Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Особенности внимания




План

1. Внимание как направленность познавательной деятельности

2. Развитие внимания в онтогенезе

3. Особенности развития внимания у лиц с первичной речевой патологией

4. Диагностика и коррекция внимания при речевых нарушениях

 

1. Внимание не является самостоятельной формой отражения или познания. В отличие от познавательных процессов (таких как восприятие, память, мышление и т. п.) внимание не имеет своего специфического содержания – оно проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Следовательно, оно тесно связано со всеми психическими процессами.

В функции внимания входят активизация психических и физиологических процессов, необходимых для сосредоточения на данном объекте, и торможение процессов, мешающих этому. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации, поступающей от органов чувств.

Внимание – это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Относительно физиологических основ внимания в психологии было много споров. В современной отечественной психологии принята интерпретация А. А. Ухтомского. Он высказал мнение, что на уровне физиологических процессов внимание представляет собой доминантный очаг возбуждения в одних участках коры головного мозга, который вызывает, соответственно, снижение уровня возбуждения в соседних участках.

Выделяют ряд функций внимания. Прежде всего это отбор значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирование других – несущественных, побочных воздействий. Далее выделяется функция удержания объектов данной деятельности (сохранение в сознании образов или определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершатся акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Регуляция и контроль протекания деятельности являются функцией, венчающей процесс внимания. Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием различных раздражителей. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание – по типу воспринимающих анализаторов. Объектами мыслительного внимания являются идеи, мысли, объектами мнемического внимания – воспоминания, двигательного – движения.

По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание - сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения.

Второй вид внимания – произвольное. Оно возникает в случае, когда направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательно поставленной человеком целью. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий, оно носит активный характер. Чаще всего произвольное внимание связано с процессом обучения или трудовой деятельностью. Волевые акты, включающие этот вид внимания, часто сопровождаются внутренней речью, дающей самоустановку субъекта сконцентрировать внимание именно на данном объекте.

Третий вид внимания – послепроизвольный. Согласно определению Н. Ф. Добрынина данный вид внимания возникает в случае, когда данный вид осознанной и целенаправленной деятельности достигает автоматизма. В этом случае каждая операция уже существует целостно. В сознании она не распадается на отдельные действия. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности и ее целей. Формирование постпроизвольного внимания помогает сбережению энергетических ресурсов организма.

Внимание обладает несколькими основными свойствами. Это объем, устойчивость, избирательность, концентрация, распределение, переключение и отвлекаемость.

2. Развитие внимания в процессе онтогенеза исследовал Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что данный процесс у ребенка происходит параллельно с развитием его организованного поведения. По мнению Л. С. Выготского, ключ к развитию внимания находится не внутри личности ребенка, а вне ее. Внимание у детей формируется в процессе обучения и воспитания. При этом существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка.

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятель­ности, который меняется с возрастом.

На первом году жизни ребенок уже может некоторое вре­мя заниматься тем или иным предметом, но его внимание еще очень неустойчиво. Этот первоначальный период фор­мирования непроизвольного внимания характеризуется тем, что ребенок, замечая яркие предметы, слыша громкие зву­ки и т.п., с течением времени начинает реагировать на все более и более слабые, но уже знакомые раздражители.

К 2-м годам он уже подолгу сосредоточивается на пред­метах, рассматривая их, манипулируя ими. В этом возрас­те уже возникают зачатки произвольного внимания, свя­занные с тем, что ребенок начинает овладевать речью.

В возрасте 3 - 4 лет дети уже интересуются многими предметами и явлениями, внимательно слушают взрослых, подолгу следят за их работой и сами способны ставить перед собой определенные задачи. Внимание их может быть до­вольно концентрированным, но остается малоустойчивым.

В старшем дошкольном возрасте устойчивость внима­ния заметно возрастает. Однако дети еще плохо умеют управлять им. Они не могут длительно искать какой-либо предмет, сосредоточиваться на нем. Произвольное внима­ние в дошкольном возрасте еще слабо развито, и большое влияние на его развитие оказывает деятельность ребенка, выполнение поручений взрослого, а также игра. Игра при­учает его к наблюдательности, выполнению определен­ных правил, дисциплинирует волю.

Обучение в школе, процесс приобретения знаний — все это способствует быстрому росту у младших школьни­ков непроизвольного внимания, развивающегося на почве возникающих интересов, в частности к учебным занятиям. Оно в большей степени зависит от яр­кости материала, его наглядности и конкретности, от воз­действия на эмоциональную сферу ребенка.

Произвольное внимание также имеет большое значе­ние в учебной работе младших школьников, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у них еще недостаточно развито. Однако наличие многообразных уче­нических обязанностей, требования учителей, влияние детского коллектива, вся обстановка школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания.

В младшем школьном возрасте внимание детей неус­тойчиво, часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в ориентировке в окружаю­щем; отмечается также рассеянность. Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясны задача, цель работы.

Внимание учащихся старших классов получает дальней­шее развитие на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Большое значение начинает приобретать произ­вольное внимание.

3. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т. С. Овчинникова (1996). Ей удалось выявить особенности, отличающие детей с нарушениями речи от здоровых детей, и охарактеризовать продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках. Выполнение корректурной работы детьми шести лет со стертой дизартрией в значительной степени отличается от подобной деятельности нормально говорящих детей. В среднем дети со стертой дизартрией просматривают за одно и то же время меньше знаков по сравнению со здоровыми детьми. Проявление характерной для детей с нарушениями речи общей моторной неловкости затрудняет выполнение задания. Отсутствие сформированных умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс заполнения корректурной таблицы сложным, трудоемким и кропотливым актом, требующим большого волевого усилия.

Особенности внимания детей с нарушениями речи проявляются также в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушениями речи преобладают над другими видами ошибок. Также отмечается большое количество ошибочно вычеркнутых знаков. Это явление связано с низкой концентрацией внимания. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» по всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированное зрительно-пространственных представлений.

Характерная особенность внимания этих детей — отвлекаемость. Причина ее — воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения ошибок больше, чем у детей тормозимых. Разнообразие ошибок можно связать с некоторыми личностными особенностями ребенка. Например, у детей с преобладанием холерических черт темперамента отмечается большая скорость выполнения при пропорциональном росте ошибок, у детей с флегматическими чертами - низкая включаемость в работу, малый объем просмотренных знаков в сочетании с достаточно высокой точностью работы.

Таким образом, у детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.

Сведения о характере внимания у заикающихся немногочисленны (Кулиев Э.М., 1967; Мерлис М.И., 1970; Калягин В. А., 1980, 1983, 1986). В указанных работах отмечается снижение процесса внимания у заикающихся детей, подростков и взрослых. Выявлено снижение темпа выполнения задания заикающимися по сравнению с лицами без речевой патологии. Заикающиеся допускают те же ошибки, что и здоровые лица. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания. У заикающихся отмечается замедление выполнения заданий.

При моторной алалии отмечается истощаемость процес­сов внимания. Характерен низкий уровень его распределения и концентрации: период врабатываемости неустойчив, темп медленный, низкая продуктивность и точность работы. Зна­чительно страдает устойчивость внимания. Медленный темп деятельности сочетается со значительным числом ошибок, что определяет невысокую точность реализации задания. Объем внимания не соответствует возрастным параметрам. Время выполнения задания может отвечать нормативным критери­ям, однако дети допускают большое количество ошибок при отсутствии их коррекции. Особенностью данной группы детей является, недостаточное понимание инструкций к заданиям, а также неоднородность показателей внимания внутри группы. По мнению В.А. Ковшикова (2001), при моторной алалии ха­рактерным показателем расстройства произвольного внимания, является отвлекаемость. Она обнаруживается во всех психиче­ских процессах и при оперировании не только с незнакомым, но и со знакомым материалом. Нередко отвлекаемость возникает даже при условии положительной направленности ребенка на выполнение деятельности, представляющей для него интерес.

При сенсорной алалии страдает, в первую очередь, слуховое внимание, которое характеризуется истощаемостью, затруд­нениями включаемое и чрезвычайно низким объемом (до двух-трех единиц).

4. Специфика диагностики внимания при нарушениях речи заключается в использовании невербальных психодиагностических методик с учетом возраста и уровня интеллектуального развития. Например,

Проставь значки

Цель: оценка переключения и распределения внимания.

Процедура проведения: Перед выполнением задания ре­бенку показывают рисунок и объясняют, что делать. Рабо­та заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно га­лочку, черту, плюс или точку.

Ребенок выполняет задание в течение 2 мин. Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5 х N - 2,8 п) / 120,

где S — показатель переключения и распределения вни­мания; N — количество геометрических фигур, просмот­ренных и помеченных соответствующими знаками в те­чение 2 мин; п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Оценка: Ошибками считаются непра­вильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометриче­ские фигуры.

· Запомни и расставь точки

Цель: оценка объема вни­мания.

Процедура проведения: Используется лист с точками, предварительно раз­резанный на восемь малых квадратов, которые затем скла­дываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — с девятью (все ос­тальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенок получает инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать тебе одну за другой карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточ­ках». Далее ребенку последовательно, на 1—2 с, показы­вается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 с.

Оценка: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроиз­вести на любой из карточек (выбирается та, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое коли­чество точек). Результаты оцениваются в баллах.

Также можно использовать следующие методики - черно-красный вариант таблиц Шульте (13 красных и 12 черных цифр), таблицы Шульте-Платонова, методика Анфимова, буквосочетания, методика Мюнстерберга, методика Пьерона – Рузера и пр.

Учитель-логопед на основе речевого материала, включенного в коррекционно-педагогический процесс имеет возможность осуществлять коррекцию внимания ребенка. Например, ребенку предлагается найти различия между двумя картинками (клоунами) на этапе автоматизации [р]: роза, шарф, красная рубашка, куртка и пр.

Задачами выступают

1. Развитие динамических характеристик: активности, кон­центрации устойчивости, объема, распределения.

2. Формирование произвольного внимания.

3. Формирование различных видов контроля (пошагового, упреждающего, текущего и итогового).

«Будь внимателен»

Цель. Развивать распределение внимания.

Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий с разными интерва­лами вперемежку дает команды: «Лошадки, зайчики, раки, цапли, лягушки». Дети должны выполнять движения в соот­ветствии с командой. «Зайчики» — дети прыгают.

«Лошадки» — дети ударяют одной ногой об пол.

«Раки» — дети пятятся.

«Цапли» — дети стоят на одной ноге.

«Лягушки»- дети прыгают в присядку.

«Найди отличия»

Цель: Развивать концентрацию внимания.

Ход игры. Детей просят внимательно рассмотреть рисунки или знаки и определить, чем они различаются. Дети должны стараться делать это быстро и правильно. Например. «Посмотри внимательно на эти две машинки. Чем же они отличаются?»

«Запрещенное движение»

Цель. Развивать переключаемость внимания.

Вариант 1. Ребенку надо повторить все движения ведущего, кроме одного: когда последует команда «Руки вверх», их сле­дует опустить вниз.

Вариант 2. Предложите детям повторить все движения кро­ме одного: когда следует команда «Присесть», следует остать­ся стоять.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных