Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности методики и организации




В Монтессоре-садике игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек.

Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указыает исследователь технологии М.Монтессори Е.Хил тунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» - самостоятельная деятельность с предметами.

Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуще­ствляет данный природой и Богом уникальный путь развития.

В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называ­ют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытке осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса ж приблизиться к проблеме.

После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полнос­тью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.

Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.

Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.

В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются к обсуждаются доклады и сообщения.

Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетра-дей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори). Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, перево-дит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.

Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.

Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому».

Примечание. Технология М. Монтессори богата частными идеями, которые встречаются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Примером такого использования является методика Е.Н.Потаповой. Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму. Она использует буквенные трафареты М. Монтессори и включает три этапа:

1) тренировку мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольный фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и.снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности в отличие, например, от арабской);.

2) запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);

3) многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.

Благодаря методике Е.Н.Потаповой дети научаются каллиграфически писать, у них повышается орфографическая зоркость и экономится 20-30 часов учебного времени.

Литература

1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори- материал. - М.: Мастер, 1992.

2. Зверев А. Открытие Поталовой // Учительская газета. - 1986. - 2 декабря.

3. Корнетов Г. Метод Монтессори //Частная школа. — 1995. — М 4.,

4. Коултер Ди Джой, Монтессори и Штейнер // Учительская газета. - 1992. - №5.

5. Монтессори М. Руководство к моему методу. - М., 1916.

6. Монтессори М. Свободное трудовое воспитание. - П.- М., 1921.

7. Монтессори М. Значение среды в воспитании //Частная школа. — 1995. — М 4.

8. Потапова Е.Н. Радость познания. - М., 1990.

9. Поташник М. Право на эксперимент // Народное образование. - 1989. - № 9.

10. Поташник М.М. Эстафета творчества // Советская педагогика. - 1987. -Мб. И. Рыбина Л. Почему все увлекаются // Первое сентября. - 1993. - 5.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных