Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Три сословия феодального общества.




В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати {оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов. Другую категорию представляли феодально­зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода {церковная десятина). В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.

Крестьяне.

Крестьяне в Средние века помимо земледелия и животноводства занимались охотой, ловили рыбу, собира­ли мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и воз­водили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них главным делом.

Успехи земледелия во многом были связаны с изобретени­ем тяжелого плуга с сошником — приспособлением для от­вала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье (чередование сево­оборота: пар — вспаханное поле, не занятое посевами; ози­мые — засев под зиму; яровые — засев весной). На поля ста­ли вносить навоз и другие удобрения. Широкое распростра­нение получило выращивание овощей и фруктов. Виноград­ники постепенно распространялись даже в северных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей и полосы господской земли. После сбора урожая на общее поле выго­нялся скот. Скот не только пасся, но и удобрял пашню. В та­ких условиях все работы должны были проводиться одновре­менно, все сажали одну культуру. Жители деревни помогали попавшим в беду соседям, совместно защищались от грабите­лей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.

Важнейшие вопросы решались на общих сходах, там же избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

Феодалы.

Рядом с деревней находилось укрепленное жили­ще сеньора — замок. В IX — X вв. замки возводили для защи­ты от норманнов, арабов и венгров. Вначале их сооружали из дерева, затем из камня. По периметру замок часто окружал ров с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым неприступным местом замка была многоэтажная баш­ня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, внизу — слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую кре­пость. Взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.

Рыцарство.

Вся жизнь сословия воюющих проходила в по­ходах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах, но даже передвигаться в них. С семи лет мальчики станови­лись пажами, с четырнадцати лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруже­носцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой от­ряд во главе с рыцарем назывался копье, и феодальное войско состояло из нескольких таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В восемнадцать лет оруже­носцы становились рыцарями. При посвящении в рыцари они получали от сеньора пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Неоспо­римыми считались верность по отношению к сеньору и щед­рость к вассалам. Еще более важным качеством была доб­лесть. По правилам рыцарской чести доблестный рыцарь дол­жен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять хра­брость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. Рыцарю не к лицу было нападать тайно, он, напротив, должен был предупредить врага о предстоящем сражении, во время по­единка с ним иметь такое же оружие и т.д. Священной была воинская дружба, за оскорбление полагалось вызывать на поединок.

Правила рыцарской чести предписывали защищать Цер­ковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот,нищих. Но в реальной жизни правила часто нарушались. Среди рыцарей встречалось немало необузданных, жестоких, лживых, жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турни­ры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, Церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тра­тили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства. Однако, несмотря на огромный авторитет Церк­ви, ее призывы в этом случае оказывались напрасными.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарожде­ния?

2. Из каких сословий состояло феодальное общество? Каковы были функции этих сословий?

3. Почему, по вашему мнению, средневекового крестьянина на­зывают универсальным работником?

4. Расскажите о жизни и быте феодалов.

5. Заполните таблицу.

Сословия Права Обязанности
     

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных