Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мероприятии в отношении лиц, контактировавших с больным




1. Выявление.

2. Медицинское наблюдение на срок максимальной инкубации с разоб­щением (на период проведения лабораторного обследования) или с изоляцией (обсервацией).

3. Лабораторное обследование лиц, контактировавших с больным для выявления источника.

4. Экстренная профилактика.

В таблицах (см. ниже) показана общая структура профилактических и противоэпидемических мероприятий, сгруппированных по направленности на звенья эпидемического процесса (источник инфекции, механизм передачи, вос­приимчивый организм или коллектив).

 

ВСТАВИТЬ ТАБЛИЦЫ

 

Однако, наряду с положением о том, что мероприятия должны строиться на основе учения Л.В. Громашевского и осуществляться в отношении всех трёх звеньев эпидпроцесса, на практике допускаются отклонения от этого принципа. Структура эпидемического процесса (его элементарная ячейка) складывается из трёх связанных между собой следующих друг за другом час­тей. Из сказанного следует, что нейтрализация любого из этих трёх звеньев ав­томатически исключает возможность развития и существования эпидемиче­ского процесса. В некоторых случаях, когда нет достаточно эффективных средств борьбы, приходится вести работу в отношении всех трёх звеньев, что позволяет в результате получить произведение от эффективности в отношении каждого звена. Однако это связано как бы с «распылением» сил и средств про­тивоэпидемической и других служб и может не дать желаемого результата. Ес­ли есть возможность сосредоточить усилия в отношении одного звена (или иногда двух), против которого имеются эффективные средства борьбы, то целе­сообразно воспользоваться именно этой установкой. При этом стратегия и так­тика борьбы в системе профилактической и противоэпидемической работы мо­гут различаться.

В любом комплексе мер профилактики и борьбы с той или иной заразной болезнью отдельные меры имеют неодинаковое значение: одни из них являют­ся ведущими, другие второстепенными. Выделение главных мероприятий зави­сит прежде всего от эпидемиологии конкретной инфекционной болезни. При антропонозных инфекциях человек - единственный резервуар возбудителя в природе. Здесь комплекс мер направлен на все три фактора эпидемического процесса. Группа антропонозных инфекций с аэрозольным механизмом переда­чи характеризуется, как правило, обилием источников инфекции, высокой ак­тивностью механизма передачи, формированием длительного иммунитета по­сле перенесённого заболевания. Ведущим мероприятием для этой группы ин­фекций признана иммунопрофилактика.

Эпидемический процесс при кишечных антропонозах в значительной степени связан с факторами внешней среды, множеством невыявленных источ­ников инфекции, а также типоспецифическим постинфекционным иммуните­том. Для этой группы следует признать главными санитарно-гигиенические ме­роприятия.

Дезинсекция является ведущим мероприятием при антропонозных ин­фекциях с трансмиссивным механизмом передачи.

Иная картина наблюдается у инфекций, возбудители которых имеют вне-человеческий резервуар в природе.

При зоонозах основным резервуаром возбудителя служат животные, Они обеспечивают существование возбудителя как биологического вида и вызыва­ют «случайное» заражение человека, как правило, без эпидемиологических по­следствий. Это обстоятельство ограничивает роль мероприятий, направленных на третье звено эпидемического процесса, поскольку человек чаще всего стано­вится «биологическим тупиком» для возбудителей зоонозных инфекций.

Борьба с зоонозами, при которых источником инфекции для человека яв­ляются сельскохозяйственные животные, зависит прежде всего от санитарно-ветеринарных мероприятий и вакцинопрофилактики профессиональных групп риска. Дератизация становится главным мероприятием в борьбе с инфекциями, возбудители которых сохраняются у грызунов.

Внешняя среда служит практически единственной или основной средой обитания возбудителей типичных сапронозных инфекций. Основой профилак­тики этих заболеваний закономерно становятся санитарно-гигиенические меро­приятия, так как «цепной» передачи от одного специфического хозяина к дру­гому не существует.

Знание эпидемиологии отдельных групп и нозологических форм инфек­ционных болезней позволяет только в общих чертах определить главное на­правление противоэпидемической деятельности. Конкретизация ведущих ме­роприятий зависит от особенностей эпидемиологической ситуации, а также от эффективности и доступности специальных средств.

Успех в борьбе с инфекционными заболеваниями определяется качеством противоэпидемических мероприятий,которое зависит от качества индивиду­альной и коллективной деятельности исполнителей и качества используемых препаратов.

Понятие «качество» связано с понятием «стандартизация». Стандарты определяютосновные параметры противоэпидемических средств, а также нор­мативные требования к их производству и использованию. Поскольку массовое производство и применение препарата возможны лишь с участием целой сис­темы производителей и потребителей, в том числе из разных стран мира, суще­ствуют не только межотраслевые, единые общегосударственные, но и между­народные стандарты.

К противоэпидемическим мероприятиям применимы те же понятия каче­ства, что и к противоэпидемическим средствам. Понятие качества мероприятия, проводимого с использованием специального препарата, включает применение средства, соответствующего стандарту, с тщательным выполнением рекомен­даций по его применению, а также выполнение самого мероприятия в доста­точном объеме. Качество противоэпидемического мероприятия, проводимого без использования противоэпидемического средства, может быть оценено лишь по достаточности объема его проведения.

Критерием для установления стандартов, нормативных требований к про­тивоэпидемическим средствам или мероприятиям является максимальная воз­можность предупреждения или уменьшения инфекционной заболеваемости при надежной безопасности специальных средств.

Качество противоэпидемических мероприятий и специальных средств по­зволяют охарактеризовать некоторые показатели.

Например, итоговая оценка качества диагностики инфекционного заболе­вания основывается на частоте расхождений предварительного и окончательно­го диагноза, а также расшифровкиэтиологической природы заболевания.

Качество изоляции и госпитализации больных оценивают по доле изоли­рованных (госпитализированных) от общего числа нуждающихся и по срокам поступления в стационар инфекционного больного, подлежащего госпитализа­ции, с момента его выявления. О качестве проведенного лечения судят по охва­ту этиотропным лечением всех нуждающихся в нем больных, исходам болезни, а также срокам освобождения организма от возбудителя.

Показателями качества ратицидов (средств истребительной дератизации) являются минимальная летальная доза для отдельных видов грызунов, соотно­шение этой дозы и дозы, токсичной для человека или теплокровных животных (избирательность действия), скорость наступления токсического эффекта, дли­тельность сохранения токсичности приманок и иных форм во внешней среде. Критерием качества дератизации как противоэпидемического мероприятия яв­ляются полнота охвата объектов, подлежащих дератизации, И количество жи­вых грызунов до и после обработки.

Качество ветеринарно-санитарных мероприятий оценивают по тому, на­сколько полно они отвечают действующим официальным положениям и на-сколько своевременно их проводят при наличии эпидемиологических показа­ний.

Санитарно-гигиенические мероприятия противоэпидемической направ­ленности включают обеспечение рационального строительства и содержания жилых и производственных объектов, организацию очистки территорий и уда­ление нечистот, устранение профессиональных вредностей, снабжение населе­ния доброкачественными продуктами питания и водой. Санитарно-гигиенические мероприятия осуществляют в соответствии с официальными по­ложениями, регламентирующими санитарный надзор. Полнота выполнения этих мероприятий является одним из критериев оценки их качества.

О качестве дезинфекции судят по обнаружению в исходных препаратах или рабочих растворах заниженной концентрации активно действующих ве­ществ, в смывах с объектов внешней среды патогенной и непатогенной микро­флоры, а также по полноте охвата объектов, подлежащих обработке. Критерием качества мероприятия является полнота охвата эпидемических очагов, подле­жащих дезинфекции, срок выполнения дезинфекции с момента госпитализации больного при заключительной дезинфекции и частота обработки при текущей дезинфекции.

Основными характеристиками качества препаратов для дезинсекции яв­ляются избирательность действия на членистоногих (соотношение токсической дозы для теплокровных и человека с летальной дозой для членистоногих), спектр активности в отношении различных видов членистоногих и стадий их развития, способность оказывать токсическое действие при различных путях поступления в организм членистоногого, стойкость во внешней среде. Качество дезинсекции оценивают по численности соответствующих видов и плотности членистоногих на объектах после обработки.

Качество вакцин складывается из иммунологической и протективной ак­тивности, безвредности, реактогенности, стандартности в процессе производст­ва и стабильности при хранении. Качество вакцинации оценивают по доле при­витых из числа подлежащих вакцинации. Стандартом вакцинации внекоторомроде является календарь профилактических прививок, который регламентирует виды прививок, декретированные возраста, сроки, последовательность, схемы.

Качество экстренной профилактики оценивают по охвату лиц, подверг­шихся заражению, и срокам проведения от момента заражения. Не менее важ­ную роль при оценке качества экстренной профилактики играет качество ис­пользуемых препаратов (иммунных сывороток, специфических иммуноглобу­линов, бактериофагов, антибиотиков и др.), в первую очередь их протективная активность и безопасность.

Понятие «эффективность» означает достижение необходимого результата за счет реализованного мероприятия. Эффективность противоэпидемических мероприятий оценивается по их влиянию на уровень, структуру и динамику инфекционной заболеваемости и другие показатели здоровья населения, свя­занные с заболеваемостью (смертность, инвалидность, временная потеря трудо­способности).

Эффективность противоэпидемических мероприятий рассматривают в эпидемиологическом, социальном и экономическом аспектах. Экономическую и социальную эффективность противоэпидемических средств и мероприятий рассчитывают тогда, когда приходится обосновывать целесообразность капита­ловложений. В практической работе чаще всего пользуются понятием эпиде­миологической эффективности, которая в свою очередь подразделяется на по­тенциальную (максимальный результат) и фактическую (реально достигнутый эпидемиологический результат).

Оценка потенциальной эффективности противоэпидемических мероприя­тий и средств основывается на соотношении показателей заболеваемости в опытной и контрольной группах, сформированных на основе случайной выбор­ки. Для выражения потенциальной эффективности используют показатель за­щищенности и индекс эффективности.

Количественная оценка фактической эффективности затруднена, полу­чаемые показатели являются ориентировочными, так как противоэпидемиче­ская работа с населением отличается от практики рандомизированных эпиде­миологических исследований. Основным критерием оценки служит снижение заболеваемости по сравнению с периодом, когда мероприятие или средство не применяли. Возможно также сравнение показателей заболеваемости на терри­ториях с разной интенсивностью проведения мероприятия.

Благодаря успехам медицинской науки и практического здравоохранения в XX веке удалось значительно снизить инфекционную заболеваемость, а также разработать научные основы ликвидации инфекций и применить их в междуна­родной практике. Была успешно завершена Глобальная программа по ликвида­ции натуральной оспы (1980). Высокая эффективность вакцинации против по­лиомиелита позволила ВОЗ в 1988 г. принять решение о ликвидации полиомие­лита в мире, и уже через 10 лет полиомиелит был ликвидирован сначала в За­падном полушарии, а в начале XXI века — в Европейском и Тихоокеанском ре­гионах Восточного полушария. К 2010—2020 гг. признана возможной глобаль­ная эрадикация кори.

По сформулированному Л.В. Громашевским определению, ликвидация инфекционной болезни предполагает ее полное уничтожение в пределах страны (государства), в ряде стран или на всем земном шаре с полным уничтожением или исчезновением в пределах соответствующей территории возбудителей дан­ной болезни. Таким образом, понятие «ликвидация инфекционной болезни» оз­начает уничтожение возбудителя как самостоятельного биологического вида. Однако ликвидация инфекции на ограниченной территории не освобождает от мероприятий по ограждению от заноса возбудителя извне, а также от проведе­ния прививок или других мероприятий для предотвращения распространения возбудителя в случае его заноса.

Теоретической предпосылкой ликвидации инфекционной болезни являет­ся выключение хотя бы одного из трех факторов эпидемического процесса: ис­точника инфекции, механизма передачи или восприимчивости населения. Если при антропонозных инфекциях такое воздействие на эпидемический процесс может привести к ликвидациивозбудителя в природе, то при зоонозных инфекциях ликвидация возбудителя зависит от прекращения эпизоотического про­цесса. В связи с этим зоонозы теоретически можно ликвидировать в два этапа: свести до минимума случаи заболевания среди людей при помощи профилак­тических мероприятий и прекратить эпизоотический процесс. При сапронозах ликвидация возбудителя вообще практически невозможна, поскольку невоз­можно тотальное воздействие на его естественный резервуар в природе.

В последние десятилетия постепенно сформировалось представление, что всякая инфекционная болезнь — это естественно возникший и закономерно существующий итог сложной эволюционно обусловленной адаптации видов. Нельзя исключить, что ликвидация инфекций может привести к нарушению экологического баланса между человеком и микроорганизмами и появлению новых инфекционных агентов, которые будут стремиться занять экологиче­скую нишу уничтоженных видов. Следует признать, что ликвидация инфекций оказывается более сложной проблемой, чем представляется на первый взгляд.

Мероприятия в эпидемическом очаге. Общепризнанное определение понятия «эпидемический очаг» означает место пребывания источника инфек­ции с окружающей его территорией в пределах возможного механизма переда­чи возбудителя. Существует и «популяционное» определение эпидемического очага. Эпидемический очаг антропонозной инфекции — это популяция возбу­дителя вместе с поддерживающими ее существование людьми. Однако такое определение имеет весьма широкие пространственные и временные границы без конкретной территориальной адресности.

Границы эпидемического очага определяются особенностями инфекции, а также социальной и природной среды, от которых зависят возможности и масштабы реализации механизма передачи инфекции. Так, эпидемический очаг сыпного тифа — это место, где находится больной, лица, соприкасавшиеся с больным, и вещи, на которых могут оказаться заразившиеся от больного вши. Такой очаг может ограничиваться одной квартирой, деревенским домом, об­щежитием, а может выходить за пределы населенного пункта.

При кори эпидемический очаг — это территория, где находится больной и где перемещается инфицированный воздух (квартира, детский сад, школа).

При инфекциях, возбудители которых передаются окрыленными крово­сосущими членистоногими, эпидемический очаг может охватывать значитель­ную площадь в пределах передвижения инфицированных членистоногих.

При антропонозах эпидемический очаг рассматривают как элементарную ячейку эпидемического процесса, который в свою очередь представляет собой ряд связанных между собой и возникающих один из другого эпидемических очагов. Эпидемический очаг антропонозной инфекции существует до тех пор, пока в нем имеется источник инфекции, реализуются пути передачи и есть вос­приимчивые люди.

При большинстве зоонозных и сапронозных инфекций представление об эпидемическом процессе не соответствует общепринятому определению. Ис­точником зоонозной инфекции является больное животное, а очаги не имеют эпидемиологических связей друг с другом, за исключением контагиозных зоо­нозных инфекций, при которых заболевший человек представляет эпидемическую опасность для окружающих. Эпидемический очаг зоонозной инфекции, как правило, прекращает существование после выздоровления больного.

Резервуаром возбудителей сапронозных инфекций являются абиотиче­ские объекты окружающей среды, служащие местами естественного обитания и жизнедеятельности этих возбудителей. Если из этого объекта возбудитель пе­редается тем или иным способом, этот объект становится источником инфек­ции. Место нахождения таких объектов в случае заболевания человека превра­щается в эпидемический очаг сапронозной инфекции. Существование эпиде­мического очага сапронозной инфекции прекращается, как только разрывается связь человека с абиотическим объектом окружающей среды, служащим резер­вуаром возбудителя инфекции.

Эпидемические очаги разделяют на локальные и распространенные, с единичным или множественными случаями заболевания, заносного или мест­ного происхождения, острого или затяжного течения, с веерообразной, цепной или смешанной передачей возбудителей. Кроме того, выделяют типы эпидеми­ческих очагов по ведущим условиям заражения и основным путям передачи возбудителя. Например, заражение кишечными инфекциями может произойти на промышленном предприятии (промышленный тип) и в процессе сельскохо­зяйственной деятельности (сельскохозяйственный тип), в бытовых условиях (квартирный тип),а ведущим путем передачи при каждом типе может быть водный, пищевой, контактно-бытовой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных