образы; д. дедушка — когнитивный психолог: изучает закономерности процесса познания; е. мальчик — приверженец эклектического подхода: принимает все точки зрения. Ответы к упражнению 32: 1. (Гештальттерапия). 2. (Рационально-эмотивная терапия). 3. (Психоанализ). 4. (Экзистенциальная психотерапия). 5. (Бихевиоральная терапия). 6. (Клиент-центрированная терапия). 7. (Когнитивная терапия). Ответы к упражнению 34. Ориентировочные тексты-подсказки. 1. Психоаналитический подход. Психоаналитический подход предполагает прежде всего исследование неосознаваемой психодинамики поведения Сергея. Основные моменты психотерапевтической работы суть следующие: 1) Углублённая работа с тревогой, связанной с подавленными сексуальными и агрессивными импульсами. В прошлом Сергей вынужден был подавлять эти импульсы, контролировать их, в противном случае попадал в трудное положение. 2) Принятие к сведению сильного супер-эго, сформировавшегося у Сергея под влиянием интернализации родительских норм и ценностей. Перфекционистские цели и нормы диктуют Сергею основное правило, согласно которому он может быть любим только при условии, что будет совершенным. Естественно, что нереалистичность подобных установок при- Психологическое консультирование I вела лишь к интернализации агрессии и вины. Вместо того чтобы направить эти чувства на родителей и брата, он обратил их на себя. 3) Приверженность курению может трактоваться как «оральная фиксация». В связи с тем, что в раннем детстве он недополучил любви и принятия, он до сих пор страдает от депривации, ища одобрения и принятия со стороны других. 4) Половая идентификация Сергея прошла неблагополучно. Являясь свидетелем постоянной борьбы родителей друг с другом, он идентифицировался со слабым отцом и перенёс боязнь к матери, сильной и доминирующей, на всех женщин. Возможно, он даже женился на женщине, похожей на его мать и вызывавшей у него те же чувства неполноценности. 5) Сердцевина психоаналитической терапии — установление отношений трансфера и их проработка. Вполне логично допустить, что к психотерапевту Сергей станет относиться как к матери (тем более если это будет женщина) или как к отцу, и анализ этих отношений даст ему возможность осознать неосознаваемые детерминанты собственного поведения. 6) Значительное внимание следует уделить анализу прошлого: отношений с родителями, братом, испытанным в детстве чувствам. Типичные вопросы к Сергею могут быть следующими: «Что ты делал, когда чувствовал себя нелюбимым? Когда ты был ребёнком, мог ты выражать свои негативные чувства? Что ты делал с ними? Какое влияние на тебя оказали твои отношения с матерью?». 7) Особо следует выделить момент повторения в текущем поведении опыта детских переживаний, в частности, воспроизведение его неосознаваемой зависимости от матери. Застревание на симбиотической зависимости и неспособность по-настоящему отделиться от родителей свидетельствуют о незавершённости процессов индиви-дуации и интеграции, о незавершённости конфликта, борьбы, связанной с независимостью, что ведёт к формированию чувства собственной малоценности. 2. Адлерианский подход. Базисные цели адлериан- Приложение 2 ского психотерапевта соответствуют 4-м этапам консультирования: 1) установлению и поддержанию хороших рабочих отношений с Сергеем; 2) исследованию его динамики; 3) поощрению его к развитию инсайта и понимания; 4) помощи ему в поиске новых альтернатив и выборов. Первая цель — развитие взаимного доверия и уважения. Терапевт должен внимательно отнестись к субъективным переживаниям Сергея и попытаться уяснить, как тот реагировал на поворотные моменты в жизни. Поскольку консультирование предполагает отношения равенства, терапевт должен исследовать с Сергеем его чувство неравенства с большинством других людей. Цели консультирования устанавливаются совместно. Вторая стадия предполагает анализ и оценку стиля жизни Сергея (например, с помощью специализированного опросника). При этом (в течение нескольких сеансов) анализировались бы: социальные связи Сергея, его профессиональная ответственность, его мужская роль и чувства, связанные с самим собой. Значительное внимание было бы уделено жизненным целям и приоритетам. Обобщив прошлый опыт Сергея, терапевт особенно бы выделил то, что называется у адлерианцев «базисные ошибки», т.е. ошибочные умозаключения о жизни и деструктивные — о самом себе. В случае с Сергеем такие ошибочные умозаключения, образующие сердцевину жизненного стиля, суть: не сближаться с людьми, ибо это ранит; т.к. родители меня не жалели и не любили, меня не полюбит никто; если бы я мог стать совершенным, возможно, люди меня и приняли бы; быть мужчиной означает не показывать эмоций. Обобщение и интерпретация терапевтом всей информации должно, по сути, привести Сергея к инсайту, связанному с тем, что он вводит себя в депрессию сам, а не является жертвой заболевания. Иначе говоря, Сергей увидит, что он нуждается не в лечении, а в подбадривании и в переориентировке в жизненных целях. В ходе детального анализа его верований, целей, намерений Сергей увидит неточ- Психологическое консультирование ности в его субъективной логике. Так, сердцевина его жизненного стиля может быть объяснена таким образом: 1) Меня не любят, со мной не считаются; 2) Мир опасен, жизнь несправедлива; 3) Следовательно, я должен искать пути обеспечения собственной безопасности. В ходе третьего этапа терапевт интерпретирует жизненный стиль, цели, задачи и субъективную логику Сергея. От последнего ожидается выполнение домашних заданий, связанных с переводом его инсайтов в новое поведение. На последнем этапе, в фазе переориентации, ожидается, что Сергей вместе с психотерапевтом будет работать над рассмотрением альтернативных установок, верований и действий. К этому времени Сергей увидит, что он вовсе не должен замыкать себя в паттернах прошлого. Он также откроет, что у него достаточно сил для перемены жизни и что для изменений недостаточно одних инсайтов, а требуется план, ориентированный на действие. Сергей почувствует и поймёт, что он способен создать новую жизнь для себя, а не оставаться жертвой обстоятельств. 3. Экзистенциальный подход. Консультант исходит из того, что Сергей располагает способностями расширить своё сознание и определить для себя будущее направление своей жизни. Прежде всего терапевт обращается к Сергею, побуждая его осознать, что тот не должен быть жертвой прошлого, а наоборот, способен быть архитектором в реконструкции будущего. Сергей может освободить себя от детерминистских шор и принять ответственность, которая приходит вместе со свободой направления собственной жизни. Данный подход делает упор не на психотехнику, а на постижение мира Сергея терапевтом в процессе подлинных взаимоотношений как средства самопонимания. Сергею можно также противостоять в его попытках избежать свободы посредством алкогольно-никотиновой зависимости. Беспокойство Сергея (тревога) — это не то, что требует «лечения». Скорее он нуждается в обучении тому, что реалистичес- Приложение 2 кое беспокойство — витальная составляющая жизни в свободе и неопределённости. В связи с тем, что гарантий не существует и человек — одинок, вина и даже отчаяние — суть нормальные сопутствующие этому переживания. Экзистенциальный терапевт склонен рассматривать воображаемое самоубийство Сергея как символ умирания его личности. Использует ли Сергей свой человеческий потенциал? Избирает ли он, так сказать, путь утверждения жизни или путь смерти? Можно было бы занять позицию конфронтации по отношению к смыслу и цели его жизни. Есть ли причина (резон) для него продолжать хотеть жить? Каковы проекты обогащения его жизни? Что он может сделать, чтобы обрести смысл, значимый для него и живительный? В жизни Сергея доминирует вина. Однако в основном это вина невротическая, т.к. она основана на том, что он думает, будто подводит других людей и не удовлетворяет их ожидания. Сергей должен обучиться тому, что вина может выполнять ценную функцию, если она основана на осознании недостаточного использования собственных потенций. Сергею необходимо также принять ту реальность, что временами он может чувствовать себя одиноко, так как самостоятельный выбор и жизнь со своего собственного центра сопряжены с чувством одиночества. Экзистенциальный психотерапевт рассмотрел бы также надежду Сергея в процессе учёбы открыть свой собственный личностный центр и жить собственными ценностными смыслами. В формировании такого собственного психологического центра своей жизни Сергей смог бы стать более основательной личностью и стал бы ценить себя выше. По мере становления такой центрации (я — центр собственного мира) он бы меньше искал одобрения других, в частности, родителей или их заместителей. Вместо установления зависимых отношений он смог бы относиться к другим с позиций своей силы (достоинства). Только тогда возникла бы возможность преодоления чувства изолированности и отделённое™ от других. Психологическое консультирование 4. Роджерианский подход. Психологическая автобиография Сергея чётко показывает, чего он хочет для своей жизни. Он ставит цели, он мотивирован к изменению и у него достаточно беспокойства, чтобы работать над собой. Поэтому роджерианский психотерапевт прежде всего начал бы с веры в способность Сергея найти свой собственный путь и в его собственные силы. Иначе говоря, эта парадигма акцентирует не диагноз и не информацию о прошлом, а прежде всего предполагает свободное высказывание чувств — неадекватности, фрустрации, безнадёжности и т.п. Терапевт предоставляет свободу и безопасность для исследования угрожающих аспектов личностного бытия, воздерживаясь от суждений и критики чувств. Здесь мало простого отражения чувств путём вербализации. Терапевт стремится полностью пережить в текущий момент, что это значит — жить в мире Сергея. Подлинные отношения с Сергеем включали бы в себя: доброту, глубокое понимание, безусловное принятие и теплоту, а также желание позволить клиенту любые из его чувств в ходе терапевтического времени. Терапевт должен был бы передать Сергею основные установки понимания и принятия, и через это положительное отношение Сергей получил бы шанс отбросить свои опасения и более полно и свободно исследовать свои личные заботы. В сущности, Сергей рос бы личностно во взаимоотношениях с терапевтом, который должен был бы оставаться искренним. Сергей использовал бы эти отношения, чтобы научиться больше принимать себя со своими достоинствами и ограничениями. Сергею была бы предоставлена возможность открытого выражения чувства страха по отношению к женщинам, ощущений себя неудачником и «слабаком» и т.д. и, главное, возможность исследовать, как он себя ощущает, когда его оценивают другие — родители, начальство. Он получил бы возможность выразить чувство вины, т.е. что он живет не так, как ожидали от него родители; что он никогда никого не любил; что он одинок и т.п. Приложение 2 Делясь своими чувствами, Сергей перестал бы ощущать свое одиночество, ибо он рискнул бы впустить в свой частный мир другого, т.е. психолога. Посредством таких личностных отношений с терапевтом Сергей постепенно смог бы сосредоточиться на своих переживаниях и прояснить свои чувства и установки. А терапевт увидел бы его как человека, способного развить свои собственные силы и принимать самостоятельные решения. Словом, терапевтические отношения освободили бы его от саморазрушительных тенденций. Вера и забота психолога увеличили бы его собственную веру и уверенность в своих способностях разрешать трудности и открывать новые пути бытия. 5. Подход гештальттерапии. Гештальттерапевт прежде всего сосредоточился бы на незавершённом действии Сергея по отношению к родителям и бывшей жене. Скорее всего это чувство негодования, но Сергей направил его в свою сторону. Поместив в центр работы его нынешнюю ситуацию, психотерапевт учёл бы также и то, что Сергей нуждается в повторном переживании прошлых чувств, которые иначе вмешиваются в нынешнюю жизнь. Однако в гештальттерапии проработка прошлых чувств осуществляется не в реминисценциях, а в ситуации «здесь и теперь» в воображаемых сценках из жизни с бывшей женой. Сергей как бы анимировал ситуацию, обращаясь «непосредственно» к жене. Он мог бы прямо сказать ей о своих отрицательных чувствах и тем самым завершить незавершённое. Ему нужен также символический разговор с матерью и отцом. Здесь важно именно содержание его речей, обращенных к родителям, содержание, которое не проявлялось в реальной жизни. При этом психотерапевт может побуждать высказываться следующими вопросами: «Что вызывает у тебя самое большое возмущение в отношении этих людей? Чего ты желал получить от них и не получил? Как бы ты хотел, чтобы они к тебе относились? Что тебе надо сказать им сейчас, чтобы высказать всё своё него- Психологическое консультирование дование и обиду?». Через осознание того, что он сейчас делает и как удерживает себя в замкнутом пространстве прошлого, Сергей может принять ответственность за свою жизнь. Вовлекая его в диалог между разными «частями» его личности, психотерапевт предоставляет Сергею возможность сыграть разные «Я» и установить между ними более сбалансированные отношения. Можно при этом использовать технику порожнего кресла. Посредством этого Сергей может осознать те мазохистские игры, которые он ведёт с собой. Учитывая, что Сергей теряется при женщинах, можно предложить ему сыграть роль маленького мальчика и с этой утрированной позиции поговорить с могущественной женщиной (в порожнем кресле), а затем он мог бы сам стать этой сильной женщиной и с этой позиции ответить «маленькому мальчику». Основной момент здесь — его конфронтация с собственными страхами и диалог тех полюсов, которые существуют в нём. Цель — не извлечь наружу чувства, а научиться жить с ними, т.е. почему, собственно, он должен быть либо «маленьким мальчиком», либо «суперменом»? Почему бы ему не научиться быть человеком, которому временами свойственна слабость и опасения? Большинство техник гештальттерапии служат одной, но главной цели: помочь Сергею получить более полное чувство того, что, собственно, он делает в настоящем, чтобы продолжать удерживать внутри себя значимые фигуры. По мере достижения осознания того, насколько зависимым от них он позволяет себе быть, у него будет появляться возможность обретения центра внутри себя и жить ради своих собственных целей, а не оставаться под контролем значимых для него фигур. 6. Транзактный анализ. В связи с тем, что транзак-тный анализ — контрактная форма терапии, следует начать с оговаривания желаемых согласно контракту изменений и тех областей, в которых они должны произойти. Общая область, которую хотел бы изменить Сергей, судя по всему, это как научиться чувствовать Приложение 2 себя хорошо. Для ТА существенен анализ нынешнего поведения, взаимодействия с другими и отношений к себе, хотя анализ прошлого также важен, ибо в нём содержатся важные ранние решения, влияющие на теперешнее поведение. Их надо раскрыть. Так, для Сергея таким ранним решением было следующее: «Я — глуп, и лучше, чтобы меня здесь не было. Я неудачник». В дополнение к этому раннему решению Сергей принял такие формулы, как: «лучше бы тебя не было»; «будь совершенным»; «не верь женщинам»; «быть мужчиной — значит всегда быть сильным»; «у тебя ничего не получится». Возможно, главная формула: «лучше бы тебя не было». Разными путями Сергей программировался посланиями типа: «хоть бы тебя не видеть, чтобы сердце не болело», и т.п. Сергей получал много отрицательных подкреплений (ударов), и его личностная ценность девальвировалась. Теперь ему трудно вступить в близкие отношения и принимать поглаживания. Он вложил значительную энергию в накопление отрицательных отношений и эмоций (тревоги, вины, самоуничижения, даже суицидальных мыслей), которые необходимо прорабатывать в психотерапевтическом процессе. Скорее всего психотерапевт данного направления займет по отношению к Сергею позицию конфронтации, указав те игры, в которые он играет: «Бедный я, бедный»; «Жертва»; «Беспомощный»; «Страдалец». Его «рэкет» — это собирание чувств, которые он использует для оправдания своего жизненного сценария и, в частности, ранних решений, которые зафиксированы в «рэкете вины» и «депрессии». По всей вероятности, Сергей склонен накапливать чувства вины и депрессии, а игры, в которые он играет, в качестве приза содержат именно эти чувства. В этом случае он как бы оправдывает в своих глазах свою собственную жизнь, ибо таков сценарий. Формула «не будь» заслуживает особого исследования. В ходе психотерапии Сергея следует обучить анализу жизненного сценария. Следует показать, что он основывает свой жиз- Психологическое консультирование ненный план на серии решений и приспособлений С помощью такого анализа он научится определять жизненные стереотипы, которым следует, и, таким образом, изменять свою запрограммированность. С помощью расширения сознания он сможет освободиться от раннего сценария. Автобиография Сергея показывает, что он ин-троецировал критического Родителя, который наказывает его и понуждает всегда чувствовать свою неадекватность. Таким образом, Сергею необходимо научиться быть добрее и более снисходительным к себе, тогда он сможет любить и других. Он должен приобрести способность питать себя, принимать свои успехи и открывать себя другим. 7. Поведенческий подход. Первоначальная задача психотерапевта поведенческой ориентации заключалась бы в том, чтобы помочь Сергею перевести некоторые из его общих целей в конкретные и измеряемые. Так, если Сергей говорит: «Я хотел бы лучше относиться к себе», терапевт может спросить: «Что ты имеешь в виду? Когда ты чувствуешь себя хорошо? Что ты можешь сделать, чтобы сузить свою цель?» Когда Сергей говорит: «Я хочу избавиться от своего комплекса неполноценности», терапевт может задать встречный вопрос: «Какое твоё поведение ведёт к чувству неполноценности?» В случае с Сергеем некоторые конкретные цели могут быть связаны с его никотинозависимостью. Его можно попросить вести запись событий, ведущих к курению или выпивке. Что касается неуверенности Сергея в общении с людьми, ему можно предложить моделирование, ролевую игру, тренировку поведения, когда терапевт, играя роль партнёра, мог бы предоставить обратную связь о том впечатлении, которое производит Сергей в общении, и они смогли бы закрепить эффективное поведение. Тревожность Сергея, связанную с женщинами, также можно было бы проработать методами функциональной тренировки поведения. При этом терапевт мог бы, к примеру, сыграть роль женщины, которой Сергей на- Приложение 2 значает свидание, а Сергей бы практиковал желаемое поведение с проговариванием всех опасений и соответствующим анализом обратной связи. Страх неудачи можно было бы прорабатывать с помощью систематической десенсибилизации. Начав с обучения релаксации, можно было бы затем составить перечень конкретных страхов, связанных с несостоятельностью. Возглавлял бы этот список скорее всего страх импотенции, а в конце его значился бы просто разговор со студенткой-коллегой. Затем можно было бы представить ему вообразить приятную сценку и начать процесс десенсибилизации с меньшего страха, прорабатывая его до ситуаций, вызывающих наибольший страх. Далее терапия сфокусировалась бы на модификации поведения, приводящего к чувствам вины и тревоги. Скорее всего анализировалось бы не столько прошлое, сколько нынешнее неверное поведение. Значимость придавалась бы не столько инсайту или переживаниям, сколько обучению совпадающему поведению, устранению нереалистичных чувств вины и страха и выработке более адаптивных реакций, чем существующие, что приведёт к большей степени удовлетворённости. 8. Рационально-эмотивный подход. Прежде всего здесь важно минимизировать пораженческие и разрушительные установки Сергея, чтобы выработать более реалистичный взгляд на жизнь. Начать можно было бы с раскрытия Сергею того факта, что он постоянно необдуманно индоктринирует себя иррациональными идеями и что он может научиться бросать вызов источнику этих затруднений. Он должен мыслить более рационально и станет чувствовать себя лучше. Каковы основные шаги? Первый. Следует предложить рассмотреть Сергею многие «должен», «обязан», которые он смело принимает. Психотерапевт занимает позицию конфронтации по отношению к Сергею, когда тот строит иррациональные верования типа «Я всегда должен быть сильным и совершенным. Я не мужчина, если показываю слабость». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|