Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результаты сопоставительного анализа естественнонаучного и психотехнического познания




Аспект познания Естественнонаучное познание Психотехническое познание
Философия Гносеологизм Философия практики
Ценности Внешние по отношению к познанию Имманентны процессу познания
Адресат Академический психолог или специалист другой профессии Психолог-практик
Субъект познания Нейтральный, отстраненный наблюдатель Заинтересованный, участный, совокупный субъект
Контакт Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный Связывает субъект и объект Интенсивный, уникальный, эмоциональный Объединяет, включает в себя субъектов психотехнической ситуации
Процесс и процедуры исследования Жесткие, неизменные в пределах данного опыта программы процедур Гибкие, уникальные процедуры, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта
Знания Знание неперсонализированное, в третьем лице, о «них» Знание, слово испытуемого о себе лишь один из фактов для научного анализа Знание внутреннее, личностное, смысловое. Знание «о тебе», «о себе», «о нас», в то же время знание «твое», «мое», «наше»
Предмет и метод Метод выделяет предмет из реальности и представляет его в «форме объекта», наблюдаемого извне Метод объединяет участников психотехнической ситуации, и сам становится предметом исследования
Центральный предмет К центральному предмету подбирается адекватный метод исследования К эффективному практичес­кому методу подбирается центральный предмет, для которого этот же метод является оптимальным методом исследования

 

Подведем итоги. Тот, кого всерьез волнует судьба на­шей психологии, должен осознавать вполне реальную опасность вырождения ее в третьеразрядную дряхлую и бесплодную науку, по инерции тлеющую за академичес­кими стенами и бессильно наблюдающую сквозь бойни­цы за бурным и бесцеремонным ростом примитивной, а то и откровенно бесовской, массовой поп-психологии, профанирующей как те достойные направления зарубеж­ной психологии, которые ими слепо копируются, так и психологию вообще, игнорирующей культурные и духов­ные особенности среды распространения. Это не какая-то отдаленная опасность. Гром уже грянул. Единственный шанс для нашей научной психологии, шанс не просто отсидеться еще какое-то время на теплой академической печи[70], а сделаться подлинной, сильной, полноценной наукой, состоит в том, чтобы радикально измениться. Это не внешнее вынужденное изменение, оно заложено в ге­нотипе отечественной психологии. Ей, по сути, нужно всего-то стать самою собой, не зарыть свой, именно свой, талант в землю, а пустить его в оборот, реализовать уже заложенные в ней потенции, из психологии деятельнос­ти превратиться в деятельную и жизненную психологию. Пришло время услышать и исполнить все еще звучащие для нас слова Л.С. Выготского о психотехнике, значимость которых он не зря подчеркнул евангельской метафорой о краеугольном камне — это есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в чем ином спасения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных