Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дарование законодательства. 8 страница




Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие, то есть Тело и Кровь Христовы, который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест). Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян. Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

Дарование законодательства.

Исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестает достигать Сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым, и человек становится неспособным обуздывать свои страсти. Его воля постоянно ведет и толкает его ко греху, и более и более человек погружается в бездну греха. «Для чего же закон? – спрашивает апостол Павел, и отвечает, — он дан по причине преступлений». Таким образом, мы можем сказать, что закон был дан вследствие увеличения греха. И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний.

Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно предписаниям Божией воли, делаться праведным и святым. «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы» (Исх. 19:1-2). Моисей, как велел ему Бог, вел свой народ через пустыню Синайскую. Синайская гора состоит из глыбы темного гранита, которая много лет купает в своих золотых лучах солнце. Оно есть одно из самых своеобразных явлений земного шара, тишина этих уединенных мест наводит ужас. Эта гора, с ее... очертаниями, с ее обманчивой прозрачностью, странными отсветами, поистине гора Божия, гора Элогима.

Именно здесь, у подножия Синая Моисей открыл народу, что Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить с ним вечный союз, или завет. Однако на этот раз завет заключается не с одним человеком, или с маленькой группой верующих людей, а с целым народом. Владыка жизни устами своего избранника пророка Моисея объявляет условия завета. «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Исх. 19:5-6) Вот что сказал Моисей народу. Так происходит рождение народа Божия. Из семени Авраамова выходят первые еще слабые ростки ветхозаветной церкви, которая является прародительницей церкви вселенской. Отныне история религии уже не будет только историей тоски, томления, поиска, но она становится историей завета, т.е. диалога между Творцом и человеком. Бог не открывает, в чем будет состоять призвание народа, через которое, как Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, благословятся все народы земли, но требует от народа веры, верности и правды.

Сначала Господь повелевает Моисею освятить народ. «...пойди к народу, (объяви) и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народу на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, (когда облако отойдет от горы), могут они взойти на гору. И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою». (Исх. 19:9-15) Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас возвещали присутствие небесного Законодателя. «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 19:22).

Перед нами понятие «страх Господень», вот что является залогом нравственного совершенствования. Псалом 33: «Приидите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Как говорит отец Павел Флоренский: «Религия — есть прежде всего страх Божий, кто хочет проникнуть в святилище религии, да научится страшиться». В вечернем правиле есть молитва Иоанна Златоуста: «Господи, всели в мя корень благих, страх твой в сердце мое». Страх Божий именуется корнем благих, в религии ничто не вырастает без этого страха, все благое из него. Слово Божие и Ветхого, и Нового Завета учит нас, «да будет страх Господень на вас», «страх Господень будет сокровищем твоим» (Исайя), «он начало премудрости», «источник жизни» (Прем. Солом.). Перед нами особый пример, что страх Божий занимает значительное место в Ветхом Завете. Страх представляет собой первую ступень духовно-нравственного развития, к которому призывает слово Божие. На более высоком уровне духовного познания страх побеждается любовью, но здесь на первых шагах без него не обойтись. Страх Божий помогает человеку ветхому, но также и нам с вами, вступить в область сверхъестественного, он создает определенный внутренний настрой души человека.

Заповеди — это великая мудрость, это дверь, ведущая ко спасению человека Ветхого и Нового Завета. На горе Синай сам Бог говорит пророку, заповеди эти пишутся «со слов самого Бога» (Исх. 34:27-28). Даже в другом месте сказано «перстом Самого Бога» (Исх. 31:18), т.е. Бог как бы водил руку Моисея, когда тот писал. Они содержат в себе все основные черты нравственности.

Отцы и учители церкви совершенно справедливо отмечали то обстоятельство, что заповеди Декалога даны гораздо раньше, чем все остальные законы и предписания ветхозаветного культа. Так блаж. Иероним говорит, что Бог дал десятисловие на скрижалях каменных, а уже впоследствии дал заповеди о жертвах. Сила и действенность этих десяти заповедей охватывает весь период Ветхого Завета, но сохраняет свое значение и в новозаветный период, во все века до конца мира.

«Синайский закон положил основу истинной нравственности и достоинства человека в мире. Простые и глубокие, полные величия слова десятисловия были произнесены на Синае с таким величием и такой простотою, что возвещенные истины должны быть усвоены всем и каждому, а усвоив эти заповеди, человек должен был их сделать достоянием всех окружающих, а через народ этот и всего мира».

Откровение дано Израилю всенародно, в свободной пустыне, которая была ничьей собственностью. Ибо будь оно дано на земле Израиля, скажем, в Иерусалиме, то израильтяне могли бы сказать, что прочие народы к нему непричастны, что оно дано нам на нашей собственной земле. А от того, что оно дано в свободной пустыне, оно — достояние всего мира, и всякий волен его принять или отвергнуть.

Итак, заповеди гласили: «И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:1-17).

Вот десять заповедей Моисея. Какие простые на первый взгляд слова — и какая глубокая мудрость в них, какая глубина!

Сейчас разберем эти заповеди в более простой и доступной форме. Скажем, первая заповедь такая: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из. земли Египетской, из земли рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем моим», или так: «Почитай Господа, Бога твоего» — в двух словах первая заповедь. Или еще лучше сказать евангельскими словами Христа: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим». Первая заповедь — любовь к Богу.

Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Здесь слово «кумир» недостаточно. Необходимо расшифровать, что означает слово «кумир», что в Ветхом Завете это прежде всего было изображение другого бога, которое сделано руками человека. И мы сейчас являемся идолопоклонниками, и у нас тоже есть кумиры: наши грехи, наши страсти, наши привязанности, которые мешают нам видеть Бога, застилают от нас Его облик: сребролюбие, пьянство и т.д. Чего только нет в нашей жизни, что застилает от нас Господа, и часто человек служит этому, как некогда служил чужим богам. Ради этого устраивает свою жизнь, а больше всего кумир — это наше «Я», мой личный эгоизм, желание устроить свою жизнь, думать только о себе. Вот об этом кумире и говорится: «Не сотвори себе кумира, помни, что Господь превыше всего».

Третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно, или всуе». Здесь следует обратить внимание на то, что под именем Бога подразумевается в Ветхом Завете именно произнесение имени Божия, которое было открыто Моисею на горе Синай. Божие было известно людям того периода. Моисей не скрывал его от них: «Сущий послал меня», т.е. он открыл им имя Божие. Имя Божие произносили в народе, но оно было страшное имя, это имя поэтому не полагалось произносить всуе, т.е. напрасно. Что означает произношение имени Божьего всуе? Для ветхого человека это имя было конкретное. Имя Божие, явленное нам, — это имя Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Это имя мы всегда с благоговением произносим и этим именем мы должны дорожить и не произносить его напрасно в суете мирской кое-как без внимания, т.е. с рассеянностью, потому что оно относится к нашей молитве, ибо если наша молитва произносится кое-как, без внимания, без духовного трезвения, то это и есть произнесение имени Божия всуе, напрасно.

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Если мы будем говорить только о дне субботнем, мы должны будем сказать, что мы имеем в виду день, посвященный Богу, который у нас называется воскресением. Мы должны усвоить то, что не человек для субботы, а суббота для человека. Что дела добра, милосердия, любви, мира необходимо делать и в праздники, и в любые другие дни. Нельзя грешить, нельзя тунеядствовать, нельзя проводить праздник в разгуле или непотребных делах. В праздник необходимо усилить свою молитву, если возможность есть, необходимо в этот день посещение храма Божия, в этом и есть почитание этого дня. Но не работать и ничего не делать в этот день наша жизнь не позволяет. У вас есть дела необходимые по дому: нужно и убрать, и мыть посуду, и приготовить, позаниматься, сделать какие-то дела на другие дни. Нужно уметь это совмещать: духовную жизнь с жизнью мира. Это трудно, но нужно делать.

Четыре заповеди относятся к Богу, остальные заповеди к отношениям между людьми. Кратко о них: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет на земле».

Заповедь «не убивай»: ее комментировать не нужно. Единственно, что возникают вопросы: а как быть в отношении животных? Как быть в отношении убийства на войне, убивать или не убивать? Заповедь говорит: «Не убивай». Христианину, конечно, не полагается убивать никакое существо, но мы живем в очень сложном мире и знаем, что с первых дней Адам и Ева и все другие жители земли закалывали жертвенных животных и ели их, да и сам Господь вкушал Пасху, а Пасха — это мясо, и Пасху Он вкушал с учениками своими каждый год, поэтому животные должны служить человеку и мы не должны их мучить, унижать, срывать на них свою злобу. Они служат нам на потребу дня, пищей, необходимой, чтобы продолжать жизнь.

Каждый имеет в себе образ Божий, поэтому руку поднимать на человека недостойно, опять же если речь не идет о защите своего отечества, о защите своего дома, и близких. Если нападают на наших близких нельзя бездействовать, в таком случае ты будешь потакать убийцам, ты сам будешь принимать в этом какое-то участие. Вы знаете, что у нас великие святые земли русской, такие как преподобный Сергий, благословляли воинов на защиту отечества, и монахи Пересвет и Ослябя, которые погибли на поле Куликовом, являются для нас примером этого самоотверженного служения.

«Не прелюбодействуй», — говорит нам седьмая заповедь. Заповедь, повелевающая соблюдать чистоту в своей жизни. Слово «прелюбодействовать» значит изменить своей любви, попрать ее, переступить через нее. «Помните, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», — сказал апостол, — «и горе тому, кто растлит храм Божий».

«Не укради» — эта заповедь гласит о том, что нельзя брать того, что тебе не принадлежит.

Заповедь девятую обычно так формулируют: «не лжесвидетельствуй», т.е. не говори напраслины, как часто бывает, лгут и оговаривают друг друга люди.

И последняя заповедь «не пожелай дома ближнего, ни жены, ни раба, ни скота и т.д.». Если же проще, то можно ее сформулировать так «не завидуй». Зависть один из самых страшных пороков; если мы будем завидовать, то все остальные грехи на нас повалятся. Через зависть грех вошел в мир, ибо дьявол позавидовал человеку, и был искушен Адам и пал.

В десяти заповедях нет указания на оседлую жизнь, на сложную ритуальную систему богопочитания. Скрижали не представляют собой обширного манускрипта, такого как книга «Левит» или «Второзаконие». Все десять заповедей умещались на двух каменных плитах, и сам этот способ написания на двух каменных плитах говорит о их большой древности. «Закон Божий был написан на скрижалях каменных, что означало ожесточение сердец человеческих, написание на них перстом Божиим показывает, что только сила Божия может смягчить каменное сердце человека» - говорит нам один из отцов Церкви.

В истории Израиля нет такого периода, о котором можно было сказать, что заповеди Декалога ему неизвестны. Их цитируют пророки, они включены во Второзаконие. Эти и другие соображения приводят многих историков к выводу, что именно Декалог является первоначальной Моисеевой Торой, т.е. законом, осн о вой основ. При записи был использован так называемый Синайский алфавит, который в ту пору употребляли семиты, соприкасавшиеся с Египтом. И лишь впоследствии, когда семиты восприняли ханаанскую письменность, Синайские записи были переписаны на пергаменте или папирусе. И в таком виде дошли до наших дней. Сами скрижали до нас не дошли. Есть некоторые образцы каменных скрижалей, которые показывают нам образец такой древней клинописи, но сами заповеди дошли до нас только на папирусе. В десятисловии мы видим два основных аспекта: первое — учение о Боге и второе — о служении Ему.

Первая заповедь повелевает поклоняться и чтить единого Бога, избавившего Израиль из рабства Египетского. Моисей запрещает поклонение каким бы то ни было богам, кроме Сущего, Яхве — Бог вселенной, Бог отца Авраама, Исаака и Иакова, ему одному подобает слава, Он есть истинный Бог Израилев, Бог патриархов.

Заключая завет с Израилем через Моисея, Господь преследует одну лишь цель: восстановить в человеке омраченный грехом образ Божий и довести его до совершенства, разверзая для этого небеса и сходя до человека.

Вторая заповедь требует не изображать Бога, отказаться от всякого изображения. Отсутствие изображения Бога стало отличительной чертой ветхозаветной религии. Если народы, окружающие Израиль, допускали изображение своих божеств в виде идолов, это птицы, солнце, различные изображения Ваалов, то Моисей запретил попытки каких бы то ни было изображений Яхве. Весь древний мир не мог отрешиться от представлений о Боге, как о существе, подобном человеку, звероподобном, или по крайней мере, имеющем образ или форму.

Служение избранного народа заключается не в поклонении чему то материальному, а в исполнении нравственного закона, только тогда человек угоден Богу, когда он избегает зла, старается творить добро людям. Смысл этого ветхозаветного учения прекрасно передан в молитве Израиля. Эту молитву израильтяне знали, как мы знаем с детства «Отче наш», с первых дней жизни. Иосиф Флавий рассказывает, что после страшнейшей трагедии, когда Иерусалим был захвачен и от Иерусалима до Кесарии стоял лес крестов, десятки тысяч людей, умиравших распятыми на крестах страшной смертью, молились одной молитвой: «Слушай Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть, люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею силой твоею». Вот вся молитва Израиля. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя и иной, больше сих заповедей, нет»,- говорит Христос Спаситель фарисеям спустя более тысячи лет (Мк. 12:31). Говоря об этих заповедях, Господь указал две опоры жизни, они обнимают всю жизнь в целом. Одна из них дает теоретическое основание жизни, другая указывает на практическое жизненное приложение первого основания. Бог есть Источник жизни, вся жизнь от него, и мы должны любить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением. А любовь к человеку символ любви к Богу. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин. 4:12) И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и ближнего своего. В этих заповедях вся суть ветхозаветной нравственности, в них — сердце закона Божия. Их суть в том, что человек служит Господу, делая добро другим людям. Именно через соблюдение этого основного нравственного принципа будет достигнута цель, которую Бог ставит перед людьми: стать «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6).

Величайшая заслуга пророка Моисея перед всем миром заключается в том, что он осмелился провозгласить утраченный закон, открыть забытые пути к Богу, не устрашась непонимания и противодействия. Слова Синая обращены ко всему миру. Мы видим, что основной целью Синайского закона является нравственное восстановление человека. Однако скрижали, даны людям по грубости их сердец в форме категорического повеления: поступить во всем согласно воле Божией, иначе за преслушание ждет наказание или смерть.

Четвертая заповедь — «храни покой в день субботний».

Пятая заповедь — любовь к родителям. Ввиду того, что человеку ветхому принцип христианской любви еще не был известен, то нравственные обязанности по отношению к ближним выражены в отрицательной форме в отношении греха. Из десяти заповедей Моисея, семь были запретительные. Они предохраняли от самых страшных преступлений: убийства, блуда, прелюбодеяния, кражи, лжи. Как мало ценилась жизнь человека в то время, да и сейчас, к сожалению, она не очень ценится. Однако заповедь гласила: не убивай. Человек сотворен по образу Божию, и жизнь должна быть священна. Древний мир утопал в похотях, вся жизнь его отравлялась ядом животного сладострастия, теперь голос Синая говорил: не прелюбодействуй, сохраняй чистоту твоей жизни. Собственность была провозглашена священной, а воровство заклеймено, как тяжкое преступление: не укради. Ложь, лжесвидетельство не должны иметь места среди народа Божия — не лжесвидетельствуй. Запрещая злые пожелания, т.е. зависть, десятая заповедь достигает самого идеала нравственности. Она ценит внутреннее расположение, ибо Бог, проникает в самую глубину человека, в его сердце. Желает не только правости действия, но и чистоты самих намерений.

Итак, в десятословии заключена вся основа ветхозаветного нравственного учения. Весь закон и пророки основаны на этих десяти заповедях.

«Взятое целиком Синайское законодательство по своим началам является необычайным и чудесным в истории человека. Оно не только устанавливает истину Богопочитания, но взаимные отношения между людьми ставит на совершенно новых началах. До этого момента в мире существовали лишь такие законы, в которых притеснитель налагал иго на притесненного, сильный и богатый угнетал слабого и бедного, теперь впервые были провозглашены законы общественного равенства. Бог Израиля освободил всех израильтян от рабства Египетского, всех сделал свободными, поэтому среди них все должны быть равными между собой».

Чтобы этот основной закон жизни не изгладился из памяти народа, Моисей повелел сделать Ковчег Завета, где должны были храниться каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Господу угодно было положить их здесь, чтобы постоянно напоминать Израилю о верности Закону. Был дан и ряд других законов на горе Синай, это законы о собственности, законы о жертвеннике, законы о рабах. Если купишь раба еврея, пусть он работает тебе шесть лет, а седьмой пусть выйдет на волю даром. Опять-таки, до того нигде этого не было, раб был на всю жизнь рабом. Законы об убийстве: кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти, но если он не умышлял, но Бог попустил ему попасть под руку его, то я назначу место, куда бежать убийце. Это о будущих городах-убежищах, которые будут назначены в Израиле, когда Израиль будет жить в земле обетованной, где могли скрыться люди, которые были невольными убийцами. Кто злословит отца своего или мать свою, должен быть предан смерти, кто ударит отца своего или мать свою, тот должен быть предан смерти и т.д. Законы о телесных повреждениях тоже были даны на Синае.

«Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, пусть отпустит их на волю за глаз; если кто выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб». Закон о собственности, чтобы все, что тебе не принадлежит, ты не считал своим, а если случайно у кого-то пропадет и попадет к тебе, то ты должен отдать ближнему то, что ему принадлежит. И другие законы были: «Ворожеи не оставляй в живых. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен». Т.е. очень суровые законы, продиктованные жизнью того времени.

Были также законы, посвященные любви к ближнему, законы о судьях, об отношении к людям, которые так или иначе преступали закон. Был дан закон о седьмом дне, закон о трех праздниках. Главным был праздник опресноков — выход из Египта, Пасха, праздник жатвы первых плодов. «Три раза в году должен являться весь мужской пол пред лице Владыки, Господа (твоего)... Начатки плодов земли твоей принеси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:14-19). Здесь имеется в виду, что молоко, которое дано было на питание козленку, которое должно было продлить его жизнь, является орудием его уничтожения. Чтобы не смешивать понятия жизни и смерти, здесь дано такое предписание.

Затем даны были обетования о земле Ханаанской. «И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонись (Господу) издали; Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем (и будем послушны). И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу (Богу). Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:1-8).

Потом же мы услышим в Новом Завете: «Сия есть кровь Нового Завета». Моисей возбуждал удивление не только у своего народа, но и у народов всего мира. Ни один законодатель никогда не пользовался столь огромной славой между людьми. Как Рим почитал законы Ромула, так народ еврейский ссылался непрестанно на законы Моисея. Но что было особенно прекрасного в этом законе, что он приготовлял путь закону более возвышенному, менее отягченному обрядами, как говорит апостол Павел: «Конец закона — Христос».

 

 

Лекция 10

В дни торжественного праздника заключения завета Моисей часто уходил в горы и долго не показывался. И вот однажды, когда он надолго отошел от народа, израильтяне пришли к Аарону и сказали ему: «Встань и сделай нам Бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, незнаем, что сделалось» (Исх. 32:1). Видимо, это было связано с каким-то праздником, который требовал визуального присутствия Бога. Вы знаете, что Моисей запретил всякое изображение Бога, но так как Моисея не было, они пришли к Аарону с просьбой, чтобы Аарон разрешил сделать им божество. «И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32:2-4).

Аарон сделал то, что они просили, но отнюдь не называл этого тельца богом. Они сами назвали его так. И сказал Аарон: «Завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля (Иакова), рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть ею вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:5-14).

Молитва Моисея сохранила народ израильский. Затем Моисей спускается с горы вместе с Иисусом Навином и внезапно слышит шум. Когда же приблизились к лагерю, праздник был в самом разгаре. В центре был камень, на котором стояла фигура золотого тельца, а народ пел и плясал вокруг тельца и говорил: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской. При виде этого зрелища Моисей в гневе бросил скрижали свои на землю, и они раскололись на куски. Вслед за тем он низверг тельца в костер и горько укорял Аарона за этот поступок и сказал: «Кто Господень, иди ко мне!» Его окружили только левиты. И взял Моисей тельца и «сжег его в огне, и стер в прах и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал Моисею: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали: сделай нам бога, который шел бы перед нами, ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем что сделалось.

«Моисей увидел, что народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности... И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, иди ко мне!» И сказал им: «Возложите каждый меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал им: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» (Исх. 32:25-29). Моисей все-таки исполнил наказание, и хотя сам он не убивал, но поручал это левитам, а левиты уничтожили, видимо, тех, кто остался верен идолопоклонству. Всего было уничтожено около трех тысяч человек, а Израиль был численностью 600 тысяч мужей. Три тысячи — это, видимо, то небольшое число людей, которые пребывали в нечестии и не отвратились от идолопоклонства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных