ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Логопсихология как наукаПлан 1. Логопсихологические знания в системе подготовки учителя-логопеда 2. Логопсихология как область научных знаний 3. Научно-теоретические основы логопсихологии 4. Взаимосвязь логопсихологии с другими науками 1.
Учитель-логопед строит коррекционно-педагогическую деятельность с учетом знаний о познавательном, личностном развитии детей с речевыми нарушениями и наблюдений за каждым ребенком в процессе совместной деятельности. 2. Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера (например, алалия, дизартрия, заикание и пр.), частично возникшая из логопедии. Логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и специальной психологии. Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии. Задачи логопсихологии: Изучение специфики психического развития при первичных левых нарушениях различной степени тяжести и этиологии. Изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи эффективных средств воспитания и образования. Определение принципов психокоррекционной работы в условиях деятельности учителя-логопеда. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития). Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте. Переход логопсихологии на коммуникативную концепцию позволяет исследовать: - паралингвистические средства речевой деятельности (фонация, модуляция, темп, интонация), - невербальные компоненты общения (мимика, жесты, позы, прямые сенсорные контакты, физические контакты. Такой подход позволяет интегрировать лингвистический, психологический и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что крайне важно с позиций социальной адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями в социум. Принципы системно-коммуникативной концепции: парадигма полисистемной коммуникации, динамичность психологических доминант коммуникативной метасистемы, полифункциональная теория коммуникативного взаимодействия, комплексность и системность психологического исследования процесса коммуникации, закономерности многоуровневой иерархической структуры метасистемы, динамическая системная организация коммуникативных функций, полисиндромная диагностика коммуникативных дезадаптаций (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, О.В. Трошин). Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е. Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов; принципы анализа речевых нарушений, которые были разработаны Р.Е.Левиной: принцип развития, принцип системного подхода; принцип необходимости проведения всестороннего медико-психолого-педагогического анализа речевого расстройства. 3. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Большое значение для логопсихологии имеет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина о функциональных системах организма; учение А.Р. Лурия о функциональной организации деятельности человеческого мозга. Важным в данных исследованиях для логопсихологии является понимание системной организации психических процессов. В соответствии с терминологией И.П. Павлова, выделяют первую и вторую сигнальные системы, которые обеспечивают функционирование психической деятельности человека. Сигнальные системы — это механизмы ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды. Первая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр. Вторая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Вторая сигнальная система возникает в ходе культурно-исторического развития человека. Теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным, представляет концепцию нервно-психической организации жизнедеятельности целостного организма, активно и целенаправленно взаимодействующего со средой. В ее основе лежит представление о функции как процессе последовательного достижения организмом приспособительного результата, повышающего его эффективность в конкретных условиях существования. Согласно теории функциональных систем, в основе поведения как активного взаимодействия организма со средой лежат качественно специфические системные процессы (организация нейронных образований в систему). Отношения организма со средой носят циклический, целесообразный и целенаправленный характер. При этом поведение направляется опережающим отражением действительности. Нейропсихологические основы. Согласно теории А.Р. Лурия, в головном мозге выделяются три основных структурно-функциональных блока, которые тесно взаимодействуют между собой, в том числе при осуществлении речевой функции. Локальные поражения коры головного мозга вызывают различные варианты нарушений (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова): • агнозии - гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестического) при сохранной элементарной чувствительности; • апраксии — нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного • афазии — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры головного мозга (у правшей) и представляющие системное расстройство различных форм речевой В коре головного мозга имеется три важнейших для речевой функции сенсорных поля: зрительное, слуховое и соматосенсорное. Зрительное поле располагается в области борозды затылочных долей. Соматосенсорное поле располагается в задних центральных извилинах. В передней центральной извилине полушарий располагается моторное поле, которое управляет мышцами, в том числе имеющими отношение к речи. Взаимодействие описанных структур осуществляется за счет корковых, так и корково-подкорковых связей. Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. В историческом обзоре, представленном Е.Д. Хомской, указывается на ряд этапов в развитии теории функциональной асимметрии мозга. Первоначально преобладала концепция левоплушарной доминантности, основанная «на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга, при этом сама доминантность понималась, как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других связанных с ней высших психических функций». В ходе дальнейших исследований были получены данные об участии правого полушария (ПП) в речевой деятельности, а левого (ЛП) — в обеспечении невербальных психических процессов. Таким образом, в последние десятилетия изучения межполушарных отношений практически произошла смена парадигмы: от теории тотального доминирования левого полушария исследователи перешли к гипотезе парциальной полушарной доминантности и взаимодействия полушарий. В последние годы особый акцент делается на то, что каждая психическая функция обеспечивается совместной деятельностью обоих полушарий мозга, и поэтому можно говорить о преимущественно право- или левополушарных функциях. В настоящее время существуют две концепции функциональной асимметрии в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Психолингвистические основы. В центре внимания психолингвистики находятся вопросы порождения и восприятия речи, ее формирования в онтогенезе. Проблема порождения речи. Анализ процессов речепорождения представлен в современной психолингвистике несколькими подходами. Отечественный подход к анализу процессов речепроизводства базируется на идеях Л.С. Выготского — они позволили определить принципиальные моменты и исходные постулаты психолингвистической теории. Схема продуцирования речи — «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» в общем виде присутствует во всех описываемых в рамках отечественной психолингвистики. Разница состоит в усилении и детализации какого-либо звена из намеченной автором схемы. Все отечественные модели, по мнению А.А. Леонтьева, очень близки и скорее дополняют друг друга, нежели находятся в противоречии. Проблема восприятия речи.Восприятие речи, как и порождение, имеет уровневый характер, фазную структуру и является сложной перцептивной, мыслительной и мнемонической деятельностью. В современной психолингвистике существует несколько подходов к проблеме восприятия речи. Наиболее значимыми являются три теории восприятия речи: акустическая, артикуляторная и теория анализа через синтез. Все исследователи, считая процесс восприятия уровневым, характеризуют его как восхождение от нижнего — сенсорного элементарного уровня к высшему — понятийному целостному. В целом в структуре речевой деятельности могут быть выделены общефункциональные и специфические механизмы, обеспечивающие ее формирование и функционирование. Общефункциональные механизмы представлены когнитивными элементами, которые позволяют усваивать и применять семантические единицы языка и формально-языковые средства (лексического и категориального значения слова, предметно-синтаксического значения морфем, синтаксических значений отношения и т.д.). Специфические речевые механизмы представлены процессами производства и восприятия речи и обеспечивают прием речевых сигналов и их внутреннее перекодирование, а также перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную реализацию. Языковая способность. Согласно А.А. Леонтьеву, языковая способность -совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива. Существуют две точки зрения на природу языковой способности: 1) языковая способность рассматривается как врожденная, передаваемая человеку генетически; 2) языковая способность понимается как прижизненно формирующийся механизм, находящийся в зависимости от влияния социальных факторов. Современный взгляд на проблему соотношения социального и биологического в природе языковой (речевой) способности предполагает как физиологическую основу речевой деятельности, так и обязательное наличие практической, социальной и неязыковой по характеру деятельности. Биологический фактор предполагает учет таких показателей как сохранность или поврежденность мозговых структур, особенности их функционального состояния и последовательность созревания в ходе онтогенеза, тип функциональной межполушарной асимметрии, пол ребенка, наличие или отсутствие сенсорной депривации и доминирующая стратегия освоения языка (синтетическая и аналитическая). Социальный фактор включает в себя такие компоненты, как речевая среда со всей совокупностью речевой продукции, слышимой ребенком; наличие или отсутствие социальной депривации; возраст коммуникаторов и их количество; преобладающий характер общения по вертикали (со взрослыми) или по горизонтали (с детьми) — особенности речевого поведения матери или лица, осуществляющего уход за ребенком (императивный или директивный стиль общения). Исследователями отмечается, что чем богаче речевая среда, чем больше и эмоциональнее общаются с ребенком взрослые, тем благоприятнее условия речевого развития. Огромное значение в освоении языковых единиц, правил их конструирования и употребления имеет речевой опыт ребенка и речь взрослых. Следует отметить, что «язык нянь», косвенные речевые акты и вопросы взрослого, а также совместная предметная деятельность являются необходимыми условиями развития речи на ранних стадиях онтогенеза (С.Н. Цейтлин). Логопсихология тесно связана с рядом наук: общей, социальной, возрастной, педагогической и специальной психологией; нейропсихологией, психолингвистикой, логопедией. Отрасли психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая) позволяют логопсихологии более точно и правильно понимать сущность психики, личности и группы и, опираясь на эти знания, добиться наиболее эффективного изучения особенностей психики детей с нарушениями речи. Для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|