Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гражданско – патриотическое воспитание

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

 

Содержание воспитания – то, чем наполнено организуемое педагогом взаимодействие ребёнка с миром, то, что наполняет любой вид деятельности человека, будь то труд, познание, игра, общение. А наполнено оно проживанием отношений к миру, стране, ближайшему окружению.

Задача педагога – наполнить воспитательный процесс проживаемыми ребёнком отношениями к реальной действительности.

Компоненты содержания патриотического воспитания:

Отношение к Родине как величайшей ценности является одним из важнейших отношений. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сёстрам. Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни.

Воспитывая патриотизм, мы формируем отношение к сверстникам как к товарищам по совместным играм, общей деятельности и т.д.

Отношение к классу, школе зависит от того как ребёнок учится, как к нему относятся учитель и сверстники.

Родина для ребёнка – это то, что его окружает: двор, в котором он играет, улица, на которой стоит его дом, город, в котором он живёт. Отношение к своему двору, своей улице, городу, обогащаясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране.

Отношение к природе. Работа в этом направлении ведётся исходя из постулатов: “Природа – наш дом” и ”Беречь природу – значит беречь Отечество”.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе.

Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, её истории.

Отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям. Формирование этого отношения происходит в учебной деятельности (на уроках по предметам “Человек и мир”, “Мая Радзима Беларусь” и т.д.).

Отношение к труду. Через него мы воспитываем ценные трудовые мотивы (заботы, долга, ответственности) (Бесова, М.А. и Старовойтова Т.А. “Воспитываем патриотов”).

В своей книге Буткевич В.В. гражданское воспитание определяет следующим образом: Гражданское воспитание – интегрированное по своей природе понятие, т.к. оно не может быть локализовано в какой-либо одной сфере деят-ти человека и по своей сущности является целостным направлением системы воспитания, непосредственно связанным со всеми её компонентами.

В соответствии с Концепцией гражданского воспитания младших школьников в РБ, цель гражданского воспитания младших школьников заключается в создании благоприятных условий для формирования личности гражданина, его гражданского сознания, развития гражданственности и патриотизма как главных духовно – нравственных и социальных качеств.

Данная цель конкретизируется в системе задач гражданского воспитания мл школьников:

1) Развитие, заложенного в каждом человеке чувства любви к своей земле

2) Формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке

3) Ориентация учащихся на гуманистические ценности национальной и мировой культуры

4) Формирование активной жизненной позиции.

Признаки гражданственного воспитания у мл школьников:

- Потребность в активном участии в общественной жизни, в выполнении общественных поручений, осознание личностной ответственности перед коллективом

- Потребность реализовать собственные возможности в различных видах деятельности

- Проявление нравственно-эстетических личностных качеств в процессе общения со сверстниками, взрослыми

- Отражение личностных патриотических устремлений в общественной деятельности

Под гражданственностью исследователи понимают интегрированное качество личности, которое отражает наиболее существенные стороны отношений между гражданами и государством.

Структура гражданственности включает:

1. Чувство собственного достоинства

2. Патриотические чувства

3. Национальное самосознание

4. Дисциплинированность

5. Уважение законов

6. Добросовестное отношение к своим обязанностям

 

В начальных классах гражданское воспитание обусловлено реализацией в целостном учебно-воспитательном процессе следующих функций:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формируется общественное мнение классного коллектива, требующее от каждого учащегося честности, откровенности, ответственности за порученное дело, внимательности к другим людям.

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ – происходит активное приобщение младших школьников к духовной культуре, побуждение к духовному творчеству.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – направленность, идейно-нравственные устремления и поступки младших школьников становятся позитивными и устойчивыми.

Содержание гражданского воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

 

Деятельность учителя должна быть направлена на формирование таких социально значимых гражданских качеств, как патриотизм, ответственность, трудолюбие,долг, гуманность, активность, коллективизм, организованность, самостоятельность, дисциплинированность и др.

В своей книге “Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи” Буткевич выделила, что Проблема гражданского воспитания подрастающего поколения широко обсуждалась на республиканской научно-практической конференции "Воспитание молодёжи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к службе в армии РБ", Международном научно-методическом семинаре "Национальный и Международный опыт в области преподавания прав человека и гражданского образования". Немаловажное значение в деле гражданского воспитания имеет республиканская патриотическая акция "Жыву у Беларуси и тым ганаруся", старт которой был дан в феврале 2006 года в г. Кричеве. Главная задача акции – совершенствование гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, приобщение их к истории и культурному наследию, знакомство с традициями обычаями своего народа.

 

Для того чтобы выявить эффективность нравственно-патриотического воспитания, необходимо изучить уровень проявления у детей патриотизма как нравственного качества, патриотического отношения как стержневого личностного образования. Для это следует определить критерии и показатели сформированности данного отношения.

Критерии патриотического сознания:

- Понимание необходимости изучения всего того, что связано с Родиной

- Знания о своей стране, её истории, культуре народа

- Знания о персоналиях выдающихся людей

- Знания о современном положении страны

- Знания своей родословной

Критерии патриотических чувств:

- Желание и стремление узнавать что-либо новое о своей стране

- Желание и стремление активно участвовать в общественной жизни

- Любовь к своим родителям, своей семье

- Чувство гордости за свой класс, свою школу, свой край

- Интерес к происходящим событиям

- Интерес к народной культуре

Критерии патриотического поведения:

- Общественная активность

- Активное, инициативное участие в общественных делах класса, школы

- Добросовестное, ответственное отношение к общественным поручениям

- Активное участие в общественно полезном труде

- Чтение исторических книг

- Желание и умение правильно взаимодействовать с природой

НА основе критериев, признаков и показателей можно охарактеризовать отношение каждого ребёнка к общественным поручениям. Такое исследование рекомендуется проводить достаточно регулярно, чтобы можно было сравнить результаты и выявить, изменилось ли отношение и в какую семью.

Для выявления реальных отношений ребёнка к своей семье, классу, школе, природе, стране рекомендуется педагогам использовать ряд диагностических методик.

Основной принцип применяемых методик – создание ситуации “свободного выбора” мнения, суждения, оценки, поступка, отношения, чувства. Примеры тестов, анкет, методик: Тест на выявление гражданского кругозора, Методика “Ромашка”, Методика “Назови правило”, Методика “Акт добровольцев” и т.д.

Выделяют следующие формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, КТД, организацию трудовой деятельности.

Согласно Кодексу РБ об образовании:

Основными составляющими воспитания явл гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информативной культуры.

Одной из задач воспитания явл формирование гражданственности, патриотизма и национально-самосознания на основе государственной идеологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Как и почему была написана эта книга


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных