Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 11 страница




- Скажи «зовут».

- Зовут.

- Теперь скажи все вместе.

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Жоан. Хороший мальчик, Рики. Хоро­шо (конфета). Пойди сюда, Рики. Встань, Рики. Рики, как ты себя чувствуешь?

- Я себя чувствую хорошо.

- Хорошо (конфета). Рики, пойди сюда. Рики, по­дойди. Теперь спроси меня.

- Как ты себя чувствуешь?

- Я чувствую себя хорошо. (Конфета).

- Ляг, пожалуйста. Ляг (в предшествующий период Рики научился приказывать терапевту вставать, ло­житься, улыбаться и т.п.).

- Рики, сколько тебе лет?

- Мне 7 лет.

- Хорошо (конфета). Теперь спроси меня, Рики.

- Спроси меня.

- Нет, я не об этом тебя просила. Спроси, сколько мне лет. Скажи: «сколько»...

- Тебе.

- Скажи: «лет».

- Лет.

- Хорошо (конфета). Теперь скажи все вместе. Ска­жи мне: «Сколько лет?».

- Мне 7 лет. Сколько тебе лет?

- Мне 21 год. Очень хорошо. Хорошо (конфета).

Задание 6. Версии (по Г.С. Абрамовой)

Цель: развитие версионного мышления, снятие ри-

Приложение 1

гидности мышления.

К данным ситуациям надо придумать до 20 причин их возникновения.

1. Елена Н., 38 лет, госпитализирована в связи с по­пыткой совершить самоубийство. Больная замкнута, по­стоянно плачет.

2. Мальчик 10 лет, крадет дома деньги и раздает ук­раденное товарищам в классе.

3. Петр М., 27 лет. Женат 3,5 года. Сексуальные рас­стройства.

4. Он вообще не может говорить на уроке Встаёт и мычит, еле слово выдавит из себя (о мальчике 9 лет).

5. Мать обратилась с жалобами на то, что резко ухуд­шились отношения с дочерью: она отдалилась от роди­телей, стала запираться в комнате, подолгу бродит по квартире ночью, начала исповедовать вегетарианство.

6. Он всегда все старается один делать, никого не подпускает, злится на всех, некомпанейский человек (о мальчике 12 лет)

7. Он врет и не краснеет (о мальчике 7 лет).

8. Жена выражает неудовольствие сексуальными возможностями супруга

9. Один тридцатилетний холостяк обратился в кон­сультацию из-за частых приступов тревоги, связанных с ситуацией на работе.

10. Мужчина средних лет на консультации. Его сес­сии, продолжавшиеся 50 минут, изобиловали продолжи­тельными периодами молчания, длившимися до 10 минут.

11. Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного не случится, но он как будто не понимает этого (о мальчике 10 лет).

Задание 7. Я-высказывания

Инструкция: составьте «Я-высказывания» по следу­ющей схеме:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

Психологическое консультирование

когда я вижу, что ты...

когда это происходит...

когда я сталкиваюсь с тем, что...

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: я чувствую....

я не знаю, как реагировать... у меня возникла проблема... мне неприятно...

3. Называние причин возникновения чувства: потому что...

в связи с тем, что... так как это...

4. Возможно конкретное указание своих последую­щих действий или пожеланий:

я сделаю... я предлагаю... я надеюсь... я хочу...

Ситуации, по которым предлагается составить «Я-высказывания».

Ситуация 1:

Твой брат одолжил у тебя твою любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?

Ситуация 2:

Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?

Ситуация 3:

Твой отец, который живет отдельно от вас, не заб­рал тебя к себе в субботу, хотя обещал. Что ты скажешь отцу?

Ситуация 4:

Твой лучший друг (подруга) назначил(а) свидание твоей (твоему) девочке (мальчику). Что ты скажешь дру­гу (подруге)?

Приложение 1

Ситуация 5:

Мама уже три раза обещала дать тебе немного де­нег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?

Ситуация 6:

Тренер сказал, что ты недостаточно серьезно тре­нируешься и он отчисляет тебя из команды. Что ты ска­жешь тренеру?

Ситуация 7:

Руководитель оркестра посчитал, что ты устроил беспорядок в музыкальной комнате, и наказал тебя. Что ты скажешь руководителю?

Ситуация 8:

Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блок­нот и вырвала из него все страницы. Вчера она изрисо­вала твой учебник по математике. Что ты скажешь сво­ей сестренке?

Ситуация 9:

Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?

Ситуация 10:

Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не за­хотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?

Ситуация 11:

Твой старший брат приходит из школы раньше тебя и всегда съедает все сладости, которые мама оставляет вам обоим. Что ты скажешь брату?

Ситуация 12:

Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке 2 часа, но он так и не пришел. Вы пропусти-

Психологическое консультирование

ли концерт и не помогли ему подготовиться. Что вы ска­жете своему другу?

Задание 8. Метафорическое описание

Цель: дать метафорическое описание основным пси­хологическим понятиям практической психологии.

Идентичность.........................

Примеры ответов студентов: бесконечная точка; жемчужина, скрытая в раковине, краски на полотне; дно океана; увидеть чудесное в чудесном; бесконечная страсть к идеалу; решенное уравнение; капли дождя; от­ражение неба в озере и др.

Свобода......................

Примеры: растение без корней; несчастье узника, бремя бездельника, обыденность сумасшедшего; это ту­ман; издалека выглядит страшно, но когда наступает, становится страшно; это птица, которая постоянно зале­тает в захлопывающуюся клетку, и др.

Воля................

Примеры: это магнит в компасе, где стрелка — это жизнь; дамба на бурной реке; ветер, подгоняющий ко­рабли, и др.

Рефлексия........................

Примеры: путешествие в незнакомом месте; выкла­дывание мозаики; плыть по поверхности океана и по­степенно опускаться всё глубже, но не тонуть; опуска­ние ведра в бездонный колодец и др.

Жизнь........................

Примеры: желание видеть свет; карусель: если по­счастливится, то вскачешь и прокатишься, а если нет, то будешь стоять внизу и смотреть на веселящихся; вяза­ние спицами; парение воздушного змея; игра «Что? Где? Когда?» — время пошло, а ответ за тобой.

Смерть................

Примеры: конец одного из этапов бесконечности; исчезновение картинки с экрана компьютера; безмолв-

Приложение 1

ная тишина; возвращение на землю после прыжка; кто-то вышел из комнаты и выключил за собой свет и др.

Человек.............

Примеры: монета, стоящая на ребре; вопросник; приемник программы, транслируемой свыше; одинокая звезда на фоне бесконечности и др.

Счастье...................

Примеры: возможность жить без внутренней боли; удовольствие без раскаянья; совпадение ответов с клю­чом; питание радостью; вера Розы Маленького Принца в то, что она одна такая; бабочка зимой и др.

Семья......................

Примеры: это город, который предстоит построить и сохранить; 4 ножки стола, объединенные общей сто­лешницей; грибница опят; произведение искусства из груды металлолома; круг, вписанный в многоугольник; зонтик, защищающий от дождя, и др.

Смысл................

Примеры: алмаз среди груды стекляшек; вбивание гвоздя в небо; шифр от сейфа; опилки в голове Винни-Пуха; весна и оживление всего; сладчайший нектар, будь он в красивом кубке или невзрачной бутылке; квадрат среди кругов и др.

Проблема.......................

Примеры: тополиный пух; пожар; это роса, которая высыхает под действием солнечных лучей, но на следу­ющую ночь выпадает снова; вырвавшийся на волю зверь; холодная вода в ручье, через который надо пройти, и др.

Клиент.........................

Примеры: запутавшийся в клубок котенок; тонущая лодка; собор, нуждающийся в реставрации; море, в кото­ром разлили нефть; птица в клетке с ключом на шее и др.

Психолог..................

Примеры: мальчик для битья; пожарный; гастроэн-тероскоп; сапожник, который чинит душу; скульптор, выбивающий из камня; стоматолог, ставящий пломбы на дырах в отношениях; ветер для мельницы, пока не

 

Психологическое консультирование

работает мотор; актер, забывший слова роли, но актив­но ориентирующийся в ситуации, и др.

Ответственность.......................

Примеры: это чемодан без ручки, который нести тяжело, но бросить нельзя; это птица, вьющая гнездо для своих птенцов, и др.

Любовь.......................

Примеры: это первый пожар, который заставляет жить человека, и др.

i

Приложение 2. Ответы к упражнениям

и заданиям

Ответы к упражнению 30: а. мать—психоаналитик: занимается минувшими событиями, скрытыми в подсоз­нании; б. отец — гуманист: изучает духовное развитие человека и его личностный рост; в. дядя Гена — бихеви-орист: изучает только наблюдаемое поведение по прин­ципу «стимул-реакция»; г. тетя Рая — гештальтпсихолог: изучает целостные структуры сознания и образы; д. де­душка — когнитивный психолог: изучает закономерно­сти процесса познания; е. мальчик — приверженец эк­лектического подхода: принимает все точки зрения.

Ответы к упражнению 32: 1. (Гештальттерапия). 2. (Рационально-эмотивная терапия). 3. (Психоанализ). 4. (Экзистенциальная психотерапия). 5. (Бихевиоральная терапия). 6. (Клиент-центрированная терапия). 7. (Ког­нитивная терапия).

Ответы к упражнению 34. Ориентировочные тек­сты-подсказки.

1. Психоаналитический подход. Психоаналитичес­кий подход предполагает прежде всего исследование нео­сознаваемой психодинамики поведения Сергея. Основ­ные моменты психотерапевтической работы суть следу­ющие: 1) Углублённая работа с тревогой, связанной с подавленными сексуальными и агрессивными импуль­сами. В прошлом Сергей вынужден был подавлять эти импульсы, контролировать их, в противном случае попа­дал в трудное положение. 2) Принятие к сведению силь­ного супер-эго, сформировавшегося у Сергея под влия­нием интернализации родительских норм и ценностей. Перфекционистские цели и нормы диктуют Сергею ос­новное правило, согласно которому он может быть лю­бим только при условии, что будет совершенным. Есте­ственно, что нереалистичность подобных установок при-

Психологическое консультирование

I

вела лишь к интернализации агрессии и вины. Вместо того чтобы направить эти чувства на родителей и брата, он обратил их на себя. 3) Приверженность курению мо­жет трактоваться как «оральная фиксация». В связи с тем, что в раннем детстве он недополучил любви и при­нятия, он до сих пор страдает от депривации, ища одоб­рения и принятия со стороны других. 4) Половая иден­тификация Сергея прошла неблагополучно. Являясь сви­детелем постоянной борьбы родителей друг с другом, он идентифицировался со слабым отцом и перенёс бо­язнь к матери, сильной и доминирующей, на всех жен­щин. Возможно, он даже женился на женщине, похо­жей на его мать и вызывавшей у него те же чувства неполноценности. 5) Сердцевина психоаналитической терапии — установление отношений трансфера и их про­работка. Вполне логично допустить, что к психотерапев­ту Сергей станет относиться как к матери (тем более если это будет женщина) или как к отцу, и анализ этих отношений даст ему возможность осознать неосознава­емые детерминанты собственного поведения. 6) Значи­тельное внимание следует уделить анализу прошлого: от­ношений с родителями, братом, испытанным в детстве чувствам. Типичные вопросы к Сергею могут быть сле­дующими: «Что ты делал, когда чувствовал себя нелю­бимым? Когда ты был ребёнком, мог ты выражать свои негативные чувства? Что ты делал с ними? Какое влия­ние на тебя оказали твои отношения с матерью?». 7) Особо следует выделить момент повторения в текущем поведении опыта детских переживаний, в частности, вос­произведение его неосознаваемой зависимости от мате­ри. Застревание на симбиотической зависимости и неспособность по-настоящему отделиться от родителей свидетельствуют о незавершённости процессов индиви-дуации и интеграции, о незавершённости конфликта, борьбы, связанной с независимостью, что ведёт к фор­мированию чувства собственной малоценности.

2. Адлерианский подход. Базисные цели адлериан-

Приложение 2

ского психотерапевта соответствуют 4-м этапам консуль­тирования: 1) установлению и поддержанию хороших рабочих отношений с Сергеем; 2) исследованию его ди­намики; 3) поощрению его к развитию инсайта и пони­мания; 4) помощи ему в поиске новых альтернатив и выборов. Первая цель — развитие взаимного доверия и уважения. Терапевт должен внимательно отнестись к субъективным переживаниям Сергея и попытаться уяс­нить, как тот реагировал на поворотные моменты в жиз­ни. Поскольку консультирование предполагает отноше­ния равенства, терапевт должен исследовать с Сергеем его чувство неравенства с большинством других людей. Цели консультирования устанавливаются совместно. Вторая стадия предполагает анализ и оценку стиля жизни Сергея (например, с помощью специализирован­ного опросника). При этом (в течение нескольких сеан­сов) анализировались бы: социальные связи Сергея, его профессиональная ответственность, его мужская роль и чувства, связанные с самим собой. Значительное внима­ние было бы уделено жизненным целям и приоритетам. Обобщив прошлый опыт Сергея, терапевт особенно бы выделил то, что называется у адлерианцев «базисные ошибки», т.е. ошибочные умозаключения о жизни и де­структивные — о самом себе. В случае с Сергеем такие ошибочные умозаключения, образующие сердцевину жизненного стиля, суть: не сближаться с людьми, ибо это ранит; т.к. родители меня не жалели и не любили, меня не полюбит никто; если бы я мог стать совершен­ным, возможно, люди меня и приняли бы; быть мужчи­ной означает не показывать эмоций. Обобщение и ин­терпретация терапевтом всей информации должно, по сути, привести Сергея к инсайту, связанному с тем, что он вводит себя в депрессию сам, а не является жертвой заболевания. Иначе говоря, Сергей увидит, что он нуж­дается не в лечении, а в подбадривании и в переориен­тировке в жизненных целях. В ходе детального анализа его верований, целей, намерений Сергей увидит неточ-

Психологическое консультирование

ности в его субъективной логике. Так, сердцевина его жизненного стиля может быть объяснена таким обра­зом: 1) Меня не любят, со мной не считаются; 2) Мир опасен, жизнь несправедлива; 3) Следовательно, я дол­жен искать пути обеспечения собственной безопаснос­ти. В ходе третьего этапа терапевт интерпретирует жиз­ненный стиль, цели, задачи и субъективную логику Сер­гея. От последнего ожидается выполнение домашних заданий, связанных с переводом его инсайтов в новое поведение. На последнем этапе, в фазе переориентации, ожидается, что Сергей вместе с психотерапевтом будет работать над рассмотрением альтернативных установок, верований и действий. К этому времени Сергей увидит, что он вовсе не должен замыкать себя в паттернах про­шлого. Он также откроет, что у него достаточно сил для перемены жизни и что для изменений недостаточно од­них инсайтов, а требуется план, ориентированный на действие. Сергей почувствует и поймёт, что он спосо­бен создать новую жизнь для себя, а не оставаться жер­твой обстоятельств.

3. Экзистенциальный подход. Консультант исходит из того, что Сергей располагает способностями рас­ширить своё сознание и определить для себя будущее направление своей жизни. Прежде всего терапевт обра­щается к Сергею, побуждая его осознать, что тот не дол­жен быть жертвой прошлого, а наоборот, способен быть архитектором в реконструкции будущего. Сергей может освободить себя от детерминистских шор и принять от­ветственность, которая приходит вместе со свободой направления собственной жизни. Данный подход дела­ет упор не на психотехнику, а на постижение мира Сер­гея терапевтом в процессе подлинных взаимоотношений как средства самопонимания. Сергею можно также про­тивостоять в его попытках избежать свободы посредством алкогольно-никотиновой зависимости. Беспокойство Сергея (тревога) — это не то, что требует «лечения». Скорее он нуждается в обучении тому, что реалистичес-

Приложение 2

кое беспокойство — витальная составляющая жизни в свободе и неопределённости. В связи с тем, что гаран­тий не существует и человек — одинок, вина и даже отчаяние — суть нормальные сопутствующие этому пе­реживания. Экзистенциальный терапевт склонен рас­сматривать воображаемое самоубийство Сергея как сим­вол умирания его личности. Использует ли Сергей свой человеческий потенциал? Избирает ли он, так сказать, путь утверждения жизни или путь смерти? Можно было бы занять позицию конфронтации по отношению к смыс­лу и цели его жизни. Есть ли причина (резон) для него продолжать хотеть жить? Каковы проекты обогащения его жизни? Что он может сделать, чтобы обрести смысл, значимый для него и живительный? В жизни Сергея доминирует вина. Однако в основном это вина невро­тическая, т.к. она основана на том, что он думает, будто подводит других людей и не удовлетворяет их ожида­ния. Сергей должен обучиться тому, что вина может выполнять ценную функцию, если она основана на осоз­нании недостаточного использования собственных по­тенций. Сергею необходимо также принять ту реаль­ность, что временами он может чувствовать себя одино­ко, так как самостоятельный выбор и жизнь со своего собственного центра сопряжены с чувством одиночества. Экзистенциальный психотерапевт рассмотрел бы также надежду Сергея в процессе учёбы открыть свой собствен­ный личностный центр и жить собственными ценност­ными смыслами. В формировании такого собственного психологического центра своей жизни Сергей смог бы стать более основательной личностью и стал бы ценить себя выше. По мере становления такой центрации (я — центр собственного мира) он бы меньше искал одобре­ния других, в частности, родителей или их заместите­лей. Вместо установления зависимых отношений он смог бы относиться к другим с позиций своей силы (достоин­ства). Только тогда возникла бы возможность преодоле­ния чувства изолированности и отделённое™ от других.

Психологическое консультирование

4. Роджерианский подход. Психологическая авто­биография Сергея чётко показывает, чего он хочет для своей жизни. Он ставит цели, он мотивирован к измене­нию и у него достаточно беспокойства, чтобы работать над собой. Поэтому роджерианский психотерапевт преж­де всего начал бы с веры в способность Сергея найти свой собственный путь и в его собственные силы. Иначе говоря, эта парадигма акцентирует не диагноз и не ин­формацию о прошлом, а прежде всего предполагает сво­бодное высказывание чувств — неадекватности, фруст­рации, безнадёжности и т.п. Терапевт предоставляет сво­боду и безопасность для исследования угрожающих ас­пектов личностного бытия, воздерживаясь от суждений и критики чувств. Здесь мало простого отражения чувств путём вербализации. Терапевт стремится полностью пе­режить в текущий момент, что это значит — жить в мире Сергея. Подлинные отношения с Сергеем включали бы в себя: доброту, глубокое понимание, безусловное при­нятие и теплоту, а также желание позволить клиенту любые из его чувств в ходе терапевтического времени. Терапевт должен был бы передать Сергею основные ус­тановки понимания и принятия, и через это положитель­ное отношение Сергей получил бы шанс отбросить свои опасения и более полно и свободно исследовать свои личные заботы. В сущности, Сергей рос бы личностно во взаимоотношениях с терапевтом, который должен был бы оставаться искренним. Сергей использовал бы эти отношения, чтобы научиться больше принимать себя со своими достоинствами и ограничениями. Сергею была бы предоставлена возможность открытого выражения чувства страха по отношению к женщинам, ощущений себя неудачником и «слабаком» и т.д. и, главное, воз­можность исследовать, как он себя ощущает, когда его оценивают другие — родители, начальство. Он получил бы возможность выразить чувство вины, т.е. что он жи­вет не так, как ожидали от него родители; что он никог­да никого не любил; что он одинок и т.п.

Приложение 2

Делясь своими чувствами, Сергей перестал бы ощу­щать свое одиночество, ибо он рискнул бы впустить в свой частный мир другого, т.е. психолога. Посредством таких личностных отношений с терапевтом Сергей по­степенно смог бы сосредоточиться на своих пережива­ниях и прояснить свои чувства и установки. А терапевт увидел бы его как человека, способного развить свои собственные силы и принимать самостоятельные реше­ния. Словом, терапевтические отношения освободили бы его от саморазрушительных тенденций. Вера и забота психолога увеличили бы его собственную веру и уве­ренность в своих способностях разрешать трудности и открывать новые пути бытия.

5. Подход гештальттерапии. Гештальттерапевт преж­де всего сосредоточился бы на незавершённом действии Сергея по отношению к родителям и бывшей жене. Ско­рее всего это чувство негодования, но Сергей направил его в свою сторону. Поместив в центр работы его ны­нешнюю ситуацию, психотерапевт учёл бы также и то, что Сергей нуждается в повторном переживании про­шлых чувств, которые иначе вмешиваются в нынешнюю жизнь. Однако в гештальттерапии проработка прошлых чувств осуществляется не в реминисценциях, а в ситуа­ции «здесь и теперь» в воображаемых сценках из жиз­ни с бывшей женой. Сергей как бы анимировал ситуа­цию, обращаясь «непосредственно» к жене. Он мог бы прямо сказать ей о своих отрицательных чувствах и тем самым завершить незавершённое. Ему нужен также сим­волический разговор с матерью и отцом. Здесь важно именно содержание его речей, обращенных к родите­лям, содержание, которое не проявлялось в реальной жизни. При этом психотерапевт может побуждать выс­казываться следующими вопросами: «Что вызывает у тебя самое большое возмущение в отношении этих лю­дей? Чего ты желал получить от них и не получил? Как бы ты хотел, чтобы они к тебе относились? Что тебе надо сказать им сейчас, чтобы высказать всё своё него-

Психологическое консультирование

дование и обиду?». Через осознание того, что он сейчас делает и как удерживает себя в замкнутом пространстве прошлого, Сергей может принять ответственность за свою жизнь. Вовлекая его в диалог между разными «ча­стями» его личности, психотерапевт предоставляет Сер­гею возможность сыграть разные «Я» и установить между ними более сбалансированные отношения. Можно при этом использовать технику порожнего кресла. Посред­ством этого Сергей может осознать те мазохистские игры, которые он ведёт с собой. Учитывая, что Сергей теряется при женщинах, можно предложить ему сыг­рать роль маленького мальчика и с этой утрированной позиции поговорить с могущественной женщиной (в порожнем кресле), а затем он мог бы сам стать этой силь­ной женщиной и с этой позиции ответить «маленькому мальчику». Основной момент здесь — его конфронтация с собственными страхами и диалог тех полюсов, кото­рые существуют в нём. Цель — не извлечь наружу чув­ства, а научиться жить с ними, т.е. почему, собственно, он должен быть либо «маленьким мальчиком», либо «су­перменом»? Почему бы ему не научиться быть челове­ком, которому временами свойственна слабость и опа­сения? Большинство техник гештальттерапии служат одной, но главной цели: помочь Сергею получить более полное чувство того, что, собственно, он делает в насто­ящем, чтобы продолжать удерживать внутри себя зна­чимые фигуры. По мере достижения осознания того, насколько зависимым от них он позволяет себе быть, у него будет появляться возможность обретения центра внутри себя и жить ради своих собственных целей, а не оставаться под контролем значимых для него фигур.

6. Транзактный анализ. В связи с тем, что транзак-тный анализ — контрактная форма терапии, следует на­чать с оговаривания желаемых согласно контракту из­менений и тех областей, в которых они должны про­изойти. Общая область, которую хотел бы изменить Сергей, судя по всему, это как научиться чувствовать

Приложение 2

себя хорошо. Для ТА существенен анализ нынешнего поведения, взаимодействия с другими и отношений к себе, хотя анализ прошлого также важен, ибо в нём со­держатся важные ранние решения, влияющие на тепе­решнее поведение. Их надо раскрыть. Так, для Сергея таким ранним решением было следующее: «Я — глуп, и лучше, чтобы меня здесь не было. Я неудачник». В до­полнение к этому раннему решению Сергей принял та­кие формулы, как: «лучше бы тебя не было»; «будь совершенным»; «не верь женщинам»; «быть мужчиной — значит всегда быть сильным»; «у тебя ничего не полу­чится». Возможно, главная формула: «лучше бы тебя не было». Разными путями Сергей программировался по­сланиями типа: «хоть бы тебя не видеть, чтобы сердце не болело», и т.п. Сергей получал много отрицательных подкреплений (ударов), и его личностная ценность де­вальвировалась. Теперь ему трудно вступить в близкие отношения и принимать поглаживания. Он вложил зна­чительную энергию в накопление отрицательных отно­шений и эмоций (тревоги, вины, самоуничижения, даже суицидальных мыслей), которые необходимо прораба­тывать в психотерапевтическом процессе. Скорее всего психотерапевт данного направления займет по отноше­нию к Сергею позицию конфронтации, указав те игры, в которые он играет: «Бедный я, бедный»; «Жертва»; «Беспомощный»; «Страдалец». Его «рэкет» — это соби­рание чувств, которые он использует для оправдания своего жизненного сценария и, в частности, ранних ре­шений, которые зафиксированы в «рэкете вины» и «деп­рессии». По всей вероятности, Сергей склонен накапли­вать чувства вины и депрессии, а игры, в которые он играет, в качестве приза содержат именно эти чувства. В этом случае он как бы оправдывает в своих глазах свою собственную жизнь, ибо таков сценарий. Формула «не будь» заслуживает особого исследования. В ходе психо­терапии Сергея следует обучить анализу жизненного сце­нария. Следует показать, что он основывает свой жиз-

Психологическое консультирование

ненный план на серии решений и приспособлений С помощью такого анализа он научится определять жиз­ненные стереотипы, которым следует, и, таким образом, изменять свою запрограммированность. С помощью рас­ширения сознания он сможет освободиться от раннего сценария. Автобиография Сергея показывает, что он ин-троецировал критического Родителя, который наказы­вает его и понуждает всегда чувствовать свою неадек­ватность. Таким образом, Сергею необходимо научить­ся быть добрее и более снисходительным к себе, тогда он сможет любить и других. Он должен приобрести спо­собность питать себя, принимать свои успехи и откры­вать себя другим.

7. Поведенческий подход. Первоначальная задача психотерапевта поведенческой ориентации заключалась бы в том, чтобы помочь Сергею перевести некоторые из его общих целей в конкретные и измеряемые. Так, если Сергей говорит: «Я хотел бы лучше относиться к себе», терапевт может спросить: «Что ты имеешь в виду? Ког­да ты чувствуешь себя хорошо? Что ты можешь сделать, чтобы сузить свою цель?» Когда Сергей говорит: «Я хочу избавиться от своего комплекса неполноценности», те­рапевт может задать встречный вопрос: «Какое твоё поведение ведёт к чувству неполноценности?» В случае с Сергеем некоторые конкретные цели могут быть свя­заны с его никотинозависимостью. Его можно попро­сить вести запись событий, ведущих к курению или вы­пивке. Что касается неуверенности Сергея в общении с людьми, ему можно предложить моделирование, роле­вую игру, тренировку поведения, когда терапевт, играя роль партнёра, мог бы предоставить обратную связь о том впечатлении, которое производит Сергей в обще­нии, и они смогли бы закрепить эффективное поведе­ние. Тревожность Сергея, связанную с женщинами, так­же можно было бы проработать методами функциональ­ной тренировки поведения. При этом терапевт мог бы, к примеру, сыграть роль женщины, которой Сергей на-

Приложение 2

значает свидание, а Сергей бы практиковал желаемое поведение с проговариванием всех опасений и соответ­ствующим анализом обратной связи. Страх неудачи мож­но было бы прорабатывать с помощью систематической десенсибилизации. Начав с обучения релаксации, мож­но было бы затем составить перечень конкретных стра­хов, связанных с несостоятельностью. Возглавлял бы этот список скорее всего страх импотенции, а в конце его значился бы просто разговор со студенткой-коллегой. Затем можно было бы представить ему вообразить при­ятную сценку и начать процесс десенсибилизации с мень­шего страха, прорабатывая его до ситуаций, вызываю­щих наибольший страх. Далее терапия сфокусировалась бы на модификации поведения, приводящего к чувствам вины и тревоги. Скорее всего анализировалось бы не столько прошлое, сколько нынешнее неверное поведе­ние. Значимость придавалась бы не столько инсайту или переживаниям, сколько обучению совпадающему пове­дению, устранению нереалистичных чувств вины и стра­ха и выработке более адаптивных реакций, чем суще­ствующие, что приведёт к большей степени удовлетво­рённости.

8. Рационально-эмотивный подход. Прежде всего здесь важно минимизировать пораженческие и разруши­тельные установки Сергея, чтобы выработать более реа­листичный взгляд на жизнь. Начать можно было бы с раскрытия Сергею того факта, что он постоянно необду­манно индоктринирует себя иррациональными идеями и что он может научиться бросать вызов источнику этих затруднений. Он должен мыслить более рационально и станет чувствовать себя лучше. Каковы основные шаги? Первый. Следует предложить рассмотреть Сергею мно­гие «должен», «обязан», которые он смело принимает. Психотерапевт занимает позицию конфронтации по от­ношению к Сергею, когда тот строит иррациональные верования типа «Я всегда должен быть сильным и со­вершенным. Я не мужчина, если показываю слабость».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных