ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гражданско – патриотическое воспитаниеОдним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Содержание воспитания – то, чем наполнено организуемое педагогом взаимодействие ребёнка с миром, то, что наполняет любой вид деятельности человека, будь то труд, познание, игра, общение. А наполнено оно проживанием отношений к миру, стране, ближайшему окружению. Задача педагога – наполнить воспитательный процесс проживаемыми ребёнком отношениями к реальной действительности. Компоненты содержания патриотического воспитания: Отношение к Родине как величайшей ценности является одним из важнейших отношений. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сёстрам. Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Воспитывая патриотизм, мы формируем отношение к сверстникам как к товарищам по совместным играм, общей деятельности и т.д. Отношение к классу, школе зависит от того как ребёнок учится, как к нему относятся учитель и сверстники. Родина для ребёнка – это то, что его окружает: двор, в котором он играет, улица, на которой стоит его дом, город, в котором он живёт. Отношение к своему двору, своей улице, городу, обогащаясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране. Отношение к природе. Работа в этом направлении ведётся исходя из постулатов: “Природа – наш дом” и ”Беречь природу – значит беречь Отечество”. Младший школьный возраст – наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе. Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, её истории. Отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям. Формирование этого отношения происходит в учебной деятельности (на уроках по предметам “Человек и мир”, “Мая Радзима Беларусь” и т.д.). Отношение к труду. Через него мы воспитываем ценные трудовые мотивы (заботы, долга, ответственности) (Бесова, М.А. и Старовойтова Т.А. “Воспитываем патриотов”). В своей книге Буткевич В.В. гражданское воспитание определяет следующим образом: Гражданское воспитание – интегрированное по своей природе понятие, т.к. оно не может быть локализовано в какой-либо одной сфере деят-ти человека и по своей сущности является целостным направлением системы воспитания, непосредственно связанным со всеми её компонентами. В соответствии с Концепцией гражданского воспитания младших школьников в РБ, цель гражданского воспитания младших школьников заключается в создании благоприятных условий для формирования личности гражданина, его гражданского сознания, развития гражданственности и патриотизма как главных духовно – нравственных и социальных качеств. Данная цель конкретизируется в системе задач гражданского воспитания мл школьников: 1) Развитие, заложенного в каждом человеке чувства любви к своей земле 2) Формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке 3) Ориентация учащихся на гуманистические ценности национальной и мировой культуры 4) Формирование активной жизненной позиции. Признаки гражданственного воспитания у мл школьников: - Потребность в активном участии в общественной жизни, в выполнении общественных поручений, осознание личностной ответственности перед коллективом - Потребность реализовать собственные возможности в различных видах деятельности - Проявление нравственно-эстетических личностных качеств в процессе общения со сверстниками, взрослыми - Отражение личностных патриотических устремлений в общественной деятельности Под гражданственностью исследователи понимают интегрированное качество личности, которое отражает наиболее существенные стороны отношений между гражданами и государством. Структура гражданственности включает: 1. Чувство собственного достоинства 2. Патриотические чувства 3. Национальное самосознание 4. Дисциплинированность 5. Уважение законов 6. Добросовестное отношение к своим обязанностям
В начальных классах гражданское воспитание обусловлено реализацией в целостном учебно-воспитательном процессе следующих функций: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формируется общественное мнение классного коллектива, требующее от каждого учащегося честности, откровенности, ответственности за порученное дело, внимательности к другим людям. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ – происходит активное приобщение младших школьников к духовной культуре, побуждение к духовному творчеству. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – направленность, идейно-нравственные устремления и поступки младших школьников становятся позитивными и устойчивыми. Содержание гражданского воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.
Деятельность учителя должна быть направлена на формирование таких социально значимых гражданских качеств, как патриотизм, ответственность, трудолюбие,долг, гуманность, активность, коллективизм, организованность, самостоятельность, дисциплинированность и др. В своей книге “Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи” Буткевич выделила, что Проблема гражданского воспитания подрастающего поколения широко обсуждалась на республиканской научно-практической конференции "Воспитание молодёжи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к службе в армии РБ", Международном научно-методическом семинаре "Национальный и Международный опыт в области преподавания прав человека и гражданского образования". Немаловажное значение в деле гражданского воспитания имеет республиканская патриотическая акция "Жыву у Беларуси и тым ганаруся", старт которой был дан в феврале 2006 года в г. Кричеве. Главная задача акции – совершенствование гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, приобщение их к истории и культурному наследию, знакомство с традициями обычаями своего народа.
Для того чтобы выявить эффективность нравственно-патриотического воспитания, необходимо изучить уровень проявления у детей патриотизма как нравственного качества, патриотического отношения как стержневого личностного образования. Для это следует определить критерии и показатели сформированности данного отношения. Критерии патриотического сознания: - Понимание необходимости изучения всего того, что связано с Родиной - Знания о своей стране, её истории, культуре народа - Знания о персоналиях выдающихся людей - Знания о современном положении страны - Знания своей родословной Критерии патриотических чувств: - Желание и стремление узнавать что-либо новое о своей стране - Желание и стремление активно участвовать в общественной жизни - Любовь к своим родителям, своей семье - Чувство гордости за свой класс, свою школу, свой край - Интерес к происходящим событиям - Интерес к народной культуре Критерии патриотического поведения: - Общественная активность - Активное, инициативное участие в общественных делах класса, школы - Добросовестное, ответственное отношение к общественным поручениям - Активное участие в общественно полезном труде - Чтение исторических книг - Желание и умение правильно взаимодействовать с природой НА основе критериев, признаков и показателей можно охарактеризовать отношение каждого ребёнка к общественным поручениям. Такое исследование рекомендуется проводить достаточно регулярно, чтобы можно было сравнить результаты и выявить, изменилось ли отношение и в какую семью. Для выявления реальных отношений ребёнка к своей семье, классу, школе, природе, стране рекомендуется педагогам использовать ряд диагностических методик. Основной принцип применяемых методик – создание ситуации “свободного выбора” мнения, суждения, оценки, поступка, отношения, чувства. Примеры тестов, анкет, методик: Тест на выявление гражданского кругозора, Методика “Ромашка”, Методика “Назови правило”, Методика “Акт добровольцев” и т.д. Выделяют следующие формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, КТД, организацию трудовой деятельности. Согласно Кодексу РБ об образовании: Основными составляющими воспитания явл гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информативной культуры. Одной из задач воспитания явл формирование гражданственности, патриотизма и национально-самосознания на основе государственной идеологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|