Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Развитие речи в норме




План

1. Речь как уникальная способность человека

2. Развитие речи в нормальном онтогенезе

3. Кризисы речевого развития

 

1. Человек является существом общественным, поэтому развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

Сознание человека формируется в процессе межличностного общения и совместной деятельности людей. Само слово «общение» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей системы передачи информации от человека к человеку. В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемые через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.

Согласно современным представлениям высшие психические функции — это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения.

Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С.Выготскому (1896-1934). М.Г.Ярошевский пишет: «Вклад Выготского в... последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту — слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л. С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте — слове — глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику».[1] Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С.Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.[2]

С точки зрения психологии речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах: внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная.

Внешняя – средство общения;

Внутренняя – средство мышления;

Письменная – один из способов запоминания информации;

Диалог – двусторонний обмен информации;

Монолог – процесс рассуждения;

К свойствам речи относят:

1. Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).

2. Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).

3.Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).

4. Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык – это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание.

Слово как знак, обусловливающий человеческое общение и мышление, обладает таким объективным свойством, как значение, т. е. отношение к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, каким образом он представлен в сознании субъекта. Помимо объективного значения, слово имеет личностный смысл. Он обусловлен тем, какое место занимают в жизнедеятельности и сознании человека данный предмет или явление, а также отношением человека к этому объекту. Таким образом, слова являются суммой чувственного и смыслового (семантического) содержания.

Изучением процесса функционирования индивидуальной системы значений занимается специальная отрасль психологии – психосемантика.

По своему жизненному значению речь имеет полиморфный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец).

У ребенка с нарушением речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи, развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности речедвигательного анализатора, так и слухового восприятия и развития связи между ними, а также от аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности мозга играет большую роль в процессе восприятия речи и в звуковом анализе. Благодаря аналитико-синтетической деятельности ребенок начинает обобщать признаки одних фонем и отличать их от других.

Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий.

Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность по-новому ее усваивать. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятия, на формирование гностических процессов. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщающий характер, развиваются представления, совершенствуется синтетическая деятельность. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становится возможным и такие интеллектуальные операции, как анализ, сравнение и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличительные признаки предметов, обозначаемых определенным звуковым комплексом, т.е. в этом смысле каждое слово уже является понятием.

Специальное изучение влияния словесной системы на анализаторы показало, что словесное воздействие как ускоряет выработку положительно-условных реакций, так и отличает их дифференцировку.

Большое значение придается речи в регуляции поведения.

Одним из начальных этапов в развитии регулирующей функции речи Л.С.Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать свои действия собственной речью. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь.

Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Следовательно, речь у ребенка развивается в тесной связи с основными психическими процессами.

2. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все вышеперечисленные факторы в значительной теснейшим образом связаны с окружающей средой (в том числе, социальное окружение). Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка способствующая развитию движений и речи, задерживается физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое развитие ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Условно развитие речи в онтогенезе можно разделить на два периода – доречевой (довербальный) и речевой (вербальный). Развитие речи начинается у ребенка с 3 месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. К 5-6 месяцам возникает лепет. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, то есть формируется импрессивная речь. Прежде всего, малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12 слов, а иногда и большего количества слов автономного характера (баба, киса, бай, ам). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова и имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать словарь понимаемых ребенком слов (не произносит, но соотносит с предметом). Постепенно у малыша формируется собственная внешняя речь (слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам словарь детей насчитывает 250 – 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Словарь детей достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к 4 – 5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный для общения по объему словарь, практически овладевает грамматическим строем речи. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе.

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

Период Подпериод (или этап) Возраст Развитие предложения  
Объем и типы предложений Грамматический строй  
Предложения из аморфных слов Односложное предложение   1 год 3 мес. Отдельные аморфные слова в роли предложений (29 слов)     НЕТ  
Предложение из двух слов корней   1 год 8 мес. Объединение в одном предложении два аморфных слова (87 слов) НЕТ  
Усвоение грамматической структуры предложения   Первые формы слов 1 год 10 мес.   2 года Рост предложений до 3х – 4 х слов Проявляются первые грамматические отношения между словами: согласование им. падежа с глаголом. Развивается прилагальное подчинения. Многие предложения строятся аграмматично  
Усвоение флексий системы языка 1 год 10 мес.   2 года Дальнейший рост простого предложения, появляются безсоюзные сложные предложения а затем союзные. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте др. в пределах одного значения суффиксы –ок, -чик и др.  
Усвоение служебных частей речи 2 года 6 мес. - 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложные подчиненные предложения. Усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода.  
Усвоение морфологической системы русского языка   3 года     4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Разграничение однозначных морфологических элементов  
  4 года     7 лет Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом который Усваиваются все частные грамматические формы.  
Период Подпериод Возраст Освоения частей речи  
Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения Служебные части речи  
Предложения из аморфных слов Односложное предложение 1год 3 мес. Несколько названий лиц предметов (22 слова) Несколько позже сущест-ых проявляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов) НЕТ НЕТ НЕТ  
Предложение из двух слов корней   1год 8мес. Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч повелительного наклонения: «ниси», «дай» НЕТ НЕТ НЕТ  
Усвоение грамматической структуры предложения     Первые формы слов 1 год 10 мес.   2 года Разграничен начинают употреблять следующие падежи вин. п. с окончанием –у, имен. п. мн. ч. С окончанием –ы, -и (фонетически всегда –и) иногда предлоги с окончанием –е, суффиксы уменьшительности Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2 –го лица, ед.ч., инфинитив,наст.время 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными, чаще в им.п., ед.ч., муж. и жен. Р. Вот, там, где, (де), еще, хорошо (лассо), не надо и др. Смешиваются личные местоимения (О себе говорит в 3-м лице) НЕТ предлогов и союзов. Частицы да, то, не.  
Усвоение флексий системы языка. 1год 10мес.   2года. Усваивается дательный и творительный падежи. Усваиваются главенствующие падежные окончания в ед.ч.: -у, -е, -а, -он, реже –ой. Во мн.ч. –ы (фонетически –и) Усваивается число в изъявительном наклонении изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.) Настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляются после существительных. Мн.ч. только в им.п. Личные местоимения усвоены. Наречия больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги на, у, с.     Союзы то, а, потому что, тогда, когда.  
    Усвоение служебных частей речи 2 года 6 мес.   3 года Усвоены главенствующие падежные окончания мн.ч. –ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания - ов на другие склонения (стулов). Начинают усваиваться другие окончания –а (речка, стулья). Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие «искрасил» (выкрасил) «растемнело» -унификация приставок. С 3х лет усваиваются согласования прилагательных с существительными в косвенном падеже. Появляются краткие причастия. Отмечается смешение рода у притягательных местоимений. Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.  
Усвоение морфологической системы русского языка   3 года     4 года Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении «наконе». Часто нарушается чередование в основах частицы не опускается. Неологизмы с использованием приставок. Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Усваиваются сравнительные степени наречий. Предлоги по, до, вместо, под и др. Союзы что, куда, сколько, столько. Частицы без при условном наклонение.  
  4года     7лет Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числа с существительным в косвен. п. Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. Усваиваются согласованные прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие сидя Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях  
Период Подпериод (или этап) Возраст Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями звука
Звуки стечение согласных
Предложения из аморфных слов Односложное предложение   1 год 3 мес. Часто воспроизводится один слог ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту».   а, о, у, и, м, п., б, к, г, д., ть, нь, ль, сь. НЕТ НЕТ  
Предложение из двух слов корней   1 год 8 мес. Воспроизводится двухсложные слова. В трехсложных часто опускается один из слогов хь, ць, - й. Частоначальный звук в слове или конечный согласный Проявляются в середине некоторых слов льк, ськ, нк, цьк. НЕТ
Усвоение грамматической структуры предложения     Первые формы слов 1 год 10 мес.   2 года В трехсложных словах все еще опускается иногда слог чаще предударный «кусу» (укушу). Может сохраняться количество слов в четырехсложных словах. К 2-м годам твердые: и, т, д. Большинство стечений заменяются одним звуком НЕТ
Усвоение флексий системы языка. 1 год 10 мес.   2 года. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги реже приставки. Твердые с, л, затем ы, в, р, з. Смешение в артикуляционно-близких звуков. Все еще не усвоены хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. НЕТ
    Усвоение служебных частей речи 2 года 6 мес.   3 года Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. ч, ш, ж, щ, твердый ц. Заканчивается усвоение групп согласных. НЕТ
Усвоение морфологической системы русского языка   3 года     4 года Звуковая сторона речи усвоена. После 3х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.
  4 года     7 лет С 4 лет 6 мес. попытка объяснить слова на основе их значения (детские этимологии). С 6 лет размышления по поводу рода существительных. Наблюдение над синонимами.
                               

 

Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьирует в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды. Для развития речевой функциональной системы необходимо нормальное созревание и функционирование нервной системы.

Речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и другие.

Традиционно выделяют три функции.

1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

Надо отметить также еще одну особенность сигнификативной функции. Именно она обусловливает тот факт, что люди понимают друг друга, несмотря на многообразие языков, ведь сущность сигнификации (обозначения) одинакова для всех людей.

2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

Информационный аспект коммуникативной функции тесно связан с двумя первыми функциями – он проявляется в обмене информацией между субъектами общения.

Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отношения говорящего как к передаваемому сообщению, так и к самому собеседнику или аудитории.

Волеизъявительный аспект коммуникативной функции представляет собой способность при помощи речевой деятельности воздействовать на собеседника или аудиторию, в результате чего последние воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной степени подчиняются его воле. Именно о людях, наделенных сильной волеизъявительной способностью, обычно говорят, что они наделены харизмой.

Речь, согласно концепции развития мышления в когнитивной психологии, служит стимулом для перехода к использованию в мышлении понятий, то есть к символическому отображению объектов, высшему в процессе познания из описанных Брунером[3].

Так же как и мышление, и воображение, речь участвует в программировании, а, следовательно, в целеобразовании. Это участие происходит и в индивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми. Кроме того, речь составляет важную основу сознания индивида.

Поскольку речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, то структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия и включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

3. При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и значительный риск возникновения нарушения ее функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

Первый критический период (1 - 2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года). Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и пр.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость нервной системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого развития, появляется реакция протеста на завышение к нему требования взрослого.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе такого рода нарушения речи иногда обозначаются термином «эволютивные», т.е. связанные с возрастной фазой развития.

Третий критический период (6 – 7 лет)– начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и пр.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных