ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Использование метода наблюдения для выяснения психолого-педагогического климата классаМетодические указания Практическое занятие проводится в два этапа. На первом - уточняется круг проблем, которые необходимо и возможно решить при помощи метода наблюдения. Отрабатывается схема наблюдения. Проведению обследования предшествует первоначальное знакомство школьного психолога с классом. На уроках, во время перемен, занятий в группе продленною дня выясняются следующие вопросы: каковы характер взаимоотношений учащихся со всеми учителями, в том числе и с воспитателями ГПД, отношение учеников к учебным дисциплинам, активность их на разных уроках, поведение на переменах - в присутствии учителя и в отсутствие его, контакты с одноклассниками своего и противоположного пола, характер реакции на нового взрослого (наблюдателя). Другая группа вопросов, доступных наблюдению, относится к выяснению особенностей педагогического стиля учителя, характера его реакций в разных ситуациях урока, отношения к разным категориям школьников - отличникам, неуспевающим, средним, недисциплинированным и др. В качестве основы для составления схемы наблюдения может быть использован вариант, разработанный Н. Фландерсом, который выделяет десять категорий, дифференцирующих реакции учителей и учащихся на уроке. Описание этих категорий выглядит следующим образом. А. Учитель: 1) принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет собственное отношение в неугрожающей манере; 2) одобряет действия или поведение ученика; 3) развивает идеи, предложенные учеником; 4) задает вопросы, основанные на своих идеях, с интенцией (с установкой) получить ответ от ученика; 5) объяснение, развитие собственных идей; 6) команды, указания, которые должен выполнять ученик; 7) критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету учителя. Б. Ученик: 8) ответ на обращение учителя, свобода высказывания собственных идей ограничена; 9) выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей. В.: 10) Молчание или замешательство взаимодействующих сторон. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций, смысл которых непонятен наблюдателю. На первом этапе практического занятия эта схема может быть дополнена в ходе обсуждения другими "опорными моментами", помогающими фиксировать результаты наблюдения. Второй этап - непосредственно практическое занятие-проводится в школе с последующим обсуждением результатов. Результаты должны быть оформлены в виде "Дневника наблюдений" и "Заключения" психолога. Литература Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. С. 136-142. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. М., 1985. Ч. I и II.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|