Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Медный всадник" Фальконе




В России работал один из видных французских мастеров Этьен Морис Фальконе (1716--1791), который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г.1. Целью приезда Фальконе в Россию было создание памятника Петру I, над которым он и работал в течение двенадцати лет. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира. Если Растрелли в упоминавшемся выше памятнике Петру I представил своего героя как императора -- грозного и властного, то Фальконе делает основной упор на воссоздание образа Петра как величайшего преобразователя своего времени, дерзновенного и смелого государственного деятеля.

Эта мысль лежит в основе замысла Фальконе, который в одном из своих писем писал: "…я ограничусь статуей героя и изображу его не в качестве великого полководца и победителя, хотя, конечно, он был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя..." Глубокое осознание скульптором исторического значения Петра I во многом предопределило и замысел и удачное решение монумента.

Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу -- естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны. Останавливая на всем скаку коня, он простирает вперед правую руку. В зависимости от точки зрения на памятник простертая рука Петра воплощает то жесткую непреклонность, то мудрое повеление, то, наконец, спокойное умиротворение. Замечательная целостность и пластическое совершенство достигнуты скульптором в фигуре всадника и его могучего коня. Оба они неразрывно слиты в единое целое, отвечают определенному ритму, общей динамике композиции. Под ногами скачущего коня извивается попранная им змея, олицетворяющая силы зла и коварства.

Свежесть и оригинальность замысла памятника, выразительность и содержательность образа (в создании портретного образа Петра Фальконе помогала его ученица М.-А. Колло), крепкая органическая связь конной фигуры и постамента, учет видимости и прекрасное понимание пространственной постановки памятника на обширной площади -- все эти достоинства делают создание Фальконе подлинным шедевром монументальной скульптуры.

Шубин Бюст Ломоносова

Портрет является непарадным, интимным. Скульптор изобразил Ломоносова без парика, подчеркнув огромный открытый лоб мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный; как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет полностью завладевший вниманием Ломоносова. На губах еле заметная улыбка. Нижняя губа чуть-чуть выступает вперед, что придает лицу волевое, энергичное и в то же время добродушное выражение.
Перед нами вдохновенный образ человека смелого, сильного, настойчивого и в то же время скромного, простого, доступного. На нем простая рубашка с отложным воротником, невысокое жабо. На плечах драпировка, ниспадающая глубокой, резко очерченной складкой. Драпировка напоминает одежды великих деятелей античной древности.
В этом портрете Шубин достигает большой обобщенности, глубины, эмоциональности. Скульптурный портрет работы Шубина является лучшим портретом Ломоносова и отличается реалистичностью, многогранностью характеристики образа.
В портрете великолепно передан облик того Ломоносова, который о себе сказал: "Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении... и дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже..."

Шубин Бюст Голицына

1773г Это одно из самых блестящих произведений скульптора (гипсовая отливка — в ГРМ; мрамор — ГТГ). В облике просвещенного вельможи чувство превосходства над окружающими и барственность сочетаются со светским лоском, тонким умом и одновременно — с усталостью стареющего человека. Образ Голицына многозначен: сквозь надменность и величие князя просматриваются скептицизм и разочарование русского вольтерьянца.

Молодой скульптор продемонстрировал в своем произведении высокое профессиональное мастерство работы с мрамором. Различные приемы обработки и полировки материала оживили камень, заставляя ощутить гладкую кожу лица, блестящую поверхность шелковой ткани, пористую фактуру кружев. Виртуозность исполнения позволила ваятелю передать тонкую игру света на поверхности мрамора. Он поистине «дышит» под его резцом, как говорили современники об искусстве Шубина.

Работа заслужила одобрение знаменитого Фальконе, тогда еще не уехавшего из России. Но главное, Шубин удостоился похвалы самой Екатерины II: она наградила его драгоценным перстнем, пригласила бывать при дворе и заказала свой скульптурный портрет. Успех голицынского бюста был полным.

 

Шубин Бюст Павла 1

Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, почти гротескные черты не лишают образ величественности. Шубин раскрывает в нем всю сложность противоречивого образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 году бюст

Козловский Самсон разрывает пасть льва. Козловский создал новую модель в классицизированных формах, где героическая тема зазвучала с особой силой. В 1802 году "Самсон" Козловского, отлитый в бронзе, был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, расположенные по сторонам света. К июлю 1806 года каскад предстал в обновленном виде.

 

Козловский Статуя Суворова

Созданный в 1799-1801 годах по проекту скульптора М.И. Козловского, памятник А.С. Суворову является одним из лучших произведений скульптуры конца XVIII века. Скульптура юного Марса в шлеме и латах стремительно поднимает обнаженный меч. Щит с гербом Российской империи прикрывает жертвенник, на котором лежат неаполитанская и сардинская короны и головной убор папы Римского – тиара. Они символизируют победы русского оружия под руководством Суворова. На трех гранях жертвенника изображены аллегории Веры, надежды и Любви. Щит с фигурами Слав на круглом пьедестале великолепно исполнил известный скульптор Ф.Г. Гордеев. В 1834 году пьедестал из вишневого мрамора был заменен на другой из розового гранита, так как первый треснул от зимних холодов. на пьедестале памятника надпись: «Князь италийский, граф Суворов-Рымникский.1801». Над ней – скрещенные ветви лавра и пальмы изображения Славы и Мира. все бронзовые элементы, включая статую полководца, отлил мастер-бронзолитейщик В.П. Екимов. Авторами архитектурного решения памятника были, кроме М.И. Козловского, такие выдающиеся зодчие, как А.Н. Воронихин, А.А. Михайлов и их помощники. Каждая деталь этого памятника имеет свой художественный смысл. Например, ограда из врытых в землю пушечных стволов с ядрами, связанных цепями, символизирует пафос борьбы и победы, человечность. Здесь сплавлены высокая героика и поэзия. Памятник А.В. Суворову великолепно смотрится на фоне Невских просторов, Марсова поля, окружающих зданий.

Никитин портрет Головкина

ГПортрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин— вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости. Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами». Приковывает к себе внимание лицо Головкина с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ; в обрамлении серебристого парика оно выступает из черного пространства фона. Никитину удалось выразить в этом портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля — человека эпохи Петра. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства. Величественная сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают торжественность и значительность.

 

 

Антропов портрет Петра 3

ПЕТР III Федорович (1728-62), российский император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит.


Даже в работах, сохранивших характерные черты парадного портрета, Антропов не изменял жизненной правде. Пример тому — большой «Портрет императора Петра III» выполненный художником для Сената.

Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д.), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Внешность Петра III, тщедушного, нескладного, с пустым самодовольным взглядом, явно контрастирует с величественным окружением, ни в коей мере ему не соответствуя.

 

 

Аргунов портрет Низвестной в русском костюме.

Портрет неизвестной – позднее произведение И.П. Аргунова, созданное им в период господства в русском искусстве классицизма, принципы которого повлияли на художественное решение портрета.
Прекрасный возвышенный женский образ преисполнен достоинства, особой гармонии и ясности внутреннего мира. Этому соответствует спокойное, с легкой улыбкой лицо героини, плавный силуэт ее фигуры, устойчивая, уравновешенная композиция портрета, локальный колорит. Одежда героини – нарядный кокошник, богато расшитый сарафан – этнографически точно повторяет праздничный крестьянский костюм Московской губернии. 1784

Рокотов портрет струйской

Юная Александра Петровна Озерова, дочь помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, была родственницей любимца Павла I влиятельного графа П.Х. Обольянинова, женатого на ее кузине. Кроме того, по некоторым, может быть, неточным сведениям, она была и сестрой генерала С.П. Озерова, ближайшего сподвижника Румянцева-Задунайского. По словам ее внучки, Александра Петровна вышла замуж за Струйского тринадцати лет, по другим свидетельствам, ей было семнадцать или восемнадцать лет. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Ереемевич заказал своему старому приятелю Рокотову их фамильные портреты. Благодаря ему мы можем видеть, как выглядели молодожены.

Боровиковский портрет лапухиной

Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.
Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.

С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.
Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушяая дымка заполняет пространство.

Мария Ивановна была дочерью отставного генерала И. А. Толстого, родной сестрой знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца и женой ничем не примечательного офицера. Через 3года после написания портрета Мария Ивановна скоропостижно скончалась от чахотки. «Портрет Лопухиной» считается едва ли не лучшей работой Боровиковского.

Мы не знаем, что это был за творческий тандем: 40-летний художник и совсем юная девушка на выданье. Неизвестно, что в портрете от самой модели, а что прибавил, присочинил живописец. Чувственный подтекст этого вроде бы невинного произведения был понятен любому активно смотрящему зрителю.

 

Левицкий портрет хрущевой и ковалевской

В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» (все в ГРМ). Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женского воспитания и образования, сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи «новую породу» людей. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776). Однако общий замысел в них все-таки проявился, он определен общей темой –юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения. Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). Эта единый художественный ансамбль, объединенный одним светлым чувством радости бытия и общим декоративным строем. В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа, изображающего парковую природу. Мастер и не скрывает, что его фигуры в двойном портрете Хованской и Хрущевой или в портрете Борщовой прямо поставлены на маленькую сценическую площадку. Это сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», как писал А.Н. Бенуа, «ненастоящность» придает еще больше очарования этим «очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка». Все своеобразие русского рокайля видел исследователь в подобном письме, которое он не побоялся сравнить с фрагонаровским и с импрессионистическим. Цельности колорита Левицкий достигает теперь не господством одного доминирующего тона, а изысканной гармонией отдельных цветов, просвечиванием одного цвета из-под другого. Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света. Не просто иллюзорно, а образно воссоздана фактура, передана материальность всего изображенного предметного мира. Пластический, линейный ритм, композиция и колористическое решение создают изумительную декоративность всей серии, строят образы, незабываемые в своем очаровании юности. Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных