Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ




ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 21 января 2015 года

_____________________________________________________________________________________

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ

"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ"

 

1.1. Правоохранительная деятельность,

ее основные признаки и понятие, задачи и цели

 

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.

3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами.

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида.

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- общественного строя Российской Федерации;

- установленной системы хозяйства и собственности;

- порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

 

1.2. Функции (направления) правоохранительной деятельности

 

1.2.1. Общая характеристика

 

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

1) конституционный контроль;

2) правосудие;

3) организационное обеспечение деятельности судов;

4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

5) выявление и расследование преступлений:

- предварительное следствие;

- дознание;

- оперативно-розыскная деятельность;

6) уголовно-исполнительная деятельность;

7) нотариальная деятельность;

8) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

- судопроизводство (уголовный процесс);

- обеспечение безопасности;

- охрана общественного порядка;

- производство по делам о нарушении таможенных правил;

- производство по делам о налоговых правонарушениях;

- контрразведывательная деятельность;

- внешняя разведка.

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач, стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программы дисциплины "Правоохранительные органы", на основе которой в основном и подготовлен настоящий учебник.

 

1.2.2. Соотношение конституционного контроля, правосудия,

организационного обеспечения деятельности судов,

прокурорского надзора, выявления

и расследования преступлений, оказания юридической помощи

и защиты по уголовным делам

 

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления.

 

1.2.3. Особое место конституционного контроля

и правосудия в системе правоохранительных функций

 

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".

Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом. В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ. А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

 

1.3. Общая характеристика правоохранительных органов.

Круг государственных и негосударственных органов,

выполняющих правоохранительные функции

 

Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятия "правоохранительный орган". Критериями, или признаками, правоохранительного органа следует считать:

1) правовую регламентацию его статуса и деятельности;

2) стоящие перед ним задачи - это защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;

3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

1) Конституционный Суд РФ;

2) конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации);

3) суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);

4) арбитражные суды (арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и Суд по интеллектуальным правам);

5) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);

6) Международный коммерческий арбитражный суд;

7) Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

8) третейские суды для разрешения экономических споров;

9) Министерство юстиции РФ;

10) Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

11) органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);

12) руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);

13) органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органы Федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);

14) нотариат;

15) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);

16) некоторые иные правоохранительные органы.

 

1.4. Предмет и система дисциплины

"Правоохранительные органы"

 

Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной. Исходя из содержания рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программы дисциплины "Правоохранительные органы", составными частями предмета дисциплины "Правоохранительные органы" являются:

1) понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;

2) функции (направления) правоохранительной деятельности;

3) понятие, признаки и виды правоохранительных органов;

4) законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;

5) понятие и основные признаки судебной власти;

6) общая характеристика суда как органа судебной власти;

7) понятие и структура судебной системы Российской Федерации;

8) понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;

9) понятие, признаки и принципы правосудия;

10) понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;

11) порядок формирования, состав, структура и компетенция:

- Верховного Суда РФ;

- верховных судов республик, краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) судов, судов автономной области и автономных округов;

- районных, городских, межрайонных судов;

- военных судов;

- специализированных судов;

- мировых судей;

12) правовой статус суда;

13) система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов;

14) полномочия и порядок образования:

- арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);

- Суда по интеллектуальным правам;

- арбитражных апелляционных судов;

- арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

15) иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, третейские суды для разрешения экономических споров);

16) понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ;

17) численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;

18) компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;

19) Председатель Конституционного Суда РФ и заместители Председателя Конституционного Суда РФ;

20) решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;

21) понятие, состав, порядок образования, полномочия Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

22) статус судей;

23) требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;

24) порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;

25) квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;

26) статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;

27) организационное обеспечение деятельности судов;

28) Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;

29) администраторы судов, их функции;

30) задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;

31) территориальные органы юстиции;

32) нотариат;

33) органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор;

34) акты реагирования прокурора на нарушения закона;

35) система органов прокуратуры и их организация;

36) Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;

37) прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

38) полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

39) организация работы прокуратуры района (города);

40) порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);

41) прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

42) функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;

43) требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;

44) общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении:

- оперативно-розыскной;

- дознания;

- предварительного следствия;

45) круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; пределы их полномочий;

46) взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений;

47) понятие и виды органов дознания;

48) понятие и виды органов предварительного следствия;

49) правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя;

50) система следственных подразделений ОВД, ФСБ, Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

51) руководитель следственного органа;

52) юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской Федерации;

53) понятие и направления деятельности адвокатуры;

54) адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;

55) президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;

56) адвокатские образования первого звена;

57) права и обязанности адвоката, порядок и условия присвоения статуса адвоката;

58) Федеральная палата адвокатов РФ;

59) оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры, и др.

 

1.5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы"

с другими юридическими дисциплинами

 

Без достаточных знаний правовых институтов, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда, органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины как уголовный, гражданский, арбитражный процесс. Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права. Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти, а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия, такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой, прежде всего, имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организована так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право, а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи. Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное, изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы", понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельность. В свою очередь ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса. Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных - понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, - к таковым также следует отнести:

- институт процессуальной самостоятельности следователя;

- процессуальный статус руководителя следственного органа;

- процессуальные права адвоката, выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;

- общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;

- средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- характеристику таких направлений деятельности прокуратуры, как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов.

В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяется система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия. Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права. Соответственно для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности. Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы", как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом. Этот вывод позволяет сделать, по меньшей мере, редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных