Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические книги Ветхого Завета». 3 страница




 

Давиду в то время, когда он воцарился, было 30 лет, к этому времени он уже был опытный военачальник и политик. Но не это главное. О Сауле дважды говорится, что Дух Божий сходил на него, оба раза перед сражениями, а о Давиде сказано, что после помазания Самуилова Дух Божий сошел на него и пребывал на Давиде во все время жизни его. С момента его воцарения начинается история одного из наиболее славных, если не самого славного правления среди народа Израильского, которое продолжалось 40 лет.

Давид предпринимает несколько решительных походов, прежде всего, против филистимлян. Давид полностью вытесняет филистимлян в их собственные пределы, а впоследствии одерживает над ними победу.

Семь с половиной лет Давид царствовал, имея резиденцию в Хевроне. После того, как он окончательно утвердился в Израиле, он отправляется в поход для завоевания города Иерусалима, который не был захвачен ни Иисусом Навином, ни в более поздние времена. До времени Давида он не принадлежал ни одному из колен, и находился в очень удобном месте на пересечении главных дорог, соединяющих части царства. Давид захватывает этот город, который становится его собственностью. И в этот город Давид переносит свою столицу и начинает его обустраивать: укрепляет крепость, строит дворец. Начинается новая культурная эпоха для израильтян, поскольку такой роскоши, такой особой городской культуры до этого момента не было.

Давид вел войны со многими окружавшими его народами и ему удалось, помимо освобождения тех земель, которые захватил в свое время Иисус Навин, раздвинуть территорию своего царства.

Обустроив Иерусалим, Давид решает сделать его и религиозным центром. Саул с известной долей небрежения относился к религиозной стороне жизни народа. Со времен поражения при первосвященнике Илии, ковчег находился в Кириафиариме, в доме Аминадава. Давид решает перенести ковчег завета в Иерусалим. Давид перенес ковчег в Иерусалим с великим торжеством, и сам с радостью плясал и скакал перед ковчегом, чем навлек на себя осуждение своей жены Мелхолы, дочери Саула.

Перенеся ковчег, Давид решает построить Храм для поклонения Богу, говоря: «Я живу в доме, сделанном из кедровых деревьев, а ковчег Божий находится под шатром» (2 Цар. 7:2). Пророк Нафан сначала одобряет это устроение, но затем получает откровение от Бога, в котором говорится, что Давид Дом не построит. Ответ этот звучит так: «Скажи рабу Моему Давиду: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля, и был с тобою везде, куда ни ходил ты и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над всем народом Моим Израиля; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему» (2 Цар. 7:5–16). Одновременно с отказом Давиду в возможности построить Храм, ему дается обетование о семени от чресл его, о сыне, который построит храм.

Давид в ответ возносит благодарственную молитву к Богу, где возвеличивает имя Господне. В книге Паралипоменон, завещая Соломону построить храм, Давид добавляет, что Господь не благословил ему самому это строительство, поскольку он пролил много крови и вел большие войны (1 Пар. 22:6–16). Впрочем, Давид не остался вовсе непричастен к постройке Храма, поскольку он занялся приготовлением всего потребного для его сооружения. Этому много способствовал его союз и дружба с царем Тирским, который доставлял Давиду строительный материал.

 

Поучительная история о грехе Давида с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, происходит в момент процветания, покоя и славы.

После того, как Давид вступил в преступную связь и устроил убийство Урии руками Иоава, он был обличен пророком Нафаном. Давид покаялся и был прощен, но пророк сказал: «Как ты этим делом дал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12:14). Весьма назидательно то, как вел себя Давид перед лицом этого наказания. Когда ребенок заболел, Давид молился, лежа на земле, и постился и отказывался есть, и так продолжалось семь дней до тех пор, пока ребенок не умер. Слуги боялись сообщить об этом Давиду, опасаясь, что если он так оплакивал болезнь, известия о смерти он не перенесет. Догадавшись о гибели младенца, Давид спросил об этом, ему ответили; после этого он к удивлению всех служителей встал, оделся, пошел и помолился в скинии, после чего вернулся домой и уселся за трапезу. Когда его спросили о странности такого поведения, он сказал, что до этого момента была надежда на то, что Господь смилуется и сохранит жизнь ребенку, но сейчас, как сказал Давид: «я пойду к нему, а не он возвратится ко мне», поэтому теперь нет нужды поститься и сетовать. Заметим, Давид не перестает надеяться на милосердие Божие даже после вынесения строгого приговора и не ропщет, когда его надежда осталась тщетной. В утешение ему, от Вирсавии родился второй сын, который получил имя Соломон.

Давид в этот период своей жизни обладал традиционной в восточном понимании полнотой почета, богатства и знатности. В частности, у него было много жен и было много детей.

Уже в самые последние годы своего правления Давид решает устроить перепись населения, в результате чего возгорелся гнев Божий на Давида. Почему так? Почему, скажем, в книге Чисел мы видим исчисление народа, и оно производится по указанию Божиему, а здесь вдруг решение Давида вызывает гнев Божий. Для чего, собственно, переписывали людей в древности? С двумя целями: чтобы определить, во-первых, сколько человек можно призвать в случае военных действий, во-вторых, чтобы увидеть, сколько налогов и податей можно собрать с той или иной территории. Во времена Давида не было регулярного налогообложения, его благосостояние держится на военной добыче, на подношениях и дани окрестных народов. Но уже в его время начинается содержание царя за счет внутренних государственных резервов. Нередко даже, по указанию Божию, количество войска сокращалось перед сражением для того, чтобы именно Божия победа была явлена для всех. А здесь Давид устраивает перепись для того, чтобы ощутить ту силу, ту власть, которую он получил.

Господь предлагает через пророка Гада наказание, которое не на самого Давида падает, а на весь народ. Господь предлагает ему либо несколько лет голода, либо преследования от врагов, либо три дня моровой язвы. Давид говорит, что лучше впасть в руки Божии, чем в руки человеческие, и избирает последнее наказание.

Когда это бедствие доходит до Иерусалима, то Давид, видя Ангела Божия, который пришел опустошать Иерусалим, обращается к Богу с молитвой, говоря: «Вот, согрешил я, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2 Цар. 24:17). И тогда Гад приходит к Давиду и велит ему поставить жертвенник на том месте, где он видел Ангела. Давид покупает этот участок земли и ставит там жертвенник. После приношения жертвы поражение прекращается. Описанием этого жертвоприношения оканчивается вторая книга Царств. Впоследствии на месте, где рядом с Иерусалимом поставил Давид жертвенник, Соломон выстроил храм Божий.

Этот эпизод обращал на себя внимание святых отцов, которые, говоря о словах Давида: «да будет рука твоя на мне», считают, что здесь указывается на то, что Христос добровольно предает Себя на смерть. «Давид умолял произнести правдивый приговор на него и на его род, выражаясь как истинный пастырь, и подражая Господу, положившему за овец душу свою» (блаж. Феодорит).

Царствование Давида, несмотря на его ошибки и грехи, было самым выдающимся, образцовым царствованием. Давид навсегда остался идеалом царя, все последующие сравниваются с ним, и никто не превосходит его. Даже пророки впоследствии, когда пророчествовали о Христе, нередко называли Христа отраслью Давида.

Отличительные черты Давида есть его верность Богу, затем кротость и смирение. Эти и другие черты его внутренней жизни гораздо более отчетливо видны из псалмов, которые им были написаны и составляют основу книги Псалтырь.

 

 

Третья книга Царств описывает конец царствования Давида, правление Соломона и затем часть истории разделившихся между собой царств Иудейского и Израильского. Наивысший расцвет и одновременно начало упадка Израильского царства связаны с именем сына Давида Соломона. Вознесенное на основании верности, его царство распадается в результате отступления от Бога. Когда Давид состарился, сын Давида, Адония, решает сделаться царем, не дожидаясь смерти своего отца. Узнав об этом, к Давиду спешно являются Вирсавия и пророк Нафан, которые предлагают ему сделать царем Соломона. Давид поддерживает эту мысль, и тогда руками священника Садока и пророка Нафана, у источника Гион был помазан на царство Соломон. Давид делает его царем. Вот завет, который Давид дал сыну своему Соломону: «Вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его, соблюдай уставы Его и заповеди Его и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде, куда ни обратишься; чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом» (3 Цар. 2:2–4).

После воцарения Соломон отправляется в Гаваон и приносит там жертвы. После того, как Соломон принес тысячу всесожжений, во сне явился ему Господь, предложив просить, что ему дать. Соломон просит мудрости, поскольку, как он говорит, «Я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа, я раб Твой среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло, ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим» (3 Цар. 3:7–9). И Господь говорит: «Вот даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе, и то, чего ты не просил, Я даю тебе — и богатство, и славу, так что не будет тебе подобного между царями во все дни твои, и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои, заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, то я продолжу и дни твои». И дальше идет известная история о том, как мудрость Соломона впервые проявилась в истории с двумя женщинами, которые не могли поделить между собой ребенка. (Решает разрубить его, и та что сжалится над ребенком и есть мать).

Соломон приступает к строительству храма. Впрочем, здесь, уже в третьей главе третьей книги Царств, делается такое замечание, что хотя «и возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3 Цар. 3:3). С самого начала царствования Соломона уже отмечаются некоторые отступления от Закона. «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:30–34).

 

Соломон, царствование которого было исключительно мирное, как благодаря той мудрости, которую он получил от Бога, так и благодаря благословению, которое к нему перешло от отца его Давида, расширил необычайным образом подвластные ему или союзные с ним земли, от которых получал дары и дань. В эти годы (середина X века до рождества Христова) ни в Месопотамских государствах, ни в Египте не было достаточной крепости, чтобы что-то Соломону противопоставить. Тем более он женился на дочери фараона, и вообще, о Соломоне говорится, что он старался все свои политические союзы скреплять браком: у Соломона было много жен и наложниц, что являлось, с одной стороны, символом его могущества, а с другой стороны, закрепляло его политические достижения.

Соломон выстроил себе роскошный дворец, строительство которого продолжалось 14 лет. Заодно, он впоследствии для своих жен построил и капища, поскольку они были из народов языческих. Писание описывает и золотой трон со слоновой костью, и золотую посуду, которые были у Соломона. Приведенный перечень дел Соломона показывает, что он совершенно явным образом отступает от указаний закона Моисеева о том, как должен вести себя царь. Там оговаривается, что не должен умножать царь количество коней и колесниц, а Соломон заводит себе несколько тысяч этих колесниц. Царь не должен собирать себе золота и богатства, а роскошь двора Соломона поражала всех, кто к нему приезжал. Царь не должен умножать себе жен, чтобы не развратилось сердце его, – а у Соломона их очень много. Так что уже здесь закладываются довольно опасные основания для его дальнейшего правления, которые потом приведут к кризису всего Израильского царства.

 

На том месте, которое Давид где поставил жертвенник, Соломон выстроил Храм. Начало постройке было им положено в четвертый год своего царствования. Дворец Соломона строился в течение 14 лет. На строительство Храма ему хватило семи, и по своему размеру Храм был существенно меньше, чем дворец. Собственно, Храм Соломонов по размерам был всего 30 на 10 метров, высота – 15 метров. Значит, внутрь храма Христа Спасителя можно вставить не один такой, как Соломонов. Однако, судя по описанию, по великолепию отделки это было уникальное сооружение.

Когда Храм был построен, туда был перенесен ковчег и вся утварь, хранившиеся прежде в скинии. Храм строился из заранее обтесанных и пригнанных камней. Как говорит Писание, при строительстве не было слышно звука железа, ударяемого о камень. Само же здание Храма было изнутри обито кедровыми досками. Из них же была сделана плоская крыша. Пол был покрыт кипарисовыми досками. Затем, все было отделано золотом. Стены, двери и ворота были украшены драгоценными камнями и резными изображениями херувимов, пальм, цветов. По периметру Храма с трех сторон была сделана трехъярусная пристройка с кладовыми и хранилищами.

Внутреннее разделение было такое же, как и в скинии: двор, вернее, два двора, внешний (нижний) и внутренний (верхний), Святилище и Святое Святых. Во внутреннем дворе находился жертвенник всесожжений, медное «море», десять передвижных умывальниц и два богато украшенных медных столба, каждый из которых имел собственное название. Как видите, по сравнению со скинией появились некоторые отличия. Медное «море» – это огромная умывальница, подставкой которой служили 12 скульптурных изображений быков. В Святилище находился золотой жертвенник кадильный, десять семисвечников и десять столов предложения, по пять на каждой стороне. В Святом Святых находились ковчег и два позолоченных Херувима, вырезанных из дерева.

 

Когда постройка Храма была окончена, на его освящение собрались старейшины со всей страны. Освящение Храма совершалось в дни праздника Кущей. Во Святое Святых был торжественно перенесен ковчег завета (разобранная скиния также была перенесена в храм).

При освящении Храма Соломон обратился к Богу с молитвой, которая имела семь прошений. Он молится о своем доме, о своих потомках, он молится о том, чтобы имя Божие пребывало на этом Храме. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему, но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Будет имя Мое там», услышь молитву, которой будет молиться раб Твой на месте сем, услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем, услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3 Цар. 8:27–30).

Дальше он молится о том, что если кто согрешит против ближнего своего и придет для клятвы в Храм, чтоб Господь обвинил виновного и рассудил между ними. Соломон просит о том, что если будет засуха, то когда израильтяне придут с покаянием и молитвой в Храм, дал Господь дождь, чтобы Господь разрешил голод, который приключится.

Затем он говорит, что «если иноплеменник, который не от Твоего народа, придет из земли далекой ради имени Твоего… и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба и сделай все, о чем он будет взывать к Тебе, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиля, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (ст. 41–43).

Он просит, чтобы во время войны, когда народ будет молиться, обратившись к Храму, Господь услышал молитву их.

И, наконец, последнее. «Когда они согрешат пред Тобою, ибо нет человека, который не согрешал бы, Ты прогневаешься на них и отдашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю далекую или близкую, и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе, [...] то тогда услышь с неба, с места обитания Твоего молитву и прошение их и сделай, что потребно для них. И прости народу Твоему, в чем он согрешил пред тобою, ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи» (ст. 46–51).

После этого приносится жертва. Соломон благословляет весь народ, призывая его ходить путями Господними, чтобы пребывало на них благословение, «чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3 Цар. 8:60). Во время освящения облако, такое же, как некогда наполняло скинию, наполнило Храм, так что не могли там приносить жертвы, Слава Божия осенила этот Храм Соломона. Книга Паралипоменон, в добавление к книге Царств, говорит нам, что «сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы» (2 Пар. 7:1).

 

Недовольство народа постепенно нарастало. Помимо рабов-иноплеменников множество народа собиралось к Соломону для того, чтобы участвовать во всех стройках, которые он вел: крепостей, конюшен, хранилищ для запасов. Соломон разделил землю на 12 частей, причем не в соответствии с разделением по коленам. Это были 12 административных округов, внутри которых он собирал дань, – каждый из них должен был в течении месяца поставлять продовольствие царскому двору, причем посчитано, что этого продовольствия вполне хватило бы на 5– 6 тысяч человек, чтобы хорошо питаться. Соломон обложил всех достаточно тяжелой данью.

Централизация в государстве Соломона была жесткая. Народ был готов это до времени терпеть, но возникал ропот. Это видно из эпизода убийства одного из смотрителей за работами. И все же центральной причиной дальнейших событий была вовсе не непродуманная политика Соломона и не налогообложение, которое он ввел, а его религиозная жизнь.

Уже в самом начале царства Соломона говорится, что он проявлял определенную слабость, принося курения на высотах. «Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и делал Соломон неугодное пред очами Господа <…>. Тогда построил Соломон капище Хамосу, на горе, которая перед Иерусалимом. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам <…> И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но в твои дни Я не сделаю этого, ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего отторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему, ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал» (3 Цар. 11:4–8, 11–13). И действительно, после смерти Соломона царство разделяется. Потому закон и запрещал браки с иноплеменницами, что жены-язычницы были в силах со временем своих мужей тоже привлечь к идолопоклонству.

Итак, ни мудрость правителя, ни богатство и широкие международные связи не помогли устоять этому славному царству, потому что не исполняется самое главное условие Завета, а именно верность Богу.

Разделение царства связано с именем человека по имени Иеровоам из колена Ефремова, который был смотрителем над сбором податей. Однажды, идя куда-то по своим делам, он встретил на дороге пророка Ахию, который разорвал бывшую на нем новую одежду на 12 частей и отдал 10 частей Иеровоаму. При этом он сказал, что это знак того, что Господь ему отдаст 10 колен из рук сына Соломона, и возвестил волю Божию об этом отдании, говоря: «Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкой на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои, но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него 10 колен, а сыну его дам одно колено, чтобы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем, и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля; и смирю Я род Давида за сие, но не на все дни» (3 Цар. 11:34–39). Иеровоам от Бога получает обещание, что если он будет ходить путями заповедей Божиих, то его царство утвердится так же, как н е когда было твердо царство Давида. Значит, Иеровоам имел перед собой великие перспективы. Соломон хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам убежал в Египет и жил там до смерти Соломона.

После того, как Соломон умирает, израильтяне собираются к Ровоаму, его сыну, который приходит для воцарения в Сихем, и просят его облегчить то бремя, которое на них возложил Соломон, говоря, что все главные свершения уже позади и можно уже облегчить и трудовые повинности, и те подати, которыми они обложены. Но Ровоам посоветовался со своими молодыми друзьями и сказал им, что отец его наказывал их бичами, а он будет наказывать их скорпионами и увеличит иго их. И не послушался царь народа. Впрочем, не послушался он именно потому, что Господь уже некоторым образом отступил от него, на нем должно было совершиться то, что было обетовано Богом Соломону. И Израильтяне отложились от Ровоама. «Разошелся Израиль по шатрам своим и только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных царствовал Ровоам… и за домом Давида не осталось никого кроме колена Иудина и колена Вениаминова» (3 Цар. 12:16–20). Совершается то, что было предречено Соломону, и с этого момента до самого времени Вавилонского пленения никогда больше единое царство не восстанавливалось.

Начиная с двенадцатой главы третьей книги Царств и по семнадцатую главу четвертой книги Царств, идет описание параллельной истории разделенных царств. Разобраться в этой истории на основании книг Царств довольно сложно, потому что деяния израильских и иудейских царей приводятся вперемежку.

Время разделения царств – это примерно 930 год до Рождества Христова. Начиная от времени Давида и далее, уже вполне точно можно датировать события Израильской и Иудейской истории, как благодаря хронологии, которая присутствует в самом Священном Писании, так и благодаря историческим и археологическим открытиям, сделанным за последние двести лет. Библейская история уже достаточно тесно связана с историей окружающих народов, от которых остались летописи и хроники. Поэтому с точностью до двух – трех лет можно говорить о времени правления царей и произошедших событиях.

 

В книгах, которые называются Паралипоменон, история изучаемого периода повторяется и дополняется. Наибольшее внимание здесь уделено царствованию Давида и царствованию Соломона. Эти книги были написаны позже, чем книги Царств. История царства подана в очищенном свете, показан только тот подлинно положительный вклад, который ими был сделан. Основное внимание книг уделено Храму, богослужению, служению левитов, о чем мало говорилось в книгах Царств. Здесь описывается разделение череды священства, и служение левитов в хоре и при охране Храма, и другое. Правление царей оценивается именно с точки зрения их благочестия, их отношения к Храму и богослужению, к верности Богу. Книга содержит много речей пророков.

 

В Иудейском царстве, которое включало в себя Иудино и часть Вениаминова колена, сохранялась по-прежнему династия потомков Давида. Несмотря на разные опасности, которым она подвергалась, эта династия просуществовала до падения царства, а в Северном, или Израильском царстве сменилось за 200 лет его существования четыре более-менее продолжительные династии, не считая различных промежуточных правителей, самое короткое правление одного из которых продолжалось 7 дней. В обоих царствах правили по 19 царей.

Рассмотрим сначала историю Израильского царства. Такой подход является несколько искусственным, потому что история Израиля и Иудеи постоянно пересекаются. Но для простоты мы вынуждены это сделать.

Первая династия Израильского царства началась с царя Иеровоама I, из колена Ефремова. Через пророка Ахию он получил обетование. Если он будет верен Завету Божию, то царство его утвердится и будет процветать так, как утвердилось царство Давида. С самого начала этот царь полагается более на мирскую мудрость и на свои практические меры более, чем на помощь Божию. Желая утвердить за собой царство, он пытается отделить свой народ от иудеев в религиозном отношении. Все по-прежнему собирались на праздники в Иерусалим, для поклонения в Храме. Иеровоам решает устроить свои собственные культовые центры, чтобы избавиться от необходимости религиозного общения между двумя государствами. Он устанавливает двух золотых тельцов в Вефиле и Дане и устраивает около них служение, причем поставляет священство не только из числа Левитов, но и из других несвященных колен. После этого он объявляет: «…Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Здесь тот же символ и та же формулировка, что и у горы Синай. Хотя предполагалось, что это – новая форма служения истинному Богу, но по сути, это уже идолопоклонство. Отступление от второй заповеди вскоре повлекло за собой отступление и от остальных, а одновременно с этим – и от Бога. Место Вефиль знаменито тем, что Иакову там было великое богоявление в виде летницы, а теперь именно там было устроено место беззаконного служения.

Правление Иеровоама продолжалось 23 года. Счастливым назвать его нельзя. В 926 году египетский фараон совершил опустошительное нашествие на Израиль и Иудею. За нечестие, за прямое и явное отступление от Завета Божия, и за попытки помимо Бога, своими силами и средствами утвердиться на царстве, Иеровоам получает от Бога приговор о своем отвержении. После смерти Иеровоама сын его Нават воцариться и через год будет уже убит. И родоначальник следующей, второй династии Вааса из колена Иссахарова воцаряется над Израилем.

Среди всех царей, которых Священное Писание нам показывает, не видно ни одного благочестивого царя, ни одного царя, который бы пытался вернуться к Завету Божию и вернуть к нему народ. Следующая династия тоже представлена только двумя лицами – это Вааса, который правил 24 года и его сын Ила, который продержался только 2 года, и был убит воином Замврием, который сумел продержаться на троне только 7 дней, после чего он сам был казнен начальником израильского войска Амврием, который и воцарился.

Из этой, уже третьей, династии, родоначальником которой стал Амврий, мы знаем четырех царей – самого Амврия, его сына Ахава – наиболее знаменитого, Охозию и Иорама. Царствование Амврия – одно из самых ярких царствований Израиля в политическом и военном смысле. При нем был основан город Самария, который с тех пор стал столицей Северного царства. Нужно сказать, что все это время постоянно шла война, и продолжался военный конфликт между Северным и Южным царством. И в эти конфликты, так или иначе, вовлекались окрестные народы. Не будем останавливаться на подробностях этих царствований, тем более, что в религиозном смысле они друг от друга мало отличаются, а вот о царствовании Ахава поговорим подробнее.

Правление Амврия, с политической точки зрения, было весьма успешным. Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных