Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды и объем учебных занятий по дисциплине




Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часов.

Виды учебных занятий Всего часов Часов в семестре*
       
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия          
Лекции (Л)          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Другие виды аудиторных занятий          
Самостоятельная работа          
Курсовой проект (КП)          
Курсовая работа (КР)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Графическая работа (ГР)          
Расчетная работа (РР)          
Эссе (творческая работа студента)          
Реферат (Р)          
Подготовка к экзамену**          
Другие виды самостоятельных занятий          
Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен, курсовой проект, курсовая работа)   зачет экзамен зачет экзамен

 

Содержание учебной дисциплины

Разделы курса.

Раздел 1. Искусство Древнего мира

Раздел 2. Искусство Средних веков

Раздел 3. Искусство эпохи Возрождения

Раздел 4. Западноевропейское искусство в 17-18 вв.

Раздел 1. Искусство Древнего мира

Тема 1. Искусство первобытного общества.

1.1.Происхождение искусства. Теории происхождения искусства. Коллективное и личностное начало в искусстве первобытного общества: эпоха палеолита, эпоха мезолита, эпоха неолита. Древнейшие формы художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура.

1.2.Архитектура. Истоки строительной деятельности человека. Утилитарно-практический характер древнейших построек и сооружений. Культовые сооружения – святилища, жертвенники. Виды мегалитических сооружений – менгир, дольмен, кромлех.

1.3.Изобразительное искусство. Духовное освоение мира в формах и средствами изобразительного искусства. Изобразительные мотивы в искусстве первобытного человека. Орнамент, фигуративное изображение – животные, человек. Реалистический характер этой эпохи. Эволюция изобразительных форм в конце эпохи палеолита, огрубление форм. Распад первобытного искусства.

Тема 2. Искусство Древнего Египта.

2.1.Искусство Древнего Египта. Древнее царство (XXVIII-XXIV вв. до н.э.)

Архитектура. Развитие архитектурной типологии – гробницы, заупокойные и культовые храмы. Архитектурный ансамбль, синтез искусств. Эволюция погребальных сооружений. б) Изобразительное искусство. Портрет – высшее достижение египетского искусства. Реальное и условное в портрете. Приёмы обобщения и индивидуализации в египетском портрете.Рельеф и его разновидности. Официальное и народноеискусство.

2.2.Искусство Древнего Египта. Среднее царство ( XXI-XVIII вв. до н.э.).

Архитектура. Становление храмов с глубинно-осевой композицией. Роль колонн.

Типы египетских колонн. Перистильные дворы и гипостильные залы.

Изобразительное искусство. Сохранение и дальнейшее развитие традиций

Древнего царства. Углубление психологической выразительности в скульптурном портрете. Световая моделировка форм, повышение индивидуальности образов. Черты реализма в официальном портрете.

2.3.Искусство Древнего Египта. Новое царство ( XVI – XI вв. до н.э.).

Архитектура. Размах культового и дворцового строительства. Достижения в создании архитектурного ансамбля. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Архитектура времени фараонов XIX династии. Обращение к традициям древнего царства. Гигантский масштаб сооружений.

Изобразительное искусство. Отражение в живописи и рельефе бесконечного многообразия жизни. Статуи Хатшепсут. Искусство эпохи Эхнатона: разрыв со старой иконографией, поиски новых форм и изобразительных средств. Генезис портрета от натуралистического к глубоко одухотворённому и реалистическому. Портреты Эхнатона и Нефертити.

Тема 3. Античное искусство.

3.1. Эгейский мир.

Периодизация Эгейского искусства. Место архитектуры в искусстве Крита. Царские дворцы Кносса. Монументальная живопись и рельеф. Синтез искусств. Жизнерадостность и декоративность искусства Крита. Архитектура Микен и Тиринфа, её крепостной суровый характер. Мегароны Тиринфа и Микен.

3.2 Искусство.Древней Греции архаического периода (VII-VI вв. до н.э.)

Архитектура. Архитектура как искусство, её ведущая роль в эпоху архаики. Отработка типа древнегреческого храма. Становление ордерной системы, особенности дорического и ионического ордеров.

Изобразительное искусство. Периодизация искусства Древней Греции. «Гомеровский» период – становление греческого искусства. Историческая связь с эгейским искусством. Начало развития мелкой пластики. Художественная керамика «геометрического» стиля.

Развитие пластического декора в архитектуре храма – синтез искусств. Зарождение монументальной пластики. Образы богов, героев, атлетов. Тип обожествлённой мужской фигуры, попытка передать движение, архитектонику человеческого тела. Создание обобщенного типа – идеала героя-гражданина. Вазопись – чернофигурная техника.

3.3.Искусство Древней Греции периода ранней классики (500 – 449 гг. до н.э.).

Архитектура. Эволюция композиции храма и ордера. Храм Афины Афайи на острове Эгина, храм Геры (II) в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Мера, пропорция, гармония как универсальные критерии греческой эстетики. Роль скульптуры в раскрытии художественного содержания храма.

Изобразительное искусство. Героическая тема в искусстве. Фронтонные композиции храма Афины Афайи на острове Эгина. «Дельфийский возничий». Краснофигурная вазопись.

3.4.Искусство Древней Греции периода высокой классики (450-410 гг.).

Архитектура. Ансамбль Афинского акрополя, особенности композиции и образного решения. Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.

Изобразительное искусство. Идеал гармонически развитой личности. Мирон –

проблема гармонии противоположностей в его творчестве. Поликлет – мастер

рациональных, сдержанных образов в скульптуре. Фидий – создатель скульптурных композиций Парфенона.

3.5. Искусство Древней Греции периода поздней классики (VI в. до н.э.).

Архитектура. Усложнение форм, широкое использование ионического и коринфского ордера. Композиция греческого театрального сооружения. Мавзолей в Галикарнасе – новизна композиционного решения. Элементы греческой и восточной архитектуры.

Изобразительное искусство. Рост индивидуализма и субъективизма, отражение этих явлений в искусстве. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара.

3.6.Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.).

Архитектура. Многообразие архитектурных типов и форм. Алтарь Зевса в Пергаме. Жилище. Ансамбль Пергамского акрополя. Градостроительство: города Приена и Александрия в Египте. Инженерные сооружения (Фаросский маяк).

Изобразительное искусство. Связь с искусством высокой и поздней классики. Постепенная утрата гармонического и эстетического идеала.

 

Тема 4. Искусство Древнего Рима (VI в. до н.э. - Vв. н.э.).

4.1.Искусство Этрурии. Этрусский храм (Юпитера Капитолийского). Особенности архитектурного ордера. Гробницы. Инженерные сооружения. Использование полуциркульной арки и бетона.

4.2.Искусство Рима периода Республики (VI-I вв. до н. э.)

Архитектура. Утилитарно-практический характер архитектуры. Типология архитектурных сооружений. Общественные здания. Римский форум. Храмы. Зрелищные сооружения. Жилые дома и виллы. Мемориальные сооружения. Градостроительство: Рим, Помпеи.

Изобразительное искусство. Развитие натуралистических черт в римском скульптурном портрете. Эллинистическое влияние на искусство республиканского Рима: портреты Цезаря, Цицерона. Углубление психологических характеристик.

4.3.Искусство Рима периода Империи (1в. до н.э. – V в. н.э.)

Архитектура. Особенности композиционного и пространственного решения императорских форумов Рима. Культовая архитектура: псевдопериптеры, купольные храмы. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». Зрелищные сооружения. Общественные здания: базилики, термы. Императорские дворцы и виллы. Триумфальные сооружения. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. Характеристика римской строительной техники.

Изобразительное искусство. Принципат Августа обращение к традициям греческой высокой классики. Портрет – ведущий жанр в искусстве. Искусство периода династии Флавиев – усложнение композиции, крупный масштаб. Искусство периода правления императора Трояна – возвращение к строгим типам республиканского портрета. Искусство времени Антонинов. Утрата основных принципов античного искусства – гармонии, реалистичности изображения. Натуралистические тенденции в искусстве времени Северов.

Раздел 2. Искусство Средних веков

Тема 1. Раннехристианское искусство. Возникновение христианской религии. Становление эстетической концепции христианства. Отработка типа христианского храма – базилики. Конструктивные и декоративные начала христианской архитектуры. Распространение монументальной живописи – мозаики.

 

Тема 2. Искусство Византии.

Архитектура. IV–V века – поиски типа церковного здания, отвечающего требованиям христианского культа. Новые конструктивные решения. Использование свободностоящих опор и парусов в купольных сооружениях.VI-VII века – период расцвета византийской архитектуры. Архитектура как инструмент утверждения идеи иерархии светской и духовной власти. Основные типы многокупольный храм. Собор св. Софии – центральный памятник этого времени.IX–X вв. – окончательное формирование крестово-купольной системы в культовой Особенности монастырской церкви.XI-XII вв. Стабилизация зрелого средневекового стиля в архитектуре Византии. Многообразие форм в границах единой крестово-купольной системы.

Изобразительное искусство. Живопись – ведущий вид в искусстве Византии.

Выработка христианской иконографии и нового художественного языка, соответствующего требованиям религиозного культа. Особенности византийской изобразительной системы. Отход от чувственного восприятия мира. Условный язык, образная символика. Синтез монументальной живописи и архитектуры. Назначение иконы. Типы икон, техника, сюжеты.

Композиционное построение иконы, условность, символика цвета.

 

Тема 3. Искусство раннего средневековья У - Х вв.

Архитектура. Освоение варварами принципов каменного строительства. Заимствование типов культовой архитектуры (базилика, крещальня) из римского зодчества. Упрощение композиционных решений, огрубление техники. Становление средневекового облика здания. Возникновение монастырей. Монастырская культура. Сложение типа монастырской церкви. Базиликальные и центрические культовые постройки. Появление сводчатых каменных перекрытий, крипты. Церкви с двусторонней ориентацией, изменение пространственной структуры. Жилище феодала.

Изобразительное искусство. Народные традиции в искусстве раннего средневековья, его прикладной характер. Язык и средства искусства. Приспособление народного искусства к выражению религиозных идей, ассимиляция античных традиций с варварскими.

Тема 4. Романское искусство Х-ХП вв.

Формирование общеевропейского художественного стиля на основе относительно целостных художественных представлений, многообразие форм искусства в рамках одного стиля. Романская базилика. Поиски функциональных, конструктивных, объемно-пластических решений. Тектоника здания. Опоры, арки, своды, романская связанная система. Синтез искусств, художественные поиски. Образная специфика романского храма.

4.1.Архитектура Франции. Фортификационное и замковое строительство.Паломнические церкви. Региональные архитектурные школы.

4.2. Архитектура Германии. Феодальная раздробленность Германии, отражение этого состояния в архитектуре. Развитие традиций архитектуры Каролингов. Величие и пышность имперских соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе.

4.3. Архитектура Итали и. Традиции античного и византийского зодчества. Монастырские комплексы и замки. Главные центры архитектуры: Ломбардия, Тоскана, Венеция. Своеобразие скульптурного декора итальянских храмов.

4.4.Изобразительное искусство романского периода. Стилистические особенности романского искусства: динамичность образов, резкость моделировки, грубоватая обыденность, сочетающаяся с отвлеченностью, подлинный реализм и утрирование природных форм. Общность основных черт романского стиля для всех стран Западной Европы. Скульптура- основной вид романского искусства. Скульптура в интерьере и снаружи храма, синтез искусств.

Тема 5. Готическое искусство ХII-ХV вв.

5.1. Архитектура Франции. Ранняя готика. Культовая архитектура, совершенствование ее планировочной структуры, пространственной структуры интерьера, выразительности западного (главного) фасада. Собор Парижской Богоматери- центральный памятник ранней готической архитектуры. Отражение достижений архитектуры и художественного синтеза в храмах зрелой готики- соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, капелла Сент-Шапель в Париже (ХШ в.). Утрата гармонического равновесия конструктивной и художественной форм в поздней готике.

5.2. Архитектура Англии. Специфические черты английской готики: общий горизонтальный характер композиции соборов, мощный вертикальный акцент над средокрестием, прямоугольные апсиды, решение интерьеров преимущественно архитектурными средствами. Исключительное разнообразие сводчатых перекрытий.

5.3. Архитектура Германии. Влияние архитектуры Франции на раннюю немецкую готику. Зрелая готика, храмы базиликального типа собора в Кельне (ХШ-Х1Увв.). Однобашенные соборы в Фрайбурге (Х1У в.) и Ульме (Х1У-ХУ вв.). Разработка храмов зального типа.

5.4. Архитектура Италии. Неприятие итальянской архитектурной готики как целостной стилевой системы. Особенности итальянской готической архитектуры: сохранение античных и византийских традиций, постоянное обращение к романике, использование ясных простых форм плоскоперекрытых христианских базилик, светлые просторные интерьеры, легкие конструкции. Чувство пропорций, соразмерность, изящество в проработке деталей. Культовая архитектура. «Инкрустационный стиль». Гражданская архитектура: коммунальные дворцы, городской жилой дом.

5.5. Изобразительное искусство. Синтетический характер готического искусства, ведущая роль архитектуры. Готический собор – «библия для неграмотных». Тематика место скульптуры в системе церковного здания. Символика, аллегория, народные мотивы в скульптурном убранстве храма. Рельеф, круглая скульптура. Готический витраж.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных