Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ложкарный промысел. Из древесины.




О времени возникновения ложкарного промысла в Вятской губернии определенных сведений нет. Хотя в документах вятские ложкари как ремесленники отмечаются уже в 1785 году. Старики -ложкари заверяют, что этот промысел существует в нашей области с незапамятных времен, возможно, что с самого начала заселения края. В это время в г.Вятке «деланием ложек» занимаются четыре человека. И хотя через сто пятьдесят лет М. Н. Шатров отнес этот вид ремесла к вымирающим, ложку продолжали делать кустарным способом в некоторых районах области (Оричевском, Халтуринском, Кирово-Чепецком) еще и в семидесятые годы XX века, несмотря на то, что в это время началась ее фабричная жизнь. В давние времена делали здесь ложки грубой формы: большие, круглые, с толстыми точеными черенками. Форма ложек была круглая, это вятская первоначальная форма ложек, «ребячьи» или детские, «смяточные» и «поварёнки» — большие разливочные ложки. Красить их почти совсем не умели, а только слегка покрывали вареным маслом-олифой. Затем появились ложки на «соловецкий манер», т. е. стали делать ложки по образцу изготовлявшихся в ту пору соловецкими монахами, но только без вырезных украшений на черенках. Ложки этой формы стали раскрашивать и выжигать на них узоры серной кислотой.

Производство ложек относилось к форме чисто семейного промысла, с полным отсутствием наемного труда. Центром распространения этого промысла были волости Кстининская и Пасеговская Вятского уезда. Вятская ложка и сейчас узнаваема с первого взгляда своей традиционной формой «уточкой», золотистого цвета (раньше покрытая олифой, а сейчас пищевым лаком) с нехитрым, словно детским рисунком земляничники, цветочка или рыбки в черпачке и простеньким орнаментом на черенке, сделанным выжиганием. В начале 70-х гг. XX века вятская ложка наравне с семеновской, башкирской, архангельской и кемеровской пережила настоящий бум. После надоевших пластмассы и алюминия в моду снова вошли кухонные предметы из природных материалов. Деревенская ложка, которая не гнется, не хрупка, не обжигает и продается по доступной цене, — снова была востребована.

Вятская деревянная ложка жива и сейчас. Для охотника, рыболова, лесоруба, туриста и садовода она незаменима. Да и в современном кухонном интерьере при тефалевой посуде деревянная ложка как нельзя кстати.

8. Дымковская игрушка. Дымковская игрушка – символ Вятского края, существует более 400 лет (слобода Дымково). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, Д. Протопопову, А. Замалутдинову не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого (до 10 цветов), придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки, волны, кольца наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

9. Гончарное производство. Керамические изделия из глины

Посуда из керамики издавна использовалась нашими мудрыми предками для сохранения вкусовых качеств продуктов. Не случайно керамика была так популярна в деревнях. В глиняной крынке молоко не портится четверо суток, варенья и соленья хранятся год. У самой простой керамической посуды много полезных свойств. Секрет прост: структура керамики сначала впитывает в себя влагу, а потом отдает ее. К тому же керамическая посуда умеет удерживать температуру. Так морс, налитый в керамический кувшин, остаётся прохладным даже на солнце, а чай или кофе в керамическом чайнике не остынуть в течении долгого времени. Чтобы керамическая посуда служила долго, нужно ставить ее в минимально нагретую духовку и постепенно нагревать до необходимой температуры.

История керамической посуды уходит в прошлое на 10 тысяч лет назад. Это были плетеные или деревянные сосуды, обмазанные глиной для огнеупорности. Вначале изделия были грубыми, неглазурованными, позднее научились получать прозрачную глазурь.

Гончарное производство – это специальная обработка глины и превращение ее в керамические изделия – в посуду. В Кировской области на фабрике в д. Просница Кирово-Чепецкого района, куда мы совершили экскурсию, создают глиняную посуду.

Процесс создания гончарных изделий непростой. Сначала в специальной емкости смешивают сухую, очищенную глину с водой и получают однородную пластичную массу. Затем из этой массы формируют изделия на специальной машине – гончарном круге. Эта машина представляет собой электрический вращающийся круг, на который накладывают глиняное тесто, затем гончар руками формирует изделие, например, вот такой кувшин. Ручным способом изготавливают вазы, кувшины, чайники – любую посуду различных форм и размеров и только на заказ. Также ручным способом изготавливают крышки для горшочков, ручки для кувшинов. Наблюдать за этим процессом очень интересно, кажется, что это легко и просто, но только в руках мастера – профессионала может получиться изделие красивой, правильной формы.

Мастер позволил нам сесть за гончарный круг и попробовать на нем сделать глиняные изделия. Вот, что получилось: маленький кувшинчик, тарелка и подобие горшочка, который расписали красками.

Маленькие изделия (например, горшочки) изготавливают вторым способом – машинным. Для этого сначала делают глиняные заготовки одинаковой круглой формы, их кладут в углубленное отверстие под специальный вращающийся станок, который опускается и за 2-3 секунды появляется готовый горшочек.

Затем все глиняные изделия сохнут при комнатной температуре 3-5 дней. После сушки изделия отправляют на предварительный обжиг, который происходит при температуре 950°С. Первый обжиг необходим для прочности горшочка.

Чтобы черепок был водонепроницаемый, керамическое изделие глазируют, то есть обливают легкоплавким жидким стеклом и отправляют на повторный обжиг при температуре 1080°С. Глазурь закрепляется, и поверхность изделия становится ровной, гладкой и прочной.

Мы побывали в художественной мастерской, где художник расписывает и делает гравировку на изделиях на заказ.

Не смотря на то, что глиняная посуда пришла к нам из глубокой древности, она по сей день пользуется большим спросом. Керамические изделия есть в каждом доме и широко применяются в быту.

 

10. Изделия из можжевельника замечательны тем, что долгие годы сохраняют запах хвои, изумляя разнообразием текстуры и естественного цвета дерева.

11. Кукарское кружево (г. Советск, бывшая слобода Кукарка) - вятское кружево выполняют на коклюшках (деревянных палочках)

По преданию, во времена Петра I поселился в Кукарке бывший корабельный плотник с женой-голландкой. Она-то и научила вятских женщин кружевоплетению. В наши дни в г. Советске работает профессиональное училище, где обучаются современные кружевницы. Изделия вятских кружевниц - панно, скатерти, салфетки, воротники, пелерины, шали, жакеты и жилеты. Вятское кружево выполняют на коклюшках. В нем используют сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные декоративные изделия, и мелкие кружевные дополнения к женской и детской одежде. В вятском кружеве применяют в основном растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решен более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают вятские кружевницы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом

Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда (ныне г. Советск) Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Изготовляли жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.

В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художницы А. А. Гужавина, 3. А. Вараксиной.

В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова — «Приказной избе».

В 90-е годы прошлого века кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений. Среди них Куприна Е. П. Кузьмина К. И., Дерягина В. И. Традиционные кружева Кировской области очень разнообразны, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.

В настоящий момент вятское коклюшечное кружево производится в г. Советске (быв. сл. Кукарке), г. Белая Холуница, г. Вятские Поляны, и пгт. Подосиновец Кировской области.

 

Изделия из меха. Из промысла в крупное производство превратилась обработка мехов. Киров по праву называют столицей меха. Легкие, пушистые шубки, сшитые руками вятских мастериц из меха норки, горностая, белки, красной и черно-бурой лисицы, песца, украшают звезд эстрады и кино, согревают тысячи российских женщин. Меховые изделия наших мастеров - шубки, шапочки - отличает современный дизайн, отличное качество и конкурентоспособные цены. В многочисленных салонах можно выбрать как эксклюзивные роскошные модели, так и модели для повседневной носки для женщин любого возраста, мужчин и детей.

 

Гармонный промысел

Издавна любили вятичи петь и плясать под гармошку. Но не было у них своей гармоники. Покупали гармони на ярмарках в Нижнем Новгороде, Туле, стоили они недешево. Если ломалась гармоника, то замолкала надолго. Некому было их ремонтировать. Люди побогаче просто бросали старую гармонь и покупали новую. Однажды купил на Нижегородской ярмарке себе тульскую гармонию и Данило Нелюбин из села Истобенское. Но недолго радовала она музыкой. Вскоре гармонь замолчала, сломался один из ее голосов. Данило был настойчив. Он вернулся в Нижний Новгород и разыскал склад музыкальных инструментов. Мастер Аким Воронцов не только починил гармонь, но и объяснил Даниле ее устройство, показал способы починки ее основных деталей.

Непростым оказалось гармонное ремесло. Но Данило научился сам ремонтировать гармоники. И пошли к нему люди со сломанными инструментами: сначала односельчане, а потом стали приезжать и из далеких сел и деревень. Через несколько лет решил Данило сам сделать новую гармошку. Работал без специальных инструментов, вручную. Главная трудность была в выделке голосовых пластин. На Тульской гармонной фабрике они делались из листового железа, а голосовые отверстия машиной пробивались. Решил мастер сделать эти пластины из латуни, которая простым зубилом пробивалась, не ржавела и более чистый звук держала. Усовершенствовал Данило и другие детали. Зимой 1841—1842 годов сделал Нелюбин свою первую двухголосую гармошку «Вяточку». Слава местного гармонного мастера росла, росло и количество заказов на гармоники.

Повадился к Нелюбиным ходить мальчонка лет двенадцати-тринадцати. Звали его Иван Крысов. Был он бездомным, нищенствовал. Все считали его недоразвитым. И Данило, не опасаясь выдать свои секреты мастерства, показывал Ивану, как он работает, собирает гармонь. Способным оказался Иван. Скоро сам стал мастерить гармошки и даже других учить. Так гармонный промысел распространился по всей Вятской губернии. До конца 20-х годов XX века гармони изготавливались вручную. В них было уже не два, а пять голосов. Мягкий звук и яркий внешний вид выделял «Вяточку» среди других гармоник. Среди гармонных мастеров особенно славятся Григорий Вараксин, Федор Иванович Столбов, Иван Федорович Сунцов, смастеривший английское концертино и вятский баян.

После революции в Вятке открылась артель «Вятская гармония», а небольшие гармонные мастерские объединились в фабрику «Гармония». В 1960 году начала работать Кировская фабрика музыкальных инструментов, изготовляющая не только гармоники, но и баяны, и аккордеоны. И хотя сегодня выпуск гармоний сокращен, вятские мастера верят, что промысел вновь возродится.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных